Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
УРОК- ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ: «ОВЦЕВОДСТВО - ОСНОВНАЯ ОТРАСЛЬ ЖИВОТНОВОДСТВА КАЗАХСТАНА» (7 класс) Курджиди Н. В. Алматинская обл. п. Панфилова ГУ ОСШ № 17 Цель урока: познакомить с развитием овцеводства в Казахстане, рассказать о значении этой отросли; развивать творческий склад интеллекта, умение сообщать полученную информацию кратко в доступной форме; дать учащимся профессиональную ориентацию и прививать уважение к труду овцеводов. Тип урока: урок по обобщению новых знаний. Вид урока: урок – лекция МО: словесный, объяснительно-репродуктивный. ФОПД: групповая, коллективный. Оборудование: текст учебника, иллюстрации. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Контроль и диагностика знаний по домашнему заданию: (вопросы о биологических и экологических особенностях верблюдов)\ ЭКСПРЕСС – ОПРОС: - назовите черты внешнего строения верблюдов - как приспособились верблюды к жизни в пустыне? - в каких целях, где и когда приручили верблюдов? - какие породы выведены и разводятся в Казахстане? - к какому отряду и семейству относятся верблюды? - как называется напиток изготавливаемый из верблюжьего молока? - как называют одногорбых и двугорбых верблюдов? - в каких областях Казахстана хорошо развито верблюдоводство? 3. Постановка темы урока и подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала (вступительная теоретическая беседа об овцеводстве – обзор истории и современного развития отрасли. 4. Усвоение и краткая фиксация тезисов по новому материалу (учащиеся выполняют эту работу самостоятельно) А. Овцевод – традиционная профессия наших предков Б. Приручение овец и объяснение значения продукции овцеводства в жизни людей В. Заслуги ученых-селекционеров в развитии данной отрасли. Г. Направления выращивания овец. Породы овец. Д. Методы содержания, кормления и разведения овец. Е. Крылатые выражения, пословицы, поговорки об овцах и овцеводстве. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ К ДАННОМУ ПЛАНУ: Овцеводство является одним из традиционных занятий казахов. Еще с древних времен жизнь казахов напрямую была связана с развитием овцеводства, тем более, что климатические условия нашей республики как нигде подходили для данной группы животных. Овцы и козы – жвачные парнокопытные из семейства полорогих. Одомашнены 8-9 тысяч лет назад. Их предками считаются муфлоны и горные бараны, а также аргали. Центры происхождения – Средиземное море, Средняя Азия, Казахстан, Южная Африка. На сегодняшний день овцеводство является одной из главных отраслей животноводства. От овец получают шерсть, овчины, смушки, мясо, сало, молоко, и ценное органическое удобрение – навоз. Овечья шерсть служит сырьем для изготовления одежды, обуви, ковров, войлока, специфических технических сукон. Наибольшее значение для народного хозяйства страны имеет шерстяная продуктивность овец. Из тонкой и полутонкой шерсти вырабатывают высококачественные шерстяные ткани. Под руководством таких выдающихся ученых-селекционеров как – Ж.Куанышбаев (1896-1986), К.Медеубеков, И.Бутарин, А.Есенжолов, А.Жандеркин, В.Бальмонт выведены уникальные породы овец. Мировое значение имеют такие породы как – казахский архаромеринос, казахская тонкорунная и некоторые другие. Благодаря особому устройству зубного и пищеварительного аппарата овцы ниже скусывают растения, поэтому их можно пасти после КРС и лошадей. Овца может пить солоноватую воду, которую не пьет КРС. Также, они очень хорошо переносят жару и холод, в связи с этим для их содержания не требуется капитальных построек. Благодаря крепким копытам овцы хорошо приживаются в малоснежных степных, полупустынных и пустынных районах, могут добывать себе корм зимой. А также они сравнительно быстро размножаются (суягность – 5 мес.). Овцеводство в Казахстане развито по четырем направлениям: Породы овец Тонкорунные Сов.меринос Каз.меринос Южн-казахст. Полутонкорунные дегересская цыгайская тянь-шаньская Полугрубошерстные каргалы сараджинская таджикская Грубошерстные эльдибаевская гусарская романовская ВИДЫ ШЕРСТИ Тонкая (особо ценная из пуха) Полутонкая (пух+переходной волос) Грубая (смешанная) Смушки (шкурки новорожденных ягнят 1-3 дневных) Овчина (шкурки овец 5 мес.) СПЕЦИФИКА НАПРАВЛЕНИЙ Шерстное Мясо-шерстное Шерстно-мясное КОРМЛЕНИЕ: в овцеводстве принято групповое, по норма, в зависимости от физиологического состояния, возраста, половой принадлежности и т.д. КОРМ: Сено-бобовое (люцерна, клевер, эспарцет) Злаковое солончаковое Горное луговое Бобовое разнотравье Витаминное Кормосмеси + минеральные добавки Корнеплоды Овес, кукуруза, отруби, жмых ФЕРМЫ: комплексно-механизированные (включают помещения: овчарни для маток с ягнятами, искусственно выращиваемых ягнят, пункты осеменения, стрижки, кормоцех, ветеринарный пункт, ванны для купания и т.д.) Содержание предприятий по разведению и совершенствованию пород овец зависит от программы деятельности того или иного хозяйства (племенные, гос.Станции по племенной работе, фермерский хозяйства ит.д.) Работа овцевода трудна и почетна в нашей республике. Труд украшает человека, а человек – свое время. В обиходе нашего народа всегда часто употреблялись выражения: «Лишившись овец, огородил двор» «Овце с волком не сдружиться – богачу с баем» «Гость смирнее овцы – и масло дашь съест» «Чабан трудолюбив и овцы упитаны» Недаром в последнее время наш президент и правительство уделяют огромное внимание развитию сельского хозяйства и ведению работы по восстановлению генофонда поголовья животных. 5. Практическое и теоретическое закрепление: (используя тезисы и материал учебника преобразовать полученные знания в таблицу): Задание 1 команде: ОВЦЕВОДСТВО И ЕГО ОТРАСЛИ № Направление Названия и особенности породы Регионы разведения 1 Тонкорунное 2 Полутонкорунное 3 Грубошерстное 4 Полугрубошерстное Задание 2 команде: № Породы Направления Регионы разведения 1 Казахский архаромеринос 2 Дегересская 3 Каргалинская 4 Эльдибаевская 5 Каракульская 6. Контроль и обобщение знаний (формирование навыков логического мышления): КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ВОПРОС Перед нами текст. Давайте его прочитаем. Теперь каждый должен придумать оригинальный вопрос на данную тему учебного текста. Вопрос, ответ на который показывает совершенство овладение этим материалом, дает возможность увидеть его с самой интересной стороны. Подумайте немного, просмотрите текст, придумайте вопрос, запишите его. А тепрь группы по порядку будут его задавать, а остальные будут отвечать на них как можно полнее. Обсудим как мы работали. Что вам было легко: подготовить вопрос или ответить на задаваемые вопросы? Что вы думаете о работе класса в целом? 7. Подведение итогов урока. Информация о домашней работе: написать мини-эссе (тема по выбору) «Овцеводство – исторически сложившаяся отрасль Казахстана» «Развитие овцеводства в Казахстане и его направления» | |
Просмотров: 1868 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|