Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Разработка урока биологии по теме "Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор"
Тема: « Группы крови. Переливание крови. Резус фактор».
Цель: Показать, что в основе совместимости ткани, и в частности совместимости групп крови, лежит иммунная реакция, что иммунитет – важнейшее средство приспособления организма к среде обитания и что это приспособление имеет относительный характер. Ознакомить учащихся с правилами переливания групп крови. Сформировать понятие о резус-факторе. Рассказать учащимся в ознакомительном плане о теориях зависимости характера человека от его группы крови и особенностей его питания в зависимости от группы крови.
Развивать представления учащихся о составе крови, о защитных функциях крови, умение работать с дополнительными источниками информации, умение самостоятельной работы в группе при создании презинтаций.
Воспитывать научное мировоззрение по вопросу защитных свойств крови.
Оборудование: интерактивная доска, презентации «История открытия групп крови», «Эволюция групп крови», «Переливание групп крови в медицине», «Диеты по группам крови», «Характер по группе крови», видеоролик «Стань донором!», заготовки опорных конспектов по теме «Группы крови. Переливание крови. Резус фактор», заготовки к схеме «Свёртывание крови», воздушные шарики (модель молекул кислорода и углекислого газа), компьютер.
План урока: I. Орг. момент + д/з.
II.Контроль знаний.
III.Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление нового материала.
VI. Итоги урока.
Ход урока: I. Орг. момент + д/з.
Сообщить тему рока, рассказать о целях урока, о плане работы на уроке. Дать д/з: выучить параграф № 34 учебника, подготовить презентации или сообщения по темам «Лимфообращение», «СПИД – болезнь века».
II.Контроль знаний.
Учащиеся проходят онлайн тестирование по теме «Кровь» на сайте www.testland.ru.
II.Актуализация знаний.
Мы изучили с вами состав и функции крови, выяснили, какие форменные элементы есть в крови, какие функции эти элементы выполняют. Давайте ещё раз вспомним какие клетки крови какие функции выполняют.
Инсценировка «Река жизни».
(автор читает стихотворение, а остальные участники инсценировки осуществляют немое действие)
В каждом человеке есть внутри река, Ещё по руслу плавают другие корабли,
очень необычная, красная она. Не красные, не жёлтые, а белые они!
Разные кораблики по реке плывут, Маневренные, быстрые, врага они найдут,
Все эти кораблики по-разному зовут. Инфекциям и вирусам они отпор дадут.
Вот эритроцитов армады кораблей, Ты знаешь, лейкоцитами те корабли зовут,
очень они важные, ты уж мне поверь. и чужакам не прошенным они лишь смерть несут.
Торговые кораблики кислород везут, А стоит нам пораниться и повредить сосуд,
а потом его же клеткам отдадут, ремонтные кораблики на помощь нам придут,
заберут у клеток углекислый газ заделают пробоину, построив тут же тромб,
и в обратный путь отправятся тотчас. и снова устремится река наша вперёд.
Таким обменом странным довольны все вокруг Такая вот река у нас течёт с тобой внутри,
Все в нашем организме в согласии живут. И я тебе советую: «Ту реку береги!»
Учащиеся олицетворяющие тромбоциты на доске выстраивают из заготовок схему «Свёртывание крови».
К сожалению не всегда тромбоциты могут предотвратить кровопотерю у человека в том случае если область ранения очень большая. В том случае если у человека произошла большая кровопотеря, проводят переливание крови.
III. Изучение нового материала.
Кровь сравнивают с рекой жизни. Человечество издревле понимало важность этой жидкой ткани организма, и издревле пыталось осуществить переливание крови.
Учащиеся из группы «Историки» представляют презентацию «История открытия групп крови», остальные учащиеся работают по заготовкам опорных конспектов по теме «Группы крови. Переливание крови. Резус фактор».
Возникновение групп крови произошло не вдруг и не сразу у человечества. В каком порядке происходило появление групп крови у человечества, с какими причинами связано это появление?
Учащиеся из группы «Эволюционисты» представляют презентацию «Эволюция групп крови», остальные учащиеся работают по заготовкам опорных конспектов по теме «Группы крови. Переливание крови. Резус фактор».
Ошибки при переливании крови стоят человеческой жизни. Как избежать этих ошибок при переливании крови? Что необходимо учитывать при переливании крови? Что такое донорство? Каковы принципы донорства? Как хранится донорская кровь?
Учащиеся из группы «Медики» представляют презентацию «Переливания групп крови в медицине», остальные учащиеся работают по заготовкам опорных конспектов по теме «Группы крови. Переливание крови. Резус фактор».
В современном мире существует определённый взгляд на зависимость характера питания человека в зависимости от групп крови.
Учащиеся из группы «Диетологи» представляют презентацию «Диеты по группам крови», остальные учащиеся работают по заготовкам опорных конспектов по теме «Группы крови. Переливание крови. Резус фактор».
В современном мире существует определённый взгляд на зависимость характера человека в зависимости от групп крови. Особенно это мирвоззрение получило огромное признание в Японии. Олимпийская сборная этой страны формировалась с учётом групп крови олимпийцев.
Учащиеся из группы «Психологи» представляют презентацию «Характер по группам крови», остальные учащиеся работают по заготовкам опорных конспектов по теме «Группы крови. Переливание крови. Резус фактор».
В ходе выступления одной группы учащихся остальные работают по составлению опорного конспекта на специальных листах заготовках:
Историки: 1) Кто и когда открыл круги кровообращения?
2)Учёный успешно в 1666 г. переливший кровь от одной собаки другой?
3)От каких животных пробовали переливать кровь человеку?
4) Какие учёные открыли группы крови?
5)В каком году и кем было проведено 1-ое переливание крови с предварительной проверкой группы крови? В каком городе это произошло?
6) Какова частота встречаемости разных групп крови среди русских?
Эволюционисты: 1) Какая группа кроиви появилась раньше других групп крови?
2) Какая группа крови появилась у людей в связи с переходом к питанию растительной пищей?
3) Какую территорию Земли считают прародиной гена группы В (III)?
4) В результате чего возникла IV группа крови?
5) Какая группа крови считается самой молодой в эволюционном плане?
Диетологи: 1) Рекомендованные продукты для лиц с I группой крови.
2) Рекомендованные продукты для лиц с II группой крови.
3) Рекомендованные продукты для лиц с III группой крови.
4) Рекомендованные продукты для лиц IV с группой крови.
Медики: 1) Наука о переливании крови.
2)Процесс склеивания эритроцитов
3)Антигены (белки) на эритроцитах у разных групп крови. Приведите примеры.
4)Белки сыворотки противоположные агглютиногенам. Приведите примеры.
5)Как называют людей, которые отдают свою кровь?
6) Как называют людей, которые принимают кровь?
7) Учёные, открывшие резус-фактор.
8) Значение знаний о резус-факторе.
Психологи: 1)Черты характера у обладателей I группы крови.
2)Черты характера у обладателей II группы крови.
3)Черты характера у обладателей III группы крови.
4) Черты характера у обладателей IV группы крови.
В нашей стране донорство является почётным. К людям сдающим кровь относятся с большим уважением, ведь донорская кровь спасает чью-то жизнь.
Просмотр видеоролика «Стань донором!»
V. Закрепление нового материала.
Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение. Какое именно предлагаю вам выяснить, решив биологические задачи.
Решение биологических задач
Задача № 1:
Во время вооруженного нападения на инкассаторскую машину, одному из преступников было причинено огнестрельное повреждение, его кровь была обнаружена на месте преступления, изъята и сохранена в надлежащих условиях. Спустя несколько месяцев за попытку вооруженного ограбления были задержаны ранее судимые граждане В. и К. На основе оперативных данных было выдвинуто предположение, что В. и К. причастны к нападению на инкассаторскую машину. Как была доказана причастность граждан В. и К. к нападению на инкассаторскую машину?
Задача № 2:
Я ли отец этого ребенка? У него группа крови отличается и от моей и от группы крови матери. Тут что-то не так. Насколько оправданы эти сомнения? Иногда оправданы, но чаще всего - нет. Как можно доказать отцовство?
Задача № 3:
Если женщина с кровью Rh_ вынашивает плод, который унаследовал от отца кровь группы Rh+, в этом случае в крови реципиента вырабатываются иммунные антирезус-агглютинины (антитела), вызывающие агглютинацию эритроцитов. Как сохранить здоровье матери и её будущих детей?
Ответ: Сразу после родов женщине вводят специальный препарат, содержащий антирезус-антитела и быстро разрушающий попавшие в её организм резус-положительные эритроциты плода. Тем самым предотвращается выработка антирезус-антител у матери, что спасает жизнь и здоровье её будущих детей.
= Какое же значение имеет знание о группах крови?
Знание групп крови имеет общеизвестное судебно-медицинское значение:
а) определение группы крови преступника, пятен крови на месте преступления и вещах
б) определение отцовства
в) Rh-значение при беременности (резус конфликт!)
VI. Итоги урока.
Подвести итоги урока, дать оценку работе учащихся.

Примечание:
При технических неполадках контроль знаний можно провести по следующим вопросам.
Задание: Догадайтесь, о каких форменных элементах идёт речь.
1.Красные клетки, содержат белок гемоглобин.
2.Образуются в красном костном мозге, селезёнке, лимфатических узлах.
3.Живут 3-4 месяца.
4.Крупные белые клетки с ядрами.
5.Живут 5-7 дней.
6.Отмирают в печени, селезёнке и почках.
7.Отмирают в печени, селезёнке и местах воспаления.
8.Содержание в 1 мл крови составляет 250 тысяч.
9.Содержание в 1 мл крови составляет 4-5 млн.
10.Основная функция – перенос кислорода.
11.Основная функция – защита.
Ответы: эритроциты – 1, 3, 6, 9, 10; лейкоциты – 2, 4, 7, 11; тромбоциты – 5, 8.
- Какие жидкости образуют внутреннюю среду организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость)
- К какому типу ткани относят кровь? (соединительная)
- Из чего состоит плазма крови? (соли, вода, белки, углекислый газ, глюкоза и др. питательные вещества и продукты распада)
- Что находится в осадке отстоявшейся крови? (форменные элементы)
- Что выступает на коже в виде светлых капелек? (тканевая жидкость)
Категория: Биология | Добавил: Победа (2012-02-03) | Автор: Виктория Владимировна Федюкович E
Просмотров: 6386 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:49 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru