Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
О состоянии здоровья школьников и его профилактика Асанова А.А., КГУ «ОСШ №83 им. Г.Мустафина г. Караганды» учитель биологии. Здоровье школьников - одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: « Здоровье- это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». В приложении к растущему организму ребенка данное определение в значительной мере условно, так как «состояние полного физического и социального благополучия» определяется в динамике роста, как результат взаимодействия изменяющихся во времени количественных и качественных признаков, формирующихся под влиянием генного аппарата и развивающейся нейроэндокринной системы. Перестройка этих регуляторных систем в процессе развития у каждого ребенка характеризуется существованием « критических периодов», когда возрастает риск формирования стойких отклонений в состоянии здоровья.[2] Среди функциональных отклонений, наблюдаемых у школьников, следует назвать расстройства нервной системы (раздражительность, головные боли, страхи, плохой сон), которые не только снижают работоспособность и эмоциональный тонус детей, но и могут стать причиной более серьезного заболевания; функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Случаи повышенного или пониженного артериального давления у учащихся общеобразовательных школ достигают 10%, а специализированных математических школ-23%.Актуальность данной проблемы в том, что признаки ранних форм инфаркта миокарда и атеросклероза распознаются даже в раннем возрасте, поэтому их профилактика должна начинаться уже у детей.[1] Замечательный советский педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное, и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Однако ряд неблагоприятных тенденций, с которыми мы сталкиваемся в последнее время, требуют перестройки этой работы. Прежде всего, это устранение факторов риска и ориентация на профилактику как основу сохранения здоровья подрастающего поколения.[3] Учителя биологии, призванные научить ребят понимать, любить и охранять все живое, должны активно вести соответствующую работу на уроках и во внеурочное время, помогать другим педагогам и родителям. Школьная реформа предусматривает повышение роли школы как оздоровительного учреждения. И здесь имеется в виду не только создание гигиенических условий для труда школьников, организация отдыха и быта учащихся, но и формирование осознанной необходимости здорового образа жизни. Обеспечение здоровья в школе включает в себя все средства, которые использует школа для поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды знаний о здоровье в семьях и в обществе в целом. Особое внимание необходимо уделять соответствию технологий обучения и воспитания индивидуальному здоровьесберегающему потенциалу организма школьника. Учителям биологии принадлежит ведущая роль в обучении школьников вопросам охраны здоровья. Почти каждый урок курса можно использовать для разъяснения учащимся важности профилактики тех или иных заболеваний, показа влияния факторов окружающей среды на сохранение и укрепление здоровья. Но сегодня мы не можем ограничиться только пропагандой профилактики тех или иных заболеваний. Жизнь ставит новую задачу – сформировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового, трезвого образа жизни Большое значение приобретает пропаганда физической культуры и спорта, закаливание организма. Иными словами, здоровью нужно учить. В СОШ № 83 им. Г. Мустафина составлен план мероприятий по улучшению здоровья школьников, который включает в себя: проведение дней здоровья, конкурсы по ЗОЖ, медицинские осмотры и прививки, обеспечение работы медицинского кабинета согласно правилам санитарным нормам, выявление учащихся с симптомами инфекционных заболеваний, возобновить занятия физкультуры в физкультурных группах, соответствующих физическим возможностям школьников, вести медицинское наблюдение за уроками физкультуры, обеспечить обязательное проведение физкультминуток и «гимнастики для глаз» во время каждого урока, обеспечить соблюдение СанПиН при проведении пересмен, перемен, проветривания, теплового режима в школе, вести контроль за организацией питания школьников, решить вопрос обеспечение детей школьного возраста доступным качественным питанием, бесплатным – для школьников из малообеспеченных семей и д.р. Анализ анкетирования по теме « Твое питание» среди учащихся 8-х классов в 2011-2012г по СОШ № 83 показывает, что из 60 опрошенных многие не соблюдают режим питания, не употребляют в нужном количестве овощи и фрукты, не завтракают перед уходом в школу, употребляют в большом количестве вредные продукты ( н-р, газированные напитки, чипсы, кириешки), а это, как известно, приводит к возникновению заболеваний ЖКТ. С заболеваниями ЖКТ на диспансерном учете состоят 38 учащихся нашей школы, а это 2 место после заболеваний нервной системы. Решение важной задачи укрепления и сохранения здоровья школьников может быть достигнуто совместными усилиями органов здравоохранения, комитетов по физкультуре и спорту, общественных организаций и семьи. Литература: 1.Е.К. Глушкова и др. Научно-методический журнал «Биология в школе», Москва, «Педагогика»,1992г. 2. М.Г. Князева. Научно-методический журнал «Биология в школе», Москва, «Школа-Пресс», 1993г. 3. А.И. Потапов. Научно-методический журнал «Биология в школе», Москва, «Педагогика»,1988 г. | |
Просмотров: 1001 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|