Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Учитель биологии ГУ Чкаловская ср. школа №1 Галицкий Б.В. Цель игры: обобщить знания, полученные на уроках биологии по теме «Рыбы» Задачи: -сформировать у учащихся понятие о науке «Ихтиология» -развивать интерес к данной науке -воспитывать бережное отношение к природе Форма проведения: игра-КВН Здравствуйте уважаемые гости и участники игры эрудитов ! Всем с детства знакома сказка А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке». Кто из нас не мечтал словить золотую рыбку и загадать ей три желания, и конечно, же очень хотелось , чтобы они исполнились! У нас сегодня имеется возможность поймать своеобразную «золотую рыбку» удачи если не за хвост, то на крючок, потому что тема нашей игры – ихтиология, наука о рыбах и всё, что с ними связано. В игре участвуют две команды «Акула» и «Пиранья», по названиям команд можно судить о том, что сегодня игра обещает быть очень интересной и результативной. И желание одной команды обязательно исполнится – она станет победителем. Это о них, о рыбах, появились такие фразеологизмы: молчит, как рыба, скользкий, как угорь, мудрый, как пескарь, колючий, как ерш, зубаст, как щука. Русская народная сказка «По щучьему велению», песня «В Подмосковье водятся лещи…» и всё это посвящено рыбам. И даже четверг, один из дней недели и то принято считать «рыбным днем». И, поэтому, начиная нашу игру, мы по традиции пожелаем участникам «Ни чешуи , ни хвостика»! Первое задание «Визитная карточка»: Команды представляют свое название, эмблему, девиз. Например,команда «Пиранья»: «Наша команда зовется «Пиранья», не бойтесь команды, не бойтесь названия. Достойный отпор мы акулам дадим, болейте за нас, и мы – победим!» Команда «Акулы»: «Мы сильные и смелые и скажем без прикрас, что нас боятся рыбы и даже водолаз. Акулы, без сомнения, коварны и хитры, и вы, наши болельщики, болеть за нас должны!» Второе задание «Разминка или живая цепочка»: члены команд должны не повторяясь назвать виды рыб, проигрывает та команда, на которой прервалась «живая цепочка». Третье задание «Интеллектуальное»: участникам игры нужно разгадать представленный жюри кроссворд, выигрывает та команда, которая быстрее его разгадает. Время на разгадывание кроссворда 3 минуты. Четвертый конкурс «Рыбалка»: участники игры с помощью магнитной удочки вытягивают вопрос и отвечают на него. Правильный ответ оценивается в « один килограмм улова», побеждает та команда, чей «улов» будет больше. Пятый конкурс «Капитанский»: капитаны демонстрируют свое рыбацкое снаряжение зима-лето. Учитывается соответствие экипировки капитанов необходимое для зимней или летней рыбалки, по количеству рыбацких принадлежностей жюри определяет капитана победителя. Шестой конкурс «Словарь ихтиолога»: в словаре дождем размыло название рыб. Нужно на время (1минута) восстановить их названия. Седьмой конкурс «Рыбацкая байка или домашнее задание»: чем забавнее изложит его рассказчик, тем выше выставляется балл. Восьмой конкурс «Практический»: почистить селёдку по примеру героя чеховского рассказа Ваньки Жукова. Жюри проверяет качество выполненного задания. Время выполнения 3 минуты. Девятый конкурс «Рыбацкая лексика»: вспомнить как можно больше слов, связанных с рыбалкой на казахском , русском и английском языках. Десятый конкурс « Рыбный день» или «кулинарный»: готовится рыбное блюдо, при этом жюри учитывается соответствие названию, качеству, эстетике приготовленного блюда. Викторина по ихтиологии: 1. Можно ли по окраске жабер определить, когда была поймана данная рыба? Ответ - Можно, чем темнее жабры, тем дольше рыба находилась без воды. Через час жабры у рыбы окрашиваются в темный цвет. 2. Как называется одна из самых древних кистеперых рыб, выловленная в 1938 году? Ответ: Эта рыба называется латимерия. 3. Как по чешуе можно определить возраст пойманной рыбы? Ответ: на чешуе рыб, как у деревьев имеются кольца, что и позволяет установить возраст рыбы. 4. Как называется пресноводная глубоководная рыбка, эндемик озера Байкал? Ответ: эта рыбка называется голомянка. 5. Какие рыбы вынуждены плавать без остановок, не могут спать? Ответ: не могут остановиться в воде акулы, так как не имеют плавательного пузыря. 6. По какому закону учатся плавать рыбы? Ответ: Рыбы плавают по третьему закону Ньютона. 6. Какой рыбе присуща мимикрия? Ответ: мимикрией пользуется камбала, легко меняет свою окраску под цвет грунта. 8. С помощью какой рыбы удалось избавиться от малярийной болезни? Ответ: эту болезнь смогла победить рыбка гамбузия, съедающая в большом количестве личинок комара. 9. Какие пословицы о рыбах или о рыбалке вы знаете? Ответ: «Рыбак рыбака видит издалека». « Без труда не вынешь рыбку из пруда». 10. Какие литературные произведения посвящались рыбам? Ответ: «Сказка о премудром пескаре» (Салтыков-Щедрин), «Старик и море» (Хемингуэй), «Акулы» (Толстой) Вопросы для игры со зрителями: 1.Какая рыба имеет сходство с подводной лодкой? – Акула 2.Какую речную рыбу называют хищницей? – Щука 3.Какую рыбу подавали к царскому столу? - Стерлядь 4.Какая речная рыба схожа со змеёй? - Угорь 5. Какой известный спортсмен носит рыбью фамилию? - Карпов 6. Как называются детеныши у рыб? – мальки 7. Какая рыба носит название артиста в цирке? – Клоун 8. Эта рыба имеет медицинскую специальность. – Хирург 9. Какая рыба носит название насекомого? – Бабочка 10. Какая рыба носит название музыкального инструмента? – Лира 11. Рыба, которую можно найти на розе? - Шип 12.Какая рыба носит название морского разбойника? - Пират 13.Какая рыба носит название священника? - Кардинал. 14. С помощью какой рыбы можно шить? - Игла. 15. С помощью какой рыбы можно вести войну? - Меч. Копилка справочной информации. Знаете ли вы, что: Самая морозостойкая рыба – черная щука, она может жить в промерзшем до дна водоеме, зарывшись в ил. Самая ядовитая рыба на земле собака фугу. Тем не менее в японских ресторанах из неё готовят очень изысканный деликатес Ядовитой и опасной для человека является икра и брюшко среднеазиатской маринки. Приступы галлюцинации может вызвать у человека пища , если он отравился кефалью или султанкой. Мясо тунца может вызвать аллергию. Самая крупная речная рыба – сом, он достигает до ста килограммов. Самая живучая рыба – минога, может прожить 300 часов без воды, карась всего 30-40 часов. Самая скоростная рыба – меч, развивает скорость 100-130 километров в час. Самая теплолюбивая рыбка живет в Калифорнийском источнике при температуре плюс пятьдесят два градуса Второе название у кильки – тюлька. Самая ценная порода среди красной рыбы это осетр, белуга, севрюга и калуга. Самая ценная часть тела, которая используется у акулы это печень. Гуанин – сырье, которое используется в ювелирной промышленности, находится в чешуе у рыб. Пресервы – это рыбные консервы, получаемые путем консервирования с солью и одновременной стерилизацией. Ястык - это икорный мешочек. Местом нереста европейского угря является Саргассово море. Неоновые рыбки получили свое название в честь ламп электрического света В Китае золотых рыбок держали также, как в России держали в хозяйстве петуха, поэтому появилась пословица: «Дом без петуха беден, как китайский пруд без золотых рыбок» | |
Просмотров: 3476 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|