Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

тип членистоногие. класс:ракообразные, паукообразные
Класс: 7
Тема урока: Тип членистоногие. Класс: ракообразные, паукообразные.
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.
Задачи урока:
• познакомить с общими признаками строения членистоногих, выявить черты их сходства и различия; обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (основные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания;
• развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, нестереотипности, оригинальности мышления;
• формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации, частично – поисковый.
Оборудование: презентация, видеофрагмент «Рак», карточки с фамилиями учащихся, живые экземпляры раков, рисунки речного рака, алгоритм лабораторной работы.

Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным и интересным царством беспозвоночных животных. Но вначале урока я перемешаю карточки с вашими фамилиями, и чья фамилия окажется наверху, тот сегодня будет подводить итог нашего занятия, т. е. сделает вывод по уроку.

II. Изучение нового материала.
Мотивация учащихся.
Стадия вызова:
Ребята! Сейчас вы прослушаете стихотворение, а после вы должны определить о каком животном идет речь, и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия (читает учащийся) (слайд 1)

Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут -
Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут -
На мух идет охота!

(Бродячий паук – паук – волк.)

Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных ( слайд 2)

- А как вы считаете, что мы будем изучать, в ходе рассмотрения этой группы животных? давайте определим цель нашего урока (слайд 3) И так, мы приступаем к изучению нового типа животных – типа Членистоногие. Членистоногие – это раки, крабы, пауки, скорпионы, многоножки, насекомые и другие малоизвестные животные. Членистоногие рекордсмены по многим параметрам (слайд 4):
- овладение всеми средами жизни – водная, воздушная, наземная, почвенная, некоторые ведут паразитический образ жизни;
- многочисленность -1,5 миллиона видов (2/3 от общего числа видов на Земле);
Их великое множество на Земле! Число отдельных особей даже приблизительно невозможно подсчитать, но несомненно, что такие подсчеты дали бы астрономические цифры
- распространенность во всех географических поясах и областях;
Они заселили все, даже едва ли пригодные для жизни уголки Земли. Во всех широтах – от Арктики до Антарктиды, в морях – от глубины до поверхности, в пресных водах и в горячих источниках, в пустынях и пещерах, в почве и воздухе – везде находят членистоногих.
Так давайте сегодня вместе с вами выясним, в чем же особенности данного типа?
Подумайте, почему тип получил такое название – членистоногие? ( Слайд 5)(заслушиваются варианты ответов). Да, вы правы. Само название показывает, что ноги их имеют членистое строение. Каждый членик соединен с другим члеником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть ещё только у позвоночных животных.
Мышцы, которые приводят в движение ноги, да и другие части тела, крепятся не снаружи скелета, как у позвоночных, а внутри него. Роль наружного скелета выполняет хитиновый панцирь, в который одето все тело членистоногих.
Хитиновый покров прочен и не увеличивается в размерах. Поэтому, расти членистоногие могут только тогда, когда сбросят свой старый панцирь. Это процесс линьки (слайд 6). Впервые описал процесс линьки в 1712 году французский естественник Р.Реомюр. Когда рак теряет свой старый панцирь, а его новый панцирь еще мягкий и легко растяжим, тело его растет(слайд 7). Некоторые представители, например пауки линяют несколько раз в году, до 12 линек за лето, другие же только раз в году, например: речной рак. Если вы встретите в природе речного рака, длина которого 15 см, то знайте, что он прожил около 15 лет, за одну линьку рак вырастает примерно на 1 см. Это - долгожитель.
Членистоногие – древняя группа.
? Подумайте, а кто из ранее изученных нами животных мог быть предком членистоногих? (заслушиваются варианты ответов). О чем говорит сходство кольчатых червей и современных членистоногих? Да, это говорит об их родстве. А сейчас перед вами информационная схеме «Особенности строения членистоногих» ( слайд 8). Давайте его прочитаем вместе ( разбор опорного конспекта).
- вопрос к учащимся: Какие свойства в этой схеме характерны для членистоногих
в отличие от других типов?
Ныне живущих членистоногих классифицируют на 3 класса.( слайд 9)

Итак, минуточку внимания.

? В системе знаков зодиака это животное обозначает созвездие, в которое входит солнце в период летнего солнцестояния – 22 июня. О ком идет речь? Правильно – это рак. И сейчас я предоставляю слово моим помощникам - творческой группе ребят, которые постарались найти интересный и занимательный материал о членистоногих. Вам слово.

Слайд 10 (сообщение учащегося)

- Я хочу вам поведать о представителе нашей местной фауны, обитающем в нашей реке «Селета». Если встать у крутого берега реки или омута и заглянуть поглубже, то можно увидеть маленькие норки. У входа в норку – плотный холмик земли лежит. Это поселения рака. Норки рак вырывает и на обрыве, и на дне . Каждая глубиной 25 см и чуть больше. В конце норки – расширенная камера с одним или несколькими входами. Подземелье для себя рак роет клешнями, а кучки выброшенной земли у входа утрамбовывает тоже клешнями. Обитает рак только в чистой, пресной воде со слабым течением. Днем раки прячутся под камнями и корягами. В жару отсиживается в норке, закрыв вход в неё клешнями. И лишь с наступлением сумерек выходят они на охоту, отправляясь в поисках пищи по дну реки (слайд 11). Раки существа всеядные. Они сразу отправляются в заросли водных растений и съедают всё: рдесты, роголистники, водоросли. Но если на пути попадется улитка, личинка насекомого или падаль – все съест с аппетитом.
Спасибо за рассказ.
? Скажите, а какова биологическая роль речного рака для водоема, в котором он обитает? (санитар водоёма)
? Отгадайте загадку и объясните, о чем в ней идет речь.
Когда я чёрен – я куслив и задорен.
А лишь покраснею – так сразу присмирею.
И откуда пошло такое выражение «Покраснел как рак». (Заслушиваются варианты ответов)

Окраска ракообразных различная в зависимости от водоёма, но при повышении температуры, например при варке, хитиновое вещество разрушается, приобретая красный цвет.
А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу «Изучение внешнего строения речного рака». Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Своеобразно строение речного рака. Тело вытянутое, разделено на головогрудь и брюшко( слайд 12). Головогрудь представлена двумя отделами – головой и грудью, которые тесно срослись между собой и неподвижны. Головогрудь покрыта твердым панцирем, который образуется из хитина и пропитан известковыми солями, что придает твердость и прочность. Хитиновый панцирь защищает своего хозяина от нападения других животных и служит его наружным скелетом. На передней части головогруди расположен острый шип. По обе стороны от него удивительные глаза. Расположены они на стебельках и очень подвижны. В момент опасности глаза впячиваются вовнутрь. Здесь же на головогруди расположены 2 пары усиков: одни короткие, другие длинные. Это органы осязания. Ими рак ощупывает дно, жертву, подводные предметы. На голове располагаются околоротовые конечности – это и есть ротовые органы. Их 3 пары – верхние и нижние челюсти. Главная функция челюстей – захват и размельчение пищи и отправка её в рот. Здесь же на головогруди расположены еще 3 пары, но уже ногочелюстей. Предназначены они для удерживания пищи и передвижения её ко рту. На груди располагаются ещё 5 пар ходильных ног(слайд 13) Первая из них вооружена большими клешнями. Главное их предназначение – это захват крупной добычи и рассечение её на куски. На остальных четырех парах ходильных ног тоже имеются клешенки, но малые по размерам. Брюшко рака состоит из 6 подвижно соединенных между собой сегментов(слайд 14). На них тоже располагаются конечности. Это маленькие ножки, которые служат органами плаванья и прикрепления яиц и молоди. Заканчивается брюшко хвостовым плавником. Таким образом, рак речной относится к высокоорганизованным десятиногим животным.
А сейчас давайте посмотрим видеофрагмент о речном раке (слайд 15 )
Рассмотрите речного рака (демонстрация живого экземпляра, раздаются карточки с алгоритмом выполнения работы «Строение речного рака» (подписать части тела)( слайд 16), у доски работает один ученик и растаскивает названия частей тела речного рака (слайд 17) « Строение речного рака» без подписей).

Лабораторная работа №18.
"Знакомство с внешним строением речного рака”.

Оборудование:

На столах у детей натуральные объекты – речной рак. Алгоритм выполнения работы. Рисунок речного рака. Лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите внешний вид речного рака или рисунок перед вами. Ответьте на вопросы: какую форму тела имеет это животное? Каковы его размеры?

2. Из скольких отделов состоит тело речного рака? Назовите их . Названия отделов запишите в таблицу.
3. рассмотрите органы головогруди: две пары усиков(коротких и длинных), одна пара сложных глаз, сидящих на коротких стебельках, и др.
4. Найдите ходильные ноги. Сколько их? Обратите внимание на их членистое строение. Какая пара ног имеет клешни? Какое значение имеют эти ноги в жизни речного рака?
5. рассмотрите брышко, убедитесь ,что оно членистое. Посчитайте, сколько их.
6. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Какое значение они имеют в жизни рака?

Во 2-ой половине IV века Аристотель описал более 20 видов десятиногих раков, сейчас мы с вами познакомимся лишь с небольшой их частью. Среди ракообразных много своих рекордсменов. И я снова предоставляю слово нашей творческой группе.

«Самые, самые…ракообразные» ( сообщение учащегося)

Итак, среди них самые-самые …
…крупные – это гигантские японские крабы макрохейра или краб на ходулях. У взрослого краба размах клешней 3,5 м, а вес около 18 кг (слайд 18)
…тяжелый – это американский североатлантический омар. В 1977 г. в Канаде поймали экземпляр весом 20,15 кг, с длинной клешней более 1 м. долгоживущие – омары, продолжительность их жизни 50 лет (слайд 19)
…маленькие – это водяные блохи или дафнии, её длина всего лишь 0,25 мм (слайд 20)
…маленькие крабы – гороховые, диаметр их панциря 6,3 мм.
…путешественники – это камчатские крабы (слайд 21). Они ежегодно перемещаются по одному маршруту.
…карманный краб или краб-соня (слайд 22) – это любитель жить в скалах, причем долго оставаясь неподвижным. Отсюда и его второе прозвище.

…мокрицы (слайд 23) – это представители наземной части ракообразных. Хотя они и предпочитают влажные места, но среди них встречаются и те, кто освоил пески Средней Азии и Африки.

Есть среди ракообразных музыканты (слайд 24). Например: краб-скрипач с одной огромной клешней, присущей только самцам и второй маленькой. Или альфеус - щелкун, (слайд 25) который издает звук напоминающий шум закипающей в котле воды или похожий на выстрел пистолета, причем эти звуки усиливаются за счет пустот в клешне.
(слайд 26)

Таким образом, класс ракообразные представлен огромным разнообразием как водных, так и сухопутных представителей.

? Как часто нам приходится слышать такие выражения, как «Узнаешь, где раки зимуют» или «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду». Постарайтесь дома ответить на вопрос: А пятится ли рак назад, и где зимуют раки?

А теперь познакомимся с не менее интересным классом паукообразные. Ваша задача выяснить, в чём главные отличия паукообразных от ракообразных (слайд 27).
Этот класс включает в себя в основном наземных членистоногих – это пауки, скорпионы и клещи. В настоящее время насчитывается около 20 тысяч видов пауков.
Как и у ракообразных тело разделено на два отдела (слайд 28). Но типы расчленения различные.
Паук имеет слитную головогрудь и большое мягкое брюшко. На головогруди отсутствуют антенны – органы осязания. Их функцию выполняют ногощупальца. Хорошо развито зрение, у паука имеется от 1 до 6 пар глаз.

Ног всегда 4 пары. На брюшке ног нет, они превращены в паутинные бородавки – это органы образования паутинного вещества. При застывании оно образует ловчую сеть. Обратите внимание паучьи сети разнообразны по конструкции (слайд 29).
Но принцип их действия одинаков: насекомое задерживается и сигнализирует хозяину, что жертва в сетях есть. Все пауки – хищники. Паутина очень прочна, например у паука-ткача длина окружности сети около 6 м, а маленькая ловчая сеть глифесиса площадью 50 см2. Паучья нить прочнее нити тутового шелкопряда, нагрузка на разрыв нити 40-261 кг на 1 мм2 в сечении. Стальная нить такого диаметра гораздо слабее. За 1 минуту паук-ткач извлекает из паутинных бородавок около 140 м нити. Во Франции были предприняты попытки использования волокон из коконов паука-крестовика в текстильной промышленности, когда из паутинной ткани впервые были изготовлены перчатки и чулки. За один приём самка паука-крестовика может дать до 45 м волокна. В 1899 году из паутины мадагаскарского крупного паука получили нить для ткани на дирижабль, было получено около 5 м.
Есть примеры, когда человек использовал достижения пауков. Например, индейцы Южной Америки используют метательное оружие бола – ремень на конце которого костяной шар. Таким способом ловят добычу пауки мастофоры. На передней ноге которых длинная клейкая нить, он размахивает ею, пока к ней не прилипнет добыча, затем её утаскивает и поедает. Иногда паутина используется и как летательный аппарат. Летчики встречали пауков на паутинке на высоте 3 км, а за 5-6 часов они улетают на расстояние более чем 200 км.
В связи с тем, что пауки хищники для умертвления жертвы у них развиты ядовитые железы. Питаются пауки полужидкой пищей, поэтому яд для них является и пищеварительным соком. Например: желудок паука-птицееда в сутки растворяет 3 г тканей мыши, которая весит 20 г. Яд многих пауков опасен для человека, так с 1927 по 1972 г. от укусов сиднейского паука погибло 20 человек.
И среди паукообразных довольно много рекордов, вот лишь некоторые из них, но прежде физминутка.
Физминутка (несколько упражнений )
« Самые-самые… » ( сообщение учащегося)
…крупный тропический паук-птицеед из Южной Америки. В 1985 г. в Суринаме поймана самка с размахом лап 26 см и длиной тела 10см, весил этот экземпляр 122г. (слайд 30)
…крупный паук нашей страны – ядовитый тарантул из южных степей. Длина тела до 3.5 см (слайд 31)
…крупным скорпионом является императорский скорпион из Гвинеи с длиной тела 18 см( слайд 32)
…мельчайшим пауком является паук пату с Самоа, размеры его тело можно сравнить с типографской точкой.
…распространенные пауки в мире - крабовые (слайд 33)
…редкие – членистобрюхие пауки из Азии (слайд 34)
Быстрые длинноногие сальпуги из Африки. Они развивают скорость до 16 км/ч. (слайд 35)
…ядовитые бразильские бродячие пауки. Когда их тревожат они кусают несколько раз подряд, что приводит к смерти. К ядовитым паукам относят: черную вдову и среднеазиатский каракурт.
немногие виды приспособились к жизни в воде. Например: водяной скорпион, паук-серебрянка (слайд 36)
Таким образом, класс паукообразные имеет черты сходства с ракообразными, что говорит об их родстве. Но вместе с этим данный класс своеобразен и интересен.
А сейчас я хочу предложить вам не простую игру, а блеф-игру. Вы должны будете согласиться или не согласиться с предложенными утверждениями.
Блеф – игра « Верите ли вы, что…»:
1. « Морские обитатели склонны к тесной дружбе». – Да. Примером неразлучного союза служат рак – отшельник и актиния. Залезая в пустую раковину моллюска, рак обзаводится таким образом собственным домом. Затем отыскивает актинию нужного ему вида и бережно переносит в клешне, усаживая на раковину. Так и живут до самой смерти. В чем биологический смысл такой «дружбы»? Как называется процесс такого взаимовыгодного сотрудничества?
2. А вы можете представить себе рака – отдавшего «свою клешню» - Да. Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке, через некоторое время она снова отрастает, но правда будет меньше прежней. А как называется такое явление( регенерация).
3. А теперь вопрос! Каждый день в мире синтезируются новые лекарства. Все они должны быть проверены. Чаще всего действия лекарственных препаратов проверяют на разных животных. Но это долго и дорого, нужны большие дозы веществ. Как быть если надо проверить новые лекарства, а их синтезировано очень мало. Как проверить, действуют ли они вообще?
Решение: - Проверку на чувствительность новых лекарств зачастую проводят на пауках. Под действием лекарств у них легко обнаружить ошибочные действия: конструкция сети – это точный отчет о функциональном состоянии нервной системы паука. Даже при ничтожных лекарственных дозах они начинают плести «неправильные» сети
4. Среди людей бытует мнение, что скорпион, окруженный горящими углями, оканчивает жизнь самоубийством. Так ли это? – Нет. Скорпионы не восприимчивы к собственному яду. Он впадает в оцепенение и может просто изжариться.

III. Закрепление материала (слайд 37)
1. И так, мы познакомились с новым материалом. Ваши вопросы? Если вопросов нет, то
вам предлагается пройти тест (найти правильные логически сочетаемые ответы).

1 Голова 6 пища 11 брюшко
2 Каракурт 7 хитин 12 стебельки
3 Покров 8 грудь 13 линька
4 Рак 9 скорпион 14 паутина
5 Паук 10 глаза 15 яд

Ответы: 1-8-11; 2-9-15; 3-7-13; 4-10-12; 5-6-14.
2. Составить акростих по вариантам: разбери слово по частям ( рак; паук)( слайд 38)
р – регенерация п - паутина
а – антенуллы а -
к – клешня у – укрытие ( добычу ожидают в укрытие)
к – кокон ( яйца самка оплетает паутиной)
3.Игра «Какие тут членистоногие» (слайд 39): П—к; ка----рт; к—щ; с-о-п—н; т---н—л; к----т-а; о—р; л-н—с-
Ну, и наконец самый интересный момент, а кто же у нас сегодня подведет итог нашему занятию, поднимаем карточку и это …(называется фамилия учащегося)
Вот и заканчивается наш урок. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:
за работу на уроке;
за сообщение;
за работу по карточкам.

Я хочу сказать спасибо моим помощникам. Вы были неотразимы, за подготовку и помощь в проведении урока, интересный материал вы получаете оценку "отлично”.

IV. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д/З: Изучить §49, ответить на вопросы (слайд 40)
Категория: Биология | Добавил: maks (2012-05-12) E
Просмотров: 5291 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.9/7
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 3:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru