Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Обобщающий урок по разделу «Растения» Учитель биологии КГУ "СОШ № 12" Журавкина Олеся Борисовна Цель: В ходе обобщения привести знания уч-ся в систему и выявить уровень усвоения изученного материала по разделу «Растения» Задачи: • Развивающие: активизировать мыслительную деятельность учащихся, используя активные методы контроля: наблюдательность, внимание, творческая работа; развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать. • Образовательные: закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках. • Воспитательные: воспитывать дух соревнования, стремление к знаниям прививать навыки коммуникативного общения. Тип урока: урок учета и контроля знаний, умений, навыков. Вид урока: урок-соревнование. Форма работы: групповая. Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация . Ход урока. 1. Организационный момент (1-2 мин) (Подготовка учащихся к восприятию темы, эмоциональный и психологический настрой) Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Загадочные растения». Каждая команда может показать свои знания по биологии и в конце игры определится самая лучшая команда ботаников. Послушайте правила игры: Перед вами темы разделов, которые мы изучали с вами в курсе «Растения». Игроки команд, посовещавшись, могут выбрать любой раздел. Если команда отвечает правильно, то команде зачисляются баллы. Если же команда ошибается, то баллы «сгорают» и команда ничего не получает. На вопрос отвечает другая команда. Если правила понятны, тогда начнём игру. (Через мультимедиа-проектор запускается презентация «Загадочные растения» и команды начинают игру) 2. Обобщение и повторение изученного материала по теме «Растения». (20 мин) Тема 1. Растительная клетка. Ткани 1. Часть клетки, которую называют мозговым центром клетки. (ядро) 2. Полость в цитоплазме заполненная клеточном соком? (вакуоль) 3. Пластиды, содержащие красные, желтые, оранжевые пигменты (хромопласты) 4. Проводящая ткань, которая обеспечивает восходящий ток питательных веществ, расположена в древесине. (ксилема) 5. Какая растительная ткань показана на рисунке? (основная фотосинтезирующая) 6. Бесцветные пластиды.(лейкопласты) 7. Обеспечивает нисходящий поток, т.е.проведение образовавшихся в листьях органических веществ в подземные органы.(флоэма) Тема 2. Корень 1. Чем покрыт кончик корня? (корневым чехликом) 2. Под корневым чехликом находится зона….., она представлена…….. тканью? (зона деления, образовательной тканью) 3. Какая корневая система изображена на рисунке, какие корни ее образуют? ( мочковатая, боковые и придаточные корни) 4. Эту часть имеет слово и растение. Что это за слово? (корень) 5. Клубень картофеля и корнеплод моркови находятся под землей. На свету клубень картофеля зеленеет, а морковь нет. Почему? ( в корнях нет хлорофилла, а в клубне есть лейкопласты, которые могут образовывать хлоропласты под действием света) 6. Составьте слово. Вегетативный орган растения (корень) Тема 3. Стебель. Побег 1. Какую формулу имеет побег: ? + ? + ? = ? (Стебель + лист + почки = побег) 2. Назовите обозначения, предложенные на рисунке (пазуха листа, междоузлие, узел) 3. Какой стебель имеют одуванчик, подорожник? (укороченный) 4. Как называется слой клеток, расположенный между лубом и древесиной? (камбий) 5. Где находятся сосуды по которым в стебле осуществляется восходящий ток воды и солей? ( в древесине- в ксилеме) 6. Самое высокое дерево в мире? (Секвойя вечнозелёная - это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса - это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревьев превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах секвой выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которые проходили автомобильные дороги. В ветреную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного "скрежета" и раскачиваний могучих стволов секвой. Произрастает в Калифорнии.) 3. Физминутка ( проводится на 20-22 минуте урока) Обобщение и повторение изученного материала по теме «Растения». (продолжение 15 мин) Тема 4. Лист. 1. Как называется жилкование, если жилки изгибаются в виде дуги и проходят вдоль пластинки листа. ( дуговое) 2. Как называется лист люпина? (пальчатосложный или сложнопальчатоперистый) 3. Что изображено на рисунке? Каково строение и основная функция? (устьице, замыкающие клетки, газообмен) 4. Перечислите видоизмененные листья (колючки кактуса, усики гороха, наружные листья кукурузного початка) 5. Что такое фотосинтез (процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и углекислого газа) Тема 5 Опыление и оплодотворение. 1. Как называется процесс переноса пыльцы на рыльце пестика? (опыление) 2. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика в пределах одного растения называется…. (самоопыление) 3. Кто открыл процесс двойного оплодотворения? (С.Г. Навашин) 4. Пыльцу какого растения в Индии используют при выпечке хлеба?(Рогоз) Тема 6. Цветок. Соцветия . 1. Как называется венчик, состоящий из отдельных лепестков? (раздельнолепестной) 2. Как называются цветки, у которых есть и пестики, и тычинки? (Обоеполый) 3. Как называется цветок, с симметричным расположением частей? (правильный) 4. Чем отличаются простые соцветия от сложных? (наличием боковых осей) 5. Какое соцветие имеет растение клевер? (головка) Тема 7. Плод. Семя. 1. Как называется плод? (апельсин- плод померанец; виноград- плод ягода, томат – плод ягода; слива – костянка; малина, ежевика – плод сложная костянка; кукуруза – плод зерновка; земляника – сборная семянка; горох – плод боб; желудь – плод орех; клен – плод крылатка; пшеница – плод зерновка. 2. Лотерея. Термины: оплодотворение, зигота, эндосперм, семя, двойное оплодотворение, плод. 3. Запишите пропущенные слова (или группы слов): • Снаружи у семян есть плотный покров – (кожура). • Под кожурой семени фасоли находится (зародыш и эндосперм). • Зародыши растений состоят из трех основных частей: (стебелек, почечка, корешок). • Количество семядолей в зародыше: у фасоли (2), у пшеницы – (1). • Запасные питательные вещества в зерновке пшеницы находятся в (в эндосперме). • Цветковые растения, имеющие семя с одной семядолей называются (однодольные), с двумя – (двудольные). 4. Первая часть слова - деревяшка, вторая - богиня победы, а вместе ягода (….) + (…) = (…….) ( брусника) 4. Домашнее задание (подготовить сообщение или рисунок одноклеточные животные, опираясь на параграф 32) (3 мин) 5. Рефлексия ( мишень успешности урока) (5 мин) После окончания игры (подсчёта очков) учитель подводит её итоги, благодарит игроков за участие, поздравляет победителей и выставляет оценки. | |
Просмотров: 1068 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|