Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема: « Внутреннее строение листьев. Цель: Изучить клеточное строение листьев Задачи: Углублять и развивать понятия о клеточном строении растений, о растительных тканях, о взаимосвязи строения листа с выполняемой функцией; Формировать умения по приготовлению и изучению клеток листа Оборудование: комнатные растения, микроскопы, таблица « клеточное строение листовой пластинки», дидактические карточки, инструктивные карточки для лабораторной работы Тип урока: изучения нового материала Эпиграф : « Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть». Д.Пойа Ход урока 1.организационный момент Учитель: Эпиграфом урока сегодня будет высказывание Д.Пойа « наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть»Проверить справедливость этих слов нам поможет этот урок, на котором мы проследим взаимосвязь строения листьев с их функцией 2.проверка домашнего задания Фронтальный опрос по вопросам 1)какие функции выполняет лист? 2) из каких частей состоит лист? 3)чем отличаются простые и сложные листья? 4) какие виды жилкования бывают, какие функции они выполняют? 5) какие листья называют простыми, сложными? Игра « найди лишнее» На картинке представлены изображения листьев разных растений , учащимся необходимо определить лист какого растения будет лишнем Картинка №1 Акация, береза, тополь Лишним будет лист акации- сложный лист Картинка №2 Вишня , пшеница, кукуруза Лишим будет кукуруза- мутовчатое расположение листьев 3.Изучение нового материала 1 подготовка к восприятию нового материала Учитель: ребята, тему урока мы узнаем разгадав кроссворд по горизонтали в выделенных клетках заключено «клеточное строение « 2.изучение новой темы Учитель обращаясь к таблице) Чтобы лучше понять значение зеленых листьев в жизни растений, познакомимся с внутренним строением листовой пластинки. Листовая пластинка состоит из множества клеток разной величины и формы, то есть имеет клеточное строение С верхней и с нижней стороны лист покрыт более или менее одинаковыми клетками, плотно прилегающими одна к другой. Это клетки кожицы, которая покрывает лист и предохраняет его от повреждений и высыхания. Кожица- один из видов покровной ткани растения. Клетки кожицы бесцветны и прозрачны, но среди бесцветных клеток встречаются расположенные парами зеленые замыкающие клетки. Между ними находится щель. Эти клетки и щель между ними называют устьицем. Через устьичную щель внутрь листа проникает воздух и выходят в атмосферу пары воды, кислород и углекислый газ. У большинства растений устьица находятся только в кожице нижней стороны листовой пластинки.Но у некоторых, например у капусты, они расположены и в кожице верхней стороны. У растений, листья которых плавают на поверхности воды, например у кувшинки, устьица находятся только на верхней стороне листа. Число устьиц огромно. Так, на 1мм листа подсолнечника насчитывается 220 устьиц, а листа клена- 550 3. лабораторная работа « изучение внутреннего строения листьев» проводится по инструктивной карточке, которая раздается учащимся . Учитель: ( обращаясь к таблице) Под кожицей находятся клетки мякоти листа. Мякоть листа состоит из нескольких слоев клеток. Один из слоев прилегает к верхней кожице. Его клетки напоминают довольно ровные столбики. В них особенно много хлоропластов. Глубже лежат более округлые или неправильной формы клетки, они неплотно прилегают друг к другу. Пространства между клетками называют межклетниками. Межклетники заполнены воздухом. Клетки мякоти зеленые, потому что в их цитоплазме содержаться зеленые пластиды- хлоропласты. Цвет хлоропластов объясняется присутствием в них хлорофилла- пигмента зеленого цвета. Хлорофилл в хлоропластах образуется только на свету 4.самостоятельная работа Задание: Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат листа пеларгонии, найдите его части 1) внимательно рассмотрите клетки мякоти листа 2) найдите межклетники, прочитайте в учебнике какое они имеют значение 3) сравните микропрепарат с рисунком в учебнике после изучения микропрепарата проводится беседа по вопросам 1) каково клеточное строение листа? 2) Почему лист имеет зеленую окраску? 3) Какие функции выполняют устьица? 4.Закрепление знаний, умений учащихся Дидактическая игра « лото» На игровом поле в каждой клетке находится изображение внешнего и внутреннего строения листьев. закройте все клетки игрового поля соответствующей игровой карточкой. если вы правильно выполните задание, то на обратной стороне игровых карточек вы прочтете слово (Урок проводится накануне Дня Независимости, поэтому слово должно быть « независимость, согласие) 5.Рефлексия Что нового, вы сегодня узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке? Что не понравилось? 6 домашнее задание Изучить параграф 16, ответить на вопросы 7.подведение итогов , оценивание учащихся Приложение Инструктивная карточка 1. Возьмите кусочек листа (пеларгонии, традесканции) надломите его и осторожно снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. приготовьте микропрепарат. 2. Найдите бесцветные клетки кожицы. рассмотрите их форму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи? 3. Найдите устьичные клетки. 4. Подсчитайте количество устьиц в поле зрения микроскопа 5. Зарисуйте кожицу листа 6. Сделайте вывод о значении кожицы листа. | |
Просмотров: 4387 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|