Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Сексембаева З.Ж, СОШ № 83 м.Г.Мустафина, учитель биологии высшей категории; город Караганда Урок в 8 классе с использованием ИКТ по теме: « Лейкоциты. Фагоцитарная теория. Тромбоциты. Свертывание крови» Тип урока: Урок изучения нового материала Цель урока: Изучить особенности строения и функции лейкоцитов и тромбоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза и свертывания крови Задачи урока: Образовательные: • сформировать знания о строении и свойствах; о явлении фагоцитоза ; • раскрыть роль лейкоцитов для организма человека; Развивающие: • развивать общеучебные умения (понимать, запоминать прочитанное, делать краткие записи основных мыслей в виде схем, заполнять таблицы по теме) • развивать логическое мышление ( находить ответы на вопросы творческого характера, составлять свое суждение по вопросам темы, проводить анализ, сравнение, обобщение знаний , находить взаимосвязи состава, структуры и функций форменных элементов крови) • развивать коммуникационные умения (понятно, кратко и четко излагать свои мысли, уметь слышать и слушать других, задавать правильно вопросы и отвечать на них) Воспитательная: • воспитывать культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; • воспитывать критическую и объективную самооценку знаний ТСО: мультимедийный комплекс ( компьютер, проектор ИА доска); , флипчарты к уроку; слайдовая презентация урока; фрагменты видеофильма «Переход нейтрофила на место инфекции», «Проникновение лейкоцитов на место воспаления»,запись динамической паузы, бумага формата А-3, маркеры, стикеры ЦОРы: СД «Биология 8 класс», эл. учебник «Биология 8 класс», учебник «Биология. Человек»/ Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова… - Алматы:Изд-во «Мектеп»-2012.; Сапин М.Р., Брыксина З.Г «Анатомия и физиология человека» -М.: Просвещение,1999. Планируемые результаты обучения: Учащиеся должны знать: строение и функции лейкоцитов, причины инфекционных заболеваний; кто открыл явление фагоцитоза и сущность фагоцитоза. Учащиеся должны уметь: определять взаимосвязь строения и функций лейкоцитов распознавать по рисунку форменные элементы крови, давать характеристику форменным элементам крови. Методические приемы: • Логические: анализ, сравнение, обобщение • Организационные: индивидуальная работа учащихся по флипчарту, фронтальная беседа с классом, самостоятельная работа учащихся • Технические: работа с ИА доской (по флипчартам) Структура урока: 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Актуализация знаний и умений учащихся – 8 мин. 3. Мотивация учебной деятельности учащихся. – 2 мин. 4. Изучение нового материала – 20мин. 5. Закрепление изученного материала – 8мин. 6. Подведение итогов урока, рефлексия – 3мин. 7. Домашнее задание – 1мин. Ход урока: I. Организационный момент: Д/Цель: Обеспечить нормальную рабочую обстановку на уроке для учащихся, психологически подготовить их общению и предстоящему усвоению материала. Действия учителя: • Приветствует учащихся • Распределяет учащихся класса на группы (4-5 групп); • В группах распределяет обязанности: -секретарь (заполняет информационную карту ЗХУ) -хранитель времени ( контролирует время подготовки ответа) - оценщик (заполняет лист оценки знаний учащихся в группе) -спикеры (отвечающие) • Объясняет функцию каждого участника в группе и правила работы с «Оценочным листом», «Инструктивной карточкой», с таблицей «ЗХУ» Действия учащихся: Приветствуют учителя; быстро распределяются по группам, распределяют обязанности каждого участника группы II. Актуализация имеющихся знаний: Д/Цель: Организовать процесс проверки уровня знаний и умений учащихся по пройденной теме, способствовать устранению пробелов в знаниях по пройденной теме. Действия учителя: Организует быструю проверку знаний по изученной ранее теме. Слайд № 1 I. БЛИЦ - ОПРОС ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЫ: 1. На слайде представлена таблица с номерами вопроса 1 2 3 4 Внутренняя среда 5 6 7 8 Плазма крови 9 10 11 12 Эритроциты крови Действия учащихся: Любой ученик выбирает номер вопроса, из любого раздела, учитель читает вопрос, а ученик на него отвечает. За каждый правильный ответ ученик получает жетон (1 балл). Внутри группы оценщик записывает полученные баллы в оценочный лист. Слайды 2-13 Внутренняя среда. 1. Что составляет внутриклеточную среду организма? 2. Какие функции выполняет кровь? 3. Из чего состоит кровь? 4. Каково % соотношение составляющих частей крови? Плазма крови 1 .Из чего состоит плазма крови? 2.Как называется плазма крови без фибриногена? 3. Сколько видов белков и каких входят в состав крови? 4. Какой углевод входит в состав крови? Эритроциты крови. 1 .Какую форму имеют эритроциты? 2. Сколько эритроцитов содержится в 1 кв. мм, крови у взрослого человека? 3. Почему эритроциты красного цвета? 4. Где образуются новые эритроциты? Слайды № 14-15 II. Тест- «Выбери правильный ответ» Действия учителя: Организует письменную проверку знаний ;вопросы теста показаны на слайде; работа осуществляется индивидуально по вариантам, с последующей взаимопроверкой результатов и выставления оценок. Действия учащихся: Отвечают на вопросы теста письменно на листочках; затем обмениваются листочками и осуществляют взаимопроверку выполненной работы по ключу (слайд № 15) Вариант - 1 Вариант-2 1. Кровь-это: А - эпителиальная ткань; Б - соединительная ткань; В - нервная ткань; Г - мышечная ткань 1. Кровь-это: А - мышечная ткань; Б - нервная ткань; В - эпителиальная ткань; Г - соединительная ткань. 2. В отличие от других тканей кровь : А - не имеет клеточного строения; Б - имеет звездчатые клетки; В - имеет вытянутые клетки; Г - состоит из округлых клеток. 2. В отличие от других тканей кровь: А - имеет вытянутые клетки; Б - состоит из округлых клеток; В — имеет звездчатые клетки; Г- не имеет клеточного строения. 3. Кровь не участвует в : А - транспорте веществ; Б - регуляции температуры тела; В - накоплении питательных веществ; Г - защите организма 3.Кровь не участвует в: А - регуляции температуры тела; Б - защите организма; В - транспорте веществ; Г - накоплении питательных веществ. 4.Тканевая жидкость образуется из: А – эритроцитов; Б – лимфы В – лейкоцитов; Г - плазмы крови; 4. Тканевая жидкость образуется из: А – лейкоцитов; Б - плазмы крови; В – эритроцитов; Г – лимфы. 5.Все клетки тела окружает : А – лимфа; Б - раствор поваренной соли; В - тканевая жидкость; Г – кровь. 5. Все клетки тела окружает А – лимфа; Б - раствор поваренной соли; В – кровь; Г - тканевая жидкость. Правильные ответы: 1 вариант 1б,2г,3в,4г,5в, 2 вариант: 1г,2б,3г,4б,5г, III. Работа с флипчартом Действия учителя: Эритроциты хорошо видны под микроскопом, вы их обнаруживали на прошлом уроке, сравнивали с эритроцитами земноводных. В чем отличие эритроцитов крови человека от эритроцитов крови лягушки? Действия учащихся: Работа уинтерактивной доски, учащийся подписывает рисунки и под каждым рисунком дает характеристику строению эритроцита Форма Цвет Размеры Количество Наличие ядра Следующий учащийся заполняет у интерактивной доски таблицу: Учащемуся, отвечающему у доски за правильный ответ – 1 жетон (1 балл) Оценщикам в группах предлагается оценить работу каждого и занести результаты в оценочный лист группы. Вывод по повторению: Действия учителя: Задает учащимся вопросы : итак, давайте подведем итог нашему повторению. Действия учащихся: участвуют во фронтальном опросе • Что же такое кровь и почему она так важна для нас? Кровь – носительница жизни. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря является причиной потери сознания и угасания жизни. «Кровь» и «жизнь» - слова – синонимы! Кровью клялись в братстве, дружбе и любви, смывали позор и оскорбления. • Из чего состоит кровь? Кровь состоит из жидкой части – плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль. Со строением и функциями плазмы крови и эритроцитов мы уже познакомились. • О чем же нам могут рассказать другие клетки крови: лейкоциты и тромбоциты? ЭТО ГЛАВНЫЙ ВОПРОС СЕГОДНЯ НА УРОКЕ. Мы обязательно ответим на этот вопрос , а пока….. Слайд № 17 IV. Динамическая пауза ( физминутка «Ежик» или «НИШ» для восстановления работоспособности учащихся на уроке) Действия учителя: • Включает музыкальный видеофрагмент «Танцующий ежик» или «Зарядка в НИШ» Действия учащихся: под музыку выполняют несложные физические упражнения V . Мотивация к учебной деятельности учащихся: Д/Цель: Организовать и целенаправить мотивационную деятельность учащихся на восприятие новой темы. Слайды № 18-19 Действия учителя: • Оглашение темы урока: « Лейкоциты. Фагоцитарная теория. Тромбоциты. Свертывание крови» Изучая предыдущие темы, вы немного затрагивали данные вопросы. • Дает задания группам: В течение 1-2 минут заполнить в таблице ЗХУ (после совместного обсуждения заполняют секретари групп) 2 столбца: -что вы ЗНАЕТЕ по объявленной теме -что вы ХОТЕЛИ БЫ УЗНАТЬ по новой теме -попробуйте самостоятельно определить цель сегодняшнего урока Действия учащихся: • Заполнение учащимися в инструктивных картах 2 первых столбцов таблицы «З-Х-У» • Выступления групп: В течение 1-2 минут спикеры каждой группы высказываются о том , что они знают по вопросам новой темы и что хотели бы узнать. (учащиеся таким образом самостоятельно определяют цели урока) Слайд № 20 Действия учителя: • Выслушав учащихся, показывает на слайде ту цель, которую поставил сам и предлагает сравнить ЦЕЛЬ УРОКА: Сегодня на уроке я бы хотела познакомить вас с особенностями строения и функциями лейкоцитов и тромбоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза и свертывания крови Действия учащихся: Приходят к выводу, что цели учителя и их цели совпадают и приступают к изучению нового материала VI. Изучение новой темы: Д/Цель: Организовать процесс восприятия, осмысления, первичного обобщения Действия учителя: • Раздает каждой группе инструктивные карточки с индивидуальным заданием для выполнения, объясняет правила выполнения заданий по карточкам, определяет время выполнения. Действия учащихся: • Подготовившись по инструктивным карточкам группы отвечают у доски ( с защитой кластера или по ИД) Время на все ответы – 7-10 минут. • Одновременно учащиеся класса осуществляют недостающие записи в рабочую тетрадь по вопросам темы • В группах оценщик знаний объективно оценивает вклад каждого ученика в разбор вопросов карточки и заполняет оценочный лист (записывает количество заработанных баллов) по каждому члену группы. 1-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Лейкоциты» 1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 104 - 105, начиная со слов «Лейкоциты – это…….» до слов « в местах скопления образуется гной………», а также используя рисунки по тексту 2. Определите: • Что такое - лейкоциты.. • Особенности строения и передвижения лейкоцитов • Место образования лейкоцитов • Место разрушения лейкоцитов • Продолжительность жизни лейкоцитов • Количество в 1 куб мм крови • Виды лейкоцитов • В чем заключается основная функция лейкоцитов? 3. Заполните на А-3 схему «Лейкоциты», в тетрадях запишите ответ на поставленный вопрос 4. Выберите, из членов команды, отвечающего, по данному вопросу у доски. 2-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Фагоциты. Фагоцитоз» 1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 105, начиная со слов « Процесс активного захвата…..…….» до слов « фагоцитируют погибшие клетки организма………», а также используя рисунки по тексту… Определите: • Что такое фагоцитоз? • Кем и когда было открыто явление фагоцитоза? • В чем сущность этого явления • Показать на рисунке как осуществляется этот процесс? 2. Заполните на А-3 схему «Фагоциты. Фагоцитоз», в тетрадях запишите ответ на 1 вопрос 3. Выберите, из членов команды, отвечающего по данному вопросу. Слайд № 22 Дополнительная слайд -презентация учителя. Видеоролик «Проникновение лейкоцитов на место воспаления», «Фагоциты» Действия учащихся: Публичная защита темы по инструктивной карточке 3-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Тромбоциты» 1. Прочитайте текст § 32 учебника на стр.106, начиная со слов « Тромбоциты – это…….» до слов « Свертывания крови и остановке кровотечений……», а также используя рисунки по тексту… 2. Определите: • Что такое - тромбоциты .. • Особенности строения - • Место образования тромбоцитов- • Место разрушения - • Место хранения - • Продолжительность жизни- • Количество в 1 куб мм крови- • В чем заключается основная функция -? • Что такое гемофилия? Чем она грозит? 3. Заполните на А-3 схему «Тромбоциты», в тетрадях запишите ответы на поставленные вопросы 4. Выберите, из членов команды, отвечающего, по данному вопросу у доски. 4-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Свертывание крови» 1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 106-107, начиная со слов «Свертывание крови имеет……..…….» до слов «Таким образом, свертывание крови…………», а также используя рисунки по тексту… 2. Определите: • В чем значение процесса свертывания крови? • Перечислить основные факторы, способствующие свертываемости крови • Составить схему, показывающую как происходит процесс свертывания крови • Что такое свертывание крови (определение)? 3. Заполните на А-3 схему «Процесс свертывания крови», в тетрадях запишите ответ на 4 вопрос 4. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу. Слайд № 24 Дополнительная слайд -презентация учителя. Видеоролик по «Свертывание крови» Действия учащихся: Публичная защита темы по инструктивной карточке VII. Закрепление знаний по теме: Д/Цель: Организовать процесс осмысления и глубокого понимания изученного материала в ходе закрепления знаний и умений учащихся по теме Слайд № 26 Действия учителя: • Предлагает написать «Синквейн» в группах и представить классу: 1 группа «Лейкоциты» 2 группа «Фагоцитоз» 3 группа «Тромбоциты» 4 группа «Гемофилия» • Объясняет правила написания «Синквейна» За СИНКВЕЙН каждой группе по 1 баллу Действия учащихся: Составляют «синквейн» и защищают его у доски Слайды № 28-29 VIII. Оценивание. Подведение итогов урока. Домашнее задание: Д/Цель: Проследить умение учащихся обобщать, делать выводы по теме, давать оценку своей работе и работе своих одноклассников в группе ; Сообщить учащимся о Д/З, разъяснить методику его выполнения с мотивацией его необходимости и обязательности. Действия учителя: 1. Учитель совместно с учащимися подводит итог урока и делает выводы по теме: • Что нового мы сегодня узнали на уроке? • Заполнить в таблице ЗХУ последний столбик «Узнал» (заполняет секретарь) 2. Производит оценивание учащихся за устную работу, за индивидуальную работу у доски, за групповую работу оценка ставится по оценочному листу 3. Объявляет домашнее задание и объясняет правила его выполнения: Обязательное Д/З: выучить §31-32 Творческое Д/З: 1) Составить кроссворд по теме 2) Используя дополнительные источники информации найти интересные факты о крови Действия учащихся: • Подводят итог работы на уроке, заполняют в таблице «З-Х-У» последний столбик, делают общие выводы по уроку • По оценочному листу подсчитывается количество баллов на каждого ученика группы, и учащиеся производят самооценку. • Подают дневники для выставления оценок Слайд № 30 IX .Рефлексия: Д/Цель: Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Действия учителя: Просит учащихся на стикерах, записать ответы на вопросы: 1)Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2)Что было для вас самым удивительным, интересным, полезным? 3) Достигли ли вы целей поставленных в начале урока? 3) Ваши впечатления об уроке? Действия учащихся: • Отвечают на вопросы • Стикеры оставляют на партах • Сдают оценочные листы, таблицы ЗХУ, инструктивные карты Приложения к уроку. П | |
Просмотров: 3432 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|