Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема урока «Лишайники» 7 класс Задачи: • развить понятие о многообразии живых организмов; • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; • показать приспособленность лишайников к среде обитания и их значении в природе и для человека; • развитие навыков исследовательской деятельности ; • воспитание бережного отношения ко всему живому. Оборудование: рисунки «Лишайники», камни с лишайниками и кора дерева Домашнее задание: §12, вопросы, рисунок «строение лишайника» Ход урока I. Орг. момент. II. Проверка знаний Выполнение теста 1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что: а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу; б) они не подвижны и питаются готовыми органическими веществами; в) они не имеют органов, но сами создают органические вещества. 2. Надземная часть белого гриба называется: а) грибница; б) шляпка; в) плодовое тело. 3. Какой из названных грибов относится к пластинчатым: а) белый гриб; б) подберезовик; в) лисичка. 4. Грибы размножаются: а) только спорами; б) только грибницей; в) всеми способами. 5. Грибы обитают: а) в почве и на теле животных и человека; б) в воде, почве и на продуктах питания; в) в почве, воде, на продуктах питания, на растениях, на теле человека и животных, в жилищах. 6. Грибница мукора – это: а) многоклеточное образование; б) одна многоядерная клетка; в) неклеточное образование. 7. За счет, какого из указанных процессов дрожжи получают энергию для жизнедеятельности: а) фотосинтез; б) поглощение из почвы минеральных веществ; в) разложение сахара на спирт и углекислый газ. 8. Какой из названных грибов относится к плесневым: а) шампиньон; б) мукор; в) головня. 9. Антибиотики готовят из: а) спорыньи; б) пеницилла; в) мукора. 10. Отравление, вызывающее судороги, иногда его называют «ведьмины корчи» может быть вызвано: а) спорыньи; б) пеницилла; в) мукора 11. На коре дерева часто встречаются грибы- трутовики. Их видимая часть – это: а) плодовое тело; б) грибница; в) скопление спор. III. Изучение нового материала. 1. Какие организмы называют паразитами? 2. Что такое симбиоз? 3. В чем отличие этих двух явлений в природе? 4. Что такое грибница? В чем отличие питания грибов и водорослей? Если сейчас мы правильно разгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Вопросы: 1. Голосеменное растение, символов Нового года. 2. Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному, так и другому. 3. Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов. 4. Тонкие белые нити, образующие тело гриба. 5. Название гриба, который используют для получения антибиотика. 6. Сумки на концах гифов в которых созревают споры . Древняя легенда рассказывает, что однажды много дней толпа народа брела по бесплодной пустыне. Все припасы были съедены. Люди падали от истощения. Вдруг поднялся ветер. Путники увидели, что он гонит сероватые кусочки. Ветер поднимал их над землей. «Манна небесная!» - кричали люди. Они собирали кусочки и ели их, варили кашу, пекли лепешки. Что это было? Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, - это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Малой Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная». ( В 1772 г русский естествоиспытатель, географ и путешественник Петр Симон Паллас открыл лишайник пустынь Африки, Малой Азии, Средней Азии) Мы уже говорили, что грибы — это не растения, а отдельное царство в классификации живой природы. К грибам относятся не только привычные для нас белые или сыроежки. Плесень, дрожжи — это тоже грибы. Тело любого гриба состоит из мельчайших нитей — гифов. Питается гриб органическими веществами, образующимися в результате разложения растительных остатков. Представим себе, что в далёкие времена, 500 млн. лет назад, по каким-то причинам где-то возник недостаток органических веществ, и грибы стали «голодать». И вот тогда, как предполагают учёные, некоторые виды грибов нашли себе кормильцев — крошечные одноклеточные водоросли. Поставляя органические вещества для гриба, водоросли взамен получают воду и минеральные соли. Такое сотрудничество называется симбиоз. Со временем это партнёрство закрепилось, и возникли новые организмы — лишайники. Тело лишайника (слоевище, или таллом -вегетативное тело лишайника разнообразное по форме и окраске. По внешнему виду делятся на три вида талломов: накипные (или корковые), листоватые и кустистые, которые связаны между собой переходными формами Существуют ещё чешуйчатый и филаментозный (нитевидный) типы талломов. ) состоит из гифов гриба и клеток водорослей. Лишайников насчитывается около 20 000 видов. В создании каждого участвуют свои виды водорослей и грибов, которые давно потеряли способность существовать отдельно друг от друга. Лишайники действительно нашли свое уникальное место в условиях очень неблагоприятных для других форм жизни. Лишайники живут в тундре, на скалах высокогорий и побережий, на голой почве, стволах деревьев, заборах. Они обитают по всему миру, от пустыни до Арктики. Вот с такими интересными организмами мы сегодня познакомимся. Задачи урока: Разнообразие лишайников велико. Мы познакомимся с видами лишайников, их строением, жизнедеятельностью и значением. Записываем тему урока. 1. Виды лишайников (рассказ с использованием, иллюстраций и образцов лишайников) а) ОКРАСКА (желтая, красная, серая, коричневая и другие. б) ФОРМА Лишайники Кустистые (ягель) Накипные (ксантория) Листоватые (пармелия) в) ГДЕ ЖИВУТ? (места обитания: на почве, на голых скалах, на деревьях, на железобетонных конструкциях, на старинных пушках, на картинах) ??? Как же они, поселяясь на безжизненных пространствах, питаются? 2. Строение и питание лишайников (беседа с использованием иллюстраций). Тело лишайников таллом состоит из нитей грибницы и одноклеточных водорослей и сине-зеленые водоросли. ??? Кто назовет возможные пути питания? ??? Какова роль обоих организмов? ??? Как называется такое сожительство двух организмов? ??? Откуда берут воду? (туман, роса) Могут долго жить без неё. Водоросли могут жить без гриба, а грибы без водорослей – нет. Растут лишайники очень медленно: 0,5 мм в год, кустистые – побыстрее, около 7 мм в год. 3. Размножение лишайников (рассказ учителя) Размножается кусочками слоевища или специальными группами клеток (соредии), которые образуются в теле лишайника, при разрыве вылетают. Для прорастания соредий нужно около 100 лет! Живут лишайники 50-600 лет, иногда до 2000 лет! В половом размножении лишайника участвуют только грибы. В результате слияния двух половых клеток, образуется зигота. Ядро зиготы 3 раза делится и образуется 8 спор, а из оболочки зиготы образуется сумка аск. Споры созревая высыпаются и попадая в благоприятные условия начинают прорастать. 4. Значение лишайников (рассказ учителя, работа в тетради). Почвообразование (отмирая, образуют перегной). Пионеры растительности. Разрушают горные породы, выделяя органические вещества. Являются звеном в цепи питания (ягель, исландский мох). Убежище для насекомых. Индикаторы чистоты воздуха. Получают антибиотики (кладония, цетрария, пармелия) Используют в промышленности при производстве красок, спирта, патоки, глюкозы. В парфюмерии для стойкости запаха. IY. Закрепление. Ответы на вопросы стр. 39 Y. Домашнее задание § 12, отвечать на вопросы, рисунок 26 стр. 37. YI. Итог урока /выставление оценок/ | |
Просмотров: 2602 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|