Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Формы размножения
Учитель химии и биологии
Средней школы при АОДКТС «Шагала»
Цыганкова А.В.

Тема урока: «Формы размножения» 9 класс № ______
Задачи урока: Дата _______
• Обобщить ранее полученные знания учащихся о формах размножения живых организмов;
• Формировать новые биологические понятия: партеногенез, стробиляция, фрагментация;
• Развивать логическое мышление, память, умение обобщать, анализировать;
Оборудование: тест, схемы, рисунки венерина мухоловка, гидра, амеба, оплодотворение цветковых растений.
Ход урока
I. Орг. момент:
Сообщение темы урока и задач.

II. Проверка знаний учащихся
Тест
1. Организмы, не нуждающиеся в готовых органических веществах:
а) автотрофы б) гетеротрофы в) паразиты г) сапрофиты

2. Организмы, способные получать энергию только из готовых белков, жиров, углеводов:
а) автотрофы б) гетеротрофы в) паразиты г) сапрофиты

3. Организмы, использующие энергию солнечного света:
а) автотрофы б) гетеротрофы в) паразиты г) сапрофиты

4. Организмы, использующие химическую энергию неорганических веществ:
а) автотрофы б) гетеротрофы в) хемотрофы г) сапрофиты д) хемотрофы

5.Хемосинтетики представлены , исключительно:
а) бактериями б) растениями в) животными г) грибами

6. К фотосинтезу способны следующие организмы:
а) животные б) растения в) грибы г) вирусы

7. Название биологического окисления органических веществ:
а) дыхание б) фотосинтез в) выделение г) размножение

8. Количество стадий фотосинтеза:
а) 2 б) 5 в) 1 г) 3

9. Для фотосинтеза необходимо:
а) солнечный свет, хлорофилл б) вода, углекислый газ, солнечный свет
в) вода, хлорофилл, солнечный свет, углекислый газ г) углекислый газ, вода, пигмент

10. Стадия фотосинтеза, на которой растения используют воду:
а) темновая стадия б) световая стадия в) подготовительный этап г) гликолиз

11. Стадия фотосинтеза, на которой используется углекислый газ атмосферы:
а) темновая стадия б) световая стадия в) подготовительный этап г) гликолиз

12.Кислород растения выделяется на стадии фотосинтеза:
а) темновая стадия б) световая стадия в) подготовительный этап г) гликолиз

13. АТФ растения синтезируют на стадии фотосинтеза:
а) темновая стадия б) световая стадия в) подготовительный этап г) гликолиз

14. Энергию света растения используют на стадии фотосинтеза:
а) темновая стадия б) световая стадия в) подготовительный этап г) гликоли

15.Глюкозу растения синтезируют на стадии фотосинтеза:
а) темновая стадия б) световая стадия в) подготовительный этап г) гликолиз

16. Фотолиз происходит на стадии фотосинтеза:
а) темновая стадия б) световая стадия в) подготовительный этап г) гликолиз

17. Разложение воды под действием света называется:
а) темновая стадия б) световая стадия в) фотолиз г) гликолиз

18. Для синтеза глюкозы в темновой фазе используется энергия:
а) солнца б) АТФ в) ФДA г) АДФ

19. Организмы, первыми осуществившие фотосинтез:
а) сине-зеленые водоросли б) грибы в) вирусы г) многоклеточные водоросли

20. Количество этапов процесса дыхания:
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5

21. 1 этап дыхания – количество Е в виде АТФ
а) 0 б)2 в)36 г)38

22. 2 этап дыхания – количество Е в виде АТФ
а) 0 б)2 в)36 г)38

23. 3 этап дыхания – количество Е в виде АТФ
а) 0 б)2 в)36 г)38

24. Из 1 молекулы глюкозы при ее полном разложении образуется молекул АТФ:
а) 0 б)2 в)36 г)38

25. На каком этапе дыхания необходим кислород:
а) на 1 б) на 2 в) на 3 г)на 4

26. Организмы, живущие в кислородной среде и осуществляющие все этапы дыхания:
а) аэробы б) анаэробы

III. Объяснение новой темы

1. Размножение – общее свойство живых организмов.

Все известные способы размножения организмов в природе сводятся к двум основным формам: бесполой и половой.

2. Бесполое размножение. Более древний способ.
В бесполой форме размножение осуществляется родительской особью самостоятельно, без обмена наследственной информацией с другими особями. Дочерний организм образуется путем отделения от родительской особи одной или нескольких соматических (телесных) клеток и дальнейшего их размножения посредством митоза. Потомство наследует признаки родителя, являясь в генетическом отношении его точной копией. Различают несколько типов бесполого размножения.
• Простое деление. Особенно распространено бесполое размножение у бактерий и синезеленых водорослей. Единственная клетка этих безъядерных организмов разделяется пополам или сразу на несколько частей. Каждая часть является целостным функциональным организмом.
Простым делением размножаются амебы, инфузории, эвглены и другие простейшие. Разделение происходит посредством митоза, поэтому дочерние организмы получают от родительских тот же набор хромосом.
• Почкование. Этот тип размножения используют как одноклеточные, так и некоторые многоклеточные организмы: дрожжи (низшие грибы), инфузории, коралловые полипы.
Почкование у пресноводных гидр происходит следующим образом. Сначала на стенке гидры образуется вырост, который постепенно удлиняется. На его конце появляются щупальца и ротовое отверстие. Из почки вырастает маленькая гидра, которая отделяется и становится самостоятельным организмом. У других существ почки могут оставаться на теле родителя.
• Фрагментацияили стробиляция. Ряд плоских и кольчатых червей, иглокожие (морские звезды) могут размножаться посредством расчленения тела на несколько фрагментов, которые затем достраиваются до целостного организма. В основе фрагментации лежит способность многих простых существ к регенерации утраченных органов. Так, если от морской звезды отделить луч, то из него вновь разовьется морская звезда. Гидра способна восстановиться из 1/200 части своего организма. Обычно размножение фрагментацией происходит при повреждениях. Самопроизвольную фрагментацию осуществляют только плесневые грибы и некоторые морские кольчатые черви.
• Спорообразование. Родоначальницей нового организма может стать специализированная клетка родительского существа — спора. Такой способ размножения характерен для растений и грибов. Размножаются спорами многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны.
Споры представляют собой клетки, покрытые прочной оболочкой, защищающей их от чрезмерной потери влаги и устойчивой к температурным и химическим воздействиям. Споры наземных растений пассивно переносятся ветром, водой, живыми существами. Попадая в благоприятные условия, спора раскрывает оболочку и приступает к митозу, образуя новый организм. Водоросли и некоторые грибы, обитающие в воде, размножаются зооспорами, снабженными жгутиками для активного передвижения.
Одноклеточное животное малярийный плазмодий (возбудитель малярии) размножается посредством шизогонии — множественного деления. Сначала в его клетке путем делений формируется большое количество ядер, затем клетка распадается на множество дочерних.
• Вегетативное размножение. Этот вид бесполого размножения широко распространен у растений. В отличие от спорообразования, вегетативное размножение осуществляется не особыми специализированными клетками, а практически любыми частями вегетативных органов.
Многолетние дикорастущие травы размножаются корневищами (осот дает до 1800 особей/м2 почвы), земляника — усами, а виноград, смородина и слива — отводками. Картофель и георгины используют для размножения клубни — видоизмененные подземные участки корня. Тюльпаны и лук размножаются луковицами. У деревьев и кустарников укореняются с образованием нового растения побеги — черенки, а у бегонии роль черенков способны выполнять листья. Черенками размножают малину, сливу, вишню и розы. На корнях и пнях деревьев образуется поросль, которая затем превращается в самостоятельные растения.
• Половое размножение. В половом размножении, в отличие от бесполого, участвует пара особей. Их половые клетки (гаметы) несут гаплоидные наборы хромосом. В процессе оплодотворения гаметы сливаются и образуют диплоидную оплодотворенную яйцеклетку (зиготу), которая дает начало новому организму.
Одна из гомологичных хромосом соматической клетки достается от "мамы", а другая — от "папы". В результате части генетического материала родительских особей объединяются, и в потомстве появляются новые комбинации генов. Разнообразие генетического материала позволяет потомству успешнее приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. В обогащении наследственной информации состоит главное преимущество полового размножения, его основное биологическое значение.
Формы полового размножения

партеногенез конъюгация слияние гамет

Не происходит оплодотворения , зародыш развивается из неоплодотворенной яйцеклетки Один из способов обмена генетическим материалом Слияние гамет
Одуванчики, некоторые виды свеклы и табака, личинки многих паразитических червей

Бактерия отдает свою ДНК другой бактерии, а сама погибает. Другая бактерия перекомбинирует две молекулы ДНК после чего размножается простым делением.
У эукариот- это процесс обмена генами (инфузория - ядра, грибы, водоросли) гермафродитизм самооплодотворение

IY. Закрепление

Какие виды размножения характерны для живых организмов?
Что такое партеногенез?
Для каких живых организмов характерна стробиляция?

Y. Д.З. § 20
YI. Итог урока, выставление оценок.
Категория: Биология | Добавил: Annuta (2012-10-17) | Автор: Формы размножения
Просмотров: 4001 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru