Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
М. А. Ташпанова, заместитель директора по воспитательной работе профессионального лицея № 6 г. Алматы Насколько серьезно больна наша Планета? Как состояние экологии отражается на жизни людей? К сожалению, наша южная столица с точностью до мельчайших деталей повторяет судьбу крупных городов мира. Жители предгорного оазиса, которым является Алматы, вынуждены в буквальном смысле вести упорную, самоотверженную борьбу за существование с бесконечными потоками автомобильного транспорта и бесчисленными отравляющими островками АЗС. Глоток свежего, не оскверненного токсинами воздуха давно стал для горожан редчайшей ценностью. Выяснено, что основными источниками выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ в атмосферу в г. Алматы являются предприятия тепло- и электроэнергетики, автомобильный транспорт и промышленность. Около 80% загрязнения окружающей среды приходится на автотранспорт, причем у 70% автомобилей загрязненность выхлопа в 3-4 раза выше нормы. Остальные 20% загрязнения происходят, благодаря работе ТЭЦ, промышленных предприятий, котельных и т.д. В Алматы вырубается 2-3 тысячи деревьев. В городе Алматы всего 2000000 деревьев, не считая горных районов. При таких условиях через 10 лет мы получим воздух, в котором вообще не будет кислорода. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого в человеке необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность. А начинать эту работу – с младшего школьного возраста. Именно в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Рассматривая экологические проблемы, нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. Сегодняшнее население Земли – это общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть – 97% идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности. За тысячу лет наша маленькая планета изменилась до неузнаваемости: обмелевшие реки, вырубленные леса, нефтяные пятна на поверхности морей и океанов, мертвая зона Чернобыля, проблема Арала, страшная озоновая дыра над головами…. Все это умудрился «произвести» человек за какую-то сотню лет, подорвав основательно здоровье планеты. Нет предела человеческому любопытству и его жажде изобретать все новые и новые чудеса. Иногда такие, которым под силу уничтожить саму жизнь. Между стремительно рвущимся вперед человеческим интеллектом и его душевным потенциалом – зияющая пропасть. Мы считаем, что экологическое воспитание очень важно в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это сможет повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь Посланием Президента, Программой развития образования, Концепцией экологической безопасности РК на 2004–2015 годы, мы проводим большую воспитательную, организационную и нравственную работу по экологическому воспитанию подрастающего поколения. В нашем лицее проходит очень много различных мероприятий: дебаты, классные часы, блиц-турниры, конкурсы, экскурсии, встречи с экологами, дискуссии, акции, круглые столы, трудовые десанты. Проводится большая учебно-исследовательская и просветительская работа – как среди учащихся, так и их родителей. Наши учащиеся Арман Букаев, Денис Хореев и Арман Акмуллаев принимали участие в международном проекте «Sage Kazachstan» и заняли второе призовое место среди колледжей. Педагогические работники вместе с учащимися лицея озеленяют территорию, ухаживают за растениями и деревьями, оформляют кабинеты, высаживают саженцы. Выпускники 2007 года, например, высадили березовую аллею. Территория нашего лицея поделена на микроучастки, на которых действует зеленый патруль из числа учащихся и родителей. Каждый четверг он производит очистку территории. Согласно плану экологического образования в лицее состоялся экологический марафон, во время которого проводились классные часы, открытые уроки, конференции, устные журналы, лекции, экологические игры, экскурсии, творческие работы, викторины, семинары, посвященные экологическим проблемам Арала, Балхаша, ядерного полигона в Семипалатинске. В рамках Недели биологии был проведен классный час на тему «Праздник Земли». В течение года мы организуем экскурсии в Ботанический сад. Таким образом мы воспитываем у детей бережное отношение к исчезающим видам растений, знакомим их с экзотическими видами растений. Наши ребята ездили на Бутаковку, в Аксайское ущелье, Медео – знакомились с природой родного края. В лицее функционирует дебатный клуб под девизом «Как сохранить планету Земля?» – «Табиғатым – тағдырым». Для учащихся 1-х и 2-х курсов был проведен открытый классный час на тему «Кто ты на Земле? Прохожий или хозяин?», во время которого демонстрировался документальный фильм о климате планеты, парниковом эффекте. Классный час начинался словами: «Состояние больного тяжелое. Симптомов множество. Изо рта исходит нездоровый запах. Его лихорадит так, как никогда прежде. Все попытки снять лихорадку безуспешны. В жидкостях организма обнаружен яд. Не успеют врачи побороть одни симптомы, как возникают другие. Если бы это был обычный пациент, они бы сочли, что он болен хронически и безнадежно. Не зная, что еще можно предпринять, они бы делали все возможное, чтобы облегчить страдания больного до тех пор, пока не наступит смерть». Но в данном случае, все понимают, болен не человек. Больна земля – наш общий Дом. И загрязнение воздуха и воды, глобальное потепление, большое количество токсичных отходов – лишь некоторые опасные симптомы болезни планеты. К сожалению, подобно растерянным врачам, эксперты лишь разводят руками. Учащиеся лицея принимают активное участие в городских и районных акциях «Мы – за чистоту города», в рамках которых в районе БАКа силами наших учащихся было высажено 300 саженцев. За участие в одной из них в качестве подарка от акимата Жетысуского района наш лицей получил телевизор. Частым гостем в лицее является председатель Экосоюза «Табигат» Мэлс Елеусизов. Во время месячника по экологическому воспитанию в лицее проводились различные мероприятия: смотры-конкурсы стенгазет и плакатов, конкурс на лучшее изготовление скворечников, тематическая линейка «Перед лицом экологических проблем», викторина «Мир вокруг нас», классный час «Птицы – наши друзья», «Природа и люди», показ фильма «О природе Казахстана». Создан и действует кружок туризма. В лицее действует Программа развития спорта и туризма. Экологическое образование на современном этапе выходит за рамки экологии, учащиеся изучают не объекты окружающего мира, а отношение к ним людей. Нужно переходить к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает. Каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован, культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения многое начато, то в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется трудностью точного определения, что такое экологическая культура. А экологическая культура – это система знаний, умений, ценностей, чувство ответственности за решения, принимаемые в отношении природы. Основными компонентами экологической культуры являются: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества или его деградация с последующей мутацией. Обобщая всю работу лицея по экологическому воспитанию, мы считаем, что наступило время подумать о введении предмета «Экологическая культура» в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и средних профессиональных учебных заведениях. В этом и состоит одна из наиболее важных задач экологического образования: осознать эту ответственность самому и воспитать её в своих учениках. Сегодня настало время говорить не только об экологии окружающей среды, но и об экологии души. Это идея проходит красной нитью через все мероприятия лицея. Вышеперечисленные мероприятия по экологии способствуют формированию у детей глубоких знаний о развитии природы, бережном отношении к ней, умении и стремлении охранять и приумножать природу. XX век внес роковое изменение в понятие “экология”. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – сказал Бернард Шоу, классик XX столетия. Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке. | |
Просмотров: 1865 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|