Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Тема урока: Значение простейших. Цель: изучить основные процессы жизнедеятельности простейших. Задачи: Образовательные: выявить роль простейших в природе и жизни человека. Рассмотреть меры профилактики паразитических заболеваний. Выяснить в чем сущность паразитического образа жизни на примере амебы дизентерийной, малярийного плазмодия, лейшмании. Развивающие: развитие умения внимательно слушать, воспроизводить информацию, сравнивать, делать выводы, работать с текстом и рисунками учебника, формирование умения работать с интерактивной доской. Воспитание эстетического отношения к живой природе на основе понимания взаимосвязи всех компонентов организма, целесообразности его строения. Оборудование: презентация. Интерактивная доска, проектор. Методы обучения: объяснительный, проблемное изложение. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Средства обучения: 1. Академический школьный учебник Учебник Биология- 6 Алматы «Атамура» 2006. Авторы: Жунусова К.Ж., Алимкулова Р.А.,Жумагулова К.А. 2. Иллюстративный материал “Животные ” слайды. 3. Флеш анимация. 4. Презентация. Тип урока: применения знаний. Основные термины и понятия: Биологическая очистка сточных вод. Дизентерийная амеба. Малярия. Почвообразование. Очаги распространения одноклеточных паразитов. Проблема, которую призван решить урок: роль простейших в природе. Планируемые результаты обучения: в результате изучения данной темы учащиеся должны знать: место простейших в пищевых цепях. Паразитических простейших. в результате изучения данной темы учащиеся должны уметь: защитить свой организм от проникновения паразитических простейших. Меры профилактики малярии, лейшманиоза, амебеоза. Подготовка к уроку. Учитель заранее готовит наглядный материал. Подготовить заранее опыт с геранью. План проведения урока. № Этап урока Содержание (цель) этапа Время, мин 1. Организационный момент Отметить отсутствующих, сообщить тему урока. Записать в тетрадь дату и тему. 1 2. Проверка домашнего задания параграф №33. Фронтальный опрос 2-4 учеников. Выяснить знания материала предыдущего урока. 5 3. Объяснение нового материала. Рассказ учителя с элементами поисковой беседы. Использование слайдов и презентации. Значение простейших в природе и жизни человека Дизентерийная амеба. Малярия. Лейшманиоз. Меры, предупреждающие опасные заболевания человека. 20 4. Закрепление Проверить степень усвоения информации. 10 5. Подведение итогов урока Обобщить сведения, полученные в ходе урока. 2 6. Домашнее задание • Домашнее задание: параграф учебника §34. 2 Ход урока 1. Организационный момент. 2. Домашнее задание параграф №33. Сократительная вакуоль. Бесполое размножение. Половое размножение. Циста. А 1. Чем отличается питание одноклеточных животных от питания растений? 2. Какая особенность в строении эвглены зеленой дает ей возможность питаться, как растение? В 1. Как у одноклеточных происходят питание и пищеварение? Какие общие признаки присущи эвглене, амебе и инфузории туфельке? 2. Как у одноклеточных происходят дыхание и выделение? Какую роль играют эти процессы в жизни простейших? С 1. Как размножаются одноклеточные? 2. Расскажите о половом размножении инфузории. 3. Как приспосабливаются одноклеточные к неблагоприятным условиям? 1. Рассмотренных выше одноклеточных помещают в воду, куда попадают лучи света, но нет питательных веществ. Подумайте и скажите, какие из них смогут перенести неблагоприятные условия? 2. Как вы думаете, какое значение для простейших организмов имеют дыхание и выделение конечных продуктов? 3. Какова особенность бесполого и полового способов деления клетки? Какое значение для организма имеет деление клетки? 3. Изучение нового материала. 3.1. Значение простейших в природе и жизни человека Простейшие имеют большое значение в природе и жизни человека. Так, водные инфузории и другие одноклеточные поглощают бактерий и таким образом играют важную роль и биологической очистке сточных вод. Сами они служат пищей пресноводным рачкам, молоди рыб, личинкам комаров и др. За всю историю Земли в ее океанах родилось и погибло бесчисленное множество крошечных одноклеточных существ. Их микроскопические скелеты опускались на дно. За десятки миллионов лет они наслоились, образовав мощные отложения мела и известняка. Если взглянуть под микроскопом на обыкновенный мел, то можно увидеть, что он состоит из огромного количества раковинок простейших. По остаткам вымерших одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых. Огромную роль играют одноклеточные и в почвообразовании. 3.2 Дизентерийная амеба. Многие виды простейших животных паразитируют в органах животных и человека и вызывают различные заболевания. Так, дизентерийная амеба (рис. 73), поселяясь в кишечнике человека и животных, вызывает повреждение его слизистой оболочки, что сопровождается изнуряющим поносом, повышением температуры тела и общим недомоганием. Цисты дизентерийной амебы попадают в организм человека при употреблении немытых овощей и фруктов, сырой воды из загрязненных водоемов. Только своевременное лечение болезни может предупредить смертельный исход. 3.3 Малярия. В странах с теплым и влажным климатом, преимущественно в Азии и Африке, свирепствует такое заболевание, как малярия. Рис. 73. Дизентерийная амеба (увелич.) Другое ее название – болотная лихорадка, потому что болезнь разносят кровососущие комары из рода анофелес, обитающие в болотистых местностях. При их укусе паразиты попадают в кровь человека. У заболевшего сильный озноб сменяется очень высокой температурой. Человек слабеет, у него развивается малокровие. Особенно опасна тропическая лихорадка, когда приступы повторяются каждый день. Уничтожение малярийных комаров в местах зимовки, осушение болот, где обитают их личинки, разведение в небольших прудах рыб гамбузий, питающихся личинками комаров, создают препятствия для распространения этой болезни. Состояние больного облегчают препараты хинин и акрихин. 3.4 Лейшманиоз. Представитель класса жгутиковых лейшмания вызывает у человека заболевание лейшманиоз. Переносчиками лейшманиоза являются москиты; основными носителями возбудителей – большие песчанки, которые обитают в пустынных местностях. При укусе человека москитами возбудители болезни – лейшмании – попадают под кожу и размножаются. Вначале на коже появляется прыщ, постепенно он увеличивается, лопается и гноится. При несвоевременном лечении это заболевание может очень навредить человеку. 3.5 Меры, предупреждающие опасные заболевания человека. Среди паразитических одноклеточных много таких, которые вызывают опасные заболевания у человека и животных. Главным условием предупреждения заражения ими является соблюдение чистоты питьевой воды, тела, жилья, одежды, постельных принадлежностей, посуды и продуктов питания. Еду можно принимать только после мытья рук. Кроме того, необходимо уничтожать природные очаги распространения простейших, ведущих паразитический образ жизни и вызывающих заболевания. 4. Закрепление. Биологическая очистка сточных вод. Дизентерийная амеба. Малярия. Почвообразование. Очаги распространения одноклеточных паразитов. А 1. Каково значение одноклеточных в природе? 2. Поясните термин «паразитический образ жизни». Назовите одноклеточных, которые вызывают заболевания. 3. Как малярия передается человеку? В 1. Как одноклеточные очищают воду? 2. Зачем в малых водоемах выращивают рыбу гамбузия? С 1. Какие животные питаются одноклеточными организмами? 2. Какое отношение имеют одноклеточные к образованию нефти, почвообразованию? 5. Подведение итогов урока. Рефлексия. 6. Домашнее задание §34. Проверьте свои знания I. Охарактеризуйте одноклеточных по их общим свойствам. 1. Каково основное отличие клетки простейшего животного от многоклеточного? Может ли быть ответом на этот вопрос утверждение: «Одна клетка – целый организм». 2. Назовите простейших, у которых форма тела не постоянна. 3. К каким беспозвоночным относятся такие органеллы движения, как реснички, жгутики, ложноножки? 4. Амебу, инфузорию туфельку и зеленую эвглену поместили в воду, в которой совершенно нет органических веществ, и поставили в освещенное место. Кто из этих простейших выживет? 5. В своем рассказе ученик говорит об инфузории туфельке: «С потоком воды пища через ротовое отверстие попадает в глотку». Другой ученик утверждает, что в ответе есть ошибка. Назовите ошибку. 6. Как происходят пищеварение и выделение у амебы и эвглены? 7. Каковы особенности пищеварения у инфузории туфельки? (Вспомните, где происходит переваривание пищи.) 8. Чем отличается выделение у инфузории туфельки от амебы и эвглены? 9. Как размножаются одноклеточные? Какая составная часть клетки выполняет при этом ведущего роль? 10. Каковы преимущества полового размножения? 11. Тело простейших состоит в основном из трех структурных частей. Назовите их. Каковы функции мембраны и цитоплазмы? Каково назначение ядра? 12. Как простейшие приспосабливаются к неблагоприятным воздействиям внешней среды? 13. Что такое раздражимость? Каково ее значение в жизни беспозвоночных? 14. Назовите главные признаки одноклеточных организмов. 15. Назовите одноклеточных паразитов. Какие болезни они вызывают? 16. Какова положительная роль простейших в природе и жизни человека? 17. Какие простейшие участвуют в биологической очистке сточных вод? | |
Просмотров: 5977 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|