Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
УРОК БИОЛОГИИ 6 КЛАСС Учитель биологии высшей категории Антошкина Елена Анатольевна Акмолинская область Буландынский район с..Новобратское Тема: Лишайники. Строение, размножение, роль лишайников в природе. Цель: развивать понятие о многообразии живых организмов, познакомить учащихся с особенностями строения, питания, размножения, комплексной приспособленностью к симбиозу и практическим значением лишайников, воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение выделять главное, работа с учебником. Оборудование: коллекция лишайников, лишайники на кусочке камня, таблица «Строение лишайников», фотографии лишайников, сказочные персонажи – дуб, водоросль, гриб, кабан. Ход урока: І. Опрос домашнего задания (биологический диктант). 1 .Какие способы питания характерны для грибов? (фототрофный, сапрофитный, паразитический) 2.К какой группе грибов относится пеницилл? (съедобные, плесени, паразиты) З.Что представляет собой плодовое тело подосиновика? (грибница, шляпка и пенек) 4.У какого гриба споры образуются на пластинках плодового тела? (дрожжи, трутовик, сыроежка, пеницилл). 5. Какие грибы живут в симбиозе с деревьями? (дрожжи, спорынья, трутовик, подберезовик) 6.Где образуются споры у гриба - паразита головни? (на листьях злака, на соцветии злака). 7.В чем состоит вред от грибов - паразитов? (уменьшение урожая, ядовитые свойства, все, сохранность урожая). ІІ. Объяснение нового материала. 1) сообщение учителем новой темы. 2) сообщение цели и задачи на уроке. Работа в тетради - запись темы. Учитель: Сказка, ложь, да в ней намек Человечеству урок Вы, следите не зевайте На вопросы отвечайте Вопросы записаны на доске: 1 .Как называется связь полезная для гриба и водоросли? 2.Из каких организмов состоит слоевище лишайника? 3.Какую роль в этом организме выполняет водоросль? Гриб? 4.Как растут лишайники? 5.Какимиспособами происходит размножение лишайников? 6.Классификация лишайников? 7. Каково значение лишайников? 8.Почему у нас около школы и на сопках есть лишайники? 9.Почему погиб лишайник? 10.Почему так назвали лишайники? Учитель: Сказка называется «Печальная повесть». Не далеко от бора, на освещенной солнцем поляне рос старый одинокий дуб, он был свидетелем славных дел Петра 1 и Богдана Хмельницкого Дуб дождя и ветра вовсе не боится, Несколько столетий это уже длится, Дуб стоит высокий только одинокий. Дуб любил погреть свои старые ветви на солнышке. Его побеги меняли направления роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому ветви старого дуба были не прямые, а изломанные, угловатые. На его ветви садились птицы, но вскоре улетали, приходили кабаны. Но их интересовали лишь желуди и корни. А дубу так хотелось, чтобы кто-то был с ним рядом. И вот как-то раз, пробудившись ото сна дуб увидел что на его коре сидит маленькое существо. —Ты кто? - спросил дуб. —Я - гриб - гордо ответил незнакомец. — А где ты живешь? —Пока нигде, - с грустью сказал гриб. Дуб на секунду задумался. —А ты не причинишь мне вреда? —О нет. Я ведь не трутовик и не разрушаю древесину. Услышав такой ответ, дуб обрадовался и сразу же предложил ему поселиться на его коре. Гриб с радостью согласился. И стали они жить вместе. В сухие жаркие дни дуб давал грибу питательные вещества, а гриб всасывал воду и минеральные вещества и подавал их наверх дубу. Таким образом, грибница заменяла старому дубу корневые волоски. А по вечерам они рассказывали друг другу истории. Дуб прожил несколько столетий, и поэтому у него было очень много таких историй. Так прошло несколько дней, гриб очень удобно устроился на грубой, морщинистой коре дуба. Раскидистые ветви дерева давали возможность солнечным лучам проникать сквозь крону. Поэтому по утрам на стволе появлялись тоненькие солнечные лучики, меняющиеся местами в такт шелестящей листве. И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом гриб увидел водоросль, она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. —А где мы будем жить? - спросила водоросль. —Я с тобой, дорогая, готов жить на голых камнях, на обледеневших вершинах скал, на песках обожженной солнцем Сахары, на бесплодных почвах, даже на старой ограде или каменных ступеньках. Водоросли согласилась . дуб был тоже не против этого. «Втроем нам будет веселей» - подумал он. Водоросль и гриб так полюбили друг друга, что составляли как бы одно целое. Гриб оплел своими грибными нитями (гифами) водоросль и тем самым оберегал ее от перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенных в ней солей, которые поглощал из коры дуба и из воздуха. Благодаря его за это, водоросль снабжала гриб пищей ведь она была красавица зеленая и могла производить ее на свету используя также то, что давал ей гриб. А вместе они образовывали вещества, защищавшие дуб от трутовиков разрушителей. Так прошло несколько лет. Они стойко переносили жестокую стужу, не боялись горячих лучей солнца, иногда они так высыхали, что казалось жизнь, покидала их но стоило прокапать теплому веселому дождичку, или чтобы землю окутал легкий туман, как они «оживали». Семья у них стала большая и дружная (очень медленно). За год их семья давала прироста всего на 1-3 мм. Размножение происходило главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток появляющихся внутри их тела, эти группы клеток гриба и водоросли образовывались во множестве. Тело родителей разрывалось под давлением и детки разносились ветром и дождевыми потоками. Как-то днем их идиллию нарушили два человека, присевшие отдохнуть в тени под дубом. Люди разговаривали между собой, и один из них, показывая на гриб и водоросль, сказал: —Посмотри, какой великолепный лишайник! Такие лишайники растут только там, где очень чистый воздух. И бывают они разные: кустистые, листовые, накипные. (Запись в тетради и работа с гербарием, работа с учебником, рассматривают лишайники) Учитель: так гриб и водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым и целым, но даже люди называют их одним словом - лишайник. Больше никто не нарушал их спокойствие, пока на окраине бора не началось строительство завода. Теперь в лесу было много людей, которые часто приходили, чтобы отдохнуть под дубом. Лишайники, не боялись людей, они знали, что люди не должны приносить им вреда, так как они помогают им. Сообщение учащихся. Учитель на магнитной доске вывешивает карточки, рисунки к сообщениям. 1 ученик: Лишайники помогают людям излечивать заболевание, т. к. из некоторых лишайников получают антибиотик бинан. 2 ученик: кладония, цетрария, олений мох, являются кормом для северных оленей и домашнего скота, уснею поедают маралы и лоси. 3 ученик: Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но среди них есть кочующие виды, аспицилия съедобная, переносится ветром, оседая на новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда о манне небесной ( рассказывает легенду). 4 ученик: некоторые виды лишайников используют для получения красителей для шерсти. Запись в тетради (работа с учебником) Тело лишайника - слоевище - состоит из двух организмов - гриба и водоросли, живущих как один организм. Русские ботаники - А.С. Фаминцин, И. Д. Баранецкий изучили строение лишайника. Между переплетающими нитями гриба расположены одноклеточные зеленые водоросли или сине-зеленые (цианобактерии). На грибных нитях появляются присоски, которые проникают внутрь клеток водоросли. Лишайник- -это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе. Лишайники загадали людям множество загадок. Многие ученые долгое время не могли понять, что это такое. Одни считали его мхом, другие грибом, третьи водорослью. И только в 1867 году было доказано, что это и гриб и водоросль одновременно. Так им удобнее и выгоднее жить, то, что не «умеет» один, «умеет» другой. Один партнер добывает из воздуха питательные вещества, другой из почвы воду и соли. Обмениваются. Такой союз придает им выносливость. Им нипочем -60 морозы и +50 жара. Могут жить годами в воде, а могут усохнуть до размера мелкой монеты, а потом, как по волшебству, разрастались. Известно около 20 тысяч видов. Виды лишайников. 1 .Работа с учебником. Определить виды лишайников. 2.На доске таблица - зачитать названия лишайников. 3. Рассмотреть таблицу на доске, живые лишайники - цетрария («исландский мох») накипные на камнях. 4.Запись в тетради. Уснея бородатая поселяется на деревьях, свешивается наподобие «бороды», этот лишайник так и называется бородатая уснея. Порой сосны и ели так обрастают лишайниками, что их ветви становятся мохнатыми, придавая деревьям таинственность, сказочный вид. Ягель («олений мох») - одна из разновидностей кладонии. Напоминает крохотное деревце высотой 10-15 см. у него есть и «ствол» и извилистые «ветви». «Ствол» и «ветви» утончаются, сходят на нет, становятся толщиной с волос. Человек вряд ли почувствует запах этого растения, а олени чувствуют его даже под снегом. В тундре ягеля много, такие районы называют лишайниковой тундрой. Но растет очень медленно 1-3 мм в год. И участок, на котором пасется много оленей, выбывает «из строя» на несколько лет. Оленеводам приходится тщательно выбирать участки перегонять вовремя оленей продумывать маршруты, чтобы в заснеженной тундре обеспечить животных ягелем. Накипные и листоватые напоминают тонкие корочки, так плотно прирастающие к камням, стенам зданий, коре деревьев, что их оторвать нельзя, можно только соскоблить ножом. Иногда лишайники приобретают вид своеобразных «лепешек». В старину их называли «лишаями» отсюда и название этих загадочных растений. Окраска лишайников очень своеобразна. Только одного цвета не дала им природа ярко-зеленого. Жить они могут при любых условиях, но главное что им нужно: большая влажность воздуха, насыщенность его водяными парами. Активная жизнь их возможна лишь при достаточном увлажнении. В остальное время жизнь в них словно замирает, лишайники переходят в состояния покоя: сжимаются, сморщиваются, тускнеют, становятся хрупкими и ломаются при малейшем прикосновении. Ветер подхватывает отломившиеся кусочки и переносит на новое место. Из крохотного кусочка со временем появится лишайник, как «две капли» воды похожий на «материнский». Широко распространены листоватые лишайники в виде пластинок разной окраски. Они разрастаются на камнях, на корнях деревьев, на коре осин ксантория настенная - золотисто-желтая. Обобщение учащихся: так как пионеры-лишайники подготовили все условия для произрастания разных видов растительности на наших сопках. Лишайники растут только там где чистый воздух. Учитель показывает фотографии наших сопок, скал, спрашивает ребят, знакома ли им эта местность. «А почему так красивы наши скалы?» (беседа с учащимися) Учитель. Но когда завод стал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы дыма копоти и газа. И гриб стал замечать, что его подруга бледнеет день ото дня. Она стала белой, хотя влаги было достаточно. И в один прекрасный день она умерла. Этой разлуки гриб не смог пережить. С тех пор дуб стоит, мрачно вздыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики. Лишайники служат барометром чистоты воздуха, индикатором. Так же на поляне дуб стоит высокий Он вздыхает газы снова одинокий. Сказка ложь, да в ней намек - человечеству урок. Какой урок должно понять человечество? Почему погиб лишайник? 3.Закрепление. Я попросила, чтобы вы прочитали вопросы, обратили на них свое внимание в начале урока. Сейчас вы должны на них ответить (учитель читает, ученики отвечают, учитель корректирует) 4.Подведение итогов. | |
Просмотров: 2405 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|