Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Цель урока: Продолжить знакомство с законами наследственности. Рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя. Задачи урока: Образовательные: обобщение и систематизация пройденного материала; Сформулировань основные понятия- дигибридное скрещивание, второй закон Менделя( Закон независимого расщепления признаков); формирование навыков и умений по решению генетических задач; ознакомление с правилами решения задач по генетике. Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи. Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики. Улучшить умение работать с интерактивной доской. Оборудование: Интерактивная доска, беспроводные планшеты. Дидактический программный продукт (презентация), мини конспект урока с задачами на моно- и дигибридное скрещивание. Бумажные горошины для рефлексии. Ход урока: 1.Организационный момент: -Здравствуйте дети и участники интерактивного урока. Урок проходит в Тимирязевской общеобразовательной школе-гимназии им. Сабита Муканова, урок биологии в 10 классе. Ведет урок учитель химии-биологии Леонтьева О.А.. -Обратите внимание на этот слайд, при скрещивании черного безрогого быка с красной рогатой коровой первое поколение получилось черное и безрогое. Какое будет второе поколение?(слайд 1) -Сегодня мы на уроке и выясним это. Тема урока «Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.» Цель урока: Изучить, какое скрещивание называется дигибридным и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя. А также продолжить формирование навыков решения генетических задач. -Во время урока я прошу принимать активное участие другие школы, вы можете поднять руку, использовать аплодисменты, отвечать в сессии. ( Учитель объявляет цель урока и то, что учащиеся по ходу урока будут работать в миниконспектах) 2.Мотивация: (слайд 2) Продолжаем мы, ребята, разговор вести Про генетику - науку о наследственности. Трудно было, очень трудно начинать, Столько терминов пришлось запоминать: Генотипы, фенотипы, локусы, аллели, Чтобы выучить все это, сил мы не жалели. Даже ночью снились нам темные аллеи, А по ним идут, гуляют гены и аллели. Потихоньку все же стали понимать, Рецессивный значит, будет подавлять, Доминантный - значит, будет отступать. И задачки стали лучше мы решать. Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём), Это первый Менделя закон. Ну а если в F1 нет расщепления - Это правило единообразия первого поколения. -Выделите допущенные ошибки и обьясните их. 3. Повторение пройденной темы: Задание№1(слайд 3) А)Соотнеси понятия: 1.наследственность – Свойства организма передавать признаки будущему поколению. 2. изменчивость - Свойства организма приобретать новые признаки. 3. ген- Участок молекулы ДНК. 4. гомозигота- Зигота, получившая оба одинаковых аллеля. 5.Генотип- Совокупность всех генов вида или популяции. 6.Гетерозигота- Зигота, получившая два разных аллеля. 7.Фенотип - Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма. 8.Доминантный аллель - Подавляющий аллель. 9. Аллели- Гены находящиеся в одном участке гомологичных хромосом. 10. Рецессивный аллель- Аллель, проявляющийся , фенотипически только в гомозиготном состоянии. Задание№2(слайд 4) Знаешь ли ты законы наследственности? При моногибридном скрещивании гибриды первого поколения одинаковы фенотипически и генотипически. Гаметы чистые, несут только один аллельный признак из пары. При моноибридном скрещивании у гибридов второго поколения происходит расщепление признаков в соотношении 3 :1. В гетерозиготном первом поколении доминантный признак проявляется не полностью. Во втором поколении происходит расщепление признаков в соотношении 1:2:1. Скрещивание особей с неизвестным генотипом с гомозиготной по рецессивному признаку (аа). 1.Первый закон Менделя. 2.Закон расщепление признаков во втором поколении. 3.Анализирующее скрещивание. 4.Принцип неполного доминирования. 5.Второй закон Менделя. 6.Промежуточное состояние наследственности. 7.Закон единообразия первого поколения. 8.Гипотеза чистоты гамет. Задание№3(слайд 5) Проанализируй информацию: ДАНО 1. Гетерозиготный темноволосый отец и мать- блондинка. 2. F1 от скрещиваний длинноносых и коротконосых муравьедов получали только коротконосые. 3. Все потомство доброй собаки Герды было добрым в нескольких поколениях. 4. В потомстве кота Василия и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше. 5. Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном. Следовательно: 1.Доминирует ген……, а рецессивный……. 2. Доминирует ген……, а рецессивный……. 3.Доминирует ген……, рецессивный……,а Грета была ……..по данному признаку. 4. Доминирует ген……., рецессивный…….,а кот Василий был ……..по данному признаку. 5. Белые кролики……..по этому признаку. Задание № 4(слайд 6) Реши задачи: Задача №1:У крупнорогатого скота ген комолости( безрогости ) доминирует над геном рогатости. Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами? Дано: ♀комолые-….. ♂рогатый-…… F1-? Задача №2: У человека косолапость доминирует над нормальным строением стопы. От брака двух родителей, обладающих дефектом стопы, родился ребенок с нормальным строением стопы. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего ребенка в этой семье без аномалии. (слайд 7) Дано: …- косолапость …- норм. стопа Р-? F1-? Задача №3:У человека ген курчавых волос не полностью доминирует над геном гладких волос, а в гетерозиготном состоянии развиваются волнистые волосы. Мужчина с волнистыми волосами женился на женщине, отец которой имел курчавые, а мать гладкие волосы. Определите фенотипы женщины и вероятность рождения ребенка с гладкими волосами. (слайд 8) Дано: …-курчавые …- гладкие …- волнистые Р-? F1-? - Ребята у нас в классе есть учащиеся с волнистыми волосами. Давайте спросим какую форму волос имеют их родители? 4.Изучение новой темы: 1. Так какое скрещивание будет называться моногибридным? А какое скрещивание будет дигибридным? Полигибридным?(Дигибридное скрещивание- это скрещивание особей отличающихся по двум парам признаков.) -Гены отвечающие за эти признаки могут находится в одной паре хромосом или в разных парах. Рассмотрим случай, когда гены определяющие разные признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом. (слайд 9) -Грегор Мендель использовал растение гороха, которые отличались по двум парам признаков- горох с желтыми гладкими и с зелеными морщинистыми семенами. (слайд 10) -Все гибриды первого поколения имели семена желтые и гладкие. (слайд 11) -Ребята о чем говорит этот факт? (В первом поколении при полном доминировании все поколение одинаково и проявляется доминантный признак) -Да такой результат скрещивания показывает, что желтый цвет горошин доминирует над зеленым, а гладкая форма семян над морщинистой. (слайд 12) -Второе поколение было получено в результате самоопыления. И оно имело следующие фенотипы: гладкие, желтые морщинистые, желтые гладкие, зеленые морщинистые, зеленые -Для более полного рассмотрения результатов этого скрещивания введем обозначения: (дети обозначают буквами аллельные гены на доске) (слайд 13) -Так как родительские организмы являются гомозиготными, сколько гамет у них будет формироваться?(По одному типу) И поэтому первое поколение будет иметь одинаков и генотип и фенотип. Оно будет гетерозиготным. (слайд 14) -Каждый такой организм может формировать по четыре типа гамет с одинаковой вероятностью. (слайд 15) -Чтобы определить возможные комбинации ,которые могут образовать при оплодотворении гамет разных типов используется решетка Пеннета. (слайд 16) -Поскольку любая из яйцеклеток может быть оплодотворена любым сперматозоидом, то на пересечении получаем разновидности генотипов и фенотипов. (слайд 17) -Количество типов зигот равно 16, т.к.желтая окраска и гладкая форма семян является доминантной, то организмы с разными генотипами будут иметь одинаковые фенотипы их будет только четыре: ( Учитель сам записывает на доске- ААВВ, АаВВ, АаВв,ААВв) (слайд 18) -Сколько будет частей семян желтых- гладких? (9 частей из 16 будут иметь семена желтые-гладкие) -Сколько будет частей семян зеленых- гладких?( 3 части из 16 зеленые- гладкие) - Сколько будет частей семян желтых- морщинистых? (3 части из 16 желтые- морщинистые) - Сколько будет частей семян зеленые- морщинистые?( 1 часть из 16 зеленые- морщинистые) (слайд 19) -Если рассмотреть как наследуется каждый признак отдельно то: -Какое соотношение семян желтых и зеленных?( Отношение числа желтых семян к числу зеленых- 3 : 1 ) -Какое соотношение семян гладких и морщинестых?( Отношение числа гладких семян к числу морщинистых - 3 : 1) -Како вывод можно сделать?( При дигибридном скрещивании каждая пара признаков ведет себя так же, как при моногибридном скрещивании т. е. независимо от другой пары признаков.) - На основании этого Мендель сформулировал свой третий закон или закон независимого расщепления признаков: При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9 : 3 : 3 : 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1 : 2 : 2 : 1 : 4 : 1 : 2 : 2 : 1) Основные правила, помогающие в решении генетических задач(слайд 20) Правило 4. Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9 : 3 : 3 : 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (___________________________________) -И в дальнейшем мы будем использовать данный закон при решении генетических задач. 5.Закрепление темы. А)Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы? (слайд21) ААВВ АаВВ ААВв ааВВ Аавв Б) Задача №4: У человека глухота и болезнь Вильсона (нарушение обмена меди)- рецессивные признаки. От брака глухого мужчины и женщины с болезнью Вильсона родился ребенок с обеими аномалиями. Какова вероятность рождения в этой семье здорового ребенка? (слайд 22) Дано: …- глухота …- норм.слух …- бол.Вильсона …- здоров F1-? В)Задача №5:У человека альбинизм и способность владеть преимущественно левой рукой- рецессивные признаки, наследуются независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша? (слайд 23) Дано: …-пигментация …-альбинизм ….-правша ….-левша Р-? Г)Задача №6: Какое потомство получиться при скрещивании чистопородного черного комолого (безрогого) быка с красными рогатыми коровами? Каким окажется следующее поколение, полученное от скрещивания этих гибридов между собой, если известно, что комолость доминирует над рогатостью, а черная масть - над красной, причем гены обоих признаков в разных парах хромосом? (слайд 24) Дано: …-черный …-красный ….-безрогие ….-рогатые Р-? - Вернемся к исходной задачи, так какое потомство получится во втором поколений? - Как видите, третий закон Менделя помогает проследить, как наследуются пара признаков, если гены, отвечающие за эти признаки находятся в разных парах гомологичных хромосом. И предположить каким будут фенотип и генотип потомства. 6.Рефлексия. (слайд 25) «Моя самооценка урока» 1.Понравился ли мне урок? Да- А Нет- В 2.Понял ли я новую тему? Да понял - А Частично- В 3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно- А Я не работал- в 4. Уходя с урока я бы сказал учителю: До свидания.- а До свидания. Спасибо за урок.- В Уйду молча.- с Если ты получил генотип- ААВВ, возьмите желтую гладкую горошину. Если ты получил генотип - аавв, возьмите зеленую морщинистую горошину. При получении другого генотипа, возьмите синюю . (Свою горошину помести на растение –горох) (слайд 26) Постепенно все же стали понимать, Доминантный значит, будет подавлять, Рецессивный - значит, будет отступать. И задачки стали лучше мы решать. Т.к. все патологические признаки Находятся состоянии рецессивном И на уроках и в жизни должны вы быть активны Прошу не сомневайтесь Вы в своем таланте Пусть в вашей жизни- Все будет в доминанте… 7.Домашнее задание:§39, стр. 158-159 №1-5(слайд 27) | |
Просмотров: 13507 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|