Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Лейкоциты. Фагоцитарная теория. Тромбоциты.Свертывание крови.
Сексембаева З.Ж,
СОШ № 83 м.Г.Мустафина,
учитель биологии высшей категории;
город Караганда

Урок в 8 классе с использованием ИКТ по теме:
« Лейкоциты. Фагоцитарная теория. Тромбоциты. Свертывание крови»

Тип урока: Урок изучения нового материала
Цель урока:
Изучить особенности строения и функции лейкоцитов и тромбоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза и свертывания крови
Задачи урока:
Образовательные:
• сформировать знания о строении и свойствах; о явлении фагоцитоза ;
• раскрыть роль лейкоцитов для организма человека;
Развивающие:
• развивать общеучебные умения (понимать, запоминать прочитанное, делать краткие записи основных мыслей в виде схем, заполнять таблицы по теме)
• развивать логическое мышление ( находить ответы на вопросы творческого характера, составлять свое суждение по вопросам темы, проводить анализ, сравнение, обобщение знаний , находить взаимосвязи состава, структуры и функций форменных элементов крови)
• развивать коммуникационные умения (понятно, кратко и четко излагать свои мысли, уметь слышать и слушать других, задавать правильно вопросы и отвечать на них)
Воспитательная:
• воспитывать культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий;
• воспитывать критическую и объективную самооценку знаний
ТСО: мультимедийный комплекс ( компьютер, проектор ИА доска); , флипчарты к уроку; слайдовая презентация урока; фрагменты видеофильма «Переход нейтрофила на место инфекции», «Проникновение лейкоцитов на место воспаления»,запись динамической паузы, бумага формата А-3, маркеры, стикеры
ЦОРы: СД «Биология 8 класс», эл. учебник «Биология 8 класс», учебник «Биология. Человек»/ Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова… - Алматы:Изд-во «Мектеп»-2012.; Сапин М.Р., Брыксина З.Г «Анатомия и физиология человека» -М.: Просвещение,1999.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: строение и функции лейкоцитов, причины инфекционных заболеваний; кто открыл явление фагоцитоза и сущность фагоцитоза.
Учащиеся должны уметь: определять взаимосвязь строения и функций лейкоцитов распознавать по рисунку форменные элементы крови, давать характеристику форменным элементам крови.
Методические приемы:
• Логические: анализ, сравнение, обобщение
• Организационные: индивидуальная работа учащихся по флипчарту, фронтальная беседа с классом, самостоятельная работа учащихся
• Технические: работа с ИА доской (по флипчартам)

Структура урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация знаний и умений учащихся – 8 мин.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. – 2 мин.
4. Изучение нового материала – 20мин.
5. Закрепление изученного материала – 8мин.
6. Подведение итогов урока, рефлексия – 3мин.
7. Домашнее задание – 1мин.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Д/Цель: Обеспечить нормальную рабочую обстановку на уроке для учащихся, психологически подготовить их общению и предстоящему усвоению материала.
Действия учителя:
• Приветствует учащихся
• Распределяет учащихся класса на группы (4-5 групп);
• В группах распределяет обязанности:
-секретарь (заполняет информационную карту ЗХУ)
-хранитель времени ( контролирует время подготовки ответа)
- оценщик (заполняет лист оценки знаний учащихся в группе)
-спикеры (отвечающие)
• Объясняет функцию каждого участника в группе и правила работы с «Оценочным листом», «Инструктивной карточкой», с таблицей «ЗХУ»
Действия учащихся: Приветствуют учителя; быстро распределяются по группам, распределяют обязанности каждого участника группы

II. Актуализация имеющихся знаний:
Д/Цель: Организовать процесс проверки уровня знаний и умений учащихся по пройденной теме, способствовать устранению пробелов в знаниях по пройденной теме.
Действия учителя: Организует быструю проверку знаний по изученной ранее теме.
Слайд № 1
I. БЛИЦ - ОПРОС ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЫ:

1. На слайде представлена таблица с номерами вопроса

1 2 3 4 Внутренняя среда
5 6 7 8 Плазма крови
9 10 11 12 Эритроциты крови

Действия учащихся:
Любой ученик выбирает номер вопроса, из любого раздела, учитель читает вопрос, а ученик на него отвечает. За каждый правильный ответ ученик получает жетон (1 балл). Внутри группы оценщик записывает полученные баллы в оценочный лист.
Слайды 2-13
Внутренняя среда.
1. Что составляет внутриклеточную среду организма?
2. Какие функции выполняет кровь?
3. Из чего состоит кровь?
4. Каково % соотношение составляющих частей крови?
Плазма крови
1 .Из чего состоит плазма крови?
2.Как называется плазма крови без фибриногена?
3. Сколько видов белков и каких входят в состав крови?
4. Какой углевод входит в состав крови?
Эритроциты крови.
1 .Какую форму имеют эритроциты?
2. Сколько эритроцитов содержится в 1 кв. мм, крови
у взрослого человека?
3. Почему эритроциты красного цвета?
4. Где образуются новые эритроциты?

Слайды № 14-15
II. Тест- «Выбери правильный ответ»
Действия учителя: Организует письменную проверку знаний ;вопросы теста показаны на слайде; работа осуществляется индивидуально по вариантам, с последующей взаимопроверкой результатов и выставления оценок.
Действия учащихся: Отвечают на вопросы теста письменно на листочках; затем обмениваются листочками и осуществляют взаимопроверку выполненной работы по ключу (слайд № 15)
Вариант - 1 Вариант-2
1. Кровь-это:
А - эпителиальная ткань;
Б - соединительная ткань;
В - нервная ткань;
Г - мышечная ткань
1. Кровь-это:
А - мышечная ткань;
Б - нервная ткань;
В - эпителиальная ткань;
Г - соединительная ткань.
2. В отличие от других тканей кровь :
А - не имеет клеточного строения;
Б - имеет звездчатые клетки;
В - имеет вытянутые клетки;
Г - состоит из округлых клеток.
2. В отличие от других тканей кровь:
А - имеет вытянутые клетки;
Б - состоит из округлых клеток;
В — имеет звездчатые клетки;
Г- не имеет клеточного строения.
3. Кровь не участвует в :
А - транспорте веществ;
Б - регуляции температуры тела;
В - накоплении питательных веществ;
Г - защите организма
3.Кровь не участвует в:
А - регуляции температуры тела;
Б - защите организма;
В - транспорте веществ;
Г - накоплении питательных веществ.
4.Тканевая жидкость образуется из:
А – эритроцитов;
Б – лимфы
В – лейкоцитов;
Г - плазмы крови;
4. Тканевая жидкость образуется из:
А – лейкоцитов;
Б - плазмы крови;
В – эритроцитов;
Г – лимфы.
5.Все клетки тела окружает :
А – лимфа;
Б - раствор поваренной соли;
В - тканевая жидкость;
Г – кровь.
5. Все клетки тела окружает
А – лимфа;
Б - раствор поваренной соли;
В – кровь;
Г - тканевая жидкость.
Правильные ответы:
1 вариант 1б,2г,3в,4г,5в,
2 вариант: 1г,2б,3г,4б,5г,

III. Работа с флипчартом
Действия учителя: Эритроциты хорошо видны под микроскопом, вы их обнаруживали на прошлом уроке, сравнивали с эритроцитами земноводных. В чем отличие эритроцитов крови человека от эритроцитов крови лягушки?
Действия учащихся: Работа уинтерактивной доски, учащийся подписывает рисунки и под каждым рисунком дает характеристику строению эритроцита
Форма
Цвет
Размеры
Количество
Наличие ядра

Следующий учащийся заполняет у интерактивной доски таблицу:

Учащемуся, отвечающему у доски за правильный ответ – 1 жетон (1 балл)
Оценщикам в группах предлагается оценить работу каждого и занести результаты в оценочный лист группы.

Вывод по повторению:
Действия учителя: Задает учащимся вопросы : итак, давайте подведем итог нашему повторению.
Действия учащихся: участвуют во фронтальном опросе
• Что же такое кровь и почему она так важна для нас?
Кровь – носительница жизни. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря является причиной потери сознания и угасания жизни. «Кровь» и «жизнь» - слова – синонимы! Кровью клялись в братстве, дружбе и любви, смывали позор и оскорбления.
• Из чего состоит кровь?
Кровь состоит из жидкой части – плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль. Со строением и функциями плазмы крови и эритроцитов мы уже познакомились.
• О чем же нам могут рассказать другие клетки крови: лейкоциты и тромбоциты? ЭТО ГЛАВНЫЙ ВОПРОС СЕГОДНЯ НА УРОКЕ.
Мы обязательно ответим на этот вопрос , а пока…..

Слайд № 17
IV. Динамическая пауза ( физминутка «Ежик» или «НИШ» для восстановления работоспособности учащихся на уроке)

Действия учителя:
• Включает музыкальный видеофрагмент «Танцующий ежик» или «Зарядка в НИШ»
Действия учащихся: под музыку выполняют несложные физические упражнения

V . Мотивация к учебной деятельности учащихся:
Д/Цель: Организовать и целенаправить мотивационную деятельность учащихся на восприятие новой темы.

Слайды № 18-19
Действия учителя:
• Оглашение темы урока:
« Лейкоциты. Фагоцитарная теория. Тромбоциты. Свертывание крови»
Изучая предыдущие темы, вы немного затрагивали данные вопросы.
• Дает задания группам:
В течение 1-2 минут заполнить в таблице ЗХУ (после совместного обсуждения заполняют секретари групп) 2 столбца:
-что вы ЗНАЕТЕ по объявленной теме
-что вы ХОТЕЛИ БЫ УЗНАТЬ по новой теме
-попробуйте самостоятельно определить
цель сегодняшнего урока
Действия учащихся:
• Заполнение учащимися в инструктивных картах 2 первых столбцов таблицы «З-Х-У»
• Выступления групп: В течение 1-2 минут спикеры каждой группы высказываются о том , что они знают по вопросам новой темы и что хотели бы узнать. (учащиеся таким образом самостоятельно определяют цели урока)
Слайд № 20
Действия учителя:
• Выслушав учащихся, показывает на слайде ту цель, которую поставил сам и предлагает сравнить
ЦЕЛЬ УРОКА:
Сегодня на уроке я бы хотела познакомить вас с особенностями
строения и функциями лейкоцитов и тромбоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза и свертывания крови
Действия учащихся:
Приходят к выводу, что цели учителя и их цели совпадают и приступают к изучению нового материала
VI. Изучение новой темы:
Д/Цель: Организовать процесс восприятия, осмысления, первичного обобщения
Действия учителя:
• Раздает каждой группе инструктивные карточки с индивидуальным заданием для выполнения, объясняет правила выполнения заданий по карточкам, определяет время выполнения.
Действия учащихся:
• Подготовившись по инструктивным карточкам группы отвечают у доски ( с защитой кластера или по ИД) Время на все ответы – 7-10 минут.
• Одновременно учащиеся класса осуществляют недостающие записи в рабочую тетрадь по вопросам темы
• В группах оценщик знаний объективно оценивает вклад каждого ученика в разбор вопросов карточки и заполняет оценочный лист (записывает количество заработанных баллов) по каждому члену группы.

1-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Лейкоциты»
1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 104 - 105, начиная со слов «Лейкоциты – это…….» до слов « в местах скопления образуется гной………», а также используя рисунки по тексту
2. Определите:
• Что такое - лейкоциты..
• Особенности строения и передвижения лейкоцитов
• Место образования лейкоцитов
• Место разрушения лейкоцитов
• Продолжительность жизни лейкоцитов
• Количество в 1 куб мм крови
• Виды лейкоцитов
• В чем заключается основная функция лейкоцитов?
3. Заполните на А-3 схему «Лейкоциты», в тетрадях запишите ответ на поставленный вопрос
4. Выберите, из членов команды, отвечающего, по данному вопросу у доски.
2-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Фагоциты. Фагоцитоз»
1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 105, начиная со слов « Процесс активного захвата…..…….» до слов « фагоцитируют погибшие клетки организма………», а также используя рисунки по тексту…
Определите:
• Что такое фагоцитоз?
• Кем и когда было открыто явление фагоцитоза?
• В чем сущность этого явления
• Показать на рисунке как осуществляется этот процесс?
2. Заполните на А-3 схему «Фагоциты. Фагоцитоз», в тетрадях запишите ответ на 1 вопрос
3. Выберите, из членов команды, отвечающего по данному вопросу.

Слайд № 22
Дополнительная слайд -презентация учителя. Видеоролик «Проникновение лейкоцитов на место воспаления», «Фагоциты»
Действия учащихся:
Публичная защита темы по инструктивной карточке

3-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Тромбоциты»
1. Прочитайте текст § 32 учебника на стр.106, начиная со слов « Тромбоциты – это…….» до слов « Свертывания крови и остановке кровотечений……», а также используя рисунки по тексту…
2. Определите:
• Что такое - тромбоциты ..
• Особенности строения -
• Место образования тромбоцитов-
• Место разрушения -
• Место хранения -
• Продолжительность жизни-
• Количество в 1 куб мм крови-
• В чем заключается основная функция -?
• Что такое гемофилия? Чем она грозит?
3. Заполните на А-3 схему «Тромбоциты», в тетрадях запишите ответы на поставленные вопросы
4. Выберите, из членов команды, отвечающего, по данному вопросу у доски.
4-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Свертывание крови»
1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 106-107, начиная со слов «Свертывание крови имеет……..…….» до слов «Таким образом, свертывание крови…………», а также используя рисунки по тексту…
2. Определите:
• В чем значение процесса свертывания крови?
• Перечислить основные факторы, способствующие свертываемости крови
• Составить схему, показывающую как происходит процесс свертывания крови
• Что такое свертывание крови (определение)?
3. Заполните на А-3 схему «Процесс свертывания крови», в тетрадях запишите ответ на 4 вопрос
4. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.

Слайд № 24
Дополнительная слайд -презентация учителя. Видеоролик по «Свертывание крови»
Действия учащихся:
Публичная защита темы по инструктивной карточке

VII. Закрепление знаний по теме:
Д/Цель: Организовать процесс осмысления и глубокого понимания изученного материала в ходе закрепления знаний и умений учащихся по теме

Слайд № 26
Действия учителя:
• Предлагает написать «Синквейн» в группах и представить классу:
1 группа «Лейкоциты»
2 группа «Фагоцитоз»
3 группа «Тромбоциты»
4 группа «Гемофилия»
• Объясняет правила написания «Синквейна»
За СИНКВЕЙН каждой группе по 1 баллу
Действия учащихся:
Составляют «синквейн» и защищают его у доски

Слайды № 28-29
VIII. Оценивание. Подведение итогов урока. Домашнее задание:
Д/Цель: Проследить умение учащихся обобщать, делать выводы по теме, давать оценку своей работе и работе своих одноклассников в группе ; Сообщить учащимся о Д/З, разъяснить методику его выполнения с мотивацией его необходимости и обязательности.

Действия учителя:
1. Учитель совместно с учащимися подводит итог урока и делает выводы по теме:
• Что нового мы сегодня узнали на уроке?
• Заполнить в таблице ЗХУ последний столбик «Узнал» (заполняет секретарь)
2. Производит оценивание учащихся за устную работу, за индивидуальную работу у доски, за групповую работу оценка ставится по оценочному листу
3. Объявляет домашнее задание и объясняет правила его выполнения:
Обязательное Д/З: выучить §31-32
Творческое Д/З: 1) Составить кроссворд по теме
2) Используя дополнительные источники информации найти интересные факты о крови
Действия учащихся:
• Подводят итог работы на уроке, заполняют в таблице «З-Х-У» последний столбик, делают общие выводы по уроку
• По оценочному листу подсчитывается количество баллов на каждого ученика группы, и учащиеся производят самооценку.
• Подают дневники для выставления оценок

Слайд № 30
IX .Рефлексия:
Д/Цель: Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления.
Действия учителя: Просит учащихся на стикерах, записать ответы на вопросы:
1)Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2)Что было для вас самым удивительным, интересным, полезным?
3) Достигли ли вы целей поставленных в начале урока?
3) Ваши впечатления об уроке?
Действия учащихся:
• Отвечают на вопросы
• Стикеры оставляют на партах
• Сдают оценочные листы, таблицы ЗХУ,
инструктивные карты

Приложения к уроку.

П
Категория: Биология | Добавил: zula (2013-01-25) | Автор: Сексембаева Зульфира E
Просмотров: 3432 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru