Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

О практической направленности в биологии.
О практической направленности в биологии.
Григорьева О.П.,СОШ № 30,
учитель биологии

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.
Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях. [1]
Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна.
Важную роль во внеклассной работе играют викторины («Собаки и кошки в одной обложке», «В мире животных») конкурсы (Конкурс костюмов из вторичного сырья), конференции («Наш дом - планета Земля», «День глобальных климатических действий»). Играя, отвечая на вопросы викторин, проблемные вопросы, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминать названия растений и животных, активно и непринужденно пользоваться терминологией. На внеклассных занятиях часто применяю прием театрализации. Цель создания театральных инсценировок - отражение проблем ближайшего окружения, призыв к зрителям беречь всех обитателей планеты, свой организм, добрые человеческие отношения. Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Так были поставлены следующие сказки и сценки «Сказки старого чайника», «Тайные мысли организма», «Наказание», парламент «Системы питания». Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию.
Огромную роль в воспитательном процессе играют экскурсии.
Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся с тем, как нужно собирать материал, обрабатывать (на занятиях в классе после экскурсии), систематизировать. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой.
Учащиеся понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память и способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, походы укрепляют сознательную дисциплину, развивают самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях, содействуют закалке и укреплению здоровья учащихся. [2] .
По тематике все организованные и проведенные экскурсии можно разделить на следующие группы:
Наблюдение за явлениями природы в различное время года (для учащихся 6-х классов);
Знакомство с особенностями органов растений, жизненными формами (6 класс),классами и семействами растений(7 класс);
Экскурсии в экологический музей , знакомство с проблемами охраны окружающей среды (9,11 класс);
Экскурсии в краеведческий и анатомический музеи (для учащихся 8-9-х классов).
Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся. Изучать родной край нужно систематически. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и улучшает свое педагогическое мастерство.
Результатом данной работы является:
- статьи учащихся в журнале « Я и Земля»;
- фото и видеоматериал для уроков биологии;
- гербарный материал по семействам растений;
- воспитание бережного отношения к природе, чувства коллективизма и взаимопомощи
- повышение мотивации к изучению биологии
- углубление знаний о природе родного края
- защита проекта учащимися и награждение дипломом и призами:
2 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Экология и дети» в городе Шахтинске ( проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»).
1 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Шаги в мир науки » в КарГУ им. Букетова ( проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»).
Грамота 2011 НПК «Сарыарка дарыны» с проектом «Экологический мониторинг гор Соран» ( учащиеся 9-х классов)
Создание методического пособия «Методика организации и проведения экскурсий» 2011 г
Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

Список литературы:
1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2005.
2. В. В. Травникова. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет. 2002, 256с.

Источник: http://Список литературы: 1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. По
Категория: Биология | Добавил: ГОП (2012-12-08) | Автор: Григорьева Ольга Петровна E
Просмотров: 1977 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 7:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru