Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

«Причины возникновения стресса, его значение для человека и современные взгляды на теорию стресса».
«Причины возникновения стресса, его значение для человека и современные взгляды на теорию стресса».
С самого момента возникновения биологии, а затем и психологии очевидно что эти науки связаны между собой теснейшим образом. Эту связь я вижу особенно четко так как имею два высших образования: учитель биологии и психолог практик. Многие темы относящиеся к психологии относятся и к биологии и наоборот многие темы биологии тесным образом связаны с психологией. Примером может служить следующая, наиболее как мне кажется, показательная: «Причины возникновения стресса, его значение для человека и современные взгляды на теорию стресса».
С момента возникновения человечества человек ежедневно подвергается стрессовым ситуациям, однако проблема стресса в наши дни значительно более актуальна, чем в прошлые века. Каждый из нас переживает стресс, иногда даже несколько раз в день.
Стрессогенные факторы окружают нас со всех сторон. Телевидение, радио и другие СМИ обрушивают на нас огромный поток нужной и ненужной информации, порождая информационный стресс. Быстрое преодоление больших расстояний с необходимостью преодолевать временные пояса также является мощным стрессогенным фактором. Высокий темп жизни, плохая экологическая обстановка, не всегда качественная пища — все это факторы, вызывающие стрессовую реакцию организма.
Факторы, которые предопределяют стресс, разделяют на две группы: организационные и персональные.
Организационные факторы. Широко распространенной, понятной причиной стресса в организациях является перегрузка или, напротив, очень малая рабочая нагрузка. Если повышенное рабочая нагрузка играет важную роль в возникновении стресса, то существенное значение имеет и хроническая рабочая недогрузка человека. В этой ситуации человек чувствует себя как бы не при делах, не знает, куда приложить свои силы, теряет чувства своей значимости и потребности, которая отражается на их моральном настроении и на взаимоотношениях с окружающей средой. Правда, среди руководителей производства явление недогрузки встречается достаточно редко, но полностью сбрасывать со счетов эту причину нельзя. Влияют на стресс и резкие изменения нагрузки руководителей. Это, как правило, связано с должностным перемещением, нередко вызванным состоянием здоровья. Уменьшение нагрузки при таком перемещении очень болезненно переживается руководителями и часто приводит к возникновению стресса в таких ситуациях, когда казалось бы, никаких причин для этого нет.
Вторым фактором является конфликт ролей. Он возникает когда к труду предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может состояться в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в служебной иерархии могут дать рабочему противоречивые задания. Конфликт ролей может появиться также в результате разницы между нормами группы и требованиями организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятый группой, с одной стороны, и сохранить требования руководителя, из другой.
Третий фактор — неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, чего от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но они будут неопределенными. Люди должны иметь правильное представление об ожидании руководителя, о том. что и как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
Четвертый фактор — неинтересная работа. Люди, которые имеют более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и меньше склонные к физическим недомогательствам, чем которые занимаются неинтересной работой.
Недостаток этих факторов, стресс может возникнуть через плохие физические условия.
Важными источниками стресса являются взаимоотношения с вышестоящими руководителями, с руководителями, равными по рангу, и со своими подчиненными. Особенную значимость здесь играют неприязни отношения не только между вышестоящими и нижестоящими руководителями, но и с коллегами по горизонтали. Состояние стресса в подобных случаях вызывает уже именно ожидание производственного конфликта, и любой незначительный промах получает неадекватную взаимную оценку, приводя чаще всего к обоюдному стрессу.
Существенное влияние на возникновение стресса делает некомпетентность подчиненных, а также контакты, некоммуникабельными лицами.
Для руководителя очень важным является получение достоверной своевременной и полной информации. Поэтому когда он такой информации не имеет, то практически всегда попадает в состояние стресса.
Для руководителей оперативного звена важной причиной стресса является необходимость выполнения срочных работ, которые не всегда в полной мере обеспечены внешними относительно подраздела службами: цехами-смежниками, отделами материально-технического снабжения, службами ремонта и налаживания оборудования , и тому подобное. При этом для начальников цехов и мастеров большая загруженность оперативной, не всегда, свойственной им работой, и срочность ее выполнения является основной причиной стресса.
Стрессогенных факторов много и их количество постоянно увеличевается они возникают под влиянием научно технического прогресса.Сегодня важно разобраться в причинах возникновения стресса человека наиболее глубоко такое заблаговременное изучение данной проблемы позволит нам если не сократить количество стресов то хотя бы уменьшить негативное воздействие стресса на физиологические функции организма человека.
Несмотря на то, что стресс преследовал человека всегда целосную концепцию стресса изложил канадский биолог Ганс Селье только в ХХ . После него проблема стресса привлекла особое внимание многих ученых мира и стала очень активно развиваться. Г.Селье доказал, что стресс влияет на состояние всего организма.
Для того чтобы обсуждать причины возникновения стресса, а также влияние стрессогенных факторов на организм человека необходимо проанализировать само понятие стресс. Как говорилось ранеее стресс сопутствует человеку, животным и даже растениям на всем протяжении их жизни.Еще первобытный человек, вероятно, замечал, что пребывание на сильном холоде или сильной жаре, изнеможение после тяжелого труда,кровопотеря, страх, чувство постоянной опасности и любое заболевание имеет нечто общее.Конечно он не мог осознать сходство в реакциях на все, что он делал на пределе своих возможностей.Когда приходило это ощущение, он инстинктивно чувствовал этот предел и понимал что «с него хватит». Ситуация всегда развивалась похожим образом: сначала он ощущал трудность, затем на какое – то время ему становилось легче, но потом он чувствовал, что больше вынести не в состоянии.
Великий французский физиолог Клод Бернар во второй половине XIXв. задолго до того, как стали изучать проблему стресса, впервые четко указал, что внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды. Он понял, что «именно постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни». Чтобы поддерживать нормальную жизнедеятельность, ничто внутри человека не должно сильно отклоняться от нормы. Если это случится, то он заболеет или умрет. Сейчас это называют гомеостазом ( термин был предложен У.Б. Кенноном в начале ХХ в.).
Стремление сохранить гомеостаз является основой функционирования организма. В случае инфекции, физической травмы или психического потрясения возникают сходные не специфические приспособительные реакции, направленные на поддержание гомеостаза. Например, к таким реакциям относятся потеря аппетита, слабость, подавленность, лихорадка. В экспериментах на животных обнаружилось, что при инфекциях, воздействии холода, воздействии жары, травмах, кровотечении, нервном возбуждении во внутренних органах возникают сходные изменения:
— увеличение надпочечников
— атрофия вилочковой железы и лимфатических узлов;
— возникновение язвы в желудке.
Эта реакция впервые была описана Гансом Селье как общий адаптационный синдром или синдром биологического стресса. Селье, будучи еще студентом медицинского института, обратил внимание на то, что у многих совершенно различных болезней признаки очень сходны. В дальнейшем, изучая на животных действие экстрактов из плаценты и яичников, Селье через 6 часов после введения обнаружил у всех животных увеличение кормового слоя надпочечников (с исчезновением секторных гранул из корковых клеток), инволюцию химико – лимфатического аппарата и кровоточащие язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. В начале Селье предположил, что им открыт новый гормон,который оказывает такое действие. Однако по мере того как Селье «очищал» вытяжку, стремясь получить гормон в чистом виде, все изменения постепенно уменьшались. Надо отдать должное Селье, который в такой сложный для исследователя момент сумел отойти от привычного представления о главной роли качества воздействия и подумал о том, что вытяжка в неочищенном виде была просто более сильным раздражителем по сравнению с очищенной на нее – реакция на сильный раздражитель. Если это так, то любой другой сильный раздражитель должен дать аналогичный эффект. Селье ввел животным формалин и получил те же изменения. Именно в связи с этим он вспомнил свои студенческие впечатления о сходстве многих признаков при разных болезнях, возникающих, как известно, в результате сильных агентов. Как говорил И.П. Павлов (1927), «патологическое состояние есть встреча организма с каким – нибудь чрезвычайным условием, вернее – с необычным размером ежедневных условий».
По определению Г. Селье «стресс есть не специфический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Печальные или радостные события совершенно различны и даже противоположны по своим результатам, однако, их стрессорное действие, то есть не специфическое требование приспособления к новой ситуации, одинаково.
Рассмотрим причины возникновения и механизмы действия стресса по тории Селье.
Согласно данной теории стресс – это не просто нервное напряжение. Стрессовые ситуации присущи низщим животным, не имеющим нервной системы, и даже растениям.
Стресс не всегда результат повреждения. Любая нормальная деятельность, например азартная игра или приятная встреча, могут вызвать значительный стресс, не причинив при этом никакого вреда. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен. Синдром биологического стресса состоит из трех фаз:
— реакция тревоги;
— фаза сопротивления;
— фаза истощения.
Трехфазность развития синдрома биологического стресса показывает, что возможность организма сопротивляться стрессогенным факторам, или его адаптационная энергия не беспредельна. После первоначальной реакции тревоги организм приспосабливается и оказывает сопротивление, причем продолжительность второй фазы зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы стресогенного фактора. Затем наступает истощение.
Особенности индивидуальной реакции на стресс обуславливаются как внутренними, так и внешними факторами. Среди внешних причин наиболее важными по Селье были генетическая предрасположенность, возраст, пол, среди внешних – приём гормонов и других лекарственных препоратов, диета. Эти факторы определяют чувствительность организма. Под их влилиянием нормальная, хорошо переносимая степень стресса может оказаться болезнетворной и привести к «болезням адаптации», избирательно поражающим предрасположеную область тела. Каждый раздражитель обладает и стрессорным (неспецифическим) и специфическим действием, типичным для каждого конкретного вида воздействий. Однако ответ организма зависит не только от этих двух действий раздражителя. Большую роль играет реактивность организма, изменяющаяся от внутренних и внешних условий . Так как все стрессоры обладают тем и другим действием, ини не могут всегда вызывать абсолютно одинаковые ответы. Даже один и тот же раздражитель действует неодинаково на разных людей: каждый человек индивидуален и неповторим по внешним и внутренним данным. Это и является причиной различной человеческой реактивности.
Какой орган будет поражен (сердце печень желудок и т. д.) под действием стрессов, зависит от множества причин. Как правило, при стрессовой ситуации «рвется слабое звено», т. е. заболевает тот орган, который в течение жизни индивида «износился» в большей мере или-в котором наблюдалось наследственное поражение.
При любой болезни имеет место стресс. Но не всегда он усугубляет картину заболевания. Бывают случаи, когда стресс оказывает положительное воздействие на течение болезни. Такие виды стресса как шоковая терапия, физиотерапия, психотерапия применяют в медицине при лечении широкого круга заболеваний. Хронический стресс (повторяющееся действие стрессогенных факторов) провоцирует возникновение таких распространенных в современном мире заболеваний как гипертония и сердечные приступы, язва желудка и 12-персоной кишки, психозы и неврозы.
Рост сердечно-сосудистых заболеваний в современном обществе, увеличение частоты возникновения язвенной болезни и т. д., ученые связывают сегодня с возросшими эмоциональными перегрузками, с увеличением стрессорных воздействий, которым подвергается человек в наше время. Сегодня доказано, что многие соматические болезни имеют неврогенное происхождение. Основа для понимания причин возникновения и механизмов неврогенных заболеваний была заложена учением И.П. Павлова об экспериментальных неврозах. Благодаря достижениям современной нейрофизиологии павловское учение переживает новый период развития, что связано с выяснением нервных и биохимических механизмов появления и развития стресса.
Согласно современным представлениям, патологический процесс возникает в результате истощения всех защитных резервов организма, которые используются в процессе развития стресс – реакции. Имеются данные о формировании гипертонического синдрома с дисфункциями адренергетических структур мозга. В настоящее время моноамиргетической системе отводится ведущая роль в генезе патологических синдромов, возникающих под влиянием стресса. Предполагается,что характер синдрома связан с тем, какие звенья адренергетической системы оказываются несостоятельными и не выдерживают сильного напряжения: звенья синтеза или звенья распада. От этого зависит какая форма нарушений при этом возникает: возбуждение, истощение или образование промежуточных продуктов метаболизма.
В современной литературе существует значительное количество определений, отражающих различия в понимании стресса. Единая общепринятая картина сущности и механизма стресса пока еще не выработана.За то ясно другое стрессы имеют чрезвычайно важное значение для человеческого организма. Их последствия могут продолжаться и тогда, когда стрессогенный фактор прекратил свое непосредственное воздействие. Они не только могут привести к заболеванию и гибели, но и наоборот, закаливают организм, повышают его приспособляемости к иным непривычным для субъекта условиям существования. Второе из названных действий стресса может достигаться двояко: иногда достаточно одноразового воздействия стрессогенного фактора (реакции возникновения и сохранения иммунитета против инфекционного заболевания, действия змеиного яда), с другой стороны, могут быть необходимы регулярные многократные нагрузки на органы для получения эффекта тренировки (тренировка мышц, памяти и т,п .).
Мы уже упоминали об информационном стрессе, вызванным огромным потоком информации разного вида и характера, с которым некоторые люди не справляются. У них возникают стрессовые реакции и заболевания как результат стрессов. Чаще, чем нам бы хотелось, у людей возникает эмоциональный стресс. Реакции эмоционального стресса негативны для человека. Они связаны с длительным отсутствием условий самореализации человека. Это касается возможности удовлетворения биологических потребностей: потребностей в пище, жилище, одежде, создании семьи и т. д. Аналогичен эмоциональный стресс при долгом отсутствии удовлетворения социальных запросов личности человека: затруднением принятия решений, несоответствия реальных результатов ожидаемым, конфликтными ситуациями. Эти отрицательные реакции обладают длительными последствиями и могут накапливаться. Поэтому возникает застойное возбуждение, которое вызывает повышение активности головного мозга и распространяется на сомато – висцеральные функции — функционирование внутренних органов.
Любой стресс оказывает влияние на эффективность деятельности. У человека, который постоянно находится «на взводе», понижается работоспособность, качество выполняемой работы, могут нарушаться сложные координационные движения. С другой стороны, в условиях длительного многосуточного нервного напряжения улучшаются простые сенсомоторные реакции, время реакции на аварийный сигнал.
Стресс по-разному влияет на познавательные процессы. С одной стороны, чувствительность органов чувств растет улучшается способность к распознаванию сигнала, расширяется поле зрения. С другой стороны, нарушаются более сложные функции, учащаются случаи ошибок памяти, появляются навязчивые мысли, болезненное фантазирование.
Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенность проявления К числу основных, этапных теорий и моделей стресса можно отнести следующие:
1. Генетически-конституциональная теория, суть которой сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу .
2. Модель предрасположенности (diathesis) к стрессу – основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предраспологающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакций напряжения .
3. Психодинамическая модель, основанная на положениях теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».
4. Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведения индивида, определенности ситуации и отношения к ней .
5. Междисциплинарная модель стресса . По мнению авторов, стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.
6. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что предупреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большой степени свободы в выборе жизненных установок и позиций . Теории конфликтов рассматривают также в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.).
7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели, является понятие и механизмы адаптации, которая определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, и которая имеет два проявления: 1) преодоление (coping) – борьба с ситуацией, 2) защита (defence) – борьба с чувствами, вызванными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями.
8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса Н. Selye была модифицирована В. P. Dohrenwend, который рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и не адаптивные реакции. Автор под стрессорными понимает прежде всего социальные по своей природе факторы, – такие, например, как экономические или семейные неудачи, то есть объективные события, которые нарушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Они не обязательно негативные и не всегда ведут к объективному кризису.
9. Системная модель стресса, которая отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.
10. Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения. Понятие такой проблемы они определяют как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него превышения либо ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождается напряжением функций организма, – если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже нарастает – развивается стресс. По мнению авторов способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов: 1) ресурсов человека – его общих возможностей по разрешению различных проблем, 2) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы, 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения, 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему, 5) типа выбранного реагирования – защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяет выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.
Теории и модели психологического стресса
С именем Р. Лазаруса связана разработка когнитивной теории психологического стресса, основу которой составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида. «Вредоносные» свойства стимула (условий) оцениваются по характеристикам интенсивности его воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздействия, ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. В этих условиях ресурс индивида (субъекта) в основном характеризуется состоянием и потенциями ряда компонентов психологической структуры субъекта.
Подчеркивая специфику психологического стресса и отличие от биологических и физиологических его форм, автор обращает внимание на необходимость использования адекватных понятий: «Психологические механизмы должны иметь отличный характер от физиологических, относясь к психологическим, а не физиологическим процессам. Мы можем искать формальные параллели и взаимосвязи, но процессы не являются тождественными и мы не можем объяснить зависимость в одной системе, используя понятия, изобретенные в другой». Автор выдвигает идею опосредованной детерминации наблюдаемых при стрессе реакций. По его мнению, между воздействующим стимулом и ответной реакцией включены промежуточные переменные, имеющие психологическую природу. Одним из таких психологических процессов является оценка угрозы, которая представляет собой предвосхищение человеком возможных опасных последствий воздействующей на него ситуации.
Р. Лазарус в своей теории подчеркивает необходимость разделения оценок угрозы от оценок процесса ее преодоления. С момента оценки угрозы воздействия начинается процесс ее преодоления с целью устранения или уменьшения ожидаемого вредного эффекта. Характер, интенсивность этого процесса зависит от когнитивных оценок сочетания купирующих возможностей субъекта и требований к нему.
Поскольку угроза является решающим фактором психологического стресса, встает вопрос о его критериях. Неявным образом автор принимает за такой критерий различные проявления стресса, особое внимание среди них уделяя физиологическим индикаторам. Он считает, что каждый физиологический индикатор угрозы дает какую-то специфическую информацию об ориентациях индивида по отношению к угрожающему стимулу. В целом, по мнению Р. Лазаруса, анализ различных категорий реакций и их компонентов (вегетативные или биохимические реакции, поведенческие изменения) дает нам наилучший ответ о природе психологических процессов, которые мы желаем понять.
Как замечает Н. И. Наенко, это положение имеет важное значение для оценки концепции Р. Лазаруса в целом. Оно свидетельствует о том, что, признавая, с одной стороны, качественное своеобразие психологического стресса, несводимость его к физиологическим процессам, автор, с другой стороны, делает уступку бихевиоризму в вопросе о критериях стресса, полагая, что психологическую природу последнего можно установить на основе непосредственно наблюдаемых реакций. Таким образом, справедливо отметив недостатки анализа психологического стресса, базирующегося на изучении его внешних проявлений и физических характеристик стимула, автор оказался не в состоянии преодолеть их, что привело к внутренним противоречиям в его теоретической схеме.
Из данной теории делается ряд важных заключений. Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей, – личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, – такие различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.
Таким образом, когнитивная теория стресса основана на положениях о ведущей роли в его развитии:
• психического отражения явлений действительности и их субъективной оценке; • познавательных процессов преобразования информации с учетом значимости, интенсивности, неопределенности событий; • индивидуальных различий реализации этих процессов и в оценке субъективной опасности, вредности (степени угрозы) стимулов.
По определению Р. Лазаруса, эта теория наиболее четко отражает наличие взаимозависимых (реципрокных) отношений между стрессом и здоровьем.
Когнитивная теория стресса отражает преставление о том, что, во-первых, взаимодействие человека и среды в определенных адаптационных условиях постоянно подвергается изменению. Во-вторых, для того, чтобы взаимосвязь между этими переменными была стрессовой, должна быть заинтересованность, высокая мотивация в достижении результатов. Иначе говоря, человек должен представлять, что его взаимодействие (трансакция) с рабочей средой является релевантным к личным целям, имеющим важное значение. В-третьих, психологический стресс возникает только тогда, когда человек оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы.
Поскольку человек обычно стремится изменить то, что является нежелательным или недосягаемым, то стресс означает скорее динамический процесс, чем статическое состояние. Психическое состояние изменяется на протяжении времени и в зависимости от разных условий среды. Взаимосвязь между человеком и средой не бывают постоянными в течение определенного времени или от выполнения одной задачи к другой. Этот принцип становится понятным, если в исследованиях используется изучение внутрииндивидуальных связей в дополнение межиндивидуальным или нормативным с тем, чтобы наблюдать степень стабильности или изменчивости реакций на протяжении времени и в зависимости от адаптационных условий.
Обобщая материалы исследований по разработке когнитивной теории психологического стресса, выполненные Р. Лазарусом, его сотрудниками и другими исследователями, следует отметить, что изучение этой проблемы характеризуется теоретическим и экспериментальным многообразием, а также противоречивостью результатов исследований. Однако при всех различиях в подходах к изучению психологического стресса между ними имеется принципиальное сходство. Оно состоит в стремлении определить психологическую сущность стресса через регистрируемые параметры. Однако, как писал С. Л. Рубинштейн: «для того, чтобы по внешнему протеканию поведения можно было определить его внутреннюю психологическую природу, психика, сознание должны существовать в подлинном смысле слова, то есть не быть бездейственным эпифеноменом». Другими словами, надо выяснить роль психического в детерминации поведения человека в сложных условиях.
С этой точки зрения, как отмечает Н. И. Наенко, исследователями приводится значительный эмпирический и теоретический материал, свидетельствующий об активной роли психики в реализации стрессовых состояний. Эта активность выражается в процессах интерпретации человеком ситуаций, дифференциации этих ситуаций по степени опасности, выборе наиболее оптимальных вариантов преодоления стресса и т. п. Такого рода активность отмечена в ряде работ, но она нуждается в дальнейшем изучении и объяснении. Истоки психической активности авторы ищут внутри субъекта, а не в деятельности, опосредующей его связи с действительностью. Тем самым из поля зрения исследователей выпадают такие важные моменты, как изменение роли того или иного психического явления в системе деятельности, различные в этой связи его проявления и т. д.
Когнитивная теория психологического стресса получила свое дальнейшее развитие в работах ряда зарубежных исследователей. Прежде всего следует назвать теорию «пессимистического объяснительного стиля» С. Peterson и М. Selegman и модель «убеждений о здоровье» J. Rozenctok et al.
Несмотря на то, что когнитивная теория стресса продолжает развиваться и совершенствоваться, она постоянно подвергается критике. S. Hobfoll утверждает, что модель сложна и не предусматривает возможных вариантов, отклонений.
Теории и модели профессионального стресса
В течение последних двадцати лет отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального (рабочего) стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья. В обзорах литературы по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и другие обычно бывают тесно связаны с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями.
Однако, результаты изучения профессионального (рабочего) стресса, его причин и проявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов недостаточно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов операторской деятельности, отражающей характер развития технического и технологического оснащения промышленности, транспорта, энергетики, систем управления в других сферах обслуживания и производства. Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность и сложность деятельности и ряд других особенностей обусловливает не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанных с информационной (умственной) рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами операторской деятельности.
Исследования состояния стресса в трудовой деятельности свидетельствуют о том, что феноменологически и в плане особенностей механизмов регуляции профессиональный стресс представляет специфический вид, который, естественно, отражает физиологические и психологические особенности его развития.
J. Sharit и G. Salvendy определяют профессиональный стресс как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход, по мнению А. Н. Занковского, позволяет выделить следующие направления исследования стресса: «... 1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности; 2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений; 3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений; 4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений».
Как и в исследованиях стресса жизненных событий, некоторые исследователи профессионального стресса сосредоточились на конкретных типах профессий, в то время как другие изучали более широкие вопросы «ролевого» стресса. Классический пример исследования специфического стресса рабочего места – изучение R. M. Rose работы авиадиспетчеров. Задачи слежения за мониторами вызывают значительный стресс, поскольку требуют больших усилий для поддержания бдительности. Подобные исследования сосредотачивались на изучении роли окружающей среды как источнике стресса, независимо от характеристик и жизненных обстоятельств индивида.
Более поздние работы концентрировались на взаимодействии между личностью и средой. Хорошим примером такого исследования является работа S. Carrere et al., в которой изучалась деятельность водителей городских автобусов и выявлено развитие у них высокого уровня стресса. Водителю не только приходится ежедневно иметь дело с напряженным городским движением и транспортными пробками, но и вступать в контакт с часто враждебной и даже опасной публикой, при этом соблюдать очень жесткое расписание с суровыми штрафами за опоздание. Не все водители реагировали на стресс одинаково – в частности, личности с поведением типа «А» воспринимали свое рабочее окружение как более стрессовое и имели более высокие уровни катехоламинов в моче.
Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах R. А. Каrаsек, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. Автор считает, что «активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требования с отставленной реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники, – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику.
Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых видимо наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса (рис. 1), вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида. Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения.
Другая известная модель профессионального стресса предложена J. E. Me. Drath . Согласно этой модели (рис. 2) источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов.
В русле когнитивного подхода наиболее характерную модель профессионального стресса предложил G. R. Hockey. Рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта инициирует активность одного из управляющих контуров, обеспечивающих уменьшение рассогласования. Первый контур включает такие стратегии, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или приобретение новых навыков (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации, так как они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены на снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур). Последнее возможно только для тех видов трудовой деятельности, где высок уровень субъективного контроля. Все эти три варианта регуляции стресса характеризуются различными уровнями затрат ресурсов. В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) – стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например, более целесообразного планирования или лучшей организации труда.
В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность связана с активной поведенческой адаптацией и включает высокие субъективные усилия, активацию и компенсаторную регуляцию деятельности. При этом напряженность и усилия не тождественны.
Наиболее детально механизм когнитивной оценки излагает Т. Сох. По его мнению, этот механизм включает: 1) требования к индивиду; 2) индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личные ресурсы); 3) ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации; 4) внешняя поддержка. Абсолютный уровень требований не является определяющим для возникновения стресса. Более важно рассогласование, которое возникает между уровнем требований и личностными ресурсами, причем уровень такого рассогласования может обусловливать либо только функциональную активацию (напряжение), либо при его значительных величинах – развитие стресса.
Разработка концепции профессионального стресса как проблемной ситуации дана в работах W. Schonpflug и рассмотрена А. Н. Занковским. Указанная ситуация включает два базовых компонента: ориентацию и контроль (управление), которые, в свою очередь, также могут быть разделены на отдельные компоненты. Так, ориентация включает процесс идентификации проблемы (сканирование характеристик проблемы, ее определение, субъективные оценки и целеполагание) и процесс формирования стратегий решения проблемы. В контроле могут быть выделены реализация деятельности по решению проблемы и приобретение новых адаптационных навыков. Если результатом ориентировки будут неудачи в идентификации проблемы и ошибки в формировании стратегий решения проблемной ситуации, то неизбежно возникновение стрессогенного состояния и сопровождающего его чувства беспокойства, беспомощности и неопределенности. Ошибки контроля, обусловленные чрезмерными усилиями или обратной связью от предшествующих ошибок контроля, возвращают индивида на фазу идентификации проблемы или провоцируют компенсаторную деятельность. В обоих случаях проблемная ситуация не получает своего разрешения.
Каждая из приведенных выше теорий и моделей стресса внесла заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения. Большинство из этих ограничений проявляются при переключении с анализа стресса на каком-то одном уровне функционирования человека на более широкий, интегративный уровень анализа и представления о сущности стресса.
Прямое перенесение положений о физиологических особенностях развития и проявления стресса в область психологии оказалось мало продуктивным. По мнению R. Lasarus, физиологический и психологический стресс существенно различаются между собой по особенностям воздействующих стимулов, по механизму его развития и характеру ответных реакций. Если при физиологическом стрессе происходит нарушение гомеостаза при непосредственном воздействии стимула на организм, а его восстановление осуществляется висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипичный характер реакций, то психологический стресс развивается в результате оценки значимости ситуации для субъекта, его интеллектуальных процессов и личностных особенностей.
Общим для всех моделей психологического стресса является то, что авторы стремились определить его сущность, главным образом, через регистрируемые параметры. С этой точки зрения, как отмечает Н. И. Наенко, можно выделить два подхода в изучении этих показателей. Первый подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении используются в качестве индикаторов психологического стресса. Это характерно для модели Н. Wolff , где стресс рассматривается через призму физиологических реакций на социально-психологические стимулы, а также для модели В. Dohrenwend, в которой стрессовая реакция на подобные стимулы выражается в поведенческой форме. Основной недостаток этих моделей заключается в отсутствии объяснений в различии реакций на угрожающий стимул.
Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов. Представители этого подхода в своих моделях в качестве ведущих признаков стресса определяют различные психологические переменные: Н. Basowits et al. – реакцию тревоги, вызванную угрозой неудовлетворения основных нужд, F. Alexander – эмоциональные факторы, R. Lazarus – оценку человеком угрозы, D. Mechanic – адаптацию к условиям ситуации и к своим чувствам и т. д. Все эти исследователи, хотя и в разной степени, полагают, что физиологические реакции человека при стрессе связаны с психологическими переменными и взаимно обусловлены.
Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержательной характеристики стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.
Краткий обзор различных теорий и моделей стресса свидетельствует о том, что каждая из них рассматривает, учитывает преимущественно какую-либо одну сторону многогранной проблемы. Продвижение вперед в понимании этого явления возможно путем дальнейшего развития отдельных теоретических положений, а также, что очень важно, пытаясь их совместить, сопоставить, дополнить для получения более цельной картины. Те трудности, которые стоят на пути дальнейшего изучения стресса и, в частности, его психологических аспектов связаны также с отсутствием общепринятого его определения, узкой концептуализацией, отсутствием обобщающей, системной модели, которая могла бы содержательно отразить особенности функционирования организма и психической детерминации этого процесса на всех уровнях и этапах развития стресса.
Кроме того, есть серьезные методологические проблемы, связанные с измерением стресса. Является ли стресс независимой переменной? Если да, то что можно сказать о внешней не очевидности факторов, которые могут иногда вызывать его? Как следует рассматривать различия между индивидами и у конкретного индивида, но в разных ситуациях, в возможностях (ресурсах) купирования стресса? В чем заключаются особенности и различия действия на человеческий организм разных стрессовых ситуаций: навязанных, приписанных, выдуманных, выбранных и т. п.? Каково соотношение генетических и социокультурных факторов в происхождении стресса? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа.
Теперь давайте с вами рассмотрим причины возникновения стрессов.
Одну из главных причин стресса, о чем почти не пишут западные исследователи, есть страх потерять работу. Этот стрессор, стоит отметить, приобретает все большую значимость и в Казахстане.
Вот, например, как оценивает причины стресса американский специалист Фиглерхомер: недовольство организацией управления, некомпетентность подчиненных, неосведомленность о стандартах производительности, недоверие персоналу к менеджменту и недоверие с его стороны к персоналу, несовместимость с коллегами по работе, недовольство, трудом, неспособность предприятия удовлетворить личные потребности работников и тому подобное.
Другой американский исследователь Ф.Майкл важными причинами стресса считает степень ответственности руководителя работой в целом или работу группы сотрудников, а также многочисленность обязанностей, которые выполняются. Последнее в полной мере относится к оперативным руководителям производства, и, по-видимому, это является одним из важных факторов того, что руководители цехов более часто находятся в состоянии стресса.
Рассматривая внешние объективные причины возникновения стресса, нельзя оставлять в стороне и причины внутренние, связанные с конкретным руководителем как с личностью. Ученые установили связь между характером руководителей и стилем их управления, с одной стороны, и частотой возникновения стрессовых ситуаций — из другого. Вот что показали опрос руководителей по этому поводу. Процент руководителей с холерическим составом характера, что находятся в ежедневном состоянии стресса, равняется 21 % от общего числа руководителей-холериков, тогда как для руководителей-флегматиков он составляет 16 %, руководителей-сангвиников - 5%.
Испытывают состояние стресса несколько раз в неделю керивники-холери-ки - 35,5 %, флегматики — 34 %, сангвиники — 29 % от общего числа руководителей каждой категории.
Особенно ярко связь характера руководителя с частотой стрессовых ситуаций оказывается у начальников цехов. Да, ежедневно находятся в стрессе 40% холериков, тогда как флегматики и сангвиники, которые ежедневно попадають в стрессовые ситуации, составляют соответственно 20 % и 13 %. Существенное влияние делает на стрессы и стиль управления. Наблюдения показывают, что практически все руководители, которые придерживаются авторитарного стиля управления, испытывают состояние стресса чаще, чем руководители-демократы. Логично здесь все ясно. Автократ не терпит отрицаний, и когда они есть, он впадает в стресс.
На тесную связь между стрессом и вышеупомянутыми факторами указывают и заграничные специалисты, которые подчеркивают, что характер работы, которая выполняется, и специфика решаемых задач, оказались тесно связанными с условиями возникновения стресса в процессе работы, а методы и стиль руководства также могут быть причинами функционального стресса. Существенное влияние на уровень стресса оказывают положение индивидуума в организации и его место в иерархии.
Большое значение для возникновения стресса имеют постановка руководителем слишком высоких, иногда на данном этапе нереальных целей и стремления добиться их осуществления по любой цене, нетерпение и даже, можно сказать, избыточное честолюбие.
Персональные факторы. Каждый человек принимает участие во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные явления (события) также бывают потенциальной причиной стресса, который может привести к снижению результатов работы. Позитивные жизненные события, повышения по службе или значительное увеличение дохода, также могут вызывать такой же или даже больший стресс, как и негативные.
Результаты исследований говорят, что причиной стрессов в 61 % случаев есть служебные проблемы, семейные волнения и финансовые трудности; 22% случаев вызваны причинами "психологічного характеру", а 7% - серьезными заболеваниями.
Рассматривая явление стресса, необходимо оценивать его глубину. С точки зрения медицины, стресс вызывает у человека учащение пульса, повышения кровяного давления, головную боль. Частое влияние сильного стресса может привести к снижению умственных способностей, к потере правильной ориентации в конкретной ситуации и возможностей принятия правильных решений. Вспомните, много ли вам приходилось видеть примеров, когда человек в состоянии сильного стресса принял бы единственно правильное решение. Такие случаи чрезвычайно жидки, особенно для тех руководителей, которые часто попадають в стрессовые ситуации.
Но с другой стороны, разве не учащается у Вас сердцебиение, если Вы должны выступать перед аудиторией, разве не волнуетесь Вы, входя в кабинет вышестоящего руководителя с вопросом, решение которого может быть и не таким, как бы Вы хотели; разве, наконец, Вас не бросает в жар или холод, когда Вы садитесь в кресло дантиста? Но все это есть не что другое, как явление стресса, и в то же время это наше обычное повседневное жития, что, подчеркиваем еще раз, без стрессов невозможно в принципе. А потому нужно говорить не о том, как избежать стресса, как домоггися его исключения из практики — это бессмысленно, а о том, как ни допускать возникновения стрессовых ситуаций там, где в этом нет никакой необходимости, как уменьшить негативное влияние на человеческий организм, как добиться того, чтобы руководители, которые имеют большой жизненный и производственный опыт, не были вынуждены в расцвете творческих способностей по состоянию здоровья преждевременно оставлять свои должности. Стрессу нужно противостоять.
Для профилактики повреждающего действия стресса на организм человека первостепенное значение имеет благоприятная психологическая среда в семье, на работе, здоровый образ жизни с обязательным включением занятии любительским спортом. Кроме того, желательно свести к минимуму вредное воздействие на организм неблагоприятных экологических факторов. Особое значение имеет тренировка организма; речь идет о физическом закаливании и, что еще более важно для предотвращения негативных последствий стресса, овладение приемами аутотренинга и развитие воли личности. Именно эти факторы будут способствовать повышению резистентности организма человека в условиях стресса.
Стресс имеет огромное влияние на организм человека, часто определяет само течение жизни и ее сохранность. Он возникает в результате действия на организм так называемых стрессогенных факторов, которые могут быть биологическими, информационными и вызывать изменения во всех органах и системах организма человека.
Стресс может быть благоприятным и использоваться в терапевтических целях и неблагоприятным, болезнетворным. Длительный сильный и хронический стресс может вызвать даже смерть человека. К такому выводу пришли все ученые, занимавшиеся проблемой стресса.Но несмотря на то, что стресс сопровождает жизнь на протяжении всей истории ее существования, а также на то, что стрессом занимались длительное время множество ученых разных стран, в проблеме стресса осталось много неизученного. Жизнь весьма сложна, ее загадки — загадки Вселенной и стресс — только малая, но очень сложная для понимания тайна Природы, разгадать и применить которую человек может и должен. В наше время проблема стресса архиактуальна. Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.

Список литературы:

1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. М., 1991.
2. 2.Воронин Л.Г.и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М., 1970.
3. 3.Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.М., 1989.
4. 4. Моркотун Н.Т. Готовомся к выпускному экзамену М. «Аквариум», 1998.
5. 5.Селье Г. Стресс без дистресса.М.,1982.
6. 6.Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. (О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО “Лейла”, 1994.
7. 7.Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения.М., 1991.
Категория: Биология | Добавил: tat128012 (2012-03-29) | Автор: Бондарева Татьяна Юрьевна
Просмотров: 4477 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru