Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС Учитель биологии высшей категории Антошкина Елена Анатольевна Акмолинская область Буландынский район с.Новобратское Контрольный урок по темам «Пищеварение», «Дыхание», «Кровообращение», проводится на основе сценария телевизионной игры «Счастливый случай». Цель: - закрепить знания по темам, развивать общебиологические понятия, продолжить формирование умений оказывать первую помощь при кровотечении, остановке дыхания, отравлении - развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся при обсуждении проблемных вопросов. - продолжить нравственное, гигиеническое воспитание, доказывая опасность алкоголя, курения. Оборудование: таблицы «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Органы кровообращения», карточки названия туров, команд. Ход урока. Вступительное слово учителя. Проходит представление команд. На доске записывают название команд игроков и команду зрителей. Под названием команд будут ставиться баллы. (Лейкоциты, эритроциты) Капитаны помогают оценивать учащихся. 1 тур «Разминка». Каждой команде задается по 10 вопросов (1 вопрос-5 секунд). Те вопросы, на которые команда не отвечает, передаются второй и получают дополнительный балл или зрителям. За каждый правильный ответ 1 балл. 1. Сколько у взрослого человека зубов? (32 зубов) 2. Какая железа вырабатывает желчь? (печень) З. До каких простых веществ расщепляются белки? (аминокислоты) 4.Чем закрывается вход в гортань? (надгортанник) 5.Сколько при относительном покое примерно человек совершает дыхательных движений в минуту. (16 раз) 6. Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии). 7. Как называются клапаны, которые стояли между предсердием и желудочком сердца (створчатые). 8. Назвать клетки крови (эритроциты и лейкоциты). 9. Назвать органы пищеварения (рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, прямая кишка, анальное отверстие). 10. Особое обеззараживающее вещество, которое находится в слюне (лизоцим). 11. Какие зубы у человека появляются к 20-22 годам (зубы мудрости). 12. В каком кишечнике происходит всасывание продуктов, расщепление (тонкий кишечник). 13. Каким прибором определяют жизненную ёмкость легких (спирометр). 14. Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены). 15. Белковое вещество, которое входит в состав крови (гемоглобин). 16. До каких простых веществ расщепляются углеводы (глюкоза). 17. Назвать органы дыхания (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие). 18. Сколько литров крови циркулирует по кровеносным сосудам человека (5 литров) 19. Самая крупная артерия человека (аорта). 20. Какую первую помощь оказывают человеку при остановке дыхания (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). 2 тур «Заморочки из бочки» Команды поочередно вытягивают номера «заморочек» из «бочки». За каждый правильный ответ - 1 балл, время обсуждения-30 секунд. 1. Какое значение имеют привлекательное оформление пищи, и красивая сервировка стола для переваривания пищи в желудке? (выделяется желудочный сок при виде пищи, аппетитный, запальный, вызывает аппетит еще до приема пищи и она сразу начинает перевариваться). 2.Почему ранение грудной клетки приводит к нарушению дыхания, если даже легкие при этом остались невредимыми? (ранение грудной клетки, нарушающее герметичность плевральной полости, делает невозможным наполнение легких воздухом). 3.Почему, когда нужно щадить голосовой аппарат, рекомендуется говорить шепотом? (при шепоте голосовые связки сомкнуты не полностью, а при крике сближаются, ударяются, трутся друг о друга и повреждаются, голос становится хриплым или исчезает совсем). 4.Для чего при сильных кровотечениях людям в кровь вводят раствор хлорида кальция? (он играет важную роль в процессе свертывания крови). 5.Почему в плохо проветриваемом помещении частота дыхательных движений возрастает в 2 и более раз (нервные клетки чувствительны СОг, усиливается возбуждение и передаются импульсы к двигательным мышцам). 6.Какое значение имеет отсутствие хрящей задней стенки трахеи, прилегающей к пищеводу? (задняя стенка мягкая, прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи). 7.Назовите функции печени? (образует желчь, гликоген, защитная и обезвреживающая). 8.Какую защитную систему имеет пищеварительная система? (в слюне - лизоцим, в желудочном соке - соляная кислота и вещества желчи, печень 95%, в аппендиксе кишечная палочка препятствует размножению болезнетворных микробов). 9.Почему нужно беречь зубы и как за ними ухаживать? (зуб заболевает и разрушается, чистить, полоскать, не раскусывать орехи, кости, не пить холодную воду и горячее) З тур «Ты - мне, я - тебе» Учащиеся задают по одному заранее подготовленному вопросу команде соперников (1 мин). 4 тур «Темная лошадка» Приглашенный учитель (Луценко М. Ф.) задает командам по два вопроса ситуативного характера (30 сек). 1. Почему не рекомендуется разговаривать во время еды? 2. Представьте, что вы находитесь под водой и вдох представляет угрозу для вашей жизни. Почему вы неизбежно сделаете вдох, даже если при этом можете захлебнуться и утонуть? 3.Почему нужно дышать через нос? 4. Почему пища (например, молоко или куриный бульон) введенная шприцом прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? 5 тур «Дальше, дальше» Каждой команде дается 30 секунд. Для ответа на вопрос, за каждый правильный ответ 1 бал. 1.При венозном кровотечении, в каком месте нужно пережать поврежденный сосуд? 2.Назвать крупные пищеварительные железы (3 пары слюнных желез, печень, поджелудочная железа) 3.Методы изучения пищеварения (зондирования, рентгенографический, эндоскопия, радиопилюли) 4.Назвать болезни органов дыхания (грипп, ангина, туберкулез, дифтерия). 5.Чему соответствует каждый удар пульса? (одному сердечному сокращению) 6.Что такое ферменты? (вещества белковой природы, выполняющие катализирующую реакцию) 7.Чем заканчиваются концы самых мелких бронхиальных трубочек? (легочными пузырьками) 8.Где расположен дыхательный центр? (в продолговатом мозге) 9. Какое значение имеет свертывание крови? (защитное приспособление, предохраняющее его от потери крови) 10.По каким признакам можно отличить венозное кровотечение от артериального? (венозное - кровь темная, свободно стекает, артериальное - струя ярко-алой крови, вырывается фонтаном) 11.Что нужно взять врачу с собой в очаг вспыхнувшего инфекционного заболевания - вакцину или сыворотку? Почему? 12.Где начинается любой круг кровообращения? (в одном из желудочков) 13.Особые белки в организме, обезвреживающие чужеродные тела и их яды? (антитела) 14.Что обеспечивает организму способность вырабатывать антитела? (иммунитет) 15.Что образует внутреннюю среду организма? (кровь, лимфа, тканевая жидкость) 16.Какие желудочно-кишечные заболевания вам известны? (цирроз печени, гастрит, дизентерия, холера, брюшной тиф) 17.Какую помощь надо оказать при пищевом отравлении? (выпить несколько стаканов воды и вызвать рвоту) 18.Почему антибиотики нужно применять под контролем врача? (убивают и болезнетворные микроорганизмы и полезные бактерии, кишечную палочку, вызывая нарушения процессов пищеварения) 19.До каких простых веществ расщепляются жиры? (до глицерина и жирных кислот) 20.Каково значение пищеварения? (продукты подвергаются химической обработке - перевариваются крупные молекулы белка, жира и углеводов и проходят через стенки пищеварительного канала) 21.Что такое чихание? (защитный рефлекс, сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри, из носовой полости удаляются раздражающие ее вещества) 22.На какие процессы в клетках расходуется кислород? (на окисление органических соединений) 23.Для чего определяют группу крови? (при некоторых заболеваниях делают переливание, нужно знать совместимость крови) Наиболее распространенная (1 группа) и редкая (4 группа) крови? 6 тур Первая помощь. Вы оказались в ситуации, когда человеку нужно оказать помощь, расскажите и покажите. Первая помощь при артериальном, капиллярном кровотечении, остановке дыхания, отравлении. Подведение итогов. Работа каждого учащегося оценивается самой командой по 5-балтной системе. Исходя из этого, и общекомандных результатов учащиеся получают оценки. | |
Просмотров: 3214 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|