Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Использование информационных технологий на уроках биологии. Выгузова А.В., учитель СОШ № 4 г. Павлодара В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Реально достичь цели образования, призваны помочь новые педагогические и информационные технологии. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски. Основными причинами, затрудняющие применение электронных средств обучения следует назвать следующие: технические проблемы, психологические барьеры, компьютерная некомпетентность, организационные проблемы. Учитель, внедряющий в свою практику интерактивные средства обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем ПК, уметь работать в Интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения ЭСО. Богатейшие возможности представления информации позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью ИКТ создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. При этом ЭСО может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля. Нашей задачей сегодня является обсуждение проблемы использования ЭСО в преподавании биологии и химии. Рассмотрим в качестве примеров виды деятельности на различных этапах обучения, апробированные на практике: Этап усвоения новых знаний. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала можно использовать компьютерные презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных схем, таблиц, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Для расширения видов учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий возможно использование современные технические средства. Проведение уроков-исследований с использованием обучающих программ, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания. Например, при изучении темы: «Папоротникообразные». Такой урок, на мой взгляд, очень эффективен, т.к. ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране, результата. Педагог, выступая в роли посредника, наставника, создает ситуацию активного поиска и практической деятельности. Этап проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе биологии и химии. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. В практике преподавания возможно применение обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Этап всесторонней проверки ЗУН При организации контроля знаний, умений и навыков учащихся использую тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Проектная деятельность учащихся Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут применять возможности компьютера в исследовательской деятельности, использовать многогранные возможности Интернета в образовательных целях. К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности можно предложить учащимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса, коллективно анализируются и рецензируются результаты выполнения. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни. Информационные технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально. Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Источники: 1. Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г. 2. Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С.Кукушкина – М.: ИКЦ «МарТ», 2006 г. 3. Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г. 4. www.1september.ru/ru/bio.htm | |
Просмотров: 2710 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|