Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Определение сортов мёда по пыльце растений; лекарственные свойства медов нашей местности
Уверена, что нет такого человека на земле, который бы не знал, что такое мёд и о его бесконечных свойствах, особенно в области медицины. Желая получить больше информации о влиянии мёда и его остаточных элементах (прополис, воск, маточное молочко, перга, пыльца, пчелиный яд и т.д.) на здоровье, люди обращаются к пчеловодам и часто сами начинают разводить пчёл, становятся пасечниками. На сегодняшний день очень много людей на Земле, которые любят и ценят мёд и с уважением и любовью относятся к пчёлам. Перелетая с цветка на цветок, пчёлы переносят пыльцевые зёрна, опыляя растения и тем самым повышают на сотни тысяч тонн урожайность семян подсолнечника, гречихи, донника и многих- многих растений, фруктовых и ягодных культур. Мёд - бесценный дар природы. Человек придумал много хитроумных машин и всяческих химических, зачастую вредных для человека препаратов, но пока что не изобрёл такую машину, такой препарат, которые могли бы делать этот ни с чем не сравнимый по целебным, питательным и вкусовым свойствам продукт, в создании которого участвуют только пчёлы и цветы. Пчеловодством на Руси занимались с давних времён, оно приносило людям не только материальное благо, но и душевное равновесие: люди учились у пчёл трудолюбию, коллективизму и дисциплине. Царь Соломон (9 век до нашей эры) советовал: «Сын мой, ешь мёд, потому что он хорош, и медовые соты, которые, сладки и для твоего вкуса». Аристотель установил, что пчёлы переносят мёд в медовом зобике , а пыльцу- на ножках.Часто бывая в лесу, на полях лугах я наблюдала за уникальными созданиями пчёлами. И заинтересовалась тем, что пчёлы несут в улей на ножках пыльцу растений и как она влияет на определение сортов мёда. Моя работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части я изучала, систематизировала и обобщала материал по интересующим меня вопросам, а в практической проводила исследовательский эксперимент. Данная тема интересна и актуальна, так как употребление мёда является важной частью жизни детей и взрослых. В любой стране мира каждый человек примерно употребляет от 3 до 10 и более килограммов этого ни с чем не сравнимого, лечебного и энергетического продукта. Люди употребляют мёд, потому что это полезно и вкусно. Но, при избыточном употреблении мёда могут возникнуть аллергические процессы и излишний вес. Поэтому каждый человек должен знать сорта мёда и его свойства. В процессе исследования нами использовались следующие методы работы: метод сбора материала, метод анализа и сравнения при составлении таблиц, экспериментальный метод (опыты с тремя видами пыльцы и тремя видами мёда). В результате исследования мы выяснили, что пыльца, приносимая пчёлами в улей действительно соответствует сорту мёда данного улья. Цель моей работы: - рассмотреть и изучить пыльцу растений; - изучить биологические особенности медоносных растений; - изучить лекарственные свойства медов нашей местности - показать влияние мёда на организм человека; - изучить основные компоненты мёда. Оборудование: ульи, пчеловодческий инвентарь (дымарь, сетка, белый халат, стамеска), лупа, микроскоп ученический. Раздел 1. Теоретическая часть 1.1 Мёд. Что это такое? Пророк Мухаммад призывал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану». Мед - это сладкая, вязкая, тягучая жидкость, которую производят пчелы из цветочного нектара. Согласно трактатам, посвященным пищевым стандартам мед «должен являться чистым продуктом, что не предусматривает добавление в него какой-либо другой субстанции… Сюда же входят вода и разнообразные сахарозаменители». Исходным веществом для приготовления меда служит сок, создаваемый растениями. В его состав входят углеводы, аминокислоты, некоторые органические кислоты, а также фитонциды – защитные вещества, оберегающие растение от опасностей. В резервуаре - зобике нектар, собранный пчелами насыщается ферментами, образующимися в специальных железах. При этом он обогащается липидами и органическими кислотами. В восковых сотах нектар дополнительно перерабатывается и превращается в мед. Технология производства меда, казалось бы, проста. Но до сих пор человек, обладая самыми совершенными технологиями производства продуктов питания, не может искусственно воссоздать мед. Мёд - это углевод, но углевод, который достается нашему организму "бесплатно" в отличии от сахара. И так мы уже знаем, что сложные углеводы организмом не усваиваются, требуется энергия по разложению их на простые сахара. Вот от этой - то черновой работы пчела и избавляет человека, давая ему возможность использовать энергию в других, возможно, более высоких целях. Надо отметить, что в процессе жизни человеческий организм гораздо больше изнашивается от переработки пищи, чем от неумолимости времени. Чем больше мы перенапрягаем наш желудок, тем больше у нас коэффициент износа и, увы, рельефнее пейзаж морщин. 1.2 Состав мёда и его влияние на организм В мёде содержится около 60 различных веществ. Главной составной частью всех сортов мёда являются углеводы: глюкоза (виноградный сахар) и фруктоза (фруктовый сахар). 100 г. мёда содержат 0,3-3,3 % белков, 77,2 % углеводов и дают организму 335 калорий энергии. В мёд входит целый ряд ферментов, которые значительно ускоряют реакции обмена веществ, протекающие в организме. Из минеральных веществ в состав мёда входят соли кальция, натрия, магния, железа, серы, йода, хлора, фосфора, а в некоторых сортах встречается радий. Количество многих минеральных веществ в меде почти такое же, как в крови человека. Мёд содержит микроэлементы, такие, как марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, литий, никель, свинец, олово, цинк, осмий и другие.Мёд включает ряд органических кислот (яблочная, винная, лимонная,молочная, щавелевая) и витамины. В мёде находится относительно большое количество витамина В2 (0,5 мг%), РР (0,2 мг%), С (2мг%). По последним данным, в нём обнаружены также витамин В6, пантотеновая кислота, витамин Н (биотин), фолиевая кислота, витамины К и Е. Глюкоза, не утруждая желудок, поступает непосредственно в кровь. Таким образом, пчела не только поставляет нам ценный продукт, но она оплачивает природе счета за удовольствие от его употребления.и если люди, в рационе которых постоянно присутствует мед, отличаются долголетием, то это потому, что пчела не проживает и сотой доли того, что она могла бы прожить при сытой и праздной жизни. Поэтому может стоит уважать пчелу уже только за это?... Мед - это прежде всего биологический продукт в котором содержится ... необходимых для нашего организма компонентов. Прочитав, вы удивились, а где цифра, вот тут то и загадка! Если в шестидесятые годы, учеными обнаружилось всего около 60 компонентов, то с развитием науки к началу 21 века ученые насчитывают в меде около 500! компонентов. А время идет, техника развивается, и что покажут исследования в будущем неизвестно, и мед до сих пор остается непознанной загадкой для человека. Пятьсот компонентов, необходимых человеку, что же это за компоненты? Ферменты - это вещества, которые существенно ускоряют обменные процессы в организме, то есть процессы могли бы произойти и сами, но ждать, по видимому, пришлось бы долго. Главный фермент в меде - инвертаза, тот самый, от одного вида которого сложная молекула сахарозы распадается на две простые: молекулу глюкозы и молекулу фруктозы. От него и происходит название "инвертированные сахара". Мед содержит большое количество минеральных солей и микроэлементов. Причем необходимо отметить, что количество, концентрация и соотношение друг с другом многих минеральных веществ в меде почти такое же, как в крови людей. То есть если человеку требуется некоторое количество элементов, то съедая в день столовую ложку меда, вы получаете полный набор. В этом плане мед вообще не имеет себе равных. В меде содержится соли кальция, фосфора, магния, натрия, железа, йода. Кобальт - в районах с нехваткой этого элемента у живых организмов наблюдается бесплодие, недостаточность ведет к нарушениям роста, веса, развития, нарушению кроветворения. Кальций и фосфор - необходимы для формирования костей. Соли висмута - уничтожают возбудителя сифилиса. Соли лития - обладают противоартритным действием. Никель и цинк - снижают сахар в крови. Стронций - облегчает удаление продуктов обмена через почки. Золото - обладает лечебным воздействием на туберкулезную инфекцию. При недостаче натрия в организме нарушаются функции почек. Сера - способствует детоксикации организма при отравлениях тяжелыми металлами, благотворно действует при артритах. Молибден - для правильного развития организма необходимо ежедневное поступление 1-2 мг., так он участвует в процессах образования аминокислот и белков. Хлор - организм постоянно нуждается в притоке ионов хлора, потому что хлор косвенно действует на метаболизм ... Мед - это просто клад минеральных веществ. Если в ежедневном рационе недостает этих веществ - возникают различные болезни. Регулярное и умеренное же потребление меда восполняет эти недостатки и способствует восстановлению здоровья. Витамины, так же как и ферменты и минеральные вещества, являются звеньями одной цепи, обеспечивающей организму нормальное функционирование, и недостаток их, как и недостаток любого компонента в организме, ведет к нарушению обмена веществ. Мед содержит небольшие, но вполне измеримые количества витаминов. Их содержание меда имеет одну важную особенность: витамины в меде не разрушаются и не улетучиваются, как это происходит с витаминным составом большинства продуктов. Если зелень, сорванную с грядки, не отправить сразу в рот, то через 24 часа она едва ли наполовину сохранит свои биологически активные вещества. Зато в меде эти витамины жизни сохраняются в активном состоянии и почти без потерь в течение нескольких лет. Особенно важно это помнить весной, когда наступает авитаминоз. Витамины в меде представлены, главным образом, группой B (B1, B2, B6, B9), а также витаминами C, E, H, A, D. Так что добавленный в пищу вместо сахара (вспомните, что вы положили в чай...) мед окажет вам поистине неоценимую услугу, в особенности это важно запомнить ослабленным и истощенным людям. 1.3. Пыльца, форма, размер, цвет пыльцы Цветочная пыльца - это мужской элемент цветка, представляет собой естественный, высококачественный, концентрированный, питательный и биологически активный продукт питания. Микроскопическое исследование сортов пыльцы показали боль¬шую разнообразность их формы в зависимости от их происхождения. Они имеют, например форму кофейного зерна, овальную, круглую, ку-бическую. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПЫЛЬЦЫ Вода 3- 4% Восстанавливающие сахара 20—40% Не восстанавливающие сахара 0—20% Жиры 1—20% Белки 11—35% Аминокислоты 10—45% Зола 1— 7% Анализ этого продукта показал, что в пыльце 27 элементов: натрий, калий, никель, титан, ванадий, хром, фосфор, циркон, берилл, бор, цинк, свинец, серебро, мышьяк, олово, галлий, стронций, барий, уран, кремний, алюминий, магний, марганец, молибден, медь, кальций, железо. Целебные свойства пыльцы, которую пчелы приносят в ульи, хорошо изучены, но все же, наверно, никогда никто не сможет сказать, что ее тайны полностью раскрыты. 2. Практическая часть Определение сортов мёда по пыльце растений 2.1. Анализ и определение различных видов пыльцы в одном сборе Вот как практически следует приступать к работе Прежде всего, не нужно считать, что обязательно надо иметь дорогостоящий лабораторный прибор. В большинстве случаев одни зерна пыльцы видимы при увеличении в 60 раз, другие (почти все) — при нормальном увеличении от 100 до 150 раз. А многие научные работники начинали исследования с помощью дешевых микроскопов, причем им удавалось увидеть такие детали, какие неопытный глаз не разглядит и в более сильный прибор. Такой прибор, т.е. ученический микроскоп есть у нас в школе, в кабинете биологии. Беру предметное стекло размером в 76 X 26 мм и кладу на стол. Готовлю одну обножку, слегка раздавив входящие в нее зерна, и с помощью кисточки переношу несколько зерен на стекло. Затем, пользуясь, спичкой пропитываю зерна глицерино-желатином, я обозначаю просто кусочек свечи с глицерином, какую легко купить в любой аптеке. Свечу можно использовать без предварительной обработки, а можно растопить в водяной бане с небольшим количеством воды с 50-процентной примесью глицерина. Для начала можно брать просто каплю глицерина. Наконец, чтобы защитить пыльцу от ветра или от собственного дыхания, покрываю ее покровным стеклом. Переношу свой временный препарат на столик микроскопа. Глядя сбоку, опускаю объектив как можно ближе к покровному стеклу, а затем настраиваю микроскоп, поднимая объектив. Можно рассматривать сухую пыльцу в полевых условиях, поместив ее между предметным и покровным стеклами. И тогда вы увидите чудо: бесчисленное множество крошечных архитектурных памятников с тем большим разнообразием форм и цвета, чем больше различных видов пыльцы окажется на стекле. Беру атлас, а также учебник «Биология» 6 класс автор Корчагина, а также газета «Пасека» издание 2010 г. и сравниваю с содержащими на рисунках зёрнами пыльцы. Делаю собственные зарисовки любопытных или ценных зерен пыльцы. Несколько раз я использовала сильную лупу и мои первые представления были основаны на внешнем виде пыльцы. Многие виды пыльцы окрашены в желтый цвет. Среди желтых зерен пыльцы вы без труда найдете пыльцу ивы: в ней почти всегда содержатся растительные волоски, которые легко заметить. Пыльца плодовых деревьев, тоже желтая, узнается по блеску. Зерна у нее крупные. Имеет значение и форма обножки. Она часто помогает уточнить растение, с которого была собрана. Например, рапс дает твердые, большие, хорошо округленные обножки, а подсолнечник, пыльца которого очень близка по цвету, дает, наоборот, рыхловатые, небольшие обножки неправильной формы; то же можно сказать и о липе. Зерна пыльцы, напоминающей тонкую муку, чрезвычайно мелки. Более близкое ознакомление с некоторыми из них может принести пользу и поэтому я указываю их размеры из справочника пчеловода. В качестве единицы измерения взята одна тысячная миллиметра, или микрон, обозначаемый мкм. Итак, именно в этих единицах будут даны здесь средние диаметры зерен нескольких самых распространенных видов пыльцы растений нашей местности: Зерна пыльцы Диаметр мкм MelilotusmacrorhizaPers. Донник 24,5 Pinnssilvestris Сосна обыкновенная 44,0 TrifoliumcampestreSchreb. Клевер полевой 26,0 Medicago L. Люцерна 31,5 TiliaplatyphyllaScop. Липа мелколистная 33,0 Fagopyrumesculentum L. Гречиха 37,0 Onobrychissativa L. Эспарцет обыкновенный 35,0 Corylusavellana L. Лещина 27,0 Trifoliumrepens L. Клевер белый 30,0 Итак, размеры зерен чрезвычайно малы, — они колеблются в пределах от 24,5 мкм, то есть двадцати тысячных или двух сотых миллиметра, до 44 мкм, то есть до сорока семитысячных — едва одной двадцатой миллиметра. По крайней мере, таковы зерна тех видов пыльцы, которые приведены в этой таблице. Из всех известных видов, самые крупные зерна у пыльцы тыквы — до 140 мкм; самые мелкие или одни из самых мелких у незабудки — около 10 мкм. 2.2 Определение сортов мёда по пыльце растений В этом году почти одновременно зацвели липа мелколистная 10/07, 15/07 гречиха посевная и с 20/07 почти все медоносы (василёк луговой, осот полевой, пустырник обыкновенный). Сидя около ульев на лавочке и наблюдая за работой пчёл, я заметила, что в один улей (под буквой И) пчёлы усиленно несли один и тот же вид пыльцы. Стряхнув несколько зёрен, я решила рассмотреть и узнать с какого растения они несут её. Используя микроскоп и лупу определила, что пыльцевые зёрна шаровидно-сплюснутой формы, имеются щелевидные короткие борозды, цвет светло - желто-зелёный. Сравнила с рисунком и описанием растение по книге «Медоносные растения и их пыльца» автора А.Н.Бурмистрова. Я предполагала, что это пыльца с липы мелколистной, так и оказалось. Стало быть, неся пыльцу с липы, пчёлы несли нектар с этих растений. Как известно, липа очень сильный медонос ( медопродуктивность, если благоприятные условия, 10-14 кг мёда в день). Через несколько дней замечаю, что пчёлы улья «С» несут совершенно другую пыльцу темно- коричневого цвета. Взяв в руки препарат и использовав то же оборудование, пришла к выводу, что это пыльца гречихи посевной, так как она эллипсоидальной формы, имеются бороздки, края притуплённые, поры слабо заметные. Стало быть в этом улье мёд будет в основном гречишным. Ещё через неделю присмотрелась к двум другим ульям. Там пчёлы несли пыльцу и нектар с разных медоносов, отличающихся по цвету, форме, граням и порам. Вокруг цвели различные медоносные растения, поэтому, понаблюдав, пришла к выводу что в этих ульях мёд должен быть цветочным. Через две недели, когда поспел мёд, начали его откачивать. И отделив взяток с каждого улья, рассмотрели каждый сорт. К моему большому удивлению и радости, сорта мёда оказались точно такими же, как я и предполагала. В улье «И» мёд был липовым, в улье «С» гречишным, а двух других «Н» и «Ю» мёд оказался цветочным. 2.3. Лекарственные свойства медов нашей местности МЁД-КОРЕНЬ И ОСНОВА МЕДИЦИНЫ. Название мёда зависит от вида растений, с которых собран нектар, например, гречишный, подсолнечниковый, эспарцетовый, донниковый, липовый, акациевый, вересковый и др. Такой мёд называется монофлорным. Но мёд может содержать примеси иного происхождения. Примеси в незначительном количестве не влияют на качество мёда. Мёд, выработанный пчелами из нектара различных растений, называют полифлорным. Из полифлорных медов чаще всего встречаются полевой, лесной и луговой. Липовый мед - наиболее высококачественный сорт меда. Липовый мед обладает ароматом липы, сладкий, бледно-желтого цвета. Содержит 39,27% фруктозы и 36,05% глюкозы. У липового меда сильно выражены питательные и лечебные свойства. Липовый мед обладает антибактериальными и противомикробными свойствами. Оказывает отхаркивающее, слегка слабительное, сердечно-укрепляющее действие. Гречишный мед - имеет яркий светло-коричневый цвет с немного красноватым оттенком, обладает сильным приятным ароматом и хорошим вкусом. Гречишный мед содержит до 0,3% белка и значительно больше железа, чем светлые меды. Мед в сотах - намного полезнее откачанного, поскольку натуральный воск, из которого состоят соты, сам по себе обладает лечебными свойствами. А в сочетании с медом все эти ценные качества проявляются еще больше. Такой мед надо есть небольшими кусочками, долго и тщательно пережевывая соты (как жевательную резинку). Окраска мёда зависит от вида растения, с которого пчелы собрали нектар. По цвету различают три группы сортов мёда: светлые, умеренно окрашенные и темные. Темный мёд полезнее светлого. В нём содержится больше минеральных и других веществ. Питательные и лечебные свойства при нагревании меда - снижаются. Наибольший вред меду приносит температура выше 50°С. Мёд при этом теряет бактерицидные свойства и аромат. Чем интенсивнее и длительнее влияние тепла, тем больше ухудшаются качества мёда. Натуральный пчелиный мед содержит почти все микроэлементы и по составу напоминает плазму крови человека. В состав меда входят важнейшие ферменты: диастаза, амилаза, каталаза, фосфатаза. За счет содержания фитонцидов мед обладает бактерицидным действием. В нем содержатся витамины B1, рибофлавин, пиридоксин, пантотеновая кислота, никотиновая кислота, биотин, фолиевая кислота, а также аскорбиновая кислота (витамин С). Мёд обладает бактерицидным действием, усиливает обмен веществ, ускоряет регенерацию тканей, оказывает противовоспалительное, рассасывающее и тонизирующее действие. Мёд нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, стимулирует функцию внутренних органов, предупреждает склероз, нормализует сон, стимулирует защитные силы организма и т.д. Искусственный мёд, полученный из сахара, не имеет лечебных свойств характерных для натурального мёда. При внутреннем применении мёд является мощной энергетической подпиткой, так как усваивается организмом человека на 100%. Мёд нейтрализует спирты. Мёдом можно вылечить алкоголизм, давая столовую ложку меда каждые полчаса выпившему человеку, в каком бы состоянии он не находился. При этом, вырабатывается отвращение к спиртному, человек перестает пить. При наружном применении мёд обеззараживает, убивает всех микробов, стафилококк и пр. Сотовым мёдом можно лечить катаракту глаз, так как мёд усиливает кровообращение в месте применения, что приводит к очищению тканей. Мед усиливает кровообращение, предупреждает появление отеков, благотворно влияет на иммунитет, повышает силу и выносливость организма, усиливает продолжительность жизни. Заключение Результаты проведённого исследования различного вида показали, что по пыльце растений можно определить сорта мёда. В нашей местности обильными медоносами являются в основном липа, гречиха, подсолнечник, рапс, плодово - ягодные растения. И изучая пыльцу этих растений, мы пришли к выводу, что можно получить монофлорный мед, который широко применяется, как пищевой продукт, а также и лекарственное средство от многих болезней. Мёд и пыльца растений основные компоненты пчеловодства и их употребление укрепляет и сохраняет здоровье людей. Какой мед лучше? Вкусы у всех разные. "На вкус и цвет, товарищей нет". С разных трав мед бывает разного цвета, аромата, вкуса. Например, гречишный мед имеет своеобразный аромат, и специфический вкус. Одни покупатели просят только этот мёд, а другие его терпеть не могут. Но употребление этих продуктов пчеловодства зависит от благосостояния и жизни людей. Список использованной литературы: • Жизнь золотого роя. А.Г.Белинский и др. • Кормовая база. Н.П.Каменева • Пасека России.№1,3,5 группа авторов пчеловодов • Медоносные растения. З.А.Аверин • Медоносные растения и их пыльца. А.Н.Бурмистрова. Биология 6 класс.Е.В. Корчагина Приложение Таблица №1 Диаметры зерен нескольких самых распространенных видов пыльцы растений нашей местности Зерна пыльцы Диаметр мкм MelilotusmacrorhizaPers. Донник 24,5 Pinnssilvestris Сосна обыкновенная 44,0 TrifoliumcampestreSchreb. Клевер полевой 26,0 Medicago L. Люцерна 31,5 TiliaplatyphyllaScop. Липа мелколистная 33,0 Fagopyrumesculentum L. Гречиха 37,0 Onobrychissativa L. Эспарцет обыкновенный 35,0 Corylusavellana L. Лещина 27,0 Trifoliumrepens L. Клевер белый 30,0 Таблица №2. Химический состав пыльцы Компоненты пыльцы Содержание (%) Вода 3-4 Восстанавливающие сахара 20-40 Не восстанавливающие сахара 0-20 Жиры 1-20 Белки 11-35 Аминокислоты 10-45 Зола 1-7

Источник: http://Жизнь золотого роя. А.Г.Белинский, Пасека России.№1,3,5 группа авторов пчеловодов
Категория: Биология | Добавил: Надюша (2012-01-02) | Автор: Надежда E
Просмотров: 2487 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 11:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru