Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Использование информационных технологий в процессе обучения биологии Сексембаева З.Ж, СОШ № 83 м.Г.Мустафина, учитель биологии; г. Караганда Сейчас дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Применение ИКТ на уроках биологии становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.[1] При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ: • Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапах изучения нового материала, закрепления изученного; • Создание и использование презентации и флипчарты на разных этапах уроках; • Проведение лабораторных работ с использованием возможностей виртуального микроскопа. • Создание учебных проектов. Простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. На сегодняшний день в нашей школе есть неплохая медиатека учебных пособий по биологии. Это электронные учебники по биологии для 7, 8,9,10,11 классов. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. [2] Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ре¬сурсы здо-ровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превраща¬ются в поурочные планы. Использование презентаций возможно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Мною за 3 года были составлены и используются на уроках презентации по всем темам курса биологии 5,6,7,8 классов. В презентации в зависимости от целей и задач урока, я вставляю не столько статичные рисунки, но и анимацию, фрагменты учебных фильмов, видеороликов, что повышает интерес учащихся к изучению представленной темы. 1. 2. 3. 4. 5. 1. Презентация.5 класс «Форма и размер Земли» 2. Презентация. 6 класс «Строение растительной клетки» 3. Презентация. 6 класс «Повторение и обобщение темы «Строение цветка» 4. Презентация. 7 класс «Многообразие животного мира» 5.Презентация. 8 класс «Органы чувств. Строение и функции глаза» Еще один способ использования ИКТ на уроках биологии - это создание и использование флипчартов, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Создание и использование на уроках биологии флипчартов по различным темам, а также продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, дает возможность использовать все интерактивные возможности доски. [3] В нашей школе программные обеспечение для интерактивных досок ACTIVboard - ACTIVstudio, ACTIVprimary и ACTIVinspiro помогают повысить усвояемость материала благодаря высокой наглядности образовательного материала, представляемого на интерактивной доске ACTIVboard. Кроме того, например, программное обеспечение ACTIVinspiro позволяет импортировать уже подготовленные слайд-презентации во флипчарты с возможностью редактирования и даже полного изменения данных. Все перечисленные программные обеспечения позволяют учителю максимально просто и быстро создать красочный лекционный материал с привлечением различных ресурсов, в том числе мультимедийных (вставка звуковых и видео-файлов). С помощью средств аннотирования и визуализации изображения можно доступно преподнести ученикам материал, предлагает обширные функциональные возможности, легко осваиваемые, идя от простых (инструмент пера, ластика, шторки и пр.) к более специализированным функциям (использование контейнера, записи флипчарта, проведение опросов мнений и пр.). Инструменты создания электронного флипчарта - позволяют подготовить материал урока и делать любые аннотации во время урока электронными чернилами. Расширенная библиотека ресурсов ПО ACTIVstudio содержит большое количество материалов и позволяет легко и быстро использовать их в своем материале урока. Объяснение материала с использованием современных технологий притягивает внимание учащихся.[4] Для обоснования целесообразности разработки учителем–предметником уроков-презентаций, флипчартов, соответствующих методике преподавания, были проведены анкетирования учащихся по вопросам эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения. Были опрошены 126 учащихся 6-8 классов. В анкетах учащимся были предложены такие вопросы как: на¬сколько часто в повседневной жизни они при¬бегают к помощи компьютера, нужно ли на уроке биологии использовать компьютерные технологии или можно и обойтись и без них; какие уроки им более всего нравятся – традиционные, уроки-презентации или уроки с использованием флипчартов; насколько эффективно использование данных технологий на уроке. При анализе анкет учащихся мною были получены следующие результаты: • из общего числа респондентов только 18 человек (14%) используют компьютер редко и только по необходимости, по причине того, что он портит зрение, нарушает психику, и от него быстро устаешь. Оставшиеся 88 учащиеся (это оставшиеся 70 % опрошенных школьников) считают, что компьютер – это источник информации, каждый раз необходимый при приготовлении доклада, реферата. Диаграмма 1. Использование компьютера в повседневной жизни: • на вопрос, касающейся использования новых информационных технологий на уроках биологии, были получены такого рода ответы: 51% опрошенных считают, что компьютерные технологии нужны в связи с тем, что с ними урок становится интересным и более наглядным; 21% считают, что их нужно использовать иногда, чтобы не перегружать урок и только 3% считают, что информационные технологии вообще не нужны на уроке. Диаграмма 2. Необходимость использования информационных технологий на уроках биологии • 66% респондентов считает, что уроки с использованием информационных технологий способствуют лучшему усвоению материала и повышению качества знаний по предмету; 43% учащихся хотели бы сами участвовать в процессе создания презентаций и флипчартов. • и, наконец, на вопрос: какие уроки им больше всего нравятся- 66% опрошенных указали на уроки-презентации и уроки с использованием флипчартов и всего 18% - придерживаются традиционных форм обучения. Это позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем выше традиционного урока. Диаграмма 3. Отношение к типам уроков Итак, применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны. Использование новых информационных технологий : 1. Существенно повышает интерес детей к учебе, а следовательно, и улучшает качество знаний учащихся; 2. Делает занятия более интересными и увлекательными как для преподавателей так и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов. 3. Способствует более рациональному использованию учебного времени урока; расширяет возможности в выборе средств и методов обучения; повышает мотивацию учащихся и их активность на уроке. 4. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Список используемой литературы: 1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: ИОШ РАО 1994,с.228 2. Соломина В.П.Проблемы компьютеризации обучения предметам естественнонаучного цикла: На¬учно-методический сборник. / СПб: РГПУ СЗФ – ИНИНФО, 1998г 3. http://www.goo.kz/files/ articles/art_1054.doc 4. e-mail: info@interactiv.kz, www: http://interactiv.kz | |
Просмотров: 1616 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|