Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Г.И.Файль ГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей №7» г. Семей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ. Поиски ответов на вопросы «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» привели ученых и педагогов - практиков к попыткам превратить обучение в подобие производственно- технологического процесса. В связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии. 0 необходимости разработки и использования педагогических технологий педагоги и ученые стали много говорить и многое делать уже в 20-30 годы прошлого века. B частности, известный педагог А.С.Макаренко уже в начале 30-ых годов смело пользовался этими понятиями.[6] К этим терминам и понятиям стали постепенно привыкать, когда в 60-e годы началось широкое внедрение педагогических технологий сначала в американских, a затем и в европейских школах. Большой вклад в теорию и практику образовательных технологий внесли такие ученые, как Гальперин П.Я., Талызина H.Ф., Беспалько В.П. и многие другие)[6]. Преподавание предметов в современной школе претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели. А само предметное содержание, уступив целевую функцию способам действий, получает новую роль – средства запуска и поддержания процессов саморазвития и самопознания ученика. Для успешного решение этой задачи возможно благодаря применению инновационных технологий обучения.[2] Термин «Инновация» (нововведение) трактуется как антоним прилагательному «Традиционный», что предполагает выход за пределы типичных, наиболее часто встречающихся совокупностей способов, методов, приемов обучения. Целью инновационного подхода к учебному процессу, является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования. И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как: • технологии дифференциации и индивидуализации; • проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической; • технологии проблемного обучения; • интерактивные технологии; • информационные технологии: - мультимедидиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ; - уроки на основе электронных учебников; - презентации. [5] Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в которой необходимо участие ученика в коллективной учебной деятельности, основанной на взаимодействии всех участников процесса обучающего познания. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [3,4] Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеком и человеком или между человеко-машинными системами (ИКТ). «Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями . Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к урокам давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных, нестандартных уроков естественнонаучного цикла.[1,3] Работая над темой «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках биологии» среди учеников 7-11 классов средней школы –лицея №7 было проведено анкетирование. Цель анкетирования – выяснить, какие технологии, формы и методы обучения биологии позволяют ученикам лучше усвоить новый материал, закрепить его и запомнить. 100% учащихся отметили, что благодаря учебным презентациям, видеофильмам, интерактивным рисункам, анимациям усвоение материала происходит быстро, непринужденно, с интересом. Подтверждается это и анализом качества знаний. Актуальность применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): • качественно новый тип урока (динамика, информативность); • быстрота получения нужной информации; • большой спектр наглядных пособий; • интерес к предмету, желание учащихся отвечать; • качественная проверка знаний учащихся с помощью интерактивных игр и тренажеров; • ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. В настоящее время появляется все больше и больше новых цифровых образовательных ресурсов. Их применение позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который в полной мере позволит понять новый материал, разнообразить проверку и закрепление материала. При помощи средств ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве. В своей работе я использую: Открытая биология , «Новый диск», Физикон; Биология. Животные. 7 класс. «1С: Школа»; Биология. Растения. 6 класс. «1С: Школа»; Электронные уроки и тесты. Растительный мир. «Новый диск»; Электронные уроки и тесты. Жизнедеятельность животных. «Новый диск»; Уроки биологии. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия; Уроки биологии. 6 класс. С.Н. Лебедев; Мир природы. «Новый диск»; Электронные учебники по биологии, выпущенные научно-методическим центром информатизации образования РК. Все объекты, предложенные в ЦОР можно скомпоновать в различные презентации к урокам (в зависимости от типа урока, уровня подготовки класса, задач, поставленных учителем). Учитель также может скомпоновать отобранные информационные объекты в нужной последовательности, подготовить материал для лабораторных и самостоятельных работ. Например, при изучении растений в 6-ом классе использую интерактивные игры: тренажер « Строение светового микроскопа», «Строение растительной и животной клетки», «Строения цветка», «Строение корня». Учащиеся выходят к доске и определяют название частей виртуального микроскопа, название органоидов клетки, частей цветка, находят соответствие между рисунками объектов и их названиями. Затем компьютерная программа показывает правильные и неправильные ответы. Если ученик допускает ошибки, он сразу видит их, а в классе идет их обсуждение. Все ученики включаются в работу. Очень помогает в работе диск «Жизнедеятельность животных». Для учеников 6 класса разобраться, как устроена выделительная или пищеварительная система дождевого червя, улитки, птицы и коровы за один урок практически невозможно. Материал объемный, да еще, не все дети представляют, о каком животном идет речь, не говоря о процессах пищеварения или выделения. Материал в данном диске позволяет познакомить с животным и показать строение органов и процессы в динамике. Очень большие возможности открываются при использовании ИКТ при проведении лабораторных работ. Ведь не всегда есть возможность использовать живые объекты. Например, при проведении лабораторный работы «Строение и способы передвижения инфузории- туфельки» компьютер дает возможность рассмотреть строение инфузории- туфельки, фрагмент фильма демонстрирует волнообразное движение ресничек, раздражимость организма. Работая старших классах, при изучении тем «Актуальные экологические проблемы современности» традиционно проводится урок-конференция. Учащиеся выбирают темы, готовят проекты, для защиты которых создают замечательные презентации, буклеты, листовки и т. д. ИКТ успешно используются на всех этапах урока. Урок биологии в 6 классе тема: « Плоды.Сухие и сочные плоды». В начале урока, для актуализации знаний учащихся, для подготовки их к восприятию нового материала проведена работа с интерактивным рисунком «Строение цветка». (Образовательный комплекс 1С БИОЛОГИЯ 6 класс.) Для работы выбран тестовый режим. Два ученика за очень короткое время отмечают все составные части цветка. Это позволяет сэкономить время, наглядно повторить всем учащимся класса строение цветка и моментально проверить правильность выполнения работы. Так же с целью актуализации знаний, постановки проблемного вопроса демонстрируется флешфрагмент «Сказка про цветок Недотрогу». Данная демонстрация заинтересовала учащихся своей яркостью, динамикой, звуковым сопровождением. Учащиеся высказывают свои предположения о том ,что же произошло. Создается свободная раскрепощенная атмосфера урока, осуществляется мотивация учащихся к восприятию нового материала В ходе урока используется интерактивная доска. В флипчарте приготовленном для урока, ученики выполняют задания по распределению растений на разные группы (в разные корзинки). Опять таки, преимущество данной формы работы – наглядность, быстрота, заинтересованность и желание детей, а результат – закрепление пройденного материала. К уроку составлена презентация в программе Power Point. В презентацию включены схемы, рисунки, фотографии по теме урока. Оправдывают себя применение таких приемов, как озвучивание анимированных процессов. Для учеников 6 класса тема «Двойное оплодотворение растений» очень сложная, трудная для восприятия. Но динамика процесса в программе Power Point позволяет им во всем разобраться, а неоднократное озвучивание очень хорошо закрепляет этот материал. По ходу урока, на каждом его этапе, проговариваются текущие выводы и новые понятия, и все это иллюстрируется соответствующими слайдами презентации. Для закрепления материала урока составлены слайды «Третий лишний».Учащиеся определяют, какой плод лишний и объясняют причину. В заключительном этапе урока ученикам предложена лабораторная работа с натуральными объектами. Биология – учебный предмет, в процессе изучения которого могут быть широко использованы информационные компьютерные технологии. Применение компьютера на уроках биологии позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Средства наглядности в сочетании с ИКТ обеспечивают полное формирование, какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Применение информационных технологий повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Литература. 1. Андреева Н.Д., Биология в школе №1 2008 2. Баймолдаев Т.М., Открытая школа №6 2007 3. Бартенева Т.П. Ремонтов А.П. « Использование ИКТ на уроках биологии»., М., 2003. 4. Гин А.А. «Приемы педагогической техники», М.,Вита – Пресс, 2002. 5. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии. «Учитель», Волгоград.2007. 6. Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И. Справочник по педагогическим инновациям. Самара 1998. | |
Просмотров: 2711 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|