Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
учитель биологии Гурная Татьяна Владимировна. Жосалинская средняя школа-детский сад Каргалинского района Актюбинской области Цель: Формирование знаний учащихся о строении скелета человека и значении опорно-двигательной системы. Задачи: 1.Изучить особенности опорно-двигательной системы, исследовать взаимосвязь строения и выполняемых функций; 2.Развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы, конспекты; 3.Создать на уроке доброжелательные отношения между всеми участниками проекта, атмосферу творческого поиска, формировать положительную мотивацию в исследовательской деятельности. Межпредметные связи: физика (рычаги, сила трения, сила тяжести, деформация, упругость), химия (реакции окисления, органические и неорганические вещества), ОБЖ (приемы оказания первой помощи). Технология В.Ф. Шаталова с элементами проектной технологии. Методы: частично поисковый, исследовательский. Оборудование: 1) Таблицы: «скелет человека», «строение костей», «соединение костей», 2 )Презентация (14 слайдов), 3) Раздаточный материал (карточки), 4) Мультимедийный проектор, интерактивная доска Ход урока 1. Организационный момент. 2. Мотивация к применению знаний (через выявление проблемы). Вступительное слово учителя: «Главным объектом изучения сегодня на уроке является скелет человека. Вопросы о строении и значении скелета для вас не новые. Ведь скелетами обладают многие животные, которые изучались в курсе 6 и 7 классов. Возникает проблемный вопрос: скелет человека уникален или нет? Имеется ли какое-либо сходство в строении скелета человека и животных, или он построен по особому плану? Давайте вспомним, что мы уже знаем о скелетах животных? Что такое скелет? Какие бывают типы скелетов? Помогут нам в этом учащиеся первой группы. Их задача была проследить развитие скелетов, начиная с одноклеточных животных, и заканчивая млекопитающими животными». 3. Защита проектов 3.1. Защита проекта группой № 1 Тема проекта: «Эволюция скелетных систем» а) План работы группы №1 1. Что такое скелет? Каковы функции скелета? Какие бывают типы скелетов? 2. Изучить строение скелетов беспозвоночных животных. Заполнить таблицу Группы беспозвоночных Наружный или внутренний скелет Чем представлен скелет? Строение скелета 1 Простейшие Раковинные амебы Фораминиферы Радиолярии 2. Кишечнополостные Мадрепоровые кораллы 3. Губки 4. Членистоногие Речной рак 5. Моллюски Брюхоногие (улитки) Двустворчатые (ракушки) Головоногие 6.Иглокожие Морской еж 3. В чем преимущества и недостатки наружных скелетов? Состав группы учащихся, освящающих эту проблему Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты Руководитель Компьютерная презентация Докладчик подбор рисунков Демонстратор оформитель презентации б) Ответы на вопросы оппонентов. в) Самооценка и оценка работы группы №1 оппонентами по 5-ти бальной системе. Слово учителя: «Итак, позвоночные животные имеют внутренний скелет. Самого высокого уровня развития он достигает у млекопитающих. Учащиеся второй группы занимались сравнением скелетов позвоночных животных. Их задача была выявить черты сходства и различия, а так же объяснить их причины». 3.2 Защита проекта группой № 2. Тема проекта: «Особенности строения скелетов позвоночных животных». а)План работы группы №2 1. Изучить строение скелетов хордовых животных. 2.Заполнить таблицу «Внутренние скелеты позвоночных животных». Класс животных Скелет головы Скелет туловища Скелеты конечностей Ланцетники Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие 3. Выявить черты усложнения в строении скелетов позвоночных животных. Состав группы учащихся, освящающих эту проблему: Состав группы Роли в группе Материалы, подготовленные группой для защиты Руководитель Компьютерная презентация Докладчик Подбор рисунков Демонстратор оформитель презентации б) Ответы на вопросы оппонентов. в) Самооценка и оценка работы группы №2 оппонентами. Мы продолжаем с вами изучать одно из удивительных творений природы-человека 4. Изучение нового материала по плану 1.Скелет головы 2.Скелет туловища 3.Пояс верхних конечностей 4.Скелет свободной верхней конечности 5.Пояс нижних конечностей 6.Скелет свободной нижней конечности Работа с таблицей. Отдел скелета Кости, его составляющие Скелет головы Позвоночник Грудная клетка Плечевой пояс Верхняя конечность Тазовый пояс Нижняя конечность 5. Закрепление Перенесите, пожалуйста, таблицу себе в тетрадь. Особенности строения скелета человека Отделы скелета Особенности Причина Череп. 1.Мозговой отдел больше лицевого. 2. Меньше развиты челюсти. 3. Выступ на нижнечелюстной кости (подбородок) (Трудовая деятельность, пища, речь) Позвоночник. 1. 4 изгиба: 2 вперед (лордозы), 2 назад (кифозы). 2. Тела позвоночников увеличивается от шейного к крестовому. 3. Расширяется грудная клетка. 4. Позвоночник укорачивается. ( Прямохождение) Нижняя конечность 1. Массивные кости бедра и голени. 2. Массивные кости стопы. 3. Сводная стопа. ( Прямохождение) Пояс нижней конечности 1. Расширение тазовых костей. (Прямохождение) Верхняя конечность 1. Кости рук легче и подвижнее. 2. Расположение большого пальца перпендикулярно остальным. (Трудовая деятельность.) Прямохождение развивалось постепенно в процессе эволюции и дало целый ряд преимуществ. Но посмотрим на некоторых из нас и как будто? и не было этих миллионов лет. Маленькая физическая активность приводит к нарушению осанки. Я попросила учителя физкультуры порекомендовать нам несколько упражнений, выполняя которые можно предупредить изменение осанки. Давайте разучим их. 6. Подведение итогов урока Домашнее задание. Будем надеяться, что существование человека, как вида будет продолжительным (если человек, мы, будет решать экологические проблемы) и отсюда естественный вопрос: Как отразится эволюция на скелете человека будущего? Учёные предполагают, что человек будущего и его скелет будут также сильно отличаться от настоящего, как современный человек от своих предков. Итак, запишите домашнее задание: Выучить таблицу в тетради, нарисуйте скелет человека будущего, и что больше всего повлияло на эти изменения, параграф 23 стр 77-83.. | |
Просмотров: 7682 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|