Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Контрольно-обобщающий урок по теме « Вегетативные органы растений» биология 6 класс Учитель биологии и географии Фролова Надежда Степановна Журавлевская средняя школа Буландынского района Акмолинской области Слово учителя: Проходите ,проходите Лишь улыбку предъявите Заходите, торопитесь Наши милые друзья Отдыхайте, веселитесь Здесь скучать никак нельзя! Всем ,Всем ,Всем И тем ,кто подходит ,и тем кто уж здесь Объявляем важную весть - Мы открываем ярмарку- Открыта ярмарка- большой базар На базаре – любой товар ! Для тех, кто в знании и обществу рад Приготовлено много наград Такова наша роль зазывал Где правду сказал ,а где приврал Как же иначе- без шуток нельзя А шутить ведь приятно друзья! Мы начинаем « ярмарку знаний» - « Ярмарка знаний» Тема урока ;«Вегетативные органы растений» Цель урока ;обобщение и контроль полученных знаний Слово учителя –Почему наш урок так называется? Что такое ярмарка? Это торг- с увеселениями, развлечениями. Но главное на ярмарке – это торг и товар. Я- покупатель ,а вы купцы . Ваш товар – это знания. Продав свой товар Вы станете состоятельными людьми , у вас появится капитал ,который обычно сохраняется в банке. -( раздача стеклянных банок) Торговый ряд « Аукцион» Назовите вегетативные органы растения Выбор карточек с вопросами и названием команд : « Корень», «Стебель» , « Лист» Полный ответ 5 баллов Ответы команды «Корень» Функции 1. поглощают из почвы воду и питательные вещества ,проводит их к стеблю 2. закрепляет и удерживает растение в почве 3. служит хранилищем питательных вещества 4. участвует в размножении Зоны корня 1. Зона деления .Клетки постоянно делятся , таким образом способствуют росту корня в длину и развития других зон. 2. Зона роста. Клетки не делятся ,а удлиняются и становятся больше материнских. 3.Зона всовывания. Покрыта волосками. Длина различна. Волосок – отдельная клетка Ненадолго. 4. Зона проведения. Ответственна за снабжение других органов всасывающими веществами. Ксилема. Флоэма Видоизменения корня Корнеплоды- сочные подземные органы некоторых растений. Образуются в результате накапливания различных органических веществ. Двухлетки. Первый год образуется сам корнеплод, на второй год цветоносные побеги. Пример- свекла ,морковь. Корни –присоски -у растений паразитов . Например повилик заразиха. Высасывают питательные вещества Корни -опора -это придаточные корни. Встречающие у тропических растений .Например- индийский баньян Дополнительная опора. Корневые клубни. У георгин, батат . Откладывают питательные вещества запас в корнях. Отличие от корнеплодов , запас питательных веществ в боковые корни . Воздушные корни- располагаются только в воздушной среде и не связанны с почвой.Поглощают питательные вещества из воздуха . У лиан и орхидей. Ответ команды « Стебель» Стебель-это каркас ,центральная опора растения, соединяющая его подземные и наземные части. Функции 1. опорная –поддерживает листья, цветки ,плоды 2. проводящая, ксилема флоэма –питательные вещества вода и минеральные соли 3. запасающая- запасные вещества откладываются в тканях стебля. 4. благородя делению и росту клеток обладает способностью расти и ветвится Передвижение воды и питательных веществ При помощи проводящей системы. Ксилема –восходящая -вода и минеральные вещества ,по древесине. Флоэма- нисходящая ,от листьев в корни органические вещества по лубу. Видоизменение Клубень -видоизмененный побег с утолщенным стеблем ,где накапливаются питательные вещества. Надземные клубни развиваются например у кольраби-капусты. Усики- цепляются, дополнительная опора .Например- горох , виноград Колючки -защитная функция. От поедания животными. Например у акации, облепихи. Шипы- защитная . Роза, шиповник. Сочные- накопительная .Капуста Поземные видоизменения Корневище-ландыш ,клубни- картофель ,луковицы-у лука, лилии, клубнелуковицы-гладиолусов. Ответ команды «Лист» Лист относят к вегетативным органам растения. Функции 1. питание- образование питательных веществ. Фотосинтез-определение. 2. испарение- отдача воды 3. газообмен между внешней средой и организмом 4. накопление органических веществ 5. участие в размножение Строение . Листовой пластинки и черешка . Сидячие--внешнее строение . Простые –яблоня, сложные –акация. Расположение –Очередное ------.яблоня из одного узла отходит один лист Супротивное--- сирень два листа расположены друг против друга Мутовчатое-----барбарис 3 и больше листьев растут на одном узле Видоизменение-приспособление к условиям Колючки -кактус Лисья превращенные в усики- фасоль .Помогают слабым ,способствуют выносу на свет Листья ,превращенные в чешуйки или обертки- кукуруза. Защита от повреждений и холода Сочные листья -лук. Запас питательных веществ. Ловушки –питаются насекомыми и листовая пластинка превращается в ловушку. Росянка. Слаборазвитые листья –саксаул .Экономическое испарение влаги. Головоломка со зрителями 1.Если мне на место –а- 2. Меня за аромат давно ты ценишь Мягкий знак дадите Всюду я красой своей горда Сразу сорную траву Но если –р- на –к- ты поменяешь В птицу превратите То вырастут рога и борода -лебеда-лебедь- - роза-коза- 3. Чтоб отгадать имей терпение С –л- часть лица, а с –б- -растение - лоб -боб- 4 . Каким гребнем голову не расчешешь- петушиным 5. Петух снес яйцо ,кому достанется оно- не несут яйца 6. Может ли страус назвать себя страусом- нет , он не умеет говорить 7. Что ест зимой жаба- ничего ,спит Оценки конкурса Торговый ряд «Эврика» Учитель- Изображен телефонный диск. Каждой цифре соответствует определенная буква. Наберите на телефонном диске указанные цифры и вы узнаете просьбу растения. Полный ответ 5 баллов И ответе на вопросы -О каком процессе идет речь . Дайте характеристику. Корень- помогите мало влаги. Поливе Стебель- помогите мала удобрений Виды удобрений Лист----- помогите мало света. Фотосинтез Торговый ряд « Сюрприз» Учитель- Домашнее задание. Все мы любим сюрпризы. Этот сюрприз для наших гостей.- стихотворение. Ребята читают о растениях А для ребят станет сюрпризом –приз зрительских симпатий 5 баллов. Торговый ряд «Светофор» Учитель На столе 3 сигнальные карточки -красная ,желтая ,зеленая. Я задаю вопросы и называю ответы разного цвета –вы должны поднять сигнальную карточку того цвета, которой соответствует правильному ответу. Правильный ответ 1 балл. 1.Клетки кожицы листа прозрачны Они Зеленый – обеспечивают проникновение света к хлоропластам . Желтый- обеспечивают доступ кислорода внутрь листа Красный- охлаждают лист 2. У двудольных растений при прорастании сначала появляется Зеленый –зародышевый стебелек Красный –зародышевый мешочек Желтый - зародышевый корешок 3. К функциям корня относят Красный- поглощение из почвы воды и питательных веществ Желтый----поглощение углекислого газа Зеленый ---выделение углекислого газа 4. Корневые волоски относят к зоне корня Зеленый—всасывания Красный---роста Желтый----деления . 5. К стелющимся стеблям относят Желтый-----тыква Зеленый -горох Красный - вьюнок- 6. Какой ученый впервые описал роль хлорофилла Красный –Тимирязев Зеленый - Гельмонт Желтый ---Ломоносов 7. Листья ,превращенные в чешуйки или обертки у Желтый ----Кукурузы Зеленый ----росянки Красный -- акации 8. К простым листьям относят Красный----яблоня Желтый – горох Зеленый--- шиповник 9 Растениям для дыхания необходим Зеленый --Кислород Желтый ----Озон Красный ----углекислый газ Торговый ряд « Советы огородникам от Мюнхгаузена» Учитель Перед вами советы выдумщика барона Мюнхгаузена. Прочитаем. Что вы скажите о его советах. По 2 совета на команду. Обсудите прав он или нет. Правильный ответ 5 баллов. Торговый ряд « Почемучка» Правильный ответ 1 балл.; по 5 вопросов на команду. 1. Почему листья зеленого цвета- хлоропласты 2. Почему окрас цветов разного цвета - хромопласты 3. Почему картофель внутри белого цвета- лейкопласты 4. Почему картофель находясь долгое время на солнце становится зеленым - ------------------------------------------------------------взаимопревращение пластит 5. Почему происходит видоизменение вегетативных органов растений— это приспособление растений к различным природным условиям 6. Почему некоторые почки мы называем спящими---находятся в состоянии покоя 7. Почему происходит листопад- защитное приспособление растения 8. Почему некоторые листья называют сидячими— листовая пластинка не имеет черешка 9. Почему корневую систему некоторых растений называют стержневой -хорошо развит главный корень, .как стержень 10. Почему корневой чехлик не относят к зонам корня -у него защитная функция 11. Почему органические удобрения вносят осенью- эти удобрения легко усваиваются ,но после переработки микроорганизмами. 12. Почему корнеплоды двухлетки- на первый год образуются сами корнеплоды ,а на второй год –цветоносные побеги. 13. Почему в лесу прохладно в жаркий день—из-за листвы 14 .Почему нежелательна вырубка леса—Кислород, место обитания животных 15.Почему мочковатую корневую систему так называют- главный корень отсутствует, или невыделен среди других. Это многочисленные боковые и придаточные корни, собранные в пучок Торговый ряд «Перевертыши» Правильный ответ 1 балл Торговый ряд « Загадки» По 3 на команду, правильный ответ 1 балл. 1. Растение, в названии которого есть нота-соль-----------------------фасоль 2. На поляне ,у реки гордо держат стебельки Как фарфоровые чашки, белоснежные ---------------------------------- ромашки 3. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, сидящую на ней-----надо подождать когда улетит 4 .Первое – нота, второе тоже А в целом на горох похожа --------------------------------------------- фасоль 5. Три простеньких слова Нота, круг, союз Дают нам вместе овощ Приятный на вкус----------------------------------------------------------ре-диск -а 6. Как на нашей грядке выросли загадки Сочные да крупные, вот такие круглые Летом зеленеют, а осенью- краснеют-------------------------------------- помидоры 7. Весной я красный ,как кумач, летом я похож на мяч А осенью в домишке живут мои детишки------------------------------------ мак 8. Местоимение, предлог Меж них фамилия поэта А целое- известный плод Что зреет на исходе лета------------------------------------------------------------ я-блок-о 9. Пришла Таня в желтом сарафане Стали Таню раздевать Давай плакать и рыдать-------------------------------------------------------------Лук Торговый ряд « Финиш» Подсчитываем сделанные за время ярмарки вклады в банки. Пока идет подсчет Посмотрим слайды о природе. И наиболее ловкими, удачливыми купцами стали -------------------Стали благодаря своему товару------знаниям. Оценки им ----5 ,остальным –4 Вот и окончилась ярмарка- ярмарка –знаний. Итог игры и урока Домашнее задание нарисовать и написать рассказ « Мое любимое растение » Рефлексия Вам понравился урок. Что понравилось больше всего? Слово учителя Друзья , пришла пора –прощаться И я хочу вам пожелать Всегда с охотою учится И не когда не унывать А перед тем, как нам расстаться И разойтись по домам Хочу я с вами попрощаться И пожелать успехов вам. Спасибо за урок! Молодцы! | |
Просмотров: 4485 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|