Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Урок биологии "Отделы скелета человека" 8 класс.
Урок биологии в 8 классе по теме
«ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА»

Гречишкина О.И.
Тахтабродская средняя школа
Район Г.Мусрепова, СКО.

Цель: познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека.
Задачи:
• Раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением.
• Сформировать у учащихся знания о значении опорно-двигательной системы в жизнедеятельности человека.
• Развивать умения работать с учебником, таблицами скелета человека.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный.
Формы работы:
• индивидуальная (актуализация опорных знаний).
• общеклассная (изучение новой темы).
• парная (закрепление нового материала).
Оборудование: таблица «Скелет человека», названия органов чувств и чувства человека, напечатанные на бумаге; карточки с оценками «5», «4», «3», по 3 каждой для дифференцированного опроса, с заданиями; разрезанные на пазлы рисунки скелета человека на каждую парту.

Ход урока:
I. Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний по теме «Органы обоняния и вкуса».
А) дифференцированный опрос.
На магнитной доске прикреплены карточки с заданиями на «5», «4», «3». Ученики по очереди выбирают карточки и отвечают на задание.

Задания на «5»:
1. Что означает выражение: «Органы чувств обладают специфичностью»?
2. Где находятся рецепторы обоняния и какую роль они выполняют?
3. Объясните смысл выражения: «В темноте все кошки серы».
Задания на «4»:
1. Как определяются вкусовые качества?
2. В каком органе находятся молоточек, наковальня и стремечко?
3. Где находятся рецепторы, воспринимающие температуру, давление, гладкость, шероховатость?

Задания на «3»:
1. Как называется чувство восприятия организмом различных запахов?
2. Какие бывают нарушения зрения? Чем они отличаются?
3. Назовите орган, имеющий сложное строение из оптической и вспомогательной систем?
Б) «Раздели на группы»:
- Все термины перепутались, помогите разделить их на органы и чувства человека.
Термины: обоняние, глаза, нос, вкус, слух, ухо, интуиция, язык, осязание, зрение, кожа.
- А сколько всего органов чувств?

III. Новая тема: «Отделы скелета человека».
Вступительное слово учителя о строении скелета человека.
План:
А) Скелет человека.
Б) Скелет туловища.
В) Строение позвонков.
А) Скелет человека.
Скелет образован из отдельных костей, соединенных между собой. Он включает скелет головы, или череп, скелет туловища, скелет верхних конечностей и скелет нижних конечностей.
В составе скелета взрослого человека более 200 костей. Кости отличаются друг от друга по форме и по строению. По строению выделяют три типа костей: трубчатые, плоские, смешанные. Среди трубчатых костей различают длинные (плечевая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (фаланги пальцев).
Полость трубчатых костей у детей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заменяется желтым (жировой тканью).
У плоских костей длина и ширина бывает различной. К ним относятся лопатки, кости черепа, грудина, тазовая кость. Плоские кости участвуют в образовании полостей тела, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости черепа, грудина, ребра).
Б) Скелет туловища.
Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки. Позвоночник образован 33-34 позвонками, соединенными между собой хрящами, суставами, связками. В нем различают 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчиковый (4-5).
Позвоночник имеет 4 изгиба, два которых обращены выпуклостями вперед, а два – назад. Благодаря ним толчки и сотрясения ослабляются и не достигают черепа и, главное, мозга. У новорожденного позвоночник прямой, изгибов не имеет. Только, когда ребенок начинает ходить, появляются поясничный и крестцовый изгибы.
Изгибы полностью формируются к 18-20 годам. Позвоночные изгибы увеличивают размеры грудной клетки и таза, уравновешивают организм, увеличивают пластичность при прыжках и беге. Это обусловлено также хрящевыми соединениями между позвонками (дисками), которые увеличивают пластичность позвоночника.

В) Строение позвонков.
Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой хрящами, образуют спинномозговой канал, в котором заключен спинной мозг.
Шейные позвонки ( первый, второй) участвуют в повороте головы. Поясничные позвонки имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются неподвижно друг с другом – срастаются.
Грудные позвонки (12), ребра (12 пар) и грудина образуют грудную клетку. Ребра представляют собой плоские, изогнутые дугой кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками. Передние концы 7 верхних пар ребер спереди срастаются с грудиной. Следующие 3 пары ребер прикрепляются к хрящу вышерасположенного ребра и образуют дугу. Они короче остальных ребер, поэтому передняя их часть оканчивается свободно. Грудная клетка защищает сердце, легкие, пищевод, печень и желудок.
По ходу объяснения материала заполняется схема:


IV Закрепление материала:
А) Работа с учебником:
Задание: Какое значение имеет опорно-двигательная система?
Ответы:
1. Опора тела.
2. Движение тела.
3. Защита внутренних органов.
4. Участие в обмене веществ. (Организм человека состоит из 1200г. кальция, 530 г. фосфора, 11 г. магния, 30 других элементов).
5. Образование клеток крови.
6.
Б) «Собери скелет»:
Скелет разрезан на пазлы. Нужно собрать его из кусочков.

В) «Кроссворд»:

1. Совокупность мышц и костей человека.
2. Он состоит из 33-34 позвонков.
3. Скелет головы.
4. Плоские кости, составляющие скелет верхних конечностей.
5. их в организме 12 пар.
6. Одна из функций опорно-двигательной системы.
7. Если вы верно отгадали кроссворд, то по-вертикали получите название одной из частей опорно-двигательного аппарата человека.

Г) Решение познавательных задач:
• Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета насчитывали их 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300-306. Викинги насчитывали 219 костей. Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что костей около 200, точнее, 208-210. Отчего же ученые до сих пор не могут определиться?
• Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг. Большая берцовая кость – 1650 кг, плечевая – 850 кг, коленная чашечка – 600 кг, предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110 кг, кость тверже гранита в 2,5 раза, кирпича – в 30 раз. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун. Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70 кг, равна 8-9 кг. Чем объяснить высокую прочность скелета при относительной его легкости?

VII Итоги урока:
Выставление оценок за урок.

VI Рефлексия
Учитель: Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?

VIII Домашнее задание.
Категория: Биология | Добавил: Jlga (2012-09-03) | Автор: Гречишкина Ольга Ивановна E
Просмотров: 8687 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 5:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru