Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Урок биологии в 8 классе по теме «ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА» Гречишкина О.И. Тахтабродская средняя школа Район Г.Мусрепова, СКО. Цель: познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека. Задачи: • Раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением. • Сформировать у учащихся знания о значении опорно-двигательной системы в жизнедеятельности человека. • Развивать умения работать с учебником, таблицами скелета человека. Тип урока: комбинированный. Методы: словесный, наглядный. Формы работы: • индивидуальная (актуализация опорных знаний). • общеклассная (изучение новой темы). • парная (закрепление нового материала). Оборудование: таблица «Скелет человека», названия органов чувств и чувства человека, напечатанные на бумаге; карточки с оценками «5», «4», «3», по 3 каждой для дифференцированного опроса, с заданиями; разрезанные на пазлы рисунки скелета человека на каждую парту. Ход урока: I. Организационный момент. II Актуализация опорных знаний по теме «Органы обоняния и вкуса». А) дифференцированный опрос. На магнитной доске прикреплены карточки с заданиями на «5», «4», «3». Ученики по очереди выбирают карточки и отвечают на задание. Задания на «5»: 1. Что означает выражение: «Органы чувств обладают специфичностью»? 2. Где находятся рецепторы обоняния и какую роль они выполняют? 3. Объясните смысл выражения: «В темноте все кошки серы». Задания на «4»: 1. Как определяются вкусовые качества? 2. В каком органе находятся молоточек, наковальня и стремечко? 3. Где находятся рецепторы, воспринимающие температуру, давление, гладкость, шероховатость? Задания на «3»: 1. Как называется чувство восприятия организмом различных запахов? 2. Какие бывают нарушения зрения? Чем они отличаются? 3. Назовите орган, имеющий сложное строение из оптической и вспомогательной систем? Б) «Раздели на группы»: - Все термины перепутались, помогите разделить их на органы и чувства человека. Термины: обоняние, глаза, нос, вкус, слух, ухо, интуиция, язык, осязание, зрение, кожа. - А сколько всего органов чувств? III. Новая тема: «Отделы скелета человека». Вступительное слово учителя о строении скелета человека. План: А) Скелет человека. Б) Скелет туловища. В) Строение позвонков. А) Скелет человека. Скелет образован из отдельных костей, соединенных между собой. Он включает скелет головы, или череп, скелет туловища, скелет верхних конечностей и скелет нижних конечностей. В составе скелета взрослого человека более 200 костей. Кости отличаются друг от друга по форме и по строению. По строению выделяют три типа костей: трубчатые, плоские, смешанные. Среди трубчатых костей различают длинные (плечевая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (фаланги пальцев). Полость трубчатых костей у детей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заменяется желтым (жировой тканью). У плоских костей длина и ширина бывает различной. К ним относятся лопатки, кости черепа, грудина, тазовая кость. Плоские кости участвуют в образовании полостей тела, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости черепа, грудина, ребра). Б) Скелет туловища. Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки. Позвоночник образован 33-34 позвонками, соединенными между собой хрящами, суставами, связками. В нем различают 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчиковый (4-5). Позвоночник имеет 4 изгиба, два которых обращены выпуклостями вперед, а два – назад. Благодаря ним толчки и сотрясения ослабляются и не достигают черепа и, главное, мозга. У новорожденного позвоночник прямой, изгибов не имеет. Только, когда ребенок начинает ходить, появляются поясничный и крестцовый изгибы. Изгибы полностью формируются к 18-20 годам. Позвоночные изгибы увеличивают размеры грудной клетки и таза, уравновешивают организм, увеличивают пластичность при прыжках и беге. Это обусловлено также хрящевыми соединениями между позвонками (дисками), которые увеличивают пластичность позвоночника. В) Строение позвонков. Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой хрящами, образуют спинномозговой канал, в котором заключен спинной мозг. Шейные позвонки ( первый, второй) участвуют в повороте головы. Поясничные позвонки имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются неподвижно друг с другом – срастаются. Грудные позвонки (12), ребра (12 пар) и грудина образуют грудную клетку. Ребра представляют собой плоские, изогнутые дугой кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками. Передние концы 7 верхних пар ребер спереди срастаются с грудиной. Следующие 3 пары ребер прикрепляются к хрящу вышерасположенного ребра и образуют дугу. Они короче остальных ребер, поэтому передняя их часть оканчивается свободно. Грудная клетка защищает сердце, легкие, пищевод, печень и желудок. По ходу объяснения материала заполняется схема: IV Закрепление материала: А) Работа с учебником: Задание: Какое значение имеет опорно-двигательная система? Ответы: 1. Опора тела. 2. Движение тела. 3. Защита внутренних органов. 4. Участие в обмене веществ. (Организм человека состоит из 1200г. кальция, 530 г. фосфора, 11 г. магния, 30 других элементов). 5. Образование клеток крови. 6. Б) «Собери скелет»: Скелет разрезан на пазлы. Нужно собрать его из кусочков. В) «Кроссворд»: 1. Совокупность мышц и костей человека. 2. Он состоит из 33-34 позвонков. 3. Скелет головы. 4. Плоские кости, составляющие скелет верхних конечностей. 5. их в организме 12 пар. 6. Одна из функций опорно-двигательной системы. 7. Если вы верно отгадали кроссворд, то по-вертикали получите название одной из частей опорно-двигательного аппарата человека. Г) Решение познавательных задач: • Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета насчитывали их 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300-306. Викинги насчитывали 219 костей. Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что костей около 200, точнее, 208-210. Отчего же ученые до сих пор не могут определиться? • Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг. Большая берцовая кость – 1650 кг, плечевая – 850 кг, коленная чашечка – 600 кг, предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг, кость тверже гранита в 2,5 раза, кирпича – в 30 раз. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун. Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг, равна 8-9 кг. Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости? VII Итоги урока: Выставление оценок за урок. VI Рефлексия Учитель: Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке? VIII Домашнее задание. | |
Просмотров: 8687 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|