Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
О практической направленности в биологии. Григорьева О.П.,СОШ № 30, учитель биологии Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету. Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях. [1] Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна. Важную роль во внеклассной работе играют викторины («Собаки и кошки в одной обложке», «В мире животных») конкурсы (Конкурс костюмов из вторичного сырья), конференции («Наш дом - планета Земля», «День глобальных климатических действий»). Играя, отвечая на вопросы викторин, проблемные вопросы, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминать названия растений и животных, активно и непринужденно пользоваться терминологией. На внеклассных занятиях часто применяю прием театрализации. Цель создания театральных инсценировок - отражение проблем ближайшего окружения, призыв к зрителям беречь всех обитателей планеты, свой организм, добрые человеческие отношения. Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Так были поставлены следующие сказки и сценки «Сказки старого чайника», «Тайные мысли организма», «Наказание», парламент «Системы питания». Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию. Огромную роль в воспитательном процессе играют экскурсии. Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся с тем, как нужно собирать материал, обрабатывать (на занятиях в классе после экскурсии), систематизировать. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой. Учащиеся понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память и способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, походы укрепляют сознательную дисциплину, развивают самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях, содействуют закалке и укреплению здоровья учащихся. [2] . По тематике все организованные и проведенные экскурсии можно разделить на следующие группы: Наблюдение за явлениями природы в различное время года (для учащихся 6-х классов); Знакомство с особенностями органов растений, жизненными формами (6 класс),классами и семействами растений(7 класс); Экскурсии в экологический музей , знакомство с проблемами охраны окружающей среды (9,11 класс); Экскурсии в краеведческий и анатомический музеи (для учащихся 8-9-х классов). Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся. Изучать родной край нужно систематически. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и улучшает свое педагогическое мастерство. Результатом данной работы является: - статьи учащихся в журнале « Я и Земля»; - фото и видеоматериал для уроков биологии; - гербарный материал по семействам растений; - воспитание бережного отношения к природе, чувства коллективизма и взаимопомощи - повышение мотивации к изучению биологии - углубление знаний о природе родного края - защита проекта учащимися и награждение дипломом и призами: 2 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Экология и дети» в городе Шахтинске ( проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»). 1 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Шаги в мир науки » в КарГУ им. Букетова ( проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»). Грамота 2011 НПК «Сарыарка дарыны» с проектом «Экологический мониторинг гор Соран» ( учащиеся 9-х классов) Создание методического пособия «Методика организации и проведения экскурсий» 2011 г Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии. Список литературы: 1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2005. 2. В. В. Травникова. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет. 2002, 256с. Источник: http://Список литературы: 1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. По | |
Просмотров: 1969 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|