Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Как корректно провести учебное исследование Вартаньян Г.В. «Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие». Галилео Галилей. Логика научного исследования: от определения проблемы до публичной презентации её решения. Содержания основных разделов: 1. Начало исследования. Особoe внимание необходимо уделить значимости проблемы для исследования, и корректности её формулировки, предполагающей указание условий и требований проблемы. Не случайно один из гносео¬логических постулатов гласит: «То, как Вы определите проблему, ограничивает Ваши возможности её решения». Действительно, глубокий анализ проблемных ситуаций, продуманность, рельеф¬ность и корректность формулировок проблемы являются необ¬ходимым условием её эффективного решения. 2. Как найти интересную тему для проекта? • Важно, чтобы тема была интересна для учащегося не толь¬ко на текущий момент, но и была востребована в будущем, тогда он на практике сумеет реализовать полученные знания в выбранной отрасли деятельности. •Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы совре¬менной науки и практики, соответствовать запросам общества. • Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. можно найти достаточно источников информации, в школе имеется требуемое оборудование. • Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну про¬блему. • Тема должна быть конкретна, ибо слишком объёмная тема может оказаться непосильной для её раскрытия в рамках учеб¬ного исследования. • Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (об¬разное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект. • Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема — это своего рода визитная карточка исследования, хотя в ходе исследования формулировка может неоднократно корректироваться. 3. Актуальность исследования достигается, если оно отвечает на¬сущной потребности практики и полученные результаты заполнят пробел в науке. Практическая значимость исследования связана с полученными в нём данными и с используемой методикой. 4. Общее и частное в исследовании. При определении объ¬екта и предмета исследования подчёркивается, что предмет- не кусок, отрезанный от объекта, не его часть, а способ ил и аспект его рассмотрения. Пять основных этапов исследования: определение цели и задач исследования; формулирование гипотезы; определение методов исследования; планирование исследования; распределение ролей при работе в команде. 6. Обзор информационных источников — одна из составляющих проектной работы. В этой самой большой по объему глав названы и прокомментированы ключевые виды литературных источников информации, основные виды чтения, важнейшие виды первичного фиксирования информации (простой и сложный планы, тезисы, конспект, пометки, выписки, цитирование письменного текста) и приоритетные виды обобщения информации (аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики). Кроме того, приведены современные правила библиографического описания литературных ис¬точников информации. 7. Эксперимент и исследование. В этой части содержатся рекомендации по планированию, выбору методов эксперимента, раскрываются требования к проведению основного (технологи-ческого) и аналитического этапов. 8. И в заключение... В этой части определены и раскрыты основные литературные жанры представления результатов иссле¬дования (доклад, научная статья, тезисы доклада, литературный обзор, стендовый доклад, научный отчёт, реферат). Кроме того, пред-ставлены возможные формы и виды проектов. Исходя из того, что проектная деятельность направлена на решение какой-либо соци¬ально значимой и личностно актуальной для учащегося проблемы, то и обязательным признаком этой деятельности является полезный продукт. Это средство разрешения той проблемы, которая и ста¬ла фактически причиной реализации проекта. Разнообразие этих проблем порождает такое же разнообразие продуктов, созданных в результате осуществления проектов. 9. Очень важно правильно написать защитную речь, и правильно её произнести. Особого внимание требует подготовка и оформлению стендового доклада. 10. Из всего возможного разнообразия форм представления результатов исследования и продуктов проектирования сделан акцент на устной, за¬щите с одновременной демонстрацией иллюстративного материала. 11. Тезисы и рецензия — это тоже важно! В связи с тем, что перед конференцией традиционно печатается сборник тезисов будущих выступлений, важно правильно их написать. Каждая работа сопровождается рецензией либо руководителя проекта и иссле-дования, либо независимого эксперта, являющегося специалистом в определённой области. Тезисы работы «Паукообразные Карасуского района» Автор: Иргибаева Гульсана Научный руководитель: Музычко Людмила Михайловна, к.п.н., доцент кафедры биологии КГПИ Целью научной работы является знакомство с представителями класса паукообразные, типа членистоногих и изучение представителей этого класса в селе Карасу, Карасуского района, Костанайской области. - Для достижения поставленной нами цели, были определены следующие задачи: 1. Подробное ознакомление с классом паукообразных; 2. Сбор коллекционного материала; 3. Определение и описывание собранного материала. Тема моей работы актуальна, перспективна, поскольку связана с изучением паукообразных. Также, работа такого типа позволит провести полный учет видового состава представителей паукообразных в селе Карасу, Карасуского района и наличия определенных видов Северного Казахстана Новизна работы заключается в изучении представителей паукообразных в Карасуском районе, селе Карасу, что позволит определить видовой состав этих беспозвоночных и расширить знания по экологии распространения и наличия определенных видов Северного Казахстана. Объект исследования: тип членистоногие. Предмет исследования: класс паукообразные в селе Карасу, Карасуского района. Метод исследования: теоретико-практический. 1.Паукообразные - многочисленный интересный, но пока еще слабо изученный класс в Костанайской области 2. В районе работы выявлены представители 8 семейств, 15 видов. 3. Наиболее обычными являются представители семейств пауков кругопрядов (Araneidae). Наиболее редкими, встречаемыми единично, явилась стеатода двупятнистая (Steatoda bipuctata). 4. В домах и хозяйственных постройках обычно встречаются вид паука домового (Tegenaria domestica). 5. Только в природных условиях встречены виды семейства Lycosidae - это южный тарантул (Lycosa singriensis) и паук — леопард полевой (Pardosa agrestis). 6. Самыми крупными представителями класса Arachnida района работы являются тарантулы. 7. Среди хозяйственно важных видов в районе работ отмечены ядовитые пауки - тарантулы, пауки-осы. Яд этих пауков используется в медицинских целях. Работы такого плана помогут установить видовое разнообразие паукообразных, которые являются важнейшим звеном в экологической цепи представителей живой материи. Работа поможет проводить мониторинг по состоянию, по экологии природных биоценозов на сегодняшний день. По классу паукообразные Костанайской области практически нет информации, и моя задача заключается в том, чтобы устранить этот пробел по изучению класса в научных и практических условиях. Список используемой литературы: 1.Жизнь животных. В 7-ми т./ Гл. ред. В.Е Соколов. Т.З. Онихофоры/ Под ред. М.С. Гилярова, Ф.Н. Правдина. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984, 463 с., ил., 32л. ил. 2.Догель В. А., Зоология беспозвоночных, 6 изд., М., 1974. 3.17.01.2004 - 4 КЬ- http:// www.cultinfo.ru/fulltext 4.Тыщенко В.П. Определитель пауков европейской части СССР. - Л.:Наука, 1971.282с. 5.Михайлов К.Г. Каталог пауков (Arachnida, Aranei) территорий бывшего Советского Союза. - М.: Зоологический музей МГУ. 1997. 416с. 6.Иванов А. В., Пауки, их строение, образ жизни и значение для человека, Л., 1965. 7.Крупный или энергичный?//Природа. 1997.№ 1. С 109. 8.Основы палеонтологии. Членистоногие трахейные и хелицеровые, М., 1962 9.Акимушкин И. Первопоселенцы суши. - М.: Мысль, 1972.206 стр. 10. Энциклопедический семитомник - том третий, посвященный членистоногим под редакцией М.С. Гилярова. 11. Атлас определитель беспозвоночных под редакцией М.А. Козлова и И.М. Олигера. | |
Просмотров: 1855 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|