Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

статья " Использование информационных технологий в процессе обучения биологии "
Использование информационных технологий в процессе
обучения биологии

Сексембаева З.Ж,
СОШ № 83 м.Г.Мустафина,
учитель биологии;
г. Караганда

Сейчас дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Применение ИКТ на уроках биологии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.[1] При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:
• Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапах изучения нового материала, закрепления изученного;
• Создание и использование презентации и флипчарты на разных этапах уроках;
• Проведение лабораторных работ с использованием возможностей виртуального микроскопа.
• Создание учебных проектов.
Простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. На сегодняшний день в нашей школе есть неплохая медиатека учебных пособий по биологии. Это электронные учебники по биологии для 7, 8,9,10,11 классов. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц.
К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. [2] Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ре¬сурсы здо-ровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превраща¬ются в поурочные планы.
Использование презентаций возможно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Мною за 3 года были составлены и используются на уроках презентации по всем темам курса биологии 5,6,7,8 классов. В презентации в зависимости от целей и задач урока, я вставляю не столько статичные рисунки, но и анимацию, фрагменты учебных фильмов, видеороликов, что повышает интерес учащихся к изучению представленной темы.
1. 2. 3. 4. 5.

1. Презентация.5 класс «Форма и размер Земли»
2. Презентация. 6 класс «Строение растительной клетки»
3. Презентация. 6 класс «Повторение и обобщение темы «Строение цветка»
4. Презентация. 7 класс «Многообразие животного мира»
5.Презентация. 8 класс «Органы чувств. Строение и функции глаза»
Еще один способ использования ИКТ на уроках биологии - это создание и использование флипчартов, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Создание и использование на уроках биологии флипчартов по различным темам, а также продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, дает возможность использовать все интерактивные возможности доски. [3]
В нашей школе программные обеспечение для интерактивных досок ACTIVboard - ACTIVstudio, ACTIVprimary и ACTIVinspiro помогают повысить усвояемость материала благодаря высокой наглядности образовательного материала, представляемого на интерактивной доске ACTIVboard. Кроме того, например, программное обеспечение ACTIVinspiro позволяет импортировать уже подготовленные слайд-презентации во флипчарты с возможностью редактирования и даже полного изменения данных. Все перечисленные программные обеспечения позволяют учителю максимально просто и быстро создать красочный лекционный материал с привлечением различных ресурсов, в том числе мультимедийных (вставка звуковых и видео-файлов).
С помощью средств аннотирования и визуализации изображения можно доступно преподнести ученикам материал, предлагает обширные функциональные возможности, легко осваиваемые, идя от простых (инструмент пера, ластика, шторки и пр.) к более специализированным функциям
(использование контейнера, записи флипчарта, проведение опросов мнений и пр.). Инструменты создания электронного флипчарта - позволяют подготовить материал урока и делать любые аннотации во время урока электронными чернилами. Расширенная библиотека ресурсов ПО ACTIVstudio содержит большое количество материалов и позволяет легко и быстро использовать их в своем материале урока. Объяснение материала с использованием современных технологий притягивает внимание учащихся.[4]
Для обоснования целесообразности разработки учителем–предметником уроков-презентаций, флипчартов, соответствующих методике преподавания, были проведены анкетирования учащихся по вопросам эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения.
Были опрошены 126 учащихся 6-8 классов. В анкетах учащимся были предложены такие вопросы как: на¬сколько часто в повседневной жизни они при¬бегают к помощи компьютера, нужно ли на уроке биологии использовать компьютерные технологии или можно и обойтись и без них; какие уроки им более всего нравятся – традиционные, уроки-презентации или уроки с использованием флипчартов; насколько эффективно использование данных технологий на уроке. При анализе анкет учащихся мною были получены следующие результаты:
• из общего числа респондентов только 18 человек (14%) используют компьютер редко и только по необходимости, по причине того, что он портит зрение, нарушает психику, и от него быстро устаешь. Оставшиеся 88 учащиеся (это оставшиеся 70 % опрошенных школьников) считают, что компьютер – это источник информации, каждый раз необходимый при приготовлении доклада, реферата.
Диаграмма 1. Использование компьютера в повседневной жизни:

• на вопрос, касающейся использования новых информационных технологий на уроках биологии, были получены такого рода ответы: 51% опрошенных считают, что компьютерные технологии нужны в связи с тем, что с ними урок становится интересным и более наглядным; 21% считают, что их нужно использовать иногда, чтобы не перегружать урок и только 3% считают, что информационные технологии вообще не нужны на уроке.

Диаграмма 2. Необходимость использования информационных технологий на уроках биологии

• 66% респондентов считает, что уроки с использованием информационных технологий способствуют лучшему усвоению материала и повышению качества знаний по предмету; 43% учащихся хотели бы сами участвовать в процессе создания презентаций и флипчартов.
• и, наконец, на вопрос: какие уроки им больше всего нравятся- 66% опрошенных указали на уроки-презентации и уроки с использованием флипчартов и всего 18% - придерживаются традиционных форм обучения. Это позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем выше традиционного урока.

Диаграмма 3. Отношение к типам уроков





Итак, применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных технологий :
1. Существенно повышает интерес детей к учебе, а следовательно, и улучшает качество знаний учащихся;
2. Делает занятия более интересными и увлекательными как для преподавателей так и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.
3. Способствует более рациональному использованию учебного времени урока; расширяет возможности в выборе средств и методов обучения; повышает мотивацию учащихся и их активность на уроке.
4. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.



Список используемой литературы:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: ИОШ РАО 1994,с.228
2. Соломина В.П.Проблемы компьютеризации обучения предметам естественнонаучного цикла: На¬учно-методический сборник. / СПб: РГПУ СЗФ – ИНИНФО, 1998г
3. http://www.goo.kz/files/ articles/art_1054.doc
4. e-mail: info@interactiv.kz, www: http://interactiv.kz
Категория: Биология | Добавил: zula (2013-01-21) | Автор: Сексембаева Зульфира E
Просмотров: 1624 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru