Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Строение сердца
Учитель химии и биологии
средней школы при АОДКТС «Шагала»
Цыганкова А.В.

Тема урока: « Строение сердца. Регуляция сердечной деятельности» № 35
Задачи урока: Дата_________
• Сформировать знания учащихся о строении сердца, формировать новые анатомические понятия: фазы работы сердца, пауза, автоматия, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности;
• Активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов;
• Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
• Воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.
Средства обучения: рисунки, схемы, учебник.
Ход урока
I. Орг. момент:
Сообщение темы урока и задач.

II. Ответы на вопросы:
Ответить на вопросы теста:
1. Жидкая часть крови, состоящая из воды и белков:
а) цитоплазма б) плазма в) жидкость г) клеточный сок

2. Основная функция лейкоцитов:
а) питательная б) дыхательная в) защитная г) тромбообразовательная

3. Гной, выделяющийся из раны, - это:
а) межклеточное вещество б) погибшие лейкоциты, ткани и клетки
в) погибшие эритроциты, ткани и клетки г) погибшие тромбоциты, ткани и клетки

4. Явление фагоцитоза открыл ученый
а) И.П. Павлов б) И.И. Мечников в) И.М. Сеченов г) Н.А. Семашко

5. Способность организма вырабатывать антитела обеспечивает организму:
а) иммунитет б) защиту от образования тромбов
в) постоянство внутренней среды г) превращения фибриногена в фибрин

6. Иммунитет не бывает
а) врожденным б) приобретенным в) пассивным г) нейтральным

7. За распознавание и уничтожение чужеродных клеток отвечают лейкоциты:
а) Т-лимфоциты б) В-лимфоциты в) базофилы г) нейтрофилы

8. За образование иммуноглобулинов и защиту от чужеродных молекул отвечает:
а) Т-лимфоциты б) В-лимфоциты в) базофилы г) нейтрофилы

9. Отрасль науки, изучающая защитные реакции организма, направленная на сохранение его структуры и функциональной целостности:
а) микробиология б) вирусология в) иммунология г) бактериология
10. В кровеносную систему лимфа попадает через :
а) артерии в правое предсердие б) вены в правое предсердие
в) артерии в левое предсердие г) вены в левое предсердие

11. Количество лимфатических узлов в организме человека:
а) 160 б) 260 в) 460 г) 560

12.Функция лимфатической системы регулируется:
а) тимусом б) поджелудочной железой в) щитовидной железой г) гипофизом

13. Кровь, ее состав и функцию изучает наука:
а) кардиология б) гематология в) иммунология г) микробиология

III. Объяснение новой темы.
Нет такого органа, который был бы изучен так хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные и по сей день. Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей. Сколько поэм, стихов, песен написано о нем.

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Уменьшается в его пределы,
Потому, что нет ему покоя, до всего есть дело.
( Э. Межелайтис «Сердце»)
Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Визалия – врача, основателя научной анатомии.
Однажды он вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа увидели слабосокращающееся сердце! Его обвинили во вскрытии живого человека и приговорили к поломничеству в Палестину, из которой он не вернулся.

Но почему же все, таки сокращалось сердце трупа?
Неужели такой выдающийся врач, как Визалий, принял за мертвеца живого человека?

Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Визалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило только через три столетия.

Нам сегодня на уроке предстоит дать ответ на вопрос, который долгое время оставался без ответа.

Почему сердце работает в течение всей жизни без утомления?
Дать ответ сможем после того, как ознакомимся со:

1. Строением сердца /рассказ учителя с помощью учащихся/

 Расположения сердца в грудной полости;
 Строение его оболочки
оболочки сердца

наружная оболочка средняя внутренняя
эпикард миокард эндокард

околосердечная сумка

из плотной соед. ткани поперечно-полосатая мышечная 1 слой тонких и
ткань плоских эпителиальных
клеток
 Масса сердца – 300 гр у взрослого
 Размеры = левому кулаку человека.
 4-х камерное /рассказ и показ рисунка/
 разделение вертикальной перегородкой на левую и правую половинку;
 поперечная перегородка на предсердия и желудочки;
 между предсердием и желудочком – створчатые клапаны:
 в левой части – двустворчатый
 в правой – трехстворчатый

 между желудочками и (артериями) сосудами – полулунные клапаны, каждый из которых состоит из 3 кармашков. Они эластичны имеют идеально ровную поверхность. Поражение клапанов инфекцией (осложнение после гриппа) приводит к возникновению воспалительных рубцов, спаек и клапаны начинают пропускать кровь в обратном направлении – приобретенный порок сердца.

 Толщина мышечной ткани:

Предсердия – более тонкие
Левый желудочек в 2-3 раза толще правого потому, что выбрасывает кровь в большой КК ( в отличие от правого, который выбрасывает кровь в МКК).

2. Сердце – удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни без остановки. Посмотрите на цифры ( таблица) – какую огромную работу выполняет сердце, а ведь это мышечный орган. А мы знаем, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить способность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь

Возникает проблемный вопрос : «почему не устает и когда отдыхает?»

Сердечный цикл – 0,8 сек.

фазы предсердия желудочки продолжительность
I Сокращаются Расслабляются 0,1 сек
II Расслабляются Сокращаются 0,3 сек
III расслабляются Расслабляются 0,4 сек
Сердечный цикл 0,8 сек

Сколько раз в минуту сокращается сердце в норме? - 70 -75 раз

Частота сокращения зависит от нагрузки - 200 раз в минуту
и от возраста:
 1 год – 120-150 раз
 1-5 лет – 100 раз
 У взрослого – 60-80 раз
 После 60 лет – 90-95 раз

Вывод: 1. Сердце работает ритмично, и цикл состоит из 3 фаз.
Вывод: 2. Наличие фазы расслабления – связана со способностью сердца сокращаться без устали в течение всей жизни.
Вывод: 3. Автоматия сердца(способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце), состоящей из специфических, особых мышечных клеток, в которых и возникают импульсы.
3. Регуляция работы сердца
 Нервная – нервные центры расположены в продолговатом и спинном мозге;
 Гуморальная – с помощью гормонов.
Схема
регуляция работы сердца

нервная гуморальная
/продолговатый и спинной мозг/ / гормоны надпочечников, щитовидной железы/

симпатические нервы адреналин, соли кальция, повышенное сод-е СО2 в крови

парасимпатические нервы ацетилхолин соли калия

IY. Закрепление

С чем же связана работоспособность и неутомимость сердца?

 Ритмичность работы;
 Автоматизм;
 Нервная и гуморальная регуляция;
 Интенсивность обмена веществ в сердечной мышце (10% крови, выбрасываемой левым желудком в аорту, идет в кровеносные сосуды сердца – коронарные сосуды, питает его и снабжает кислородом).
 Наличие солей кальция и калия.

Почему сердце после смерти продолжало биться?

- потому что иногда после смерти автоматическая деятельность сердечных узлов в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает редко, но именно на такой случай натолкнулся А. Визалий при вскрытии трупа.

Влияют ли факторы окружающей среды на сердце?

Отрицательно влияют на сердце не только никотин и алкоголь, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость. И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции.

Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе, человеческое сердце.

И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе, любящее, всепрощающее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце»

СЕРДЦЕ

Дивчину пытает казак у плетня:
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!

Дивчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.

- Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь и тебя полюблю!

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.

Он сердце её на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?".

После таких слов хочется всех призвать беречь свое сердце, сердце др. друга, чутко относиться к окружающим, щадить сердца от излишней нагрузки, беречь родных и близких.

Y. Домашнее задание § 33
Решить задачу:

Зная сердечный цикл, подсчитать, сколько времени в вашей жизни работали предсердия и желудочки, а сколько они отдыхали?

YI. Итог урока, выставление оценок.
Категория: Биология | Добавил: Annuta (2012-10-17)
Просмотров: 1836 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru