Задачи: 1. Познакомить учащихся со строением сердца, работой сердечных клапанов, сердечных камер, особенностями сердечной мышцы, способами регуляции работы сердца.
Дать понятия сердечного цикла, автоматизма сердца.
2. Развитие у учащихся логического мышления, умения сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.
3. Воспитание у учащихся культуры речи, бережного отношения к своему здоровью, развитие навыка работы с таблицами, тестами.
Цель урока: 1. Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями, углубить изучение кровеносной системы.
Оборудование: 1. Таблицы: «Кровеносная система», «Строение сердца»,
«Сердечный цикл», «Сердечные клапаны».
2. Разборная модель сердца.
3. Биологический диктант для проверки усвоения материала.
4. Презентация «Строение и работа сердца»
Форма урока: комбинированный урок с использованием проблемной технологии.
Ход урока
I. Организация учащихся.
Постановка цели и задач урока: Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).
Раздается звук « сердца» (проекция на компьютере) Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса «Сердце».
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Много произведений посвящено «сердцу». Кто знает хоть одно из них?
• М. Горький – «Смелое сердце Данко».
• Вильгем Гауф – «Холодное сердце».
Учащийся – «Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга . . . Какое оно мое сердце? Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке…
Итог: подготовка учащихся к работе.
II. Проверка знаний учащихся.
….
1. Беседа по вопросам:
• Назовите органы системы кровообращения.
• Какие сосуды называются венами?
• Какие сосуды называются артериями?
• В чём заключается взаимосвязь строения и функций капилляров?
• Чем различается строение стенок вен и артерий?
• Почему утверждение, что по венам течёт венозная кровь, а по артериям – артериальная, неверно?
2. Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения?
(Рассказ учащегося у доски с использованием схемы «Кровообращение».
Итог: активизация опорных знаний для восприятия нового материала.
II. Изучение нового материала.
1. Местоположение и строение сердца человека.
(Рассказ учителя с использованием (слайд №1,3) «Строение сердца» и модели сердца с опорой на знания учащимся о строении сердца млекопитающих из курса зоологии).
Учащиеся записывают в тетрадь:
перикард – околосердечная сумка
эпикард
миокард стенка сердца
эндокард
2. Сердечные клапаны (слайд№2)(строение, местоположение, значение):
створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан.
Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.
Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.
3. Сердечный цикл. (Слайд№4)
(Рассказ учителя с элементами беседы и рассуждения)
Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.
Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?
(Рассказ учителя о работе сердца на примере одного сердечного цикла с использованием (Слайд №5,6) «Сердечный цикл» и заполнение таблицы «Сердечный цикл» в тетрадях по материалу учебника.
Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. . Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.
4. Автоматизм сердца.
(Рассказ учителя)
Сердце способно самопроизвольно сокращаться вне организма. А.А. Кулябко (1902 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, погибшего от пневмонии, через 20 часов после смерти. С.С. Брюхоненко – через 100 часов. (Он создал аппарат искусственного кровообращения.)
Постановка проблемного вопроса: почему сердце такой живучий орган?
Попробуем ответить на этот вопрос. Оказывается, сердце способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца. (Учащиеся записывают определение в тетрадь). Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой.
На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно - полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.
Итог: учащиеся делают вывод, что высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца.
5. Регуляция работы сердца.
(Беседа с опорой на знания учащихся о нервной и гуморальной регуляции функций в организме)
На доске – схема. Учащиеся делают схему в тетрадях.
Нервная регуляция работы сердца
Усиливает работу сердца Замедляет работу сердца
симпатическая нервная парасимпатическая нервная
система система
Гуморальная регуляция работы сердца
Усиливает работу сердца Замедляет работу сердца
адреналин ацетилхолин
норадреналин соли калия
тироксин
соротонин
соли кальция
Кроме того, на работу сердца оказывает влияние температура, эмоции, боль. (Слайд №7,8)
Итог: учащиеся делают вывод о том, что работа сердца зависит от внешней среды и от состояния самого организма.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Беседа по вопросам:
Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки?
Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?
V. Выводы по уроку.
Все этапы урока подводят учащихся к ответу на вопрос, поставленный в начале урока. Высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца, согласованностью нервной и гуморальной регуляции.
VI. Проверка прочности усвоения нового материал
4.В заключение урока учитель осуществляет проверку усвоения знаний на уроке с помощью биологического диктанта.
Биологический диктант:
Задание: при условии верного изречения под его номером ставим «+», при неверном изречении под его номером ставим «-».
1.сердце состоит из 3-х камер.
2.сердечный цикл длится, 0,8 сек
3.парасимпатическая система замедляет работу сердца
4.сердце иначе называют миокардом
5.сердце человека располагается в полости грудной клетки слева.
С последней парты работы передали вперед для проверки.
1 2 3 4 5
- + + + -
VII. Задание на дом. Выставление оценок.
Домашнее задание: 1-уровень. п.23 изучить, подготовить сообщение « Спорт и деятельность кровеносной системы».
2-уровень. п.23 изучить, решить задачу.
В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.
Источник: http://учебник по биологии, 8 класс. Колесов, Маш |