Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

О состоянии здоровья школьников и его профилактика
О состоянии здоровья школьников и его профилактика
Асанова А.А.,
КГУ «ОСШ №83 им. Г.Мустафина г. Караганды»
учитель биологии.

Здоровье школьников - одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования.
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: « Здоровье- это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». В приложении к растущему организму ребенка данное определение в значительной мере условно, так как «состояние полного физического и социального благополучия» определяется в динамике роста, как результат взаимодействия изменяющихся во времени количественных и качественных признаков, формирующихся под влиянием генного аппарата и развивающейся нейроэндокринной системы. Перестройка этих регуляторных систем в процессе развития у каждого ребенка характеризуется существованием « критических периодов», когда возрастает риск формирования стойких отклонений в состоянии здоровья.[2]
Среди функциональных отклонений, наблюдаемых у школьников, следует назвать расстройства нервной системы (раздражительность, головные боли, страхи, плохой сон), которые не только снижают работоспособность и эмоциональный тонус детей, но и могут стать причиной более серьезного заболевания; функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы.
Случаи повышенного или пониженного артериального давления у учащихся общеобразовательных школ достигают 10%, а специализированных математических школ-23%.Актуальность данной проблемы в том, что признаки ранних форм инфаркта миокарда и атеросклероза распознаются даже в раннем возрасте, поэтому их профилактика должна начинаться уже у детей.[1]
Замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное, и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Однако ряд неблагоприятных тенденций, с которыми мы сталкиваемся в последнее время, требуют перестройки этой работы. Прежде всего, это устранение факторов риска и ориентация на профилактику как основу сохранения здоровья подрастающего поколения.[3]
Учителя биологии, призванные научить ребят понимать, любить и охранять все живое, должны активно вести соответствующую работу на уроках и во внеурочное время, помогать другим педагогам и родителям.
Школьная реформа предусматривает повышение роли школы как оздоровительного учреждения. И здесь имеется в виду не только создание гигиенических условий для труда школьников, организация отдыха и быта учащихся, но и формирование осознанной необходимости здорового образа жизни. Обеспечение здоровья в школе включает в себя все средства, которые использует школа для поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о здоровье в семьях и в обществе в целом.
Особое внимание необходимо уделять соответствию технологий обучения и воспитания индивидуальному здоровьесберегающему потенциалу организма школьника.
Учителям биологии принадлежит ведущая роль в обучении школьников вопросам охраны здоровья. Почти каждый урок курса можно использовать для разъяснения учащимся важности профилактики тех или иных заболеваний, показа влияния факторов окружающей среды на сохранение и укрепление здоровья. Но сегодня мы не можем ограничиться только пропагандой профилактики тех или иных заболеваний. Жизнь ставит новую задачу – сформировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового, трезвого образа жизни Большое значение приобретает пропаганда физической культуры и спорта, закаливание организма. Иными словами, здоровью нужно учить.
В СОШ № 83 им. Г. Мустафина составлен план мероприятий по улучшению здоровья школьников, который включает в себя: проведение дней здоровья, конкурсы по ЗОЖ, медицинские осмотры и прививки, обеспечение работы медицинского кабинета согласно правилам санитарным нормам, выявление учащихся с симптомами инфекционных заболеваний, возобновить занятия физкультуры в физкультурных группах, соответствующих физическим возможностям школьников, вести медицинское наблюдение за уроками физкультуры, обеспечить обязательное проведение физкультминуток и «гимнастики для глаз» во время каждого урока, обеспечить соблюдение СанПиН при проведении пересмен, перемен, проветривания, теплового режима в школе, вести контроль за организацией питания школьников, решить вопрос обеспечение детей школьного возраста доступным качественным питанием, бесплатным – для школьников из малообеспеченных семей и д.р.



Анализ анкетирования по теме « Твое питание» среди учащихся 8-х классов в 2011-2012г по СОШ № 83 показывает, что из 60 опрошенных многие не соблюдают режим питания, не употребляют в нужном количестве овощи и фрукты, не завтракают перед уходом в школу, употребляют в большом количестве вредные продукты ( н-р, газированные напитки, чипсы, кириешки), а это, как известно, приводит к возникновению заболеваний ЖКТ. С заболеваниями ЖКТ на диспансерном учете состоят 38 учащихся нашей школы, а это 2 место после заболеваний нервной системы.



Решение важной задачи укрепления и сохранения здоровья школьников может быть достигнуто совместными усилиями органов здравоохранения, комитетов по физкультуре и спорту, общественных организаций и семьи.

Литература:
1.Е.К. Глушкова и др. Научно-методический журнал «Биология в школе», Москва, «Педагогика»,1992г.
2. М.Г. Князева. Научно-методический журнал «Биология в школе», Москва, «Школа-Пресс», 1993г.
3. А.И. Потапов. Научно-методический журнал «Биология в школе», Москва, «Педагогика»,1988 г.
Категория: Биология | Добавил: Anzhelika (2012-11-10) | Автор: Анжелика Асанова E
Просмотров: 984 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-11-19, 5:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru