Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Плесневые грибы
Тема: Плесневые грибы, их строение, размножение.
Цель: Познакомить ребят с особенностями строения и жизнедеятельности плесневых грибов
Задачи: изучить строение плесневых грибов
развивать понятия об условиях жизни грибов
формировать научное мировоззрение о взаимосвязи и развитии живых организмов
Оборудование: таблица с изображением строения грибов, микроскопы, микропрепараты, гриб мукор, выращенный на хлебе, лупы.
Тип урока: урок освоения
Актуализация

Какими признаками растений обладают грибы?
Какие признаки животных свойственны им?
Какое строение имеют шляпочные грибы?
Как размножаются грибы?
Каково строение дрожжевых грибов?
Как размножаются дрожжевые грибы?
Что такое сахоромицеты?
Как происходит брожение теста?
Как используются дрожжевые грибы в хозяйстве?

Реализация
Наше путешествие начинается со страны Плесневых Грибов. Какая это страна? Маленькая с маленькими жителями. Насколько хорошо вы знакомы с ними, мы сейчас узнаем.
Создаем ассоциацию. Плесень это - гнилые яблоки, черные стенки домов, белый налет на хлебе, похож на вату. Записывают в тетради и на доске, беседуем.
Плесневые грибы, как и дрожжевые, являются сапрофитами. Они часто встречаются в повседневной жизни.
Мы сегодня рассмотрим строение наиболее распространенных плесневых грибов.
Мукор или белая плесень и пеницилл.
Учитель работает по плакату, анализирует, обращает внимание на строение, задает вопросы для сравнения. Демонстрация плесени на хлебе, демонстрация микропрепарата.
1.Что такое грибница? Какова роль грибницы плесени?
2.Как вы думаете, как питается плесень?
3.В чем отличие строения гифа гриба мукора от пеницилла?
4.Как размножаются грибы?
5.Что такое спорангий?
6.В чем отличие строения спорангия гриба мукора от пеницилла?
Самостоятельное чтение текста, заполнение таблицы.

Плесневые грибы
мукор пеницилл
Среда обитания Прошлогодние листья, трава, навоз, на мучных изделиях, оставленных закрытыми на несколько дней. Корка цитрусовых (лимон, апельсин), сырой кирпич
Строение Белого цвета, гифы представлены одной клеткой, на конце гифа спорангий Сине-зеленого цвета, гифы многоклеточные, на конце гифа спорангий
Размножение Спорангии со спорами, форма спорангия круглая Спорангии со спорами в виде метелочки
Значение Портит продукты питания Получают антибиотик пенициллин, применяемый при лечении воспаления легких, ревматизме, дифтерии, и других инфекционных заболеваниях.
Учитель проводит беседу по таблице и рисункам учебника (рис.16, 17)
Сообщение ученика (дополнительный материал об истории открытия пеницилла)
Как гриб лечит людей
В клинику к доктору Алексею Герасимовичу Полотебнову поступил больной с незаживающими язвами на руке. Во время перевязки доктор приложил ему на рану кусочки материи, пропитанные смесью, невиданной в то время медицине. Странная была эта смесь! Кусочки грибницы да зеленая пыль плесени. Ее Полотебнов смел рисовальной кисточкой с позеленевшей апельсиновой корки и растер в чашечке с миндальным маслом. Но именно эта смесь помогла больному. Через двое суток незаживающие язвы зажили.
Доктор Полотебнов стал лечить зеленой плесенью других больных и тоже успешно. Он писал в своих научных статьях о том, что нужно испробовать зеленую плесень для заживления операционных ран и гнойных нарывов. Но Полотебнов не мог объяснить, почему зеленая плесень излечивает больных. Тогда наука еще не в силах была дать ответ. Это был 19-й век.
Ответ был найден уже после смерти Полотебнова, когда знаменитый ученый Илья Ильич Мечников открыл «закон борьбы» между микробами. Те микробы, которые убивают болезнетворных микробов, могут стать помощником человека. Микробы против микробов! Этот закон помог английскому профессору Флеммингу объяснить явления, произошедшие в его лаборатории. В плоских чашках, наполненных питательным студнем, у Флемминга рос посев микроба, вызывающий заражение крови. Изучая развитие микроба, Флемминг каждое утро осматривал свои чашечки. И однажды профессор увидел, что в одной из чашек выросло совсем не то, что он сеял. На поверхности студня проступали пятна зеленой плесени. Здесь поселился не прошеный жилец – гриб пеницилл. Тесня врага, он испортил посев болезнетворного микроба. Вещество, которое выделял гриб в питательный студень, убивало микробов. Это вещество и назвали по имени гриба – пенициллин.
30 сентября 1928 - Александр Флеминг открыл пенициллин.
Однако будет заблуждением считать, что ученому просто повезло. На самом деле Флеминг с первых шагов научной карьеры был одержим идеей, что все живое располагает защитными механизмами. Иначе ни один организм не мог бы существовать: бактерии беспрепятственно вторгались бы в него и убивали. Поиску этих механизмов Флеминг и посвятил жизнь. Сначала исследователь обратил внимание на вещество в слизистых глаз и носа, которое он назвал лизоцимом. Флеминг был убежден, что лизоцим был в свое время оружием против всех микробов, однако они приспособились, стали устойчивее. Но в соответствии с теорией эволюции должны эволюционировать и защитные силы организма. Значит, надо продолжать поиски.
Применение пенициллина.
Пенициллин начал применяться в 1941 г. Под давлением необходимости во время II Мировой войны фармацевтические компании нашли способ массового производства пенициллина.
В 1945 г. Флеминг был удостоен Нобелевской премии по психологии и медицине вместе с Ховардом Флори и Эрнстом Чейном, в результате совместной работы которых были глубоко исследованы свойства пенициллина и он получил широкое распространение. Пенициллин и последующие антибиотики спасли миллионы жизней, но сегодня ученые обеспокоены тем, что появляются резистентные, невосприимчивые к действию антибиотиков, формы бактерий.
Сообщение ученика: К плесневым грибам относится и аспергилл. Для них характерен обильно развивающийся воздушный мицелий.
Исторический факт. В 1960 году в Великобритании в течение трех месяцев погибло 100 тысяч индюшек. Не сразу удалось установить причину. Оказалось, что корм, которым кормили индюшек, был заражен - аспергиллом.
Видя пятна плесени, на книжных переплетах мы с уверенностью можем сказать это тоже аспергилл. Однако человек сумел использовать аспергиллы и в своих целях. Пищу многих народов Дальнего Востока, например Китая, невозможно представить без постоянной приправы – соевого соуса. "Закваской" этого продукта является аспергилл. Аспергилл широко используется в биологической промышленности для производства лимонной кислоты
Рефлексия
1. Какие плесневые грибы вы знаете?
2. Какие грибы вызывают порчу продуктов?
3. Какие грибы используются в фармацевтической промышленности?
4. Что из них получают?
5. Почему грибы называют сапрофитами?
Вывод: Плесневые грибы развиваются на поверхности органических материалов. Они сильно разрастаются. Вызывают порчу продуктов, разрушают многие промышленные материалы. Некоторые плесневые грибы вызывают болезни растений.
Заполнение таблицы
Роль плесневых грибов

В природе В хозяйстве



Домашнее задание: &7, зарисовать рис.16,17
Категория: Биология | Добавил: РШ (2012-04-01) | Автор: Жумагереева Раиса Шавхатовна E
Просмотров: 4729 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru