Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Семейство Розоцветные.Семейство Бобовые
Сексембаева З.Ж,
СОШ № 83 м.Г.Мустафина,
учитель биологии высшей категории; город Караганда
декабрь 2012г

Урок в 7 классе с использованием ИКТ по теме:
«Семейство Розоцветные. Семейство Бобовые».

Цель урока: Сформировать знания об основных признаках растений семейств: розоцветные и бобовые, особенностями их строения и многообразия
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности растений семейств: Розоцветные, Бобовые;
Развивающие:
Развивать общеучебные умения: понимать и запоминать прочитанное, уметь делать краткие записи по характеристике семейств
Развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний по растениям семейств;
Развивать коммуникационные умения: излагать понятно свои мысли, уметь слышать и слушать других, задавать правильно вопросы и уметь ответить на них
Воспитательная:
Воспитывать культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний

Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок изучения нового материала
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, флипчарты, презентация урока
Цоры: СД «Биология 7 класс», эл. учебник «Биология 7 класс»,
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: общую характеристику растений семейств Розоцветные и Бобовые, особенности строения растений изучаемых семейств.
Учащиеся должны уметь: распознавать растения данных семейств, давать морфо-биологическую характеристику внешнему строению растений, записывать формулу цветков растений изучаемых семейств, давать характеристику плодам данных растений
Методические приемы:
• Логические: анализ, сравнение, обобщение
• Организационные: индивидуальная работа учащихся по флипчарту, фронтальная беседа с классом, самостоятельная работа учащихся
• Технические: работа с интерактивной доской (по презентации и флипчартам)

Структура урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация знаний и умений учащихся – 8 мин.
3. Мотивация к восприятию учебной темы учащимися. – 2 мин.
4. Изучение нового материала – 20мин.
5. Закрепление изученного материала – 8мин.
6. Подведение итогов урока, рефлексия – 3мин.
7. Домашнее задание – 1мин.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Д/Цель: Обеспечить нормальную рабочую обстановку на уроке для учащихся , психологически подготовить их общению и предстоящему усвоению материала.
Слайд № 1
Действие учителя:
Организует начало урока; приветствует учащихся; включает слайдовую презентацию.
Действие учащихся:
Приветствуют учителя; подготавливают принадлежности к уроку.

II.Актуализация имеющихся знаний:
Д/Цель: Организовать процесс проверки уровня знаний и умений учащихся по пройденной теме, способствовать устранению пробелов в знаниях по пройденной теме.
Действия учителя:
Организует быструю устную проверку знаний по пройденной теме. Вопросы высвечиваются на экране.
Действия учащихся:
Учащиеся отвечают с места на поставленные учителем вопросы.
Слайд 2
1. Фронтальный опрос:
1.Почему отдел получил название – Покрытосеменные?
2.На какие два класса делится отдел Покрытосеменные растения?
3.Какие признаки характерны для класса – Однодольные растения?
4.Какие признаки характерны для класса – Двудольные растения?
5.Что такое формула цветка?
6.Что такое диаграмма цветка?
Слайды № 3-7 (или флипчарт, встроенный в презентацию № 3-7)
2. Игра- опрос: «Узнай растение»
Действия учителя:
Учитель объясняет правила выполнения данного задания: внимательно прослушав, характеристику учащиеся должны определить название данного растения
Действия учащихся:
Учащиеся слушают описание растения семейств: Маковые, Маревые, Тыквенные, Крестоцветные, Мальвовые , которое состоит из нескольких предложений, после чего учитель останаливается, а учащиеся называют варианты ответов. (на доске постепенно показываются слайды или встроенные страницы флипчарта где, при использовании элемента «шторка» открываются рисунки растений - правильно угаданных семейств)

«Узнай растение»

Это многолетнее травянистое растение семейства Маковые
не выше 30 см, имеет тонкий прямостоячий стебель, плод коробочку
с мелкими чернями семенами. Из его семян получают масло,
используются они и в кондитер ской промышленности. (МАК)

Это двулетнее теплолюбивое травянистое растение семейства Маревых, имеет толстый мясистый корнеплод, содержащий до 23 % сахара. Может бать столовой, сахарной и кормовой формы. (СВЕКЛА)

Бахчевая культура семейства Тыквенных, имеет глибоко рассеченные листья, однополые цветки желтого цвета. Плод имеет твердую, полосатую, деревянистую кожуру, сочную мякоть красного цвета и многочисленные семена черного или коричневого цвета. (АРБУЗ)

Ценная овощная культура семейства Крестоцветные, может бать представлены такими видами как: белокочанная, брюссельская, цветная, краснокочанная (КАПУСТА)


Важнейшая прядильная, масличная культура семейства Мальвовых. Имеет белые, кремовы е или желтые цветки; плод – коробочка с семенами, покрытыми длинными белыми волокнами . Из волокна прядут пряжу, из семян получают масло. (ХЛОПЧАТНИК)

Слайд № 8 (встроенный в слайд флипчарт № 0), Слайд № 9

3. Упражнение: « Определи соответствие»
Действия учителя:
Учитель объясняет правила выполнения нового задания: на странице флипчарта из предложенного перечня распределить признаки, которые характерные для семейства: Тыквенные и Крестоцветные (используется элемент «контейнер»)
Действия учащихся:
Один учащийся индивидуально у интерактивной доски выполняет это задание, а остальные самостоятельно выполняют эту работу в рабочих тетрадях, затем по ключу осуществляют самопроверку (Слайд №10)

« Определи соответствие»
Семейство – Крестоцветные Семейство - Тыквенные
1. *Ч ₍₅₎ Л ₍₅₎ Т ₍₂₊₂₎₊₁ П ₀
2. Соцветие – кисть
3. *Ч ₍₅₎ Л ₍₅₎ Т ₀П ₍₃₎
4. *Ч 2+2 Л ₄ Т ₄₊₂ П₁
5. Плод - стручечок, стручок.
6. Плод – тыквина
7. Травянистые растения, изредка полукустарники
8. Цветки однополые
9. Листья очередные
10. Цветки обоеполые
11. Бахчевые культуры
12. Листья цельные или рассеченные

Слайд № 10 ( Проверка правильности выполнения данного упражнения)

Действия учащихся: Осуществляют самопроверку ответов по ключу на слайде
Ответы: семейство Крестоцветные :2,4,5,7,9,10. семейство Тыквенные:1,3,6,8,11,12.
Действия учителя: Итак, мы еще раз повторили морфо- биологические особенности растений, относящихся к изученным семействам: маковые, маревые, крестоцветные, мальвове, тыквенные. Оценивание учащихся по фронтальному опросу и индивидуальной работе у доски.

Слайд № 11 (Физминутка)
Действия учителя:
Включает видеофрагмент динамической паузы «Танцующий ежик»
Действия учащихся:
Выполняют под музыку простые физические упражнения для разминкии восстановления дальнейшей работоспособности

III.Мотивация учащихся к восприятию новой темы:
Д/Цель: Организовать и целенаправить мотивационную деятельность учащихся на восприятие новой темы.
Слайд № 12 (Загадки)
Действия учителя:
Для подготовки к изучению новой темы задает учащимся загадки про розу и горох.
Действия учащихся:
Отгадывают загадки и понимают, о чем будет идти речь на уроке.
Отгадайте несколько загадок, о каком растении идет речь:
Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна.
Но тронешь меня невзначай
Почувствуешь, как я сильна
(Роза)
Голова на ножке, в голове горошки… . (горох)
Раскололся темный домик на две половинки,
И посыпались в ладонь бусинки-дробинки. (горох)

Действия учителя:
Итак: роза и горох – это два растения, относящиеся к разным семействам.
Роза – относится к семейству – Розоцветные
Горох – относится к семейству – Бобовые (или Мотыльковые)

IV.Изучение нового материала:
Д/Цель: Организовать процесс восприятия, осмысления, первичного обобщения новой темы.

Слайд № 13 (показывает тему урока)
Действия учителя:
Знакомит с названием новой темы. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей урока

Тема урока : Семейства Розоцветные и Бобовые.
Исходя из темы урока, давайте определим цели урока: что мы должны изучить сегодня на уроке?
Действия учащихся:
Записывают тему урока в тетрадь. Пытаются самостоятельно определить цели урока (высказывают свое мнение вслух)

Слайды 14-15 (показывают цель и задачи урока)
Действия учителя:
Прослушав мнения учащихся по цели урока, показывает на слайде ту цель, которую поставил сам, и предлагает сравнить.
Цель урока: Сформировать знания об основных признаках растений семейств: розоцветные и бобовые; изучить особенности их строения и многообразия
Действия учащихся:
Сравнивают свои цели и цель, поставленную учителем, приходят к выводу, что цели совпадают и приступают к изучению темы

Слайды № 16 (с заданием по самостоятельной работе учащихся с текстом § 25 учебника )
Действия учителя:
Объясняет учащимся правила выполнения задания:
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вариантам, согласно плану:
1 – Вариант знакомится с содержанием и заполняет по плану характеристику семейства – Розоцветные.
2-Вариант знакомится с содержанием и заполняет по плану характеристику семейства – Бобовые.
План работы:
1. Количество видов всего, из них в Казахстане
2. Растительные формы
3. Корневая система
4. Характеристика строения листьев и жилкование листьев
5. Соцветие, характеристика цветка
6. Формула цветка
7. Характеристика плода
8. Способ опыления
9. Многообразие видов
Действия учащихся:
Каждый ученик, согласно своего варианта самостоятельно , используя учебник заполняет в рабочей тетради характеристику на предложенные семейства. Время на выполнение задания – 10 минут

V. Первичное закрепление знаний по новой теме:
Д/Цель: Осуществить первичное закрепление знаний учащихся после их самостоятельной работы и организация усвоения объяснения нового материала учителем
Слайд № 17 (встроенный в слайд флипчарт № 1)
Действия учителя:
Организует проверку правильности составления характеристики семейства Розоцветные по плану.
Действия учащихся:
Индивидуальная работа учащихся у интерактивной доски: письменная характеристика семейства – Розоцветные по плану на странице флипчарта, и проверка правильности ответа (учащиеся 2 варианта записывают данные по семейству в тетрадь)
Слайды 18-20 (объяснение учителя по теме)
Действия учителя:
Дополнительная слайд-презентация и объяснение учителя по семейству Розоцветные:
-растительные формы (древесные виды представляют хорошо знакомые вам черемуха, рябина,груша, яблоня, абрикос,вишня; кустарники – шиповник, роза, малина; многолетние травы – лапчатка, земляника, гравилат…)
-разнообразие листьев розоцветных ( у плодовых деревьев листья – простые; у земляники и клубники – тройчатосложные; у шиповника, малины, рябины – перистосложные; у лапчатки – пальчатосложные)
-разнообразие в строении цветков розоцветных (шиповник - * Ч (₅)Л₅ Т(∞) П∞; терн - * Ч (₅)Л₅ Т ₂₀ П ₁ ; яблоня - * Ч (₅)Л₅ Т∞ П (₅) )
-разнообразие плодов розоцветных (у яблони, груши, рябины – плод яблоко; у гравилата, лапчатки, шиповника – плод орешек или многоорешек; у вишни, сливы плод –костянка; у малины – многокостянка; у земляники и клубники – плод земляничина)
Действия учащихся:
Внимательно слушают объяснения учителя, при необходимости записывают дополнительные сведения по теме в тетрадь

Слайд № 21 (встроенный в слайд флипчарт № 2)
Действия учителя:
Организует проверку правильности составления характеристики семейства Бобовые по плану.
Действия учащихся:
Индивидуальная работа учащихся у интерактивной доски: письменная характеристика семейства –Бобовые по плану на странице флипчарта, и проверка правильности ответа (учащиеся 1 варианта записывают данные по семейству в тетрадь)

Слайды 22-23 (объяснения учителя по теме)
Действия учителя:
Дополнительная слайд-презентация учителя по семейству Бобовые:
-разнообразие листьев (перистосложные, пальчатосложные, тройчатые и простые листья)
- строение цветка и плода бобовых (Горох - ↗Ч ₍₅₎ Л ₃₊₍₂₎ Т (₉)₊₁П ₁; плод – боб, сухой многосемянной, раскрывается 2 створками, семена на створках)
-симбиоз с клубеньковыми бактериями (на корнях бобовых растений поселяются клубеньковые бактерии, которые поглощают свободный азот из воздуха и переводят его в соединения усваиваемые растениями. После отмирания растения, почва обогащается азотсодержащими веществами, что повышает ее плодородие.
-многообразие видов бобовых (овощные культуры – бобы, фасоль, горох, соя; кормовые культуры – клевер, люцерна, донник; лекарственные культуры – солодка; декоративные культуры – акация, душистый горошек)
Действия учащихся:
Внимательно слушают объяснения учителя, при необходимости записывают дополнительные сведения по теме в тетрадь

VI. Закрепление знаний по теме:
Д/Цель: Организовать процесс осмысления и глубокого понимания изученного материала в ходе закрепления знаний и умений учащихся по теме

Слайды 24-25 (тестовая проверка знаний)
Действия учителя:
Организует быструю письменную проверку знаний по пройденной теме. Вопросы теста высвечиваются на экране.
Действия учащихся:
Учащиеся отвечают на листочках на вопросы теста. Затем обмениваются листочками и осуществляют взаимопроверку выполненной работы по ключу (слайд № 26) и ставят друг другу оценку. Листочки сдают учителю.

Проверь себя (тест):
1.Какое строение цветка характерно для большинства растений семейства Розоцветные?
А. * Ч5 Л5 T∞ П1. В. * Ч4 Л4 Т∞ П∞.
Б. ↑Ч5 Л4 Т∞ П∞. Г. * О5 Т∞ П1.

2.Для растений семейства Розоцветные характерны плоды:
А. яблоко или яблочко;
Б. орешек или многоорешек;
В. коробочка или костянка;
Г. все варианты верны.

3.Лекарственными растениями семейства Розоцветные являются:
A. кровохлебка аптечная и дриада точечная;
Б. лапчатка прямостоячая и малина;
B. шиповник и гравилат городской;
Г. черемуха и вишня

4. Растения семейства Розоцветные опыляются в основном
А. ветром; В. самоопылением;
Б. насекомыми; Г. все варианты верны.

5. Формула цветка растений семейства Бобовые выглядит так:
А. * Ч5 Л1+2+(2) T(9)+1 П∞; В. ↑Ч(5) Л1+2+(2) T(9)+1 П1;
Б. ↑Ч5 Л(2)+(2)+1 T5 П1; Г. * Ч5 Л5 Т9 П1.

6. Семейство Бобовые также называют
А. гороховые; В. фасолевые;
Б. мотыльковые; Г. чечевичные.

7. Горох и фасоль имеют плод:
А. стручок; В. коробочку;
Б. боб; Г. листовку.

8. Для растений семейства Бобовые характерны соцветия:
А. метелка и зонтик; В. початок и колос;
Б. кисть и головка; Г. корзинка и завиток.

Сдайд № 26 (Ответы к вопросам теста)
Ответы: 1-А, 2-Г, 3 –Б, 4 –Б, 5 –В, 6 – Б, 7 – Б, 8 - Б
Критерии оценивания:
«5» - 8 правильных ответов «3» - 4-5 правильных ответа
«4» - 6-7 правильных ответов «2» - меньше 4 правильных ответов

VII. Домашнее задание:
Д/Цель: Сообщить учащимся о Д/З, разъяснить методику его выполнения с мотивацией его необходимости и обязательности.

Слайд № 27 (показывает Д/З)
Действия учителя:
Объявляет домашнее задание и объясняет правила его выполнения
1. Выучить § 25, повторить §22-24
2. Заполнить в тетрадях таблицу № 1 на стр. 94
Действия учащихся:
Записывают в дневниках домашнее задание

VIII. Подведение итогов урока. Оценивание
Д/Цель: Проследить умение учащихся обобщать, делать выводы по теме, давать оценку себе и своим одноклассникам по уровню усвоения материала

Слайд № 28 (выводы по уроку)
Действия учителя:
1. Учитель совместно с учащимися подводит итог урока и делает выводы по теме:
Итак, изучив семейства Розоцветные и Бобовые мы пришли к следующим выводам:
• Растения семейств относятся к классу Двудольные. Для данных семейств характерны такие растительные формы как: деревья, кустарники, полукустарники и травы. И бобовые и розоцветные в основном опыляются насекомыми.
• Среди розоцветных – главные плодово-ягодные культуры: яблоня, груша, абрикос, персик, вишня, слива, малина, . Очень разнообразны их плоды: орешки, многоорешки, яблоки, костянки.
• Для бобовых характерен симбиоз с клубеньковыми бактериями, которые поглощают свободный азот из воздуха и переводят его в соединения, усваиваемые растениями. Благодаря высокому содержанию белка бобовые растения используются как овощные и кормовые растения.
2. Оценивание учащихся (за устную работу с места; за индивидуальную работу у доски; за письменную работу на листочках по вопросам теста)
Действия учащихся:
Подают дневники для выставления оценок

IX.Рефлексия
Д/Цель: Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления.

Слайд № 29
Действия учителя:
На стикерах, запишите ответы на вопросы:
–достигли ли вы целей поставленных в начале урока?
- каковы ваши впечатления об уроке
-насколько вы усвоили новый материал, оцените сами себя?

«отлично» «хорошо» «удовлетворительно»
Действия учащихся:
Отвечают на вопросы и оставляют стикеры для учителя на партах
Категория: Биология | Добавил: zula (2013-01-25) | Автор: Сексембаева Зульфира E
Просмотров: 7867 | Рейтинг: 4.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru