Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Г.И.Файль
ГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей №7» г. Семей
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.

Поиски ответов на вопросы «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» привели ученых и педагогов - практиков к попыткам превратить обучение в подобие производственно- технологического процесса. В связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
0 необходимости разработки и использования педагогических технологий педагоги и ученые стали много говорить и многое делать уже в 20-30 годы прошлого века. B частности, известный педагог А.С.Макаренко уже в начале 30-ых годов смело пользовался этими понятиями.[6]
К этим терминам и понятиям стали постепенно привыкать, когда в 60-e годы началось широкое внедрение педагогических технологий сначала в американских, a затем и в европейских школах. Большой вклад в теорию и практику образовательных технологий внесли такие ученые, как Гальперин П.Я., Талызина H.Ф., Беспалько В.П. и многие другие)[6].
Преподавание предметов в современной школе претерпевает
кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое
место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное
содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и
самопознания ученика. Для успешного решение этой задачи возможно благодаря применению инновационных технологий обучения.[2]
Термин «Инновация» (нововведение) трактуется как антоним прилагательному «Традиционный», что предполагает выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся совокупностей способов, методов, приемов обучения.
Целью инновационного подхода к учебному процессу, является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования. И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:
• технологии дифференциации и индивидуализации;
• проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
• технологии проблемного обучения;
• интерактивные технологии;
• информационные технологии:
- мультимедидиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
- уроки на основе электронных учебников;
- презентации. [5]
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в которой необходимо участие ученика в коллективной учебной деятельности, основанной на взаимодействии всех участников процесса обучающего познания.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [3,4]
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеком и человеком или между человеко-машинными системами (ИКТ).
«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями . Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков естественнонаучного цикла.[1,3]
Работая над темой «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках биологии» среди учеников 7-11 классов средней школы –лицея №7 было проведено анкетирование.
Цель анкетирования – выяснить, какие технологии, формы и методы обучения биологии позволяют ученикам лучше усвоить новый материал, закрепить его и запомнить.
100% учащихся отметили, что благодаря учебным презентациям, видеофильмам, интерактивным рисункам, анимациям усвоение материала происходит быстро, непринужденно, с интересом. Подтверждается это и анализом качества знаний.
Актуальность применения информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ):
• качественно новый тип урока (динамика, информативность);
• быстрота получения нужной информации;
• большой спектр наглядных пособий;
• интерес к предмету, желание учащихся отвечать;
• качественная проверка знаний учащихся с помощью интерактивных игр и тренажеров;
• ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.
На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.
В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве.
В своей работе я использую:
Открытая биология , «Новый диск», Физикон;
Биология. Животные. 7 класс. «1С: Школа»;
Биология. Растения. 6 класс. «1С: Школа»;
Электронные уроки и тесты. Растительный мир. «Новый диск»;
Электронные уроки и тесты. Жизнедеятельность животных. «Новый диск»;
Уроки биологии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия;
Уроки биологии. 6 класс. С.Н. Лебедев;
Мир природы. «Новый диск»;
Электронные учебники по биологии, выпущенные научно-методическим центром информатизации образования РК.
Все объекты, предложенные в ЦОР можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем). Учитель также может скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ.
Например, при изучении растений в 6-ом классе использую интерактивные игры: тренажер « Строение светового микроскопа», «Строение растительной и животной клетки», «Строения цветка», «Строение корня». Учащиеся выходят к доске и определяют название частей виртуального микроскопа, название органоидов клетки, частей цветка, находят соответствие между рисунками объектов и их названиями. Затем компьютерная программа показывает правильные и неправильные ответы. Если ученик допускает ошибки, он сразу видит их, а в классе идет их обсуждение. Все ученики включаются в работу.
Очень помогает в работе диск «Жизнедеятельность животных». Для учеников 6 класса разобраться, как устроена выделительная или пищеварительная система дождевого червя, улитки, птицы и коровы за один урок практически невозможно. Материал объемный, да еще, не все дети представляют, о каком животном идет речь, не говоря о процессах пищеварения или выделения. Материал в данном диске позволяет познакомить с животным и показать строение органов и процессы в динамике.
Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты. Например, при проведении лабораторный работы «Строение и способы передвижения инфузории- туфельки» компьютер дает возможность рассмотреть строение инфузории- туфельки, фрагмент фильма демонстрирует волнообразное движение ресничек, раздражимость организма.
Работая старших классах, при изучении тем «Актуальные экологические проблемы современности» традиционно проводится урок-конференция. Учащиеся выбирают темы, готовят проекты, для защиты которых создают замечательные презентации, буклеты, листовки и т. д.
ИКТ успешно используются на всех этапах урока.
Урок биологии в 6 классе тема: « Плоды.Сухие и сочные плоды».
В начале урока, для актуализации знаний учащихся, для подготовки их к восприятию нового материала проведена работа с интерактивным рисунком «Строение цветка». (Образовательный комплекс 1С БИОЛОГИЯ 6 класс.)
Для работы выбран тестовый режим. Два ученика за очень короткое время отмечают все составные части цветка. Это позволяет сэкономить время, наглядно повторить всем учащимся класса строение цветка и моментально проверить правильность выполнения работы.
Так же с целью актуализации знаний, постановки проблемного вопроса демонстрируется флешфрагмент «Сказка про цветок Недотрогу». Данная демонстрация заинтересовала учащихся своей яркостью, динамикой, звуковым сопровождением.
Учащиеся высказывают свои предположения о том ,что же произошло. Создается свободная раскрепощенная атмосфера урока, осуществляется мотивация учащихся к восприятию нового материала
В ходе урока используется интерактивная доска. В флипчарте приготовленном для урока, ученики выполняют задания по распределению растений на разные группы (в разные корзинки). Опять таки, преимущество данной формы работы – наглядность, быстрота, заинтересованность и желание детей, а результат – закрепление пройденного материала.
К уроку составлена презентация в программе Power Point. В презентацию включены схемы, рисунки, фотографии по теме урока.
Оправдывают себя применение таких приемов, как озвучивание анимированных процессов. Для учеников 6 класса тема «Двойное оплодотворение растений» очень сложная, трудная для восприятия. Но динамика процесса в программе Power Point позволяет им во всем разобраться, а неоднократное озвучивание очень хорошо закрепляет этот материал.
По ходу урока, на каждом его этапе, проговариваются текущие выводы и новые понятия, и все это иллюстрируется соответствующими слайдами презентации.
Для закрепления материала урока составлены слайды «Третий лишний».Учащиеся определяют, какой плод лишний и объясняют причину.
В заключительном этапе урока ученикам предложена лабораторная работа с натуральными объектами.
Биология – учебный предмет, в процессе изучения которого могут быть широко использованы информационные компьютерные технологии. Применение компьютера на уроках биологии позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными.
Средства наглядности в сочетании с ИКТ обеспечивают полное формирование, какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Применение информационных технологий повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Литература.
1. Андреева Н.Д., Биология в школе №1 2008
2. Баймолдаев Т.М., Открытая школа №6 2007
3. Бартенева Т.П. Ремонтов А.П. « Использование ИКТ на уроках биологии»., М., 2003.
4. Гин А.А. «Приемы педагогической техники», М.,Вита – Пресс, 2002.
5. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии. «Учитель», Волгоград.2007.
6. Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И. Справочник по педагогическим инновациям. Самара 1998.
Категория: Биология | Добавил: failgal (2012-01-30) | Автор: Файль Галина Ивановна E
Просмотров: 2711 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru