Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Молодо не зелено /Об организации и значении учебно-исследовательской деятельности учащихся колледжа/ Крупное научное открытие дает решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия. Дьердье Пойа Учебно-исследовательская деятельность учащихся - залог успеха науки XXI века. С древнейших времен до наших дней наука служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Все, что нас окружает сегодня - плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, которые являются прикладными формами научной деятельности человека. Учебно-исследовательская деятельность учащихся- это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. В эпоху современности развитие исследовательских способностей необходимо уже на ранних стадия обучения. Так зачастую старшая ступень школьного образования практикует использование исследовательского подхода в обучении, что дает свои результаты на дальнейших уровнях образования. Каждая стадия образования характеризуется своими особенностями в исследовательской деятельности, которые в определенной последовательности дополняют и расширяют друг друга. Раскрывая сущность учебно-исследовательской деятельности на уровне колледжа, постараемся доступно описать необходимость развития данного направления в обучении. Искомой, или так сказать отправной, точкой данного направления, по мнению большинства педагогического сообщества должен стать сам учитель, преподаватель, который сам посеет это семя стремления к познанию неизвестного. Другими словами, процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы: процесс учебного познания содержал общие и частные методы научного исследования на всех его этапах; в нем присутствовала не только учебная деятельность, но научно-образовательная, поисково-творческая; была актуальна внутрипредметная, межпредметная и межцикловая связь; познавательная деятельность совершенствовалась и постепенно усложнялась; преобладала атмосфера сотрудничества между преподавателем и учащимися; Таким образом, на средней ступени обучения учащийся постепенно овладевает исследовательскими знаниями, т. е. способами и приемами работы с информацией, которые в свою очередь, являются результатом познавательной деятельности. Это ведет к развитию исследовательских умений, т.е. к способности осознанно совершать действие по поиску, отбору, переработке, анализу результатов познавательной деятельности. В основу организации исследовательской работы учащихся положены следующие принципы: добровольность и личная заинтересованность в проведении исследования; исследовательская работа является осознанным выбором учащегося в совершенствовании профессионального уровня; выбор тем должен отвечать профессиональной направленности; Вышесказанное позволяет нам разделить исследовательскую работу в колледже на два уровня. Первый – это исследовательская деятельность в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий, предусмотренных учебным планом, которая завершается выполнением курсовых или дипломных работ. Второй уровень предусматривает исследования в рамках некого сообщества, в котором студенты объединены общими интересами и преследуется единая цель – развитие критического мышления. Перед участниками таких сообществ ставятся одинаковые задачи: Формирование мотивации к исследовательской деятельности Поэтапное овладение методами изучения информации, постановкой и проведением исследования Развитие критичности Но не исключены и индивидуальные исследовательские работы, так как их выбор сугубо добровольный. Второй уровень представляет для педагогов более креативный характер. Основными его формами является работа мастерских, кружков, групп, дискуссионных клубов. Кружок объединяет учащихся, проявляющих интерес к одной и той же дисциплине. Из собственного опыта уже на протяжении многих лет педагогической деятельности использую элементы технологии критического мышления путем постановки проблематики в ходе учебного процесса. Данная технология тесно переплетается с исследовательской деятельностью. Примером может послужить работа исследовательского кружка «Красота вокруг нас» при кабинете «Экология земельных ресурсов», в котором ведутся такие предметы как экология и ботаника. Членами кружка в основном становятся учащиеся вторых курсов, но не исключены и первокурсники, которые на протяжении всего обучения в колледже занимаются исследовательской работой. Работа над одной темой объединяет обычно 3-4 учащихся и проходит следующим образом: организационное собрание, проводимое в начале учебного года, предусматривает предложение тем исследований, каждая из которых сопровождается наличием научной литературы; ознакомление с правилами ведения исследовательской работы; составление общего графика работы. Каждой из групп отводится время на обдумывание плана работы, который затем обсуждается и корректируется наставником. Начальный этап работы дает каждому члену группы представление о том, в каком виде их исследовательская работа может выглядеть на завершающем этапе. Перед ними стоит выбор основных форм представления исследовательской ра¬боты: исследовательский проект научный отчёт программа словарь справочное издание доклад статья выступление тезисы докладов После распределения тем начинается главная и основная работа кружка. Ведется наблюдение за каждым учащимся, стараясь предсказать проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе работы. Может случиться так, что учащийся постесняется задать вопрос, считая себя достаточно взрослым для его самостоятельного решения, а затем, так и не придя к ответу, откажется от исследования вообще, приняв решение о собственной исследовательской несостоятельности. Такие психологические проблемы часто встают перед учащимися 1 курса. Причиной является сложившийся стереотип, что учащийся - это уже полностью сложившийся человек, и сам должен решать свои проблемы. На самом деле же, мышление учащихся младших курсов ещё несёт в себе большой отпечаток школьного и, говоря откровенно, просто детского. Поэтому конфликт между «взрослой» моделью поведения и юношеским мышлением может перечеркнуть все усилия педагога. Важным моментом в исследовательской работе являются сами методы исследования. Непосредственно наш кружок использует изучение и анализ литературы, наблюдение, анкетирование, опрос, обследование, мониторинг, обобщение собственного опыта работы, математическая обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов. Как правило, по окончании работы члены кружка проводят развернутые конференции. Нами проведены следующие конференции: «Экологическая катастрофа Арала», «Опустынивание земель в Казахстане», «Всё о цветах», «Это чистая планета», «Я живу на Земле», «Красная книга Казахстана», «Заповедные зоны Казахстана», «Знай и люби землю- кормилицу», в которых представляются работы юных исследователей нашего колледжа. Последний два года наш кружок занимается исследованием лекарственных растений, как на территории с. Чаглинка, так и на территории Зерендинского филиала ГКПП «Кошетау». Первым достижением в этой области является наше выступление на Агрофоруме. проходившим в этом году на базе нашего колледжа, где Тукешева К. , Абдигалиева Р., Широчкина Н. получили одобрение своей работе. В конце октября мы приняли участие в научной конференции при Академии «Кокше» и заслужили высокую оценку работы студентов научно – преподавательским составом данного учреждения, заняв 1 место в своей номинации, что мотивирует учащихся к более высоким вершинам. Исследовательская работа учащихся является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам учащийся приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать. Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним. Түйін Колледж оқушыларының оқу-зерттеу жұмыстарын ұйымдастыру мен маңыздылығы туралы айтылған. «Біздің айналамыздағы сұлулық» атты үйірме мүшелері ғылыми зерттеу жұмысын айналасып, оқушылар үлкен жетістікке жетті. Summary This article deals with the importance and organization of the scientific research work organized by Katalova T.S. The rich scientific work of the society “The beauty around us” made an extraordinary contribution to the science and reviewed a keen interest to the subject of the students. | |
Просмотров: 2132 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|