Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках биологии Иманкулова Д.Т. КГУ СОШ №11 г. Караганда Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу- Не худшая все-таки участь: Мне кажется, я их чему-то учу, А это они меня учат. А.Дольский «Обучать надо не всех, а каждого». Для меня личность учащегося самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учащимся и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником. Главное же заключается в правильном подборе методик обучения для учащихся с разным уровнем знаний. Цель работы – раскрыть сущность понятия индивидуализация и дифференциация обучения к проведению уроков биологии. Индивидуальный подход при обучении позволил повысить уровень знаний «одаренных» детей и приблизить к ним «среднего» учащегося, сократить количество неуспевающих и педагогически запущенных детей. При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно; темп его работы определяется степенно целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонностей. С этой целью применяю специально разработанные карточки - задания. Иногда при формировании знаний учащихся сначала объясняю всем учебный материал, затем задание для работы получает основная часть класса. Например: описать участки корня и разъяснить сходство и различие. Со слабыми учениками разбираю материал ещё раз. Приглашаю их к доске (таблице), например, описать внешнее строение корня, или подхожу к партам. Беседую с ними, выясняю, что им непонятно; затем снова разъясняю материал, добиваясь его полного усвоения. Индивидуальную форму учебной работы применяю и с целью закрепления знаний, умений и навыков. Учащиеся могут готовить ответы на вопросы, отыскивая их в книгах. Поручаю отдельным ученикам поработать над справочными пособиями, составить таблицы, давая им возможность проявить свою самостоятельность в анализе материала. Например, в 9 классе по теме: «Органоиды клетки» предлагается самостоятельная работа, цель которой проверить умение выделять признаки царства растений и царства животных на клеточном уровне. Работу проводят поэтапно. На каждом этапе учащийся зарисовывает определенные органоиды клетки с указанием выполняемой ими функции. Завершают работу обобщенные схемы строения одноклеточного растительного и животного организмов. Самостоятельная работа «Сравнение строения животной и растительной клеток - организмов» 1.Зарисуйте одноклеточное растение (хламидомонаду) и одноклеточное животное (амёбу). Почему любой рисунок амёбы будет верным? Можно ли зарисовать хламидомонаду любой формы? 2.Обозначьте цитоплазму и часть клетки, с которой связано её деление. 3.Зарисуйте органоиды, связанные с питанием растения и питанием животного. 4.Зарисуйте органоиды движения. 5.Зарисуйте сократительные вакуоли, поясните их функции. 6.Дайте общую схему строения клеток - организмов. 7.Обобщите результаты своей работы, назвав общие признаки того и другого организма и их различия. Оправдывает себя такой вид работы с учебником, как составление вопросов для взаимной проверки учащихся. В 6-7 классах задания рассчитываются на то, чтобы ученик, формулируя вопросы, целенаправленно работал с определённым разделом учебника, учился вычленять основное. Но такую форму учебной работы включаю в качестве вспомогательной на непродолжительное время и в основном с целью контроля знаний. При этом работа ведётся с каждым учеником индивидуально. Она помогает ученикам с низкими учебными возможностями вовремя подтянуться за своими, более способными сверстниками. При изучении нового материала, не обладающего полной новизной, подготавливаю специальные задания на карточках для одного - двух учеников с высшими учебными возможностями. С основным составом класса разбираю новый материал обычным способом. Этот вид индивидуализированной работы позволяет успешно развиваться одарённым учащимся. С целью контроля знаний и умений составляю тест - вопросник с ответами на выбор в 2-4 вариантах, чтобы обеспечить объективность оценки. Для реализации контрольных функций помимо уроков в учебном процессе применяю зачеты. В ходе зачета ученики выполняют контрольные, индивидуальные задания. На зачете выявляются задания учащихся по отдельным разделам программы. Большое значение в повышении качества знаний учащихся сводится к выполнению домашних заданий как индивидуальной формы учебной работы. Воспитательное значение выполнения домашней работы велико и определяется следующими моментами Домашняя учебная работа приучает: -к самостоятельности; -к определению трудностей; -учит планировать время; -воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность учащегося -создает благоприятные условия для углубления и расширения интересов и склонностей. За годы работы подобран и составлен перечень индивидуальных творческих заданий по выбору для каждого раздела биологии. В качестве примера приведу только один из вариантов к разделу «Рыбы»: написать рассказ «О чем поведала золотая рыбка», сказку «Три желания золотой рыбки», составить викторину, кроссворд «Подводный мир», подготовить сообщение «За стеклом моего аквариума», «Из личного опыта рыбака»(хитрости рыбной ловли), нарисовать рисунки «Рыбы из Красной книги Казахстана», подготовить плакат, листовку об охране рыбных запасов, составить проблемно-поисковую задачу к тексту учебника о рыбах, составить для тестового контроля вопросы к параграфам, фоторепортаж с выставки «Мир аквариумов». Дифференциальный подход в обучении - это не только различие учащихся по характерным чертам их обучаемости или типам неуспеваемости. Это и различие школьников по направленности их познавательных интересов, склонностей и способностей. В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому в 7 и 8 классах организую разноуровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах. Особенность новой технологии заключается в том, что цель обучения меняется на самообучение. Обучение, построенное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, способствует более прочному усвоению знаний, а моя задача как учителя – предлагать выбор для ученика. При таком подходе каждый ученик получает возможность продемонстрировать свои сильные стороны. При дифференцированной форме обучения каждому ученику определяется вариант задания, который он должен выполнить. Одновременно сообщается, что его успешная деятельность позволит ему избрать другой вариант. Перед каждым учащимся раскрывается возможность проявить себя при выполнении сложных заданий. Дифференцированное обучение состоит из 4 разноуровневых заданий. 1. Ученический уровень (найти в учебнике значение, написать). 2. Алгоритмический - (что-то с чем-то сравнить, тесты). 3. Эвристический - (ученики делают выводы). 4. Творческий - (учащиеся делают маленькие сообщения, олимпиадные задания). Работая по первому варианту, ученики успешно справляются со всеми предусмотренными в нём заданиями. В этом случае он переводиться на выполнение задания 2 - алгоритмического уровня, со второго на третий - эвристический уровень и т.д. Дифференцированная форма организации работы способствует повышению интереса к учебной деятельности. Она ценна и в воспитательном отношении. При ней не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. Ученик выбирает задание сам на «5», на «4», на «3». Освоив данный этап работы, готовлю себя и учащихся к переходу на качественно новую степень: умению выбрать себе уровень работы самостоятельно, аргументировать его, дать самоанализ работы и самооценку. То есть развивать осознанный подход к получению и усвоению знаний. Применение индивидуализации и дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний учащимися с разным уровнем знаний. | |
Просмотров: 2249 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|