Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Зачет по теме «Отделы растений» Цель: Выяснить уровень усвоения учащимися материала по теме «Отделы растений». Развивать умение учащихся работать в группе, составлять схемы, рисунки, таблицы. Развивать умение анализировать и делать выводы. Воспитывать чувство коллективизма, научное мировоззрение по вопросу единства происхождения разных групп растений и их взаимосвязи со средой обитания. Оборудование: интерактивная доска, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 22 - 25», карточки - задания для проверки знаний (раздаточный материал). План урока: I. Орг. момент + д/з II. Контроль знаний. III. Итоги урока. Ход урока: I.Орг. момент + д/з. Сообщить тему, цели урока, рассказать о плане работы на уроке. Дать д/з: подготовить дополнительный материал по теме «Семейство макоцветные». Класс разделить на 4 – 5 групп, выбрать из учащихся 2 помощников, которые будут вести проверку выполненных группами заданий и учёт набранных командами баллов. Объяснить учащимся порядок проведения зачёта (команды выполняют определённые задания в течение определённого времени). Итоги индивидуальных заданий учащиеся будут фиксировать в карточках учёта знаний самостоятельно. Итоги коллективной работы ведут помощники. Команды должны будут выбрать своих капитанов, которые будут координировать работу своих групп и принимать участие в конкурсе капитанов. II. Контроль знаний. Командное задание «Художники» (время выполнения 10 минут). Выберите по 1 правильному ответу на каждый вопрос. 1.Споры этих растений издавна применяются в литейном деле. Эти растения: А) мхи (26 – 1 – 24 – 27) Б) хвощи (26 – 24 – 1 – 27 ) В) плауны (1 – 24 – 26 – 27 ) Г) папоротники (24 – 26 – 27 – 1 ) 2. В России спороносные побеги этих растений в начале ХХ века употребляли в пищу. Эти растения: А) мхи (25 – 33 – 24 ) В) плауны (33 – 24 – 25 ) Б) хвощи (24 – 25 – 33 ) Г) папоротники (25 – 24 – 33 ) 3. Споры этих растений используются в медицине для приготовления детских присыпок. Эти растения: А)мхи (10 – 19 – 18 – 3 ) Б) хвощи (18 – 19 – 3 – 10) В) плауны (3 – 10 – 18 – 19 ) Г) папоротники (19 – 3 – 10 - 18) 4.Эти высшие растения способны вызывать заболачивание почвы, отмирая они образуют торф. Эти растения: А) мхи (27 – 31 – 29 – 30) В) папоротники (29 – 27 – 30 – 31) Б) хвощи (30 – 31 – 29 – 27) Г) голосеменные (27 – 29 – 30 – 31) 5.Некоторые растения этого отдела образуют «ведьмины круги». Эти растения: А) мхи (13 – 2 – 14 – 9) Б) хвощи (2 – 14 – 9 – 13) В) плауны (2 – 9 – 14 – 13 ) Г) папоротники (9 – 2 – 13 – 14) 6. Эти хвойные растения считаются «живыми ископаемыми», они имеют нормальные литья: А) гинго(25 – 2 – 8 – 1 ) Б) пихта(8 – 1 – 2 – 25 ) В) кедр (1 – 2- 6 – 25 ) Г) ель(2 – 25 – 1 – 8) 7. При строительстве дома на Руси все щели проконопачивались этим мхом. Это мох: А) маршанция (28 – 30 – 32 – 33) Б) кукушкин лён (33 – 28 – 32 – 30) В) сфагнум (30 – 32 – 28 – 33) Г) мниум (32 – 30 – 33 – 28) 8. Молодые побеги этого папоротника употребляют в пищу в солёном виде: А) ужовник (4 – 6 – 12 – 19) Б) орляк (4 – 12 - 19 – 6) В) кочедыжник (4 – 19 – 12 – 6 ) Г) страусник (6 – 19 – 4 – 12) 9. Зелёную пластинку, образовавшуюся при прорастании спор папоротника, называют: А) заросток (1 – 7 – 13 – 3) Б) зигота (13 – 7 – 3 – 1) В) зародыш (7 – 3 – 13 – 1) Г) таллом (3 – 13 – 1 – 7) 10. Ели растут на почвах: А) песчаных (17 – 21 – 20 – 6) Б) суглинистых (6 – 21 – 20 – 17) В) глинистых (17 – 6 – 20 – 21) Г) богатых перегноем (6 – 17 – 20 – 21) 11. Орешки этого растения используются в пищу: А) ель (3 – 4 – 11 – 14) Б) кедр (14 – 4 – 11 – 3) В) сосна (11 – 14 – 4 – 3) Г) гинго (4 – 11 – 14 – 3) 12. Стволы этих деревьев используются для изготовления мачт кораблей: А) сосна (5 – 15 – 21 – 23) Б) кипарис (21 – 23 – 5 – 15) В) кедр (15 – 23 – 21 – 5) Г) пихта (5 – 15 – 23 – 21) 13. Это дерево по приказу Петра Великого стали ставить в домах при встрече Нового года: А) лиственница (16 – 18 – 5 – 6) Б) ель (18 – 5 – 16 – 6) В) сосна (6 – 16 – 18 – 5) Г) пихта (5 – 6 – 16 – 18) 14. Хвоя этого голосеменного растения сбрасывается на зиму: А) лиственница (20 – 22 – 23) Б) ель(22 – 23 – 20) В) сосна (23 – 20 – 22) Г) секвоя (22 – 20 – 23) По окончании задания командиры отдают свои рисунки помощникам и те проверяют правильность выполнения задания. Максимальное количество баллов за задание – 5 баллов. Для этого задания Учитель может сам на свой выбор создать точечные рисунки каких-либо изученных растений. При проверке этого задания важно иметь образец правильно выполненного задания, что бы ребята могли сравнить свою работу с образцом. Индивидуальное задание «Да - нет» (3 – 4 минуты) Если вы согласны с данным утверждением поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны – красного цвета. 1. Тело водоросли называется таллом или слоевище (да) 2. Голосеменные растения выделяют особые вещества, которые уничтожают болезнетворные бактерии. Эти вещества называются фитогормоны (нет). 3. Ламинария – это зелёная водоросль (нет). 4. Корневище папоротника – это хранилище запаса питательных веществ (да). 5. Папоротники размножаются со сменой бесполого поколения половым (да). Учащиеся выставляют полученную оценку в индивидуальную карточку учёта знаний. Во время этого задания капитан команды № 1 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 22» Командное задание «Аппликация» (4 – 5 минут) Из предложенных заготовок соберите цветок с простым околоцветником (команда 1, 3, 5) с двойным околоцветником (2, 4, 6) Во время этого задания капитан команды № 2 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 23» Индивидуальное задание «Загадки о растениях» (4 – 5 минут) Отгадайте загадки о растениях, запишите названия этих растений в индивидуальные карточки учёта знаний, подумайте, к какому отделу растений принадлежат все угаданные вами растения. Задания для участника № 1. 1.Только тронь Отдёрнешь ладонь: Обжигает трава Как огонь. (Крапива) 2. Стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза) 3. Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелёк. (Одуванчик) 4. То фиолетовый, то голубой Он на опушке встречался с тобой Названье ему очень звонкое дали, но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик) 5.На зелёном шнурочке белые звоночки. (Ландыш) Отдел Покрытосеменные Задание для участника № 2. 1.Шёл я лугом по тропинке Видел солнце на травинке, Но совсем не горячи Солнца белые лучи. (Ромашка) 2.В поле - метёлкой в мешке – жемчугом (Пшеница) 3.Путник часто ранит ногу – вот и лекарь у дороги (Подорожник) 4. Посадили зёрнышко – Вырастили солнышко. (Подсолнух) 5.Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла (Рябина) Отдел Покрытосеменные Задание для участника № 3. 1.Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок. (Лиственница) 2. Я прихожу с подарками Блещу огнями яркими, нарядная, забавная, На Новый год я – главная! (Ёлка) 3. Что летом и зимой в рубахе одной? (Ель, сосна) 4. У меня длинней иголки, Чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви – только на макушке. (сосна) 5.У маленькой ёлочки Колкие иголочки, Шарики синие, словно бы в инее! (Можжевельник) Отдел Голосеменные Задание для участника № 4. 1.Ярко-синий, пушистый Он в хлебе родится, но в хлеб не годиться. (Василёк) 2.Разломился тесный домик на 2 половинки, И посыпались оттуда бусинки-дробинки. Бусинки зелёные, Сладкие, ядреные. (Горох) 3.Я – травянистое растенье с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударенье и превращаюсь я в конфету. (Ирис) 4.Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила, а о чём грустит, ни кому не говорит. (Ива) 5.« Кошачья травка» - больным поправка: корешок в аптечку, Что б помочь сердечку. (Валериана) Отдел Покрытосеменные Задание для участника № 5. 1.Растёт в траве Алёнка В красной рубашонке. Кто не пройдёт, Всяк поклон отдаёт. (Земляника) 2. Из-под снега вышел друг, И весной запахло вдруг. (Подснежник) 3. Белый, тощий корнеплод Под землёй растёт. И хотя он очень горек, В пищу нам он годен. Все, от взрослых до ребят С холодцом его едят. (Хрен) 4. Круглый, зрелый, загорелый, попался на зубок, расколоться всё не мог. А попал под молоток, Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех) 5.Кто ни прикасается – за того цепляется. (Репейник) Отдел Покрытосеменные Во время этого задания капитан команды № 3 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 24» Командное задание «Морской бой» (7 -8 минут) Закрасьте соответствующую номер (1- 12) для каждого вопроса (А - Ж) на перфокарте. Задание «Морской бой» Вопросы Варианты ответов АКак называется зелёная пластинка образующаяся при прорастании споры папоротника? БКакой орган впервые появляется у голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными? В Как называется половое поколение в жизненном цикле растений? Г Какие пигменты находятся у водоросли в хроматофоре? ДЗелёная одноклеточная водоросль. Е Как называется бесполое поколение в жизненном цикле растений? ЖБурая водоросль. 1/Гаметофит 2/Ламинария 3/Семя 4/Хламидомонада 5/Спорофит 6/Хлорелла 7/Хлорофилл 8/Заросток 9/Нереоцист 10/Каротиноиды 11/Фукоксантин 12/Саргасум Нормы оценок: 0 ошибок = «5» 1 – 3 ошибки = «4» 4 – 6 ошибок = «3» более 6 ошибок = «2» Правильные ответы: 1В; 2 Ж; 3Б; 4Д; 5Е; 6Д; 7Г; 8А; 9Ж; 10Г; 11Г; 12Ж. Во время этого задания капитан команды № 4 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 25» Индивидуальный конкурс «По цепочке – кто быстрее» (5 – 6 минут) Каждый член команды выходит к столу и отвечает на свой вопрос, берёт со стола букву, под которой, по их мнению, обозначен верный ответ и наклеивает её на доску под номером своего ответа. 1.Мох, который имеет в листьях мёртвые и живые клетки: - Сфагнум (К) - Кукушкин лён (С) - Кучера (О) 2. Орган, где у мхов созревают споры: - на нижней стороне листьев (П) - в коробочке (Е) - в метёлках (О) 3. Орган, который отсутствует у папоротника: - цветок (Д) - корень (Я) - стебель (С) 4.Какая среда необходима для прорастания спор папоротника: - воздушная (Н) - водная (Р) - холодная (А) У команд должно получиться слово «Кедр». = к какому отделу растений принадлежит это растение? (Голосеменные) Во время этого задания капитан команды № 5 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 21». Учитель может поменять темы тестирования капитанов команд на своё усмотрение. III. Итоги урока. Подвести итоги урока, дать оценку работе учащихся. Если вы набрали в ходе урока: 30 – 29 баллов поставьте себе «5» 28 – 22 баллов поставьте себе «4» 21 – 15 баллов поставьте себе «3» менее 15 баллов поставьте себе «2». | |
Просмотров: 2485 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|