Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Как корректно провести учебное исследование (Вартаньян Г.В., учитель биологии)
Как корректно провести учебное исследование
Вартаньян Г.В.


«Нельзя чему-то научить человека, можно только
помочь ему сделать для себя это открытие».
Галилео Галилей.


Логика научного исследования: от определения проблемы до публичной презентации её решения. Содержания основных разделов:
1. Начало исследования. Особoe внимание необходимо уделить значимости проблемы для исследования, и корректности её формулировки, предполагающей указание условий и требований проблемы. Не случайно один из гносео¬логических постулатов гласит: «То, как Вы определите проблему, ограничивает Ваши возможности её решения». Действительно, глубокий анализ проблемных ситуаций, продуманность, рельеф¬ность и корректность формулировок проблемы являются необ¬ходимым условием её эффективного решения.
2. Как найти интересную тему для проекта?
• Важно, чтобы тема была интересна для учащегося не толь¬ко на текущий момент, но и была востребована в будущем, тогда он на практике сумеет реализовать полученные знания в выбранной отрасли деятельности.
•Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы совре¬менной науки и практики, соответствовать запросам общества.
• Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. можно найти достаточно источников информации, в школе имеется требуемое оборудование.
• Формулировка темы может содержать спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну про¬блему.
• Тема должна быть конкретна, ибо слишком объёмная тема может оказаться непосильной для её раскрытия в рамках учеб¬ного исследования.
• Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. Одно из них (формально-логическое), как правило, содержит теоретически сконструированный текст. Второе (об¬разное) содержит образы, ярко и эмоционально представляющие проект.
• Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема — это своего рода визитная карточка исследования, хотя в ходе исследования формулировка может неоднократно корректироваться.
3. Актуальность исследования достигается, если оно отвечает на¬сущной потребности практики и полученные результаты заполнят пробел в науке. Практическая значимость исследования связана с полученными в нём данными и с используемой методикой.
4. Общее и частное в исследовании. При определении объ¬екта и предмета исследования подчёркивается, что предмет- не кусок, отрезанный от объекта, не его часть, а способ ил и аспект его рассмотрения.
Пять основных этапов исследования: определение цели и задач исследования; формулирование гипотезы; определение методов исследования; планирование исследования; распределение ролей при работе в команде.
6. Обзор информационных источников — одна из составляющих проектной работы. В этой самой большой по объему глав названы и прокомментированы ключевые виды литературных источников информации, основные виды чтения, важнейшие виды первичного фиксирования информации (простой и сложный планы, тезисы, конспект, пометки, выписки, цитирование письменного текста) и приоритетные виды обобщения информации (аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики). Кроме того, приведены современные правила библиографического описания литературных ис¬точников информации.
7. Эксперимент и исследование. В этой части содержатся рекомендации по планированию, выбору методов эксперимента, раскрываются требования к проведению основного (технологи-ческого) и аналитического этапов.
8. И в заключение... В этой части определены и раскрыты основные литературные жанры представления результатов иссле¬дования (доклад, научная статья, тезисы доклада, литературный обзор, стендовый доклад, научный отчёт, реферат). Кроме того, пред-ставлены возможные формы и виды проектов. Исходя из того, что проектная деятельность направлена на решение какой-либо соци¬ально значимой и личностно актуальной для учащегося проблемы, то и обязательным признаком этой деятельности является полезный продукт. Это средство разрешения той проблемы, которая и ста¬ла фактически причиной реализации проекта. Разнообразие этих проблем порождает такое же разнообразие продуктов, созданных в результате осуществления проектов.
9. Очень важно правильно написать защитную речь, и правильно её произнести. Особого внимание требует подготовка и оформлению стендового доклада.
10. Из всего возможного разнообразия форм представления результатов исследования и продуктов проектирования сделан акцент на устной, за¬щите с одновременной демонстрацией иллюстративного материала.
11. Тезисы и рецензия — это тоже важно! В связи с тем, что перед конференцией традиционно печатается сборник тезисов будущих выступлений, важно правильно их написать. Каждая работа сопровождается рецензией либо руководителя проекта и иссле-дования, либо независимого эксперта, являющегося специалистом в определённой области.
Тезисы работы «Паукообразные Карасуского района»
Автор: Иргибаева Гульсана
Научный руководитель: Музычко Людмила Михайловна, к.п.н., доцент кафедры биологии КГПИ
Целью научной работы является знакомство с представителями класса паукообразные, типа членистоногих и изучение представителей этого класса в селе Карасу, Карасуского района, Костанайской области.
- Для достижения поставленной нами цели, были определены следующие задачи:
1. Подробное ознакомление с классом паукообразных;
2. Сбор коллекционного материала;
3. Определение и описывание собранного материала.
Тема моей работы актуальна, перспективна, поскольку связана с изучением паукообразных. Также, работа такого типа позволит провести полный учет видового состава представителей паукообразных в селе Карасу, Карасуского района и наличия определенных видов Северного Казахстана
Новизна работы заключается в изучении представителей паукообразных в Карасуском районе, селе Карасу, что позволит определить видовой состав этих беспозвоночных и расширить знания по экологии распространения и наличия определенных видов Северного Казахстана.
Объект исследования: тип членистоногие.
Предмет исследования: класс паукообразные в селе Карасу, Карасуского района.
Метод исследования: теоретико-практический.

1.Паукообразные - многочисленный интересный, но пока еще слабо изученный класс в Костанайской области
2. В районе работы выявлены представители 8 семейств, 15 видов.
3. Наиболее обычными являются представители семейств пауков кругопрядов (Araneidae). Наиболее редкими, встречаемыми единично, явилась стеатода двупятнистая (Steatoda bipuctata).
4. В домах и хозяйственных постройках обычно встречаются вид паука домового (Tegenaria domestica).
5. Только в природных условиях встречены виды семейства Lycosidae - это южный тарантул (Lycosa singriensis) и паук — леопард полевой (Pardosa agrestis).
6. Самыми крупными представителями класса Arachnida района работы являются тарантулы.
7. Среди хозяйственно важных видов в районе работ отмечены ядовитые пауки - тарантулы, пауки-осы. Яд этих пауков используется в медицинских целях.
Работы такого плана помогут установить видовое разнообразие паукообразных, которые являются важнейшим звеном в экологической цепи представителей живой материи.
Работа поможет проводить мониторинг по состоянию, по экологии природных биоценозов на сегодняшний день. По классу паукообразные Костанайской области практически нет информации, и моя задача заключается в том, чтобы устранить этот пробел по изучению класса в научных и практических условиях.
Список используемой литературы:
1.Жизнь животных. В 7-ми т./ Гл. ред. В.Е Соколов. Т.З. Онихофоры/ Под ред. М.С. Гилярова, Ф.Н. Правдина. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984, 463 с., ил., 32л. ил.
2.Догель В. А., Зоология беспозвоночных, 6 изд., М., 1974.
3.17.01.2004 - 4 КЬ- http:// www.cultinfo.ru/fulltext
4.Тыщенко В.П. Определитель пауков европейской части СССР. - Л.:Наука, 1971.282с.
5.Михайлов К.Г. Каталог пауков (Arachnida, Aranei) территорий бывшего Советского Союза. - М.: Зоологический музей МГУ. 1997. 416с.
6.Иванов А. В., Пауки, их строение, образ жизни и значение для человека, Л., 1965.
7.Крупный или энергичный?//Природа. 1997.№ 1. С 109.
8.Основы палеонтологии. Членистоногие трахейные и хелицеровые, М., 1962
9.Акимушкин И. Первопоселенцы суши. - М.: Мысль, 1972.206 стр.
10. Энциклопедический семитомник - том третий, посвященный членистоногим под редакцией М.С. Гилярова.
11. Атлас определитель беспозвоночных под редакцией М.А. Козлова и И.М. Олигера.
Категория: Биология | Добавил: pascal (2012-05-17) E W
Просмотров: 1855 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru