Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Сексембаева З.Ж, СОШ № 83 м.Г.Мустафина, учитель биологии высшей категории; город Караганда декабрь 2012г Урок в 7 классе с использованием ИКТ по теме: «Семейство Розоцветные. Семейство Бобовые». Цель урока: Сформировать знания об основных признаках растений семейств: розоцветные и бобовые, особенностями их строения и многообразия Задачи: Образовательные: Сформировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности растений семейств: Розоцветные, Бобовые; Развивающие: Развивать общеучебные умения: понимать и запоминать прочитанное, уметь делать краткие записи по характеристике семейств Развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний по растениям семейств; Развивать коммуникационные умения: излагать понятно свои мысли, уметь слышать и слушать других, задавать правильно вопросы и уметь ответить на них Воспитательная: Воспитывать культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний Тип урока: комбинированный Вид урока: урок изучения нового материала ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, флипчарты, презентация урока Цоры: СД «Биология 7 класс», эл. учебник «Биология 7 класс», Планируемые результаты обучения: Учащиеся должны знать: общую характеристику растений семейств Розоцветные и Бобовые, особенности строения растений изучаемых семейств. Учащиеся должны уметь: распознавать растения данных семейств, давать морфо-биологическую характеристику внешнему строению растений, записывать формулу цветков растений изучаемых семейств, давать характеристику плодам данных растений Методические приемы: • Логические: анализ, сравнение, обобщение • Организационные: индивидуальная работа учащихся по флипчарту, фронтальная беседа с классом, самостоятельная работа учащихся • Технические: работа с интерактивной доской (по презентации и флипчартам) Структура урока: 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Актуализация знаний и умений учащихся – 8 мин. 3. Мотивация к восприятию учебной темы учащимися. – 2 мин. 4. Изучение нового материала – 20мин. 5. Закрепление изученного материала – 8мин. 6. Подведение итогов урока, рефлексия – 3мин. 7. Домашнее задание – 1мин. Ход урока: I.Организационный момент: Д/Цель: Обеспечить нормальную рабочую обстановку на уроке для учащихся , психологически подготовить их общению и предстоящему усвоению материала. Слайд № 1 Действие учителя: Организует начало урока; приветствует учащихся; включает слайдовую презентацию. Действие учащихся: Приветствуют учителя; подготавливают принадлежности к уроку. II.Актуализация имеющихся знаний: Д/Цель: Организовать процесс проверки уровня знаний и умений учащихся по пройденной теме, способствовать устранению пробелов в знаниях по пройденной теме. Действия учителя: Организует быструю устную проверку знаний по пройденной теме. Вопросы высвечиваются на экране. Действия учащихся: Учащиеся отвечают с места на поставленные учителем вопросы. Слайд 2 1. Фронтальный опрос: 1.Почему отдел получил название – Покрытосеменные? 2.На какие два класса делится отдел Покрытосеменные растения? 3.Какие признаки характерны для класса – Однодольные растения? 4.Какие признаки характерны для класса – Двудольные растения? 5.Что такое формула цветка? 6.Что такое диаграмма цветка? Слайды № 3-7 (или флипчарт, встроенный в презентацию № 3-7) 2. Игра- опрос: «Узнай растение» Действия учителя: Учитель объясняет правила выполнения данного задания: внимательно прослушав, характеристику учащиеся должны определить название данного растения Действия учащихся: Учащиеся слушают описание растения семейств: Маковые, Маревые, Тыквенные, Крестоцветные, Мальвовые , которое состоит из нескольких предложений, после чего учитель останаливается, а учащиеся называют варианты ответов. (на доске постепенно показываются слайды или встроенные страницы флипчарта где, при использовании элемента «шторка» открываются рисунки растений - правильно угаданных семейств) «Узнай растение» Это многолетнее травянистое растение семейства Маковые не выше 30 см, имеет тонкий прямостоячий стебель, плод коробочку с мелкими чернями семенами. Из его семян получают масло, используются они и в кондитер ской промышленности. (МАК) Это двулетнее теплолюбивое травянистое растение семейства Маревых, имеет толстый мясистый корнеплод, содержащий до 23 % сахара. Может бать столовой, сахарной и кормовой формы. (СВЕКЛА) Бахчевая культура семейства Тыквенных, имеет глибоко рассеченные листья, однополые цветки желтого цвета. Плод имеет твердую, полосатую, деревянистую кожуру, сочную мякоть красного цвета и многочисленные семена черного или коричневого цвета. (АРБУЗ) Ценная овощная культура семейства Крестоцветные, может бать представлены такими видами как: белокочанная, брюссельская, цветная, краснокочанная (КАПУСТА) Важнейшая прядильная, масличная культура семейства Мальвовых. Имеет белые, кремовы е или желтые цветки; плод – коробочка с семенами, покрытыми длинными белыми волокнами . Из волокна прядут пряжу, из семян получают масло. (ХЛОПЧАТНИК) Слайд № 8 (встроенный в слайд флипчарт № 0), Слайд № 9 3. Упражнение: « Определи соответствие» Действия учителя: Учитель объясняет правила выполнения нового задания: на странице флипчарта из предложенного перечня распределить признаки, которые характерные для семейства: Тыквенные и Крестоцветные (используется элемент «контейнер») Действия учащихся: Один учащийся индивидуально у интерактивной доски выполняет это задание, а остальные самостоятельно выполняют эту работу в рабочих тетрадях, затем по ключу осуществляют самопроверку (Слайд №10) « Определи соответствие» Семейство – Крестоцветные Семейство - Тыквенные 1. *Ч ₍₅₎ Л ₍₅₎ Т ₍₂₊₂₎₊₁ П ₀ 2. Соцветие – кисть 3. *Ч ₍₅₎ Л ₍₅₎ Т ₀П ₍₃₎ 4. *Ч 2+2 Л ₄ Т ₄₊₂ П₁ 5. Плод - стручечок, стручок. 6. Плод – тыквина 7. Травянистые растения, изредка полукустарники 8. Цветки однополые 9. Листья очередные 10. Цветки обоеполые 11. Бахчевые культуры 12. Листья цельные или рассеченные Слайд № 10 ( Проверка правильности выполнения данного упражнения) Действия учащихся: Осуществляют самопроверку ответов по ключу на слайде Ответы: семейство Крестоцветные :2,4,5,7,9,10. семейство Тыквенные:1,3,6,8,11,12. Действия учителя: Итак, мы еще раз повторили морфо- биологические особенности растений, относящихся к изученным семействам: маковые, маревые, крестоцветные, мальвове, тыквенные. Оценивание учащихся по фронтальному опросу и индивидуальной работе у доски. Слайд № 11 (Физминутка) Действия учителя: Включает видеофрагмент динамической паузы «Танцующий ежик» Действия учащихся: Выполняют под музыку простые физические упражнения для разминкии восстановления дальнейшей работоспособности III.Мотивация учащихся к восприятию новой темы: Д/Цель: Организовать и целенаправить мотивационную деятельность учащихся на восприятие новой темы. Слайд № 12 (Загадки) Действия учителя: Для подготовки к изучению новой темы задает учащимся загадки про розу и горох. Действия учащихся: Отгадывают загадки и понимают, о чем будет идти речь на уроке. Отгадайте несколько загадок, о каком растении идет речь: Царицей цветов я зовусь, На вид я прекрасна, нежна. Но тронешь меня невзначай Почувствуешь, как я сильна (Роза) Голова на ножке, в голове горошки… . (горох) Раскололся темный домик на две половинки, И посыпались в ладонь бусинки-дробинки. (горох) Действия учителя: Итак: роза и горох – это два растения, относящиеся к разным семействам. Роза – относится к семейству – Розоцветные Горох – относится к семейству – Бобовые (или Мотыльковые) IV.Изучение нового материала: Д/Цель: Организовать процесс восприятия, осмысления, первичного обобщения новой темы. Слайд № 13 (показывает тему урока) Действия учителя: Знакомит с названием новой темы. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей урока Тема урока : Семейства Розоцветные и Бобовые. Исходя из темы урока, давайте определим цели урока: что мы должны изучить сегодня на уроке? Действия учащихся: Записывают тему урока в тетрадь. Пытаются самостоятельно определить цели урока (высказывают свое мнение вслух) Слайды 14-15 (показывают цель и задачи урока) Действия учителя: Прослушав мнения учащихся по цели урока, показывает на слайде ту цель, которую поставил сам, и предлагает сравнить. Цель урока: Сформировать знания об основных признаках растений семейств: розоцветные и бобовые; изучить особенности их строения и многообразия Действия учащихся: Сравнивают свои цели и цель, поставленную учителем, приходят к выводу, что цели совпадают и приступают к изучению темы Слайды № 16 (с заданием по самостоятельной работе учащихся с текстом § 25 учебника ) Действия учителя: Объясняет учащимся правила выполнения задания: 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника по вариантам, согласно плану: 1 – Вариант знакомится с содержанием и заполняет по плану характеристику семейства – Розоцветные. 2-Вариант знакомится с содержанием и заполняет по плану характеристику семейства – Бобовые. План работы: 1. Количество видов всего, из них в Казахстане 2. Растительные формы 3. Корневая система 4. Характеристика строения листьев и жилкование листьев 5. Соцветие, характеристика цветка 6. Формула цветка 7. Характеристика плода 8. Способ опыления 9. Многообразие видов Действия учащихся: Каждый ученик, согласно своего варианта самостоятельно , используя учебник заполняет в рабочей тетради характеристику на предложенные семейства. Время на выполнение задания – 10 минут V. Первичное закрепление знаний по новой теме: Д/Цель: Осуществить первичное закрепление знаний учащихся после их самостоятельной работы и организация усвоения объяснения нового материала учителем Слайд № 17 (встроенный в слайд флипчарт № 1) Действия учителя: Организует проверку правильности составления характеристики семейства Розоцветные по плану. Действия учащихся: Индивидуальная работа учащихся у интерактивной доски: письменная характеристика семейства – Розоцветные по плану на странице флипчарта, и проверка правильности ответа (учащиеся 2 варианта записывают данные по семейству в тетрадь) Слайды 18-20 (объяснение учителя по теме) Действия учителя: Дополнительная слайд-презентация и объяснение учителя по семейству Розоцветные: -растительные формы (древесные виды представляют хорошо знакомые вам черемуха, рябина,груша, яблоня, абрикос,вишня; кустарники – шиповник, роза, малина; многолетние травы – лапчатка, земляника, гравилат…) -разнообразие листьев розоцветных ( у плодовых деревьев листья – простые; у земляники и клубники – тройчатосложные; у шиповника, малины, рябины – перистосложные; у лапчатки – пальчатосложные) -разнообразие в строении цветков розоцветных (шиповник - * Ч (₅)Л₅ Т(∞) П∞; терн - * Ч (₅)Л₅ Т ₂₀ П ₁ ; яблоня - * Ч (₅)Л₅ Т∞ П (₅) ) -разнообразие плодов розоцветных (у яблони, груши, рябины – плод яблоко; у гравилата, лапчатки, шиповника – плод орешек или многоорешек; у вишни, сливы плод –костянка; у малины – многокостянка; у земляники и клубники – плод земляничина) Действия учащихся: Внимательно слушают объяснения учителя, при необходимости записывают дополнительные сведения по теме в тетрадь Слайд № 21 (встроенный в слайд флипчарт № 2) Действия учителя: Организует проверку правильности составления характеристики семейства Бобовые по плану. Действия учащихся: Индивидуальная работа учащихся у интерактивной доски: письменная характеристика семейства –Бобовые по плану на странице флипчарта, и проверка правильности ответа (учащиеся 1 варианта записывают данные по семейству в тетрадь) Слайды 22-23 (объяснения учителя по теме) Действия учителя: Дополнительная слайд-презентация учителя по семейству Бобовые: -разнообразие листьев (перистосложные, пальчатосложные, тройчатые и простые листья) - строение цветка и плода бобовых (Горох - ↗Ч ₍₅₎ Л ₃₊₍₂₎ Т (₉)₊₁П ₁; плод – боб, сухой многосемянной, раскрывается 2 створками, семена на створках) -симбиоз с клубеньковыми бактериями (на корнях бобовых растений поселяются клубеньковые бактерии, которые поглощают свободный азот из воздуха и переводят его в соединения усваиваемые растениями. После отмирания растения, почва обогащается азотсодержащими веществами, что повышает ее плодородие. -многообразие видов бобовых (овощные культуры – бобы, фасоль, горох, соя; кормовые культуры – клевер, люцерна, донник; лекарственные культуры – солодка; декоративные культуры – акация, душистый горошек) Действия учащихся: Внимательно слушают объяснения учителя, при необходимости записывают дополнительные сведения по теме в тетрадь VI. Закрепление знаний по теме: Д/Цель: Организовать процесс осмысления и глубокого понимания изученного материала в ходе закрепления знаний и умений учащихся по теме Слайды 24-25 (тестовая проверка знаний) Действия учителя: Организует быструю письменную проверку знаний по пройденной теме. Вопросы теста высвечиваются на экране. Действия учащихся: Учащиеся отвечают на листочках на вопросы теста. Затем обмениваются листочками и осуществляют взаимопроверку выполненной работы по ключу (слайд № 26) и ставят друг другу оценку. Листочки сдают учителю. Проверь себя (тест): 1.Какое строение цветка характерно для большинства растений семейства Розоцветные? А. * Ч5 Л5 T∞ П1. В. * Ч4 Л4 Т∞ П∞. Б. ↑Ч5 Л4 Т∞ П∞. Г. * О5 Т∞ П1. 2.Для растений семейства Розоцветные характерны плоды: А. яблоко или яблочко; Б. орешек или многоорешек; В. коробочка или костянка; Г. все варианты верны. 3.Лекарственными растениями семейства Розоцветные являются: A. кровохлебка аптечная и дриада точечная; Б. лапчатка прямостоячая и малина; B. шиповник и гравилат городской; Г. черемуха и вишня 4. Растения семейства Розоцветные опыляются в основном А. ветром; В. самоопылением; Б. насекомыми; Г. все варианты верны. 5. Формула цветка растений семейства Бобовые выглядит так: А. * Ч5 Л1+2+(2) T(9)+1 П∞; В. ↑Ч(5) Л1+2+(2) T(9)+1 П1; Б. ↑Ч5 Л(2)+(2)+1 T5 П1; Г. * Ч5 Л5 Т9 П1. 6. Семейство Бобовые также называют А. гороховые; В. фасолевые; Б. мотыльковые; Г. чечевичные. 7. Горох и фасоль имеют плод: А. стручок; В. коробочку; Б. боб; Г. листовку. 8. Для растений семейства Бобовые характерны соцветия: А. метелка и зонтик; В. початок и колос; Б. кисть и головка; Г. корзинка и завиток. Сдайд № 26 (Ответы к вопросам теста) Ответы: 1-А, 2-Г, 3 –Б, 4 –Б, 5 –В, 6 – Б, 7 – Б, 8 - Б Критерии оценивания: «5» - 8 правильных ответов «3» - 4-5 правильных ответа «4» - 6-7 правильных ответов «2» - меньше 4 правильных ответов VII. Домашнее задание: Д/Цель: Сообщить учащимся о Д/З, разъяснить методику его выполнения с мотивацией его необходимости и обязательности. Слайд № 27 (показывает Д/З) Действия учителя: Объявляет домашнее задание и объясняет правила его выполнения 1. Выучить § 25, повторить §22-24 2. Заполнить в тетрадях таблицу № 1 на стр. 94 Действия учащихся: Записывают в дневниках домашнее задание VIII. Подведение итогов урока. Оценивание Д/Цель: Проследить умение учащихся обобщать, делать выводы по теме, давать оценку себе и своим одноклассникам по уровню усвоения материала Слайд № 28 (выводы по уроку) Действия учителя: 1. Учитель совместно с учащимися подводит итог урока и делает выводы по теме: Итак, изучив семейства Розоцветные и Бобовые мы пришли к следующим выводам: • Растения семейств относятся к классу Двудольные. Для данных семейств характерны такие растительные формы как: деревья, кустарники, полукустарники и травы. И бобовые и розоцветные в основном опыляются насекомыми. • Среди розоцветных – главные плодово-ягодные культуры: яблоня, груша, абрикос, персик, вишня, слива, малина, . Очень разнообразны их плоды: орешки, многоорешки, яблоки, костянки. • Для бобовых характерен симбиоз с клубеньковыми бактериями, которые поглощают свободный азот из воздуха и переводят его в соединения, усваиваемые растениями. Благодаря высокому содержанию белка бобовые растения используются как овощные и кормовые растения. 2. Оценивание учащихся (за устную работу с места; за индивидуальную работу у доски; за письменную работу на листочках по вопросам теста) Действия учащихся: Подают дневники для выставления оценок IX.Рефлексия Д/Цель: Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Слайд № 29 Действия учителя: На стикерах, запишите ответы на вопросы: –достигли ли вы целей поставленных в начале урока? - каковы ваши впечатления об уроке -насколько вы усвоили новый материал, оцените сами себя? «отлично» «хорошо» «удовлетворительно» Действия учащихся: Отвечают на вопросы и оставляют стикеры для учителя на партах | |
Просмотров: 7867 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|