Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Зачёт по теме "Отделы растений"
Зачет по теме «Отделы растений»
Цель: Выяснить уровень усвоения учащимися материала по теме «Отделы растений».
Развивать умение учащихся работать в группе, составлять схемы, рисунки, таблицы. Развивать умение анализировать и делать выводы.
Воспитывать чувство коллективизма, научное мировоззрение по вопросу единства происхождения разных групп растений и их взаимосвязи со средой обитания.
Оборудование: интерактивная доска, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 22 - 25», карточки - задания для проверки знаний (раздаточный материал).
План урока: I. Орг. момент + д/з
II. Контроль знаний.
III. Итоги урока.
Ход урока: I.Орг. момент + д/з.
Сообщить тему, цели урока, рассказать о плане работы на уроке. Дать д/з: подготовить дополнительный материал по теме «Семейство макоцветные».
Класс разделить на 4 – 5 групп, выбрать из учащихся 2 помощников, которые будут вести проверку выполненных группами заданий и учёт набранных командами баллов. Объяснить учащимся порядок проведения зачёта (команды выполняют определённые задания в течение определённого времени). Итоги индивидуальных заданий учащиеся будут фиксировать в карточках учёта знаний самостоятельно. Итоги коллективной работы ведут помощники. Команды должны будут выбрать своих капитанов, которые будут координировать работу своих групп и принимать участие в конкурсе капитанов.
II. Контроль знаний.
Командное задание «Художники» (время выполнения 10 минут).
Выберите по 1 правильному ответу на каждый вопрос.
1.Споры этих растений издавна применяются в литейном деле. Эти растения:
А) мхи (26 – 1 – 24 – 27)
Б) хвощи (26 – 24 – 1 – 27 )
В) плауны (1 – 24 – 26 – 27 )
Г) папоротники (24 – 26 – 27 – 1 )
2. В России спороносные побеги этих растений в начале ХХ века употребляли в пищу. Эти растения:
А) мхи (25 – 33 – 24 ) В) плауны (33 – 24 – 25 )
Б) хвощи (24 – 25 – 33 ) Г) папоротники (25 – 24 – 33 )
3. Споры этих растений используются в медицине для приготовления детских присыпок. Эти растения:
А)мхи (10 – 19 – 18 – 3 )
Б) хвощи (18 – 19 – 3 – 10)
В) плауны (3 – 10 – 18 – 19 )
Г) папоротники (19 – 3 – 10 - 18)
4.Эти высшие растения способны вызывать заболачивание почвы, отмирая они образуют торф. Эти растения:
А) мхи (27 – 31 – 29 – 30) В) папоротники (29 – 27 – 30 – 31)
Б) хвощи (30 – 31 – 29 – 27) Г) голосеменные (27 – 29 – 30 – 31)
5.Некоторые растения этого отдела образуют «ведьмины круги». Эти растения:
А) мхи (13 – 2 – 14 – 9)
Б) хвощи (2 – 14 – 9 – 13)
В) плауны (2 – 9 – 14 – 13 )
Г) папоротники (9 – 2 – 13 – 14)
6. Эти хвойные растения считаются «живыми ископаемыми», они имеют нормальные литья:
А) гинго(25 – 2 – 8 – 1 )
Б) пихта(8 – 1 – 2 – 25 )
В) кедр (1 – 2- 6 – 25 )
Г) ель(2 – 25 – 1 – 8)
7. При строительстве дома на Руси все щели проконопачивались этим мхом. Это мох:
А) маршанция (28 – 30 – 32 – 33)
Б) кукушкин лён (33 – 28 – 32 – 30)
В) сфагнум (30 – 32 – 28 – 33)
Г) мниум (32 – 30 – 33 – 28)
8. Молодые побеги этого папоротника употребляют в пищу в солёном виде:
А) ужовник (4 – 6 – 12 – 19)
Б) орляк (4 – 12 - 19 – 6)
В) кочедыжник (4 – 19 – 12 – 6 )
Г) страусник (6 – 19 – 4 – 12)
9. Зелёную пластинку, образовавшуюся при прорастании спор папоротника, называют:
А) заросток (1 – 7 – 13 – 3)
Б) зигота (13 – 7 – 3 – 1)
В) зародыш (7 – 3 – 13 – 1)
Г) таллом (3 – 13 – 1 – 7)
10. Ели растут на почвах:
А) песчаных (17 – 21 – 20 – 6)
Б) суглинистых (6 – 21 – 20 – 17)
В) глинистых (17 – 6 – 20 – 21)
Г) богатых перегноем (6 – 17 – 20 – 21)
11. Орешки этого растения используются в пищу:
А) ель (3 – 4 – 11 – 14)
Б) кедр (14 – 4 – 11 – 3)
В) сосна (11 – 14 – 4 – 3)
Г) гинго (4 – 11 – 14 – 3)
12. Стволы этих деревьев используются для изготовления мачт кораблей:
А) сосна (5 – 15 – 21 – 23)
Б) кипарис (21 – 23 – 5 – 15)
В) кедр (15 – 23 – 21 – 5)
Г) пихта (5 – 15 – 23 – 21)
13. Это дерево по приказу Петра Великого стали ставить в домах при встрече Нового года:
А) лиственница (16 – 18 – 5 – 6)
Б) ель (18 – 5 – 16 – 6)
В) сосна (6 – 16 – 18 – 5)
Г) пихта (5 – 6 – 16 – 18)
14. Хвоя этого голосеменного растения сбрасывается на зиму:
А) лиственница (20 – 22 – 23)
Б) ель(22 – 23 – 20)
В) сосна (23 – 20 – 22)
Г) секвоя (22 – 20 – 23)
По окончании задания командиры отдают свои рисунки помощникам и те проверяют правильность выполнения задания. Максимальное количество баллов за задание – 5 баллов.
Для этого задания Учитель может сам на свой выбор создать точечные рисунки каких-либо изученных растений. При проверке этого задания важно иметь образец правильно выполненного задания, что бы ребята могли сравнить свою работу с образцом.
Индивидуальное задание «Да - нет» (3 – 4 минуты)
Если вы согласны с данным утверждением поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны – красного цвета.
1. Тело водоросли называется таллом или слоевище (да)
2. Голосеменные растения выделяют особые вещества, которые уничтожают болезнетворные бактерии. Эти вещества называются фитогормоны (нет).
3. Ламинария – это зелёная водоросль (нет).
4. Корневище папоротника – это хранилище запаса питательных веществ (да).
5. Папоротники размножаются со сменой бесполого поколения половым (да).
Учащиеся выставляют полученную оценку в индивидуальную карточку учёта знаний.
Во время этого задания капитан команды № 1 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 22»
Командное задание «Аппликация» (4 – 5 минут)
Из предложенных заготовок соберите цветок с простым околоцветником (команда 1, 3, 5)
с двойным околоцветником (2, 4, 6)
Во время этого задания капитан команды № 2 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 23»
Индивидуальное задание «Загадки о растениях» (4 – 5 минут)
Отгадайте загадки о растениях, запишите названия этих растений в индивидуальные карточки учёта знаний, подумайте, к какому отделу растений принадлежат все угаданные вами растения.
Задания для участника № 1.
1.Только тронь
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь. (Крапива)
2. Стоит в белой одёжке,
свесив серёжки. (Берёза)
3. Я шариком пушистым
белею в поле чистом,
а дунул ветерок –
остался стебелёк. (Одуванчик)
4. То фиолетовый, то голубой
Он на опушке встречался с тобой
Названье ему очень звонкое дали,
но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
5.На зелёном шнурочке
белые звоночки. (Ландыш)
Отдел Покрытосеменные
Задание для участника № 2.
1.Шёл я лугом по тропинке
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
2.В поле - метёлкой
в мешке – жемчугом (Пшеница)
3.Путник часто ранит ногу –
вот и лекарь у дороги (Подорожник)
4. Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко. (Подсолнух)
5.Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла (Рябина)
Отдел Покрытосеменные
Задание для участника № 3.
1.Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
2. Я прихожу с подарками
Блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
На Новый год я – главная! (Ёлка)
3. Что летом и зимой
в рубахе одной? (Ель, сосна)
4. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (сосна)
5.У маленькой ёлочки
Колкие иголочки,
Шарики синие,
словно бы в инее! (Можжевельник)
Отдел Голосеменные
Задание для участника № 4.
1.Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится,
но в хлеб не годиться. (Василёк)
2.Разломился тесный домик
на 2 половинки,
И посыпались оттуда
бусинки-дробинки.
Бусинки зелёные,
Сладкие, ядреные. (Горох)
3.Я – травянистое растенье
с цветком сиреневого цвета,
но переставьте ударенье
и превращаюсь я в конфету. (Ирис)
4.Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
а о чём грустит,
ни кому не говорит. (Ива)
5.« Кошачья травка» -
больным поправка:
корешок в аптечку,
Что б помочь сердечку. (Валериана)
Отдел Покрытосеменные
Задание для участника № 5.
1.Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт. (Земляника)
2. Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (Подснежник)
3. Белый, тощий корнеплод
Под землёй растёт.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен.
Все, от взрослых до ребят
С холодцом его едят. (Хрен)
4. Круглый, зрелый, загорелый,
попался на зубок,
расколоться всё не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
5.Кто ни прикасается –
за того цепляется. (Репейник)
Отдел Покрытосеменные
Во время этого задания капитан команды № 3 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 24»
Командное задание «Морской бой» (7 -8 минут)
Закрасьте соответствующую номер (1- 12) для каждого вопроса (А - Ж) на перфокарте.
Задание «Морской бой»
Вопросы Варианты ответов
АКак называется зелёная пластинка образующаяся при прорастании споры папоротника?

БКакой орган впервые появляется у голосеменных растений по сравнению с папоротникообразными?

В Как называется половое поколение в жизненном цикле растений?

Г Какие пигменты находятся у водоросли в хроматофоре?

ДЗелёная одноклеточная водоросль.
Е Как называется бесполое поколение в жизненном цикле растений?

ЖБурая водоросль.

1/Гаметофит
2/Ламинария
3/Семя
4/Хламидомонада
5/Спорофит
6/Хлорелла
7/Хлорофилл
8/Заросток
9/Нереоцист
10/Каротиноиды
11/Фукоксантин
12/Саргасум
Нормы оценок:
0 ошибок = «5»
1 – 3 ошибки = «4»
4 – 6 ошибок = «3»
более 6 ошибок = «2»
Правильные ответы: 1В; 2 Ж; 3Б; 4Д; 5Е; 6Д; 7Г; 8А; 9Ж; 10Г; 11Г; 12Ж.
Во время этого задания капитан команды № 4 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 25»
Индивидуальный конкурс «По цепочке – кто быстрее» (5 – 6 минут)
Каждый член команды выходит к столу и отвечает на свой вопрос, берёт со стола букву, под которой, по их мнению, обозначен верный ответ и наклеивает её на доску под номером своего ответа.
1.Мох, который имеет в листьях мёртвые и живые клетки:
- Сфагнум (К)
- Кукушкин лён (С)
- Кучера (О)
2. Орган, где у мхов созревают споры:
- на нижней стороне листьев (П)
- в коробочке (Е)
- в метёлках (О)
3. Орган, который отсутствует у папоротника:
- цветок (Д)
- корень (Я)
- стебель (С)
4.Какая среда необходима для прорастания спор папоротника:
- воздушная (Н)
- водная (Р)
- холодная (А)
У команд должно получиться слово «Кедр».
= к какому отделу растений принадлежит это растение? (Голосеменные)
Во время этого задания капитан команды № 5 проходит тест на компьютере по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс. Урок № 21».
Учитель может поменять темы тестирования капитанов команд на своё усмотрение.
III. Итоги урока.
Подвести итоги урока, дать оценку работе учащихся. Если вы набрали в ходе урока:
30 – 29 баллов поставьте себе «5»
28 – 22 баллов поставьте себе «4»
21 – 15 баллов поставьте себе «3»
менее 15 баллов поставьте себе «2».
Категория: Биология | Добавил: Победа (2012-02-12) | Автор: Федюкович Виктория Владимировна E
Просмотров: 2478 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru