Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Урок-состязание Тема: «Кровь и кровообращение» (8 класс) Цель урока: 1.Обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Кровь и кровообращение»; 2.Формирование творческих способностей учащихся, умение мыслить нестандартно; 3.Развитие познавательного интереса к изучению предмета. I. Организационный момент. (1-2 мин.) - Здравствуйте ребята! Мы закончили изучение темы «Кровь и кровообращение», а на этом уроке мы проверим ваши полученные знания об форменных элементах крови, о свойствах этих тел. Вспомним об иммунитете и кровообращении. Одним словом, подытожим все полученные знания по теме: «Кровь и кровеносная система». Этот урок мы проведем в форме игры, которая будет состоять из разных конкурсов. Ваши знания поможет оценить жюри. (Представление жюри). В конкурсе примут участие 3 команды, а каждую команду поддержат болельщики (которые примут активное участие в игре и смогут заработать своей команде дополнительные баллы) И так, урок – состязание начинается Не бойтесь вопросов, решайте задачи, Я каждой команде Желаю удачи! II. основная часть урока 1. И первый конкурс – представление команды (5 баллов) (обязательна эмблема, можно в стихах или песней) (2-4мин на каждую команду) 2. Второй конкурс «Термины». (3-4 мин) Я буду читать определения, вы должны на местах записывать по порядку термины. После окончания диктовки один из участников должен сдать ответы жюри, за каждый правильный ответ – 1 балл. 1) Нерастворимый белок плазмы крови 2) Самый крупный кровеносный сосуд 3) Способность организма защищаться от инфекционного воздействия 4) Красные кровяные клетки 5) Человек, принимающий кровь при переливании 6) Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами 7) Особый тип мышечной ткани сердца, образующий средний слой сердечной стенки 8) Сокращение сердечной мышцы. 9) Кровеносный сосуд, транспортирующий кровь к лёгким 10) Заболевание, при котором наблюдается повышенное давление крови 11) Расширение просвета артерий (аорты) вследствие выпячивания её стенки 12) Наука о жизненных функциях организма, его отдельных органов и систем 3. Третий конкурс «С точностью». (3-4 мин) Напрягаем нашу память- Ведь эти цифры вы должны знать на память. На доске выписаны цифры, числа. Вы должны ответить, что они означают. За каждый правильный ответ – 1балл. Даны цифры. 1. 60–70 2. 110–70 3. 4,5 – 5 4. 40% 5. 90% 6.4,5-5млн 7.4 8. 5м/с 4. Четвёртый конкурс «Найди ошибку». Вам дается текст на листочках, вы должны исправить допущенные ошибки. На их обнаружение вам даётся 4 минуты. Работы проверяют жюри. (Каждая ошибка 1 балл) Эритроциты. 1.Эритроциты – красные кровяные клетки. 2.Они очень малы. 3.В 1 мм3 их 10 млн. 4.Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. 5.Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. 6.Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. 7.Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. 8.Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. 9.Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом. 5. «Эксперты» 1. Объясните данное явление. Принимаются любые версии, но с доказательствами. За наиболее точную и полную версию вы получаете 5 баллов «Почему после обеда (плотного приёма пищи) появляется сонливость и желание отдохнуть?» Разных групп у нас она, Но на цвет у всех одна. (Кровь.) 2. Решите задачу Вам, как судебно-медицинским экспертам, необходимо дать заключение. Является ли данный ребёнок в семье родным или приёмным. Исследование групп крови показало, что у жены IV, у мужа I, и у ребёнка I группы крови. Заключение обосновать. (5 баллов) Кто для блага всех людей Кровью делится своей? (Донор.) 3. Прекрасно… А теперь: Определите, где правильно указано переливание крови (1 балл правильный ответ и – 1 балл за неверный) 1. I → I, II, III, IV 2. II → III, IV 3. II → II, IV 4. III → II, IV 5. IV → II, III, IV 6. IV→ IV 7. III → III, IV 6. Конкурс капитанов: Слово «КРОВООБРАЩЕНИЕ» Капитаны составляют слова, используя буквы данного слова (2 минуты). (За каждое слово 1 балл) Задание для болельщиков 1. во время 3 конкурса Даны составные элементы крови: 1 — плазма 2 — тканевая жидкость 3 — эритроциты 4 — лейкоциты 5 — тромбоциты Ответьте на вопросы: а) Какие элементы крови участвуют в переносе кислорода? (3) б) Элементы крови, участвующие в свёртывании крови. (5) в) Элемент крови, содержащий до 90% воды. (1) г) Элемент крови, способные проходить сквозь стенки капилляров, образуя ложноножки подобно амёбе (4) д) Внутренняя среда организма (2) е) Элемент крови, содержащий ядро (4) 2. «Найди ошибку». 4 конкурс Вам дается текст на листочках, вы должны исправить допущенные ошибки. На их обнаружение вам даётся четыре минуты. (Каждая ошибка 1 балл) Лейкоциты 1.Лейкоциты – белые кровяные клетки. 2.Они мельче эритроцитов. 3.Лейкоциты имеют постоянную форму тела и хорошо выраженное ядро. 4.В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.. 5.Как и эритроциты, лейкоциты неспособны самостоятельно передвигаться. 6.Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. 7.Такой способ питания называется пиноцитозом. 8.Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать инфекцию. 9.Лейкоциты выполняют защитную функцию. 10. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов. 3. Составьте слова-существительные по теме «Кровь. Кровообращение» из предложенных букв. (Каждое слово 1 балл) А А В Д Е Е И К М Н О Р Р С С Т У Ц Я (кровь, сердце, артерия, сосуд, аорта, вена, миокард) В заключении Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть, меж ребер и аорт Бьется шар, на шар земной похожий? 1.В сосуде водица, ею нельзя напиться. (кровь) 2.В какую сеть нельзя поймать рыбу. (сеть кров. сосудов) 3.Кто целый век в клетке. (сердце, в грудной) Ответы для жюри. 1. термины 1. фибрин 2. аорта 3. иммунитет 4. эритроциты 5. реципиент 6. фагоцитоз 7. миокард 8. систола 9. лёгочная артерия 10. гипертония 11. аневризма 12. физиология 2. «С точностью» 1. количество ударов сердца в минуту 2. нормальное артериальное давление 3. количество крови у человека 4. содержание форменных элементов в крови 5. содержание воды в плазме 6. количество эритроцитов в 1 мм3 крови 7. количество камер в сердце 8. скорость движения крови в аорте 3. «Найди ошибку». 3.В 1 мм3 их 4,5 – 5 млн. 4.Зрелые эритроциты не имеют ядер. 5.Это клетки двояковогнутой формы 6.Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и железа. 7.Эритроциты зарождаются в красном костном мозге, а разрушаются в селезенке. 8.Основная функция эритроцитов – транспорт газов(СО2 иО2). 9.Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется малокровием. 5. «Эксперты» 1. Органы получают разное количество крови. Особенно много получает крови работающий орган. Если человек занимается умственным трудом, кровь больше приливает к мозгу. А после приёма пищи кровь перераспределяется по новому: она приливает к желудку и кишечнику, т.е. к органам, которые начинают усиленно работать. Количество крови, притекающей по сосудам к органам пищеварения увеличивается на 30-50%. Сосуды же мозга сужаются и получают меньше крови. Вот почему после обеда появляется сонливость и желание отдохнуть. 2. Ребёнок приёмный. Так как генотип отца I (ОО), матери IV (АВ). Их родной ребёнок должен иметь генотип II (ОА) или III (ОВ). А по условию задачи генотип ребёнка I (ОО). Следовательно, этот ребёнок приёмный. Р ОО х АВ G О; А, В F1 ОА, ОВ II III 3. Правильно: 1. I → I, II, III, IV 3. II → II, IV 6. IV→ IV 7. III → III, IV Задание для болельщиков 1. во время 3 конкурса Даны составные элементы крови: 1 — плазма 2 — тканевая жидкость 3 — эритроциты 4 — лейкоциты 5 — тромбоциты Ответьте на вопросы: а) (3) б) (5) в) (1) г) (4) д) (2) е) (4) 2. «Найди ошибку». 4 конкурс Лейкоциты 2.Они крупнее. 3.Лейкоциты имеют непостоянную форму. 4.В 1 мм3 крови их 6-9 тыс.. 5.Как и эритроциты, лейкоциты способны активно передвигаться. 7.Такой способ питания называется фагоцитозом. 8 …особые вещества. 10.Изучением защитных свойств крови занимался И.И. Мечников. 3. Составьте слова-существительные по теме «Кровь. Кровообращение» из предложенных букв. (Каждое слово 1 балл) А А В Д Е Е И К М Н О Р Р С С Т У Ц Я (кровь, сердце, артерия, сосуд, аорта, вена, миокард) Приложение 1. «Найди ошибку». Вам дается текст, вы должны обнаружить допущенные ошибки. В ответе указать только номер предложения с ошибкой и правильный ответ. (Каждая ошибка 1 балл) Эритроциты. 1.Эритроциты – красные кровяные клетки. 2.Они очень малы. 3.В 1 мм3 их 10 млн. 4.Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. 5.Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. 6.Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. 7.Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. 8.Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. 9.Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом. «Найди ошибку». Вам дается текст, вы должны обнаружить допущенные ошибки. В ответе указать только номер предложения с ошибкой и правильный ответ. (Каждая ошибка 1 балл) Эритроциты. 1.Эритроциты – красные кровяные клетки. 2.Они очень малы. 3.В 1 мм3 их 10 млн. 4.Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. 5.Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. 6.Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. 7.Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. 8.Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. 9.Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом. «Найди ошибку». Вам дается текст, вы должны обнаружить допущенные ошибки. В ответе указать только номер предложения с ошибкой и правильный ответ. (Каждая ошибка 1 балл) Эритроциты. 1.Эритроциты – красные кровяные клетки. 2.Они очень малы. 3.В 1 мм3 их 10 млн. 4.Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. 5.Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. 6.Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. 7.Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. 8.Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. 9.Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом. «Найди ошибку». Вам дается текст, вы должны обнаружить допущенные ошибки. В ответе указать только номер предложения с ошибкой и правильный ответ. (Каждая ошибка 1 балл) Эритроциты. 1.Эритроциты – красные кровяные клетки. 2.Они очень малы. 3.В 1 мм3 их 10 млн. 4.Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. 5.Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. 6.Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. 7.Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. 8.Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. 9.Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом. «Найди ошибку». Вам дается текст, вы должны обнаружить допущенные ошибки. В ответе указать только номер предложения с ошибкой и правильный ответ. (Каждая ошибка 1 балл) Лейкоциты 1.Лейкоциты – белые кровяные клетки. 2.Они мельче эритроцитов. 3.Лейкоциты имеют постоянную форму тела и хорошо выраженное ядро. 4.В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.. 5.Как и эритроциты, лейкоциты неспособны самостоятельно передвигаться. 6.Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. 7.Такой способ питания называется пиноцитозом. 8.Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать инфекцию. 9.Лейкоциты выполняют защитную функцию. 10. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов. «Найди ошибку». Вам дается текст, вы должны обнаружить допущенные ошибки. В ответе указать только номер предложения с ошибкой и правильный ответ. (Каждая ошибка 1 балл) Лейкоциты 1.Лейкоциты – белые кровяные клетки. 2.Они мельче эритроцитов. 3.Лейкоциты имеют постоянную форму тела и хорошо выраженное ядро. 4.В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.. 5.Как и эритроциты, лейкоциты неспособны самостоятельно передвигаться. 6.Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. 7.Такой способ питания называется пиноцитозом. 8.Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать инфекцию. 9.Лейкоциты выполняют защитную функцию. 10. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов. «Найди ошибку». Вам дается текст, вы должны обнаружить допущенные ошибки. В ответе указать только номер предложения с ошибкой и правильный ответ. (Каждая ошибка 1 балл) Лейкоциты 1.Лейкоциты – белые кровяные клетки. 2.Они мельче эритроцитов. 3.Лейкоциты имеют постоянную форму тела и хорошо выраженное ядро. 4.В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.. 5.Как и эритроциты, лейкоциты неспособны самостоятельно передвигаться. 6.Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. 7.Такой способ питания называется пиноцитозом. 8.Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать инфекцию. 9.Лейкоциты выполняют защитную функцию. 10. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов. «Найди ошибку». Вам дается текст, вы должны обнаружить допущенные ошибки. В ответе указать только номер предложения с ошибкой и правильный ответ. (Каждая ошибка 1 балл) Лейкоциты 1.Лейкоциты – белые кровяные клетки. 2.Они мельче эритроцитов. 3.Лейкоциты имеют постоянную форму тела и хорошо выраженное ядро. 4.В 1 мм3 крови их от 9 до 15 тыс.. 5.Как и эритроциты, лейкоциты неспособны самостоятельно передвигаться. 6.Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. 7.Такой способ питания называется пиноцитозом. 8.Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки, способные нейтрализовать инфекцию. 9.Лейкоциты выполняют защитную функцию. 10. Изучением защитных свойств крови занимался И. П. Павлов. Даны составные элементы крови: 1 — плазма 2 — тканевая жидкость 3 — эритроциты 4 — лейкоциты 5 — тромбоциты Ответьте на вопросы: а) Какие элементы крови участвуют в переносе кислорода? б) Элементы крови, участвующие в свёртывании крови. в) Элемент крови, содержащий до 90% воды. г) Элемент крови, способные проходить сквозь стенки капилляров, образуя ложноножки подобно амёбе д) Внутренняя среда организма е) Элемент крови, содержащий ядро ответ зашифруйте: а) ?(цифра), б) ?(цифра) и т.д. Даны составные элементы крови: 1 — плазма 2 — тканевая жидкость 3 — эритроциты 4 — лейкоциты 5 — тромбоциты Ответьте на вопросы: а) Какие элементы крови участвуют в переносе кислорода? б) Элементы крови, участвующие в свёртывании крови. в) Элемент крови, содержащий до 90% воды. г) Элемент крови, способные проходить сквозь стенки капилляров, образуя ложноножки подобно амёбе д) Внутренняя среда организма е) Элемент крови, содержащий ядро ответ зашифруйте: а) ?(цифра), б) ?(цифра) и т.д. Даны составные элементы крови: 1 — плазма 2 — тканевая жидкость 3 — эритроциты 4 — лейкоциты 5 — тромбоциты Ответьте на вопросы: а) Какие элементы крови участвуют в переносе кислорода? б) Элементы крови, участвующие в свёртывании крови. в) Элемент крови, содержащий до 90% воды. г) Элемент крови, способные проходить сквозь стенки капилляров, образуя ложноножки подобно амёбе д) Внутренняя среда организма е) Элемент крови, содержащий ядро ответ зашифруйте: а) ?(цифра), б) ?(цифра) и т.д. Даны составные элементы крови: 1 — плазма 2 — тканевая жидкость 3 — эритроциты 4 — лейкоциты 5 — тромбоциты Ответьте на вопросы: а) Какие элементы крови участвуют в переносе кислорода? б) Элементы крови, участвующие в свёртывании крови. в) Элемент крови, содержащий до 90% воды. г) Элемент крови, способные проходить сквозь стенки капилляров, образуя ложноножки подобно амёбе д) Внутренняя среда организма е) Элемент крови, содержащий ядро ответ зашифруйте: а) ?(цифра), б) ?(цифра) и т.д. Оценочный лист Название команд Конкурсные задания Представление команды (5 баллов) 2-3 мин «Термины» За каждый термин 1 балл (максим. 12баллов) «С точностью» Каждый правильный ответ – 1балл. «Найди ошибку». Каждая ошибка (правильный ответ) 1 балл «Эксперты» Конкурс капитанов За каждое слово 1 балл Итого Объяснить явление 5 баллов Задача 5 баллов Переливание крови +1 –если правильно - 1 –если неправильно 1 2 3 Приложение 2. Составьте слова-существительные по теме «Кровь. Кровообращение» из предложенных букв. (Каждое слово 1 балл) А А В Д Е Е И К М Н О Р Р С С Т У Ц Я Составьте слова-существительные по теме «Кровь. Кровообращение» из предложенных букв. (Каждое слово 1 балл) А А В Д Е Е И К М Н О Р Р С С Т У Ц Я Составьте слова-существительные по теме «Кровь. Кровообращение» из предложенных букв. (Каждое слово 1 балл) А А В Д Е Е И К М Н О Р Р С С Т У Ц Я Составьте слова-существительные по теме «Кровь. Кровообращение» из предложенных букв. (Каждое слово 1 балл) А А В Д Е Е И К М Н О Р Р С С Т У Ц Я Составьте слова-существительные по теме «Кровь. Кровообращение» из предложенных букв. (Каждое слово 1 балл) А А В Д Е Е И К М Н О Р Р С С Т У Ц Я Составьте слова-существительные по теме «Кровь. Кровообращение» из предложенных букв. (Каждое слово 1 балл) А А В Д Е Е И К М Н О Р Р С С Т У Ц Я Составьте слова-существительные, используя буквы данного слова (2-3 минуты). (За каждое слово 1 балл) КРОВООБРАЩЕНИЕ Составьте слова-существительные, используя буквы данного слова (2-3 минуты). (За каждое слово 1 балл) КРОВООБРАЩЕНИЕ Составьте слова-существительные, используя буквы данного слова (2-3 минуты). (За каждое слово 1 балл) КРОВООБРАЩЕНИЕ Составьте слова-существительные, используя буквы данного слова (2-3 минуты). (За каждое слово 1 балл) КРОВООБРАЩЕНИЕ Составьте слова-существительные, используя буквы данного слова (2-3 минуты). (За каждое слово 1 балл) КРОВООБРАЩЕНИЕ | |
Просмотров: 1579 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|