Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Контрольно-обобщающий урок по биологии по теме ;"Вегетативные органы растений"
Контрольно-обобщающий урок по теме « Вегетативные органы растений» биология 6 класс
Учитель биологии и географии Фролова Надежда Степановна
Журавлевская средняя школа Буландынского района Акмолинской области

Слово учителя: Проходите ,проходите
Лишь улыбку предъявите
Заходите, торопитесь
Наши милые друзья
Отдыхайте, веселитесь
Здесь скучать никак нельзя!

Всем ,Всем ,Всем
И тем ,кто подходит ,и тем кто уж здесь
Объявляем важную весть

- Мы открываем ярмарку-

Открыта ярмарка- большой базар
На базаре – любой товар !
Для тех, кто в знании и обществу рад
Приготовлено много наград

Такова наша роль зазывал
Где правду сказал ,а где приврал
Как же иначе- без шуток нельзя
А шутить ведь приятно друзья!

Мы начинаем « ярмарку знаний» - « Ярмарка знаний»
Тема урока ;«Вегетативные органы растений»
Цель урока ;обобщение и контроль полученных знаний

Слово учителя –Почему наш урок так называется? Что такое ярмарка? Это торг- с увеселениями, развлечениями. Но главное на ярмарке – это торг и товар.
Я- покупатель ,а вы купцы . Ваш товар – это знания. Продав свой товар
Вы станете состоятельными людьми , у вас появится капитал ,который обычно сохраняется в банке.

-( раздача стеклянных банок)
Торговый ряд « Аукцион»
Назовите вегетативные органы растения

Выбор карточек с вопросами и названием команд : « Корень», «Стебель» , « Лист»

Полный ответ 5 баллов

Ответы команды «Корень»
Функции 1. поглощают из почвы воду и питательные вещества ,проводит их к стеблю
2. закрепляет и удерживает растение в почве
3. служит хранилищем питательных вещества
4. участвует в размножении

Зоны корня
1. Зона деления .Клетки постоянно делятся , таким образом способствуют росту корня в длину и развития других зон.
2. Зона роста. Клетки не делятся ,а удлиняются и становятся больше материнских.
3.Зона всовывания. Покрыта волосками. Длина различна. Волосок – отдельная клетка
Ненадолго.
4. Зона проведения. Ответственна за снабжение других органов всасывающими веществами. Ксилема. Флоэма
Видоизменения корня
Корнеплоды- сочные подземные органы некоторых растений. Образуются в результате накапливания различных органических веществ. Двухлетки. Первый год образуется сам корнеплод, на второй год цветоносные побеги. Пример- свекла ,морковь.

Корни –присоски -у растений паразитов . Например повилик заразиха. Высасывают питательные вещества
Корни -опора -это придаточные корни. Встречающие у тропических растений .Например- индийский баньян
Дополнительная опора.
Корневые клубни. У георгин, батат . Откладывают питательные вещества запас в корнях. Отличие от корнеплодов , запас питательных веществ в боковые корни .
Воздушные корни- располагаются только в воздушной среде и не связанны с почвой.Поглощают питательные вещества из воздуха . У лиан и орхидей.

Ответ команды « Стебель»
Стебель-это каркас ,центральная опора растения, соединяющая его подземные и наземные части.
Функции 1. опорная –поддерживает листья, цветки ,плоды
2. проводящая, ксилема флоэма –питательные вещества вода и минеральные соли
3. запасающая- запасные вещества откладываются в тканях стебля.
4. благородя делению и росту клеток обладает способностью расти и ветвится
Передвижение воды и питательных веществ
При помощи проводящей системы. Ксилема –восходящая -вода и минеральные вещества ,по древесине. Флоэма- нисходящая ,от листьев в корни органические вещества по лубу.
Видоизменение
Клубень -видоизмененный побег с утолщенным стеблем ,где накапливаются питательные вещества. Надземные клубни развиваются например у кольраби-капусты.
Усики- цепляются, дополнительная опора .Например- горох , виноград
Колючки -защитная функция. От поедания животными. Например у акации, облепихи.
Шипы- защитная . Роза, шиповник.
Сочные- накопительная .Капуста
Поземные видоизменения
Корневище-ландыш ,клубни- картофель ,луковицы-у лука, лилии, клубнелуковицы-гладиолусов.

Ответ команды «Лист»
Лист относят к вегетативным органам растения.
Функции 1. питание- образование питательных веществ. Фотосинтез-определение.
2. испарение- отдача воды
3. газообмен между внешней средой и организмом
4. накопление органических веществ
5. участие в размножение
Строение . Листовой пластинки и черешка . Сидячие--внешнее строение . Простые –яблоня, сложные –акация.
Расположение –Очередное ------.яблоня из одного узла отходит один лист
Супротивное--- сирень два листа расположены друг против друга
Мутовчатое-----барбарис 3 и больше листьев растут на одном узле
Видоизменение-приспособление к условиям
Колючки -кактус
Лисья превращенные в усики- фасоль .Помогают слабым ,способствуют выносу на свет
Листья ,превращенные в чешуйки или обертки- кукуруза. Защита от повреждений и холода
Сочные листья -лук. Запас питательных веществ.
Ловушки –питаются насекомыми и листовая пластинка превращается в ловушку. Росянка.
Слаборазвитые листья –саксаул .Экономическое испарение влаги.

Головоломка со зрителями

1.Если мне на место –а- 2. Меня за аромат давно ты ценишь
Мягкий знак дадите Всюду я красой своей горда
Сразу сорную траву Но если –р- на –к- ты поменяешь
В птицу превратите То вырастут рога и борода

-лебеда-лебедь- - роза-коза-

3. Чтоб отгадать имей терпение
С –л- часть лица, а с –б- -растение - лоб -боб-

4 . Каким гребнем голову не расчешешь- петушиным
5. Петух снес яйцо ,кому достанется оно- не несут яйца
6. Может ли страус назвать себя страусом- нет , он не умеет говорить
7. Что ест зимой жаба- ничего ,спит

Оценки конкурса

Торговый ряд «Эврика»

Учитель- Изображен телефонный диск. Каждой цифре соответствует определенная буква. Наберите на телефонном диске указанные цифры и вы узнаете просьбу растения. Полный ответ 5 баллов

И ответе на вопросы
-О каком процессе идет речь . Дайте характеристику.
Корень- помогите мало влаги. Поливе
Стебель- помогите мала удобрений Виды удобрений
Лист----- помогите мало света. Фотосинтез

Торговый ряд « Сюрприз»

Учитель- Домашнее задание. Все мы любим сюрпризы. Этот сюрприз для наших гостей.- стихотворение. Ребята читают о растениях
А для ребят станет сюрпризом –приз зрительских симпатий 5 баллов.

Торговый ряд «Светофор»
Учитель На столе 3 сигнальные карточки -красная ,желтая ,зеленая. Я задаю вопросы и называю ответы разного цвета –вы должны поднять сигнальную карточку того цвета, которой соответствует правильному ответу.

Правильный ответ 1 балл.

1.Клетки кожицы листа прозрачны Они
Зеленый – обеспечивают проникновение света к хлоропластам .
Желтый- обеспечивают доступ кислорода внутрь листа
Красный- охлаждают лист

2. У двудольных растений при прорастании сначала появляется
Зеленый –зародышевый стебелек
Красный –зародышевый мешочек
Желтый - зародышевый корешок

3. К функциям корня относят
Красный- поглощение из почвы воды и питательных веществ
Желтый----поглощение углекислого газа
Зеленый ---выделение углекислого газа

4. Корневые волоски относят к зоне корня
Зеленый—всасывания
Красный---роста
Желтый----деления
.
5. К стелющимся стеблям относят
Желтый-----тыква
Зеленый -горох
Красный - вьюнок-

6. Какой ученый впервые описал роль хлорофилла
Красный –Тимирязев
Зеленый - Гельмонт
Желтый ---Ломоносов

7. Листья ,превращенные в чешуйки или обертки у
Желтый ----Кукурузы
Зеленый ----росянки
Красный -- акации

8. К простым листьям относят
Красный----яблоня
Желтый – горох
Зеленый--- шиповник

9 Растениям для дыхания необходим
Зеленый --Кислород
Желтый ----Озон
Красный ----углекислый газ

Торговый ряд « Советы огородникам от Мюнхгаузена»

Учитель Перед вами советы выдумщика барона Мюнхгаузена. Прочитаем.
Что вы скажите о его советах. По 2 совета на команду. Обсудите прав он или нет.

Правильный ответ 5 баллов.

Торговый ряд « Почемучка»
Правильный ответ 1 балл.; по 5 вопросов на команду.

1. Почему листья зеленого цвета- хлоропласты
2. Почему окрас цветов разного цвета - хромопласты
3. Почему картофель внутри белого цвета- лейкопласты
4. Почему картофель находясь долгое время на солнце становится зеленым - ------------------------------------------------------------взаимопревращение пластит
5. Почему происходит видоизменение вегетативных органов растений— это приспособление растений к различным природным условиям
6. Почему некоторые почки мы называем спящими---находятся в состоянии покоя
7. Почему происходит листопад- защитное приспособление растения
8. Почему некоторые листья называют сидячими— листовая пластинка не имеет черешка
9. Почему корневую систему некоторых растений называют стержневой -хорошо развит главный корень, .как стержень
10. Почему корневой чехлик не относят к зонам корня -у него защитная функция
11. Почему органические удобрения вносят осенью- эти удобрения легко усваиваются
,но после переработки микроорганизмами.
12. Почему корнеплоды двухлетки- на первый год образуются сами корнеплоды ,а на
второй год –цветоносные побеги.
13. Почему в лесу прохладно в жаркий день—из-за листвы
14 .Почему нежелательна вырубка леса—Кислород, место обитания животных
15.Почему мочковатую корневую систему так называют- главный корень отсутствует,
или невыделен среди других. Это многочисленные боковые и придаточные корни, собранные в пучок

Торговый ряд «Перевертыши»

Правильный ответ 1 балл

Торговый ряд « Загадки»
По 3 на команду, правильный ответ 1 балл.

1. Растение, в названии которого есть нота-соль-----------------------фасоль

2. На поляне ,у реки гордо держат стебельки
Как фарфоровые чашки, белоснежные ---------------------------------- ромашки

3. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, сидящую на ней-----надо подождать когда улетит

4 .Первое – нота, второе тоже
А в целом на горох похожа --------------------------------------------- фасоль

5. Три простеньких слова
Нота, круг, союз
Дают нам вместе овощ
Приятный на вкус----------------------------------------------------------ре-диск -а

6. Как на нашей грядке выросли загадки
Сочные да крупные, вот такие круглые
Летом зеленеют, а осенью- краснеют-------------------------------------- помидоры

7. Весной я красный ,как кумач, летом я похож на мяч
А осенью в домишке живут мои детишки------------------------------------ мак

8. Местоимение, предлог
Меж них фамилия поэта
А целое- известный плод
Что зреет на исходе лета------------------------------------------------------------ я-блок-о

9. Пришла Таня в желтом сарафане
Стали Таню раздевать
Давай плакать и рыдать-------------------------------------------------------------Лук

Торговый ряд « Финиш»

Подсчитываем сделанные за время ярмарки вклады в банки. Пока идет подсчет
Посмотрим слайды о природе.

И наиболее ловкими, удачливыми купцами стали -------------------Стали благодаря
своему товару------знаниям.
Оценки им ----5 ,остальным –4

Вот и окончилась ярмарка- ярмарка –знаний.
Итог игры и урока

Домашнее задание нарисовать и написать рассказ « Мое любимое растение »

Рефлексия
Вам понравился урок. Что понравилось больше всего?

Слово учителя Друзья , пришла пора –прощаться
И я хочу вам пожелать
Всегда с охотою учится
И не когда не унывать

А перед тем, как нам расстаться
И разойтись по домам
Хочу я с вами попрощаться
И пожелать успехов вам.

Спасибо за урок!

Молодцы!
Категория: Биология | Добавил: nadi0463 (2012-04-08) | Автор: Фролова Надежда Степановна E
Просмотров: 4485 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru