Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
ГУ «Вечерняя сменная средняя общеобразовательная школа г. Рудного» Костанайская область, город Рудный ДжусуповаЗауреЭверестовна Урок по биологии «Анализирующее скрещивание» Образовательные задачи: Раскрыть понятие "анализирующее скрещивание", познакомить учащихся с сущностью и причинами промежуточного наследования. Обратить внимание обучающихся на то, что взаимоотношения между генами в клетке и организма не всегда складываются по принципу полного доминирования одного из них, знать законы закономерности генетики. Учащиеся должны владеть генетической символикой, записывать схемы скрещивания растений или животных в генном и хромосомном выражении, решать задачи на анализирующее скрещивание Воспитательные задачи: Воспитывать нравственность и бережное отношение к своему здоровью, объясняя, как отрицательно влияют на наследственность наркотики, алкоголь, курение. Развивающие задачи: Развивать у учащихся умение аналитически оценивать полученную информацию, выполняя компетентностно – ориентированные задачи. Оборудование урока: таблица "Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа",презентация, посвященная анализирующему скрещиванию и промежуточному наследованию, таблица законы и закономерности генетики. Ход урока I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. II. Актуализация опорных знаний (повторение пройденного материала): 1. Фронтальная работа с классом -Совокупность внешних и внутренних признаков организма -место расположения гена в хромосоме -общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида -особь, в генотипе которой находятся одинаковые аллели одного гена -наука о наследственности и изменчивости -особь, в генотипе которой находятся разные аллели одного гена -объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган -гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков -совокупность генов, полученная организмом от родителей -основоположник генетики -общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам -одна особь гибридного поколения -признак, подавляющий другие -подавляемый признак -хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий. Ответы: 1 - генотип, 2 - локус, 3 - изменчивость, 4 - гомозиготная, 5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы, 8 – аллельные, 9 – генотип, 10 –Мендель, 11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный, 14 – рецессивный, 15 – аутосомы 2. Компетеностно – ориентированное задание (решение задачи на повторение ). Ты генетик к тебе обратился юноша правша, мать которого была левшой, женился он на правше, имеющей трех братьев и сестер, двое из которых были левшами, обратился к тебе за помощью определить будут ли его дети левшами? Ответ предоставить в виде схемы. Инструмент проверки (ключ) Верный ответ: – 2 балла Другой вариант ответа – 0 баллов Решение:Р Аа .Аа G Aa Aa F1 AA Aa Aa aa Ответ : Вероятность рождения в этой семье ребенка левши составляет 25 % II. Изучение новой темы : Как определить генотипы исходных форм ? - Учитель объясняет, как генотип можно определить по фенотипу: Р А? .Аа G A? Aa F1 Aa ?a 1)Р Аа аа G A а a F1 Aa аa (1/1) 2)Р АА аа G Aa F1 Aa (1) Если в потомстве одна часть мух имеет серый, а вторая темный цвет значит генотип исходной формы будет Аа . Если все потомство серое, то генотип неизвестной формы будет АА. Учащиеся узнают, что скрещивание гетерозиготной особи (с неизвестным генотипом) с особью гомозиготной по рецессивному аллелю называется – анализирующим. Анализирующее скрещивание - скрещивание, которое проводят в том случае, когда необходимо узнать генотип одной родительской формы с доминантными признаками. Скрещивание проводят обязательно с рецессивной формой. Если поколение все окажется единообразным, то родительская форма была гомозиготной. Если в поколении произойдет расщепление признаков в соотношении 1:1, то родительская форма была гетерозиготной. Этот метод был открыт Г. Менделем который полагал, что анализ расщепления позволит внутреннее свойство зачатковых клеток. Он скрещивал гибриды с рецессивными гомозиготами, которые служили анализаторами, так как образуют гаметы лишь одного типа, а при оплодотворении проявят свойство тех гамет с которыми сольются. Так пусть рецессивная гамета ав (учитываются два признака) соединяются с гаметами АВ и Ав или аВ и ав. Во всех случаях в фенотипе проявляются свойства исследуемых гамет АаВв,Аавв,ааВв,аа вв. IV. Закрепление нового материала (коллективная работа) Задача: Ты селекционер посоветуй у томатов ген красного цвета плодовдоминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся при скрещивании красно- и желтоплодных растений? Дано: А - красные а - желтые кр. х желт. F1 - ? V. Самостоятельная работа. Карточка №1Ты селекционер к тебе обратился фермер за помощью определить генотипы родителей и потомков тыквы, если у фигурной тыквы белая окраска плодов (W) полностью доминирует над желтой (w), а дисковидная форма плодов (D) – над шаровидной (d), белое дисковидное растение, скрещённое с белым шаровидным даёт потомство 3/8 белых дисковых, 3/8 белых шаровых, 1/8 желтых дисковых, 1/8 желтых шаровидных. Ответ предоставить в виде схемы. Инструмент проверки (ключ) Верный ответ: – 1 балл Другой вариант ответа – 0 баллов Р Wwdd .WwDd W-белая w– желтая D-дисковидная d- шаровидная WD Wd wD wd Wd Бел. Диск. Бел .шар Бел. Диск. Бел .шар wd Бел. Диск. Бел .шар Желт .диск Желт. Шар. Ответы генотипы родителей :F1 1/8WWDd,1/8WWdd,1/8wwDd,1/8wwd,2/8WwDd,2/8Wwdd Карточка №2Ты заводчик собак. Хочешь купить собаку с короткой шерстью и быть уверенным в том, что она не несет гена длинной шерсти . Какого партнера по фенотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Каким должен быть результат, если собака чистопородная? У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Ответ предоставить в виде схемы. Инструмент проверки (ключ) Верный ответ: – 1 балл Другой вариант ответа – 0 баллов Карточка №3 Ты птицевод при скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Ответь на вопрос какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы? Ответ предоставить в виде схемы. Инструмент проверки (ключ) Верный ответ: – 1 балл Другой вариант ответа – 0 баллов Ответ: половина цыплят будет белых, а половина пестрых VI. Заключительная беседа. 1. В чем заключается практическое значение анализирующего скрещивания? 2. Почему при анализирующем скрещивании одна из родительских особей обязательно должна быть гомозиготной по рецессивной аллели данного гена? 3. Почему при промежуточном наследовании расщепление по фенотипу и генотипу совпадает? Выводы урока.1.Знание законов моногибридного скрещивания позволяет решать не только теоретические, но и практические задачи (например, в области сельского хозяйства) 2. Анализирующее скрещивание позволяет определить генотип одного из родителей по фенотипам потомков и с учетом генотипа второго родителя. 3. При промежуточном наследовании не наблюдается полного доминирования одного гена. VII. Итоги урока. Посмотрите внимательно на вашу работу и попробуйте самостоятельно оценить объём выполненной вами работы и ответьте на вопросы: - что было для меня достаточно простым - что нового я подчеркнул для себя на уроке при решении задач по генетике - имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни. VIII .Выставление оценок, учитывая количество набранных баллов | |
Просмотров: 2872 | Комментарии: 7 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|