Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Урок по теме «Приспособленность - результат действия естественного отбора». Цель урока: систематизация и углубление знаний учащихся о движущих силах эволюции. Формирование информационной компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией; умений увидеть проблему и наметить пути ее решения; Задачи урока: 1.Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, 2.Развивать умение применять раннее полученные знания о движущих силах эволюции и делать выводы. 3.Продолжить воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе. Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, повторение ранее изученного) Методы: словесные, наглядные «Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире?» Оборудование: компьютер, проектор, ИА доска, презентация Структура урока 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Актуализация знаний - 8мин. 3. Формулировка темы и целей – 2 мин. 4. Изучение нового материала: - 25 мин. а) формулировка проблемного вопроса; б) сообщения учащихся, просмотр слайдов, Физминутка-1 мин в) заполнение таблицы; г) обсуждение и решение проблемного вопроса; д) выводы 5. Рефлексия – 4 мин 6.. Итоги урока – 2 мин. 7. Домашнее задание – 1 мин. Ход урока Организационный момент Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами». 1 слайд В настоящее время на нашей планете обитает несколько миллионов видов живых организмов, каждый из которых по-своему уникален. • Каким образом сформировалось это колоссальное разнообразие? • Чем отличаются одни виды от других? • Почему каждый вид оптимально приспособлен к условиям среды обитания? Во все века человечество пыталось найти ответы на эти и другие подобные им вопросы. 2 слайд Вот и нам предстоит ответить на основополагающий вопрос темы: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся мире? Актуализация знаний 3 слайд. Озвучиваем эпиграф к уроку Задание 1.- выполнить в рабочей тетради (Приложение 1) индивидуально, обсудить в группе. Задание 2. Обсудите в группе 1. Ботаник Г.де Фриз, выращивая в питомнике растение, ослинник, постоянно обнаруживал в новых поколениях до 0,5% изменений высоты стеблей, формы и окраски листьев. Эти изменения передавались по наследству. Объясните их с позиции эволюционного учения. Что может происходить с потомками этих растений, если они попадут в различные условия освещенности, водного режима, если они окажутся среди рослых растений или в других условиях? 2. Еще сравнительно недавно (40-е годы) применение небольших доз варфарина приводило, через несколько дней, к гибели всей обработанной популяции крыс, то в настоящее время крысы пожирают варфарин без всякого вреда для себя. Как объяснить появление таких «суперкрыс»? 3. Колорадский жук наносит большой урон посадкам картофеля. Но иногда среди сильно поврежденных растений можно увидеть кусты, листья которых в наименьшей степени повреждены личинками жука. Объясните это явление с позиции эволюционного учения. Какие выводы может сделать селекционер, обнаружив такие незначительные повреждения растения? 4.Некоторые виды черепах запасают воду в мочевом пузыре, которая при необходимости переходит в кровь. Объясните, почему? Изучение новой темы Наша дальнейшая работа будет направлена на рассмотрение результатов микроэволюционных процессов. Задание: ознакомится с текстом параграфа 15, стр. 52 о возникновении приспособленности организмов Презентация учащихся. Физминутка 4 слайд. Мозговой штурм Обсудите в группе и запишите в тетради, что входит в понятие «приспособленность» (в качестве примеров можно использовать иллюстративный материал слайда) 5 слайд Работая в группе, вам предстоит ответить на проблемный вопрос: «Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость?» 6 слайд Закрепление: заполните схему, пользуясь учебником- стр. 54,55,56 7-11 слайд Покровительственная окраска сочетается с определенной формой тела и типом поведения Рассмотрите представленные на слайдах организмы и прокомментируйте их приспособленности к среде обитания в строении, окраске и поведении. 12 слайд В понятие приспособленность вида входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям, а также соответствие физиологических функций организма условиям его обитания, их сложность и разнообразие. 13 слайд Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку: 1. Приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора. 2. Приспособленность носит относительный характер и полезна только в определенных условиях. 3. С позиций современной биологии целесообразность не дана организму изначально творцом, а сформировалась в результате длительного процесса эволюции Рефлексия: написание синквейна к слову «приспособленность»– 4 мин Итоги урока – 2 мин. Домашнее задание – 1 мин Тема урока: Приспособленность- результат действия естественного отбора. (Приложения) 1 группа Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся, мире? 1. Заполнить пробелы (индивидуальная работа) А) В результате микроэволюции образуются _____________, ____________, Б) Естественный отбор – это избирательное воспроизведение наиболее _______________ особей. В) Отбору подвергаются не отдельные _______________, а весь _______________ в целом. Г) Борьба особей разных видов- _________________________________________ 2. Обсудите в группе Ботаник Г.де Фриз, выращивая в питомнике растение ослинник, постоянно обнаруживал в новых поколениях до 0,5% изменений высоты стеблей, формы и окраски листьев. Эти изменения передавались по наследству. Объясните их с позиции эволюционного учения. Что может происходить с потомками этих растений, если они попадут в различные условия освещенности, водного режима, если они окажутся среди рослых растений или в других условиях? 3. Мозговой штурм. Что входит в понятие «приспособленность»? • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ 4. Проблемный вопрос. Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость? 5. Изобразите схематически, при участии, каких явлений произошли приспособления у организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками. 6. Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку 7. Рефлексия: СИНКВЕЙН Тема урока: Приспособленность- результат действия естественного отбора 2 группа Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся, мире? 1. Заполнить пробелы ( индивидуальная работа) А) для эволюции путем естественного отбора необходимо, чтобы особь не только выжила, но и ______________________________________. Б) В борьбе за существование побеждают наиболее __________________________ особи. В) Размеры всех популяций, численность особей в них ____________________________ Г) Борьба между особями одного вида - _________________________________________ 2. Обсудите в группе Еще сравнительно недавно (40-е годы) применение небольших доз варфарина приводило, через несколько дней, к гибели всей обработанной популяции крыс, то в настоящее время крысы пожирают варфарин без всякого вреда для себя. Как объяснить появление таких «суперкрыс»? 2. Мозговой штурм. Что входит в понятие «приспособленность»? • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ 4. Проблемный вопрос. Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость? 5. Изобразите схематически, при участии, каких явлений произошли приспособления у организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками. 6. Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку 7. Рефлексия: Синквейн Тема урока: Приспособленность- результат действия естественного отбора 3 группа Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся, мире? 1. Заполнить пробелы ( индивидуальная работа) А) При определенной изменчивости все особи изменяются под действием _________________________________________________________________________ Б) Объектом эволюции всегда является ___________________. В) Элементарной единицей эволюции является ___________________. Г) Процесс медленный, незаметный - _____________________________. 2. Обсудите в группе Колорадский жук наносит большой урон посадкам картофеля. Но иногда среди сильно поврежденных растений можно увидеть кусты, листья которых в наименьшей степени повреждены личинками жука. Объясните это явление с позиции эволюционного учения. Какие выводы может сделать селекционер, обнаружив такие незначительные повреждения растения? 3. Мозговой штурм. Что входит в понятие «приспособленность»? • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ 4. Проблемный вопрос. Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость? 5. Изобразите схематически, при участии, каких явлений произошли приспособления у организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками. 6. Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку. 7 Рефлексия: Синквейн Тема урока: Приспособленность- результат действия естественного отбора 4 группа Основополагающий вопрос: Как выжить в этом сложном, постоянно меняющемся, мире? 1. Заполнить пробелы ( индивидуальная работа) А) Для всех живых организмов характерна __________________ изменчивость, поэтому они все оставляют значительное потомство. Б) В природе идет непрерывная _______________________________________________. В) Образование новых видов в природе – это результат ___________________________ Г) Причины гибели особей - ___________________________________________________ 2. Некоторые виды черепах запасают воду в мочевом пузыре, которая при необходимости переходит в кровь. Объясните, почему? 3. Мозговой штурм. Что входит в понятие «приспособленность»? • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ • _________________ 4. Проблемный вопрос. Почему мы такие разные? Разнообразие форм и цвета – это прихоть Творца или жизненная необходимость? 5. Изобразите схематически, при участии, каких явлений произошли приспособления у организмов. Взаимосвязь явлений покажите стрелками. 6. Сформулируйте и запишите в тетрадь выводы по уроку. 7. Рефлексия: Синквейн Правила написания синквейна: 1. (первая строка – тема ,выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). | |
Просмотров: 4665 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|