Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Урок-игра Тема: Живи Земля Задачи: 1. Заострить внимание учащихся на проблемах экологии Земли, на негативное влияние человека на окружающую природу. 2. Развивать умение работать в группах, творческую активность. 3. Формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении. Оборудование: таблички для команд с указанием номеров, двойные листы бумаги формата А4, наборы фломастеров, интерактивная доска, на которую выводятся задания конкурсов. Эпиграф записан на доске «Природу побеждать можно, только повинуясь ей». Ч. Дарвин. Ход урока 1.Вступительное слово учителя. Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего нашего занятия «Живи Земля». Стремительно развивается наше общество и экономика. Природа испытывает на себе очень сильное воздействие человека. Не стоит забывать мы тоже часть этой природы. Как только человек начинает забывать эту простую истину, природа сама ему об этом напоминает. Но напоминает экологическими катастрофами, болезнями людей, гибелью растений и животных. Нет, природа не жестокая, природа - мать, которая всегда будет учить своих детей. Мы привыкли называть и считать природой – поля, леса, травы, реки. На самом деле – это окружающая среда, которая нам дана как дом для жизни, а сама природа – это мощная планетарная сила, которая может перечеркнуть всю жизнь на планете и начать ее заново. Как предполагают некоторые ученные, такое было уже не один раз. Каждое поколение людей проходит свой экзамен разума, экзамен на выживаемость. Мы предлагаем вашему вниманию мини-спектакль «Городская свалка». К тому, о чем будет говориться во время спектакля, нужно прислушаться внимательно по двум причинам. Во-первых, полученная информация, позволит сделать вашу жизнь безопаснее, во-вторых, эта информация пригодится вам во время игры, которую мы проведем после спектакля. То есть игра будет своего рода закреплением материала, услышанного на уроке. Но прежде всего, представляем жюри, которое будет оценивать конкурсы. В нашей игре принимают участие 4 команды по 5 человек. На столе у каждой команды, стоят таблички с порядковым номером данной команды, и лежит сигнальная табличка, которую будет поднимать капитан команды, когда будет готов ответ. 2.Вниманию учащихся и гостей урока представляется мини – спектакль «Городская свалка» ВЕДУЩИЙ: На свалках ночью Мы, конечно, не бываем Их ветерок легонько обдувает Позвякивают банки, бумага шелестит, А может мусор там о чем-то говорит? (Первым просыпается листок школьной тетради). Какая ночь на редкость светлая Ты спишь, бумажечка конфетная Сверкает снег по всей степи. Нам новый мусор привезли. КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА: Прошел, наверно, Новый год. На славу праздновал народ. Вон сколько новеньких бутылок Из под воды, из под наливок Стекла все меньше, всякий раз Растет в количестве пластмасс. БУТЫЛКА: В пластмассе люди знают толк Моя душа рвалась в Нью-Йорк Поверьте, я всегда готова Себя заполнить пепси-колой. ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Голубушка, в своем уме? Да на помойке мы уже. БУТЫЛКА: Не знаю, что сказать в ответ Лежать мне больше сотни лет Помрут людишки: и глупец, и гений, А мне лежать без изменений КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА: А, что Нью-Йорк Вас даже жалко (поглаживает по плечу бутылку). Там, что же мировая свалка? БУТЫЛКА: Пожалуй, блещет по доходам, А потому он рекордсмен по бытовым отходам Мы выделяемся из общей массы В помойке матушки Земли Все больше красочной пластмассы. ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Скажи на милость - иностранцы? Послушать вас, так просто тяжко, А я. простая мятая бумажка Вы посмотрите, мы со всех сторон. Могу я просто сесть на трон (трон вносят). КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА: Особенно, когда весь снег растает Обвертки, фантики как бабочки летают Их всех, конечно уберут, Хоть не приятен этот труд. ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ Ах, нет какого-то и в земле оставят Когда весь снег с земли сойдет Грязь в вечный плен какого-то заберет. КОНФЕ ТНАЯ БУМАЖКА: А сколько им в земле лежать? Наверно 8 лет иль 5? ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Да что вы, право, ерунда Они лежат лишь год иль два. Когда захочет человек Продлить бумаге может век КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА: Ну, вы с загадочной натурой! ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Да я ж была макулатурой. Один хороший человек продлил мне Мой недолгий век. Он вторсырье сдает в охотку И я пошла в переработку. БУТЫЛКА: Пришлось вам много повидать Как я, должны вы много знать! ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Возможно, удивлю я вас (обращается к конфетной бумажке) В переработку поступает и пластмасс. Его в большие кучи отбирают И при условиях специальных весь сжигают. БУТЫЛКА: Пришел черед и мне вас удивить Не зазнавались вы бумажки, чтобы Страна есть - «ящик мусорный Европы» КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА: Что за страна и каково её название? БУТЫЛКА: О! Это милая далекая Британия КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА: Ах, как же грустно, как же тяжко Необразованной бумажке. Себя становится так жалко. Один удел - лишь городская свалка. КОНСЕРВНАЯ БАНКА: ( В разговор вступает консервная банка, которая молча следила за всем происходящим) Я наша, я местная, не иностранка Консервная, старая, грязная банка. Позвольте представиться Вам, господа, Уж очень давно я попала сюда Нас, банок, не ценят и не уважают Бездумно в помойные ведра бросают. Вредят ведь себе, а нужно им знать Нельзя, на помойку нас просто бросать: Надо горячей водой обмывать, А на последок еще и сминать. КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА: О боже, и вы образованны тоже КОНСЕРВНАЯ БАНКА: Да, знаю я, страна такая есть Ее красот не перечесть Промышленность там бурно процветает, А чистота, а свежесть там какая! А почему? Вам станет грустно. Там люди любят всякий мусор. Его в пакеты собирают, В переработку отправляют. С ним много всяческих хлопот Работу людям он дает. Переработка мусора - отрасль такая Она. во Франции, стране прекрасной той Активней всех сегодня процветает. БУТЫЛКА: Не только мусор нужно собирать Его сначала весь должны сортировать ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Особо отметить хочется Европейское экономическое сообщество Половину отходов, скажу без зазнайства Дает там сельское хозяйство. КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА.: А газы, что среду не загрязняют? КОНСЕРВНАЯ БАНКА: Автомобили в том преуспевают По вредным выбросам в родную атмосферу Работа, их не подлежит примеру. БУТЫЛКА: Нельзя одной все меркой мерить Специально могут их в среду рассеять. ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Вы нас хотите всех позлить? Ведь газы могут всех убить! БУТЫЛКА: Да только делать нужно что-то Когда они радиационные отходы ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Количество отходов растет как популяция Нужна им полная рециркуляция КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА: А это что еще. Вы просветите нас? Свет ваших знаний, вроде, не угас. ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Ах, засмущалась я вот, что-то Да просто все мои друзья- Вторичное использование отходов. КОНФЕТНАЯ БУМАЖКА: А кто сказать нам может о воде? КОНСЕРВНАЯ БАНКА: Вода нужна, бумажечка, везде Да только и она все может отравить, Когда в ней будет "страшная" добавка. Когда в ней будут пестициды. Все люди это знать должны бы! БУТЫЛКА: Многое люди знать должны. Вредные выбросы очень вредны. Вредные выбросы - это наказание Все живое на Земле- Объекты их влияния. ТЕТРАДНЫЙ ЛИСТ: Увидеть можем мы плоды их разрушения На дальних территориях от места загрязнения. ВЕДУЩИЙ: Вновь погружается в сон городская свалка. А мне людей становится жалко. Человек разумный, человек мыслящий От природы во многом зависящий. Зачем красавицу планету от всякой грязи охранять? Да просто, чтоб себя не убивать! 3. Экологический турнир Первый тур «Золотые россыпи помоек». Материал для тестов взят из журнала «Биология в школе»№3/ 1998 Ерёмина Г.В. Кадочникова Е.Н. «Свалка по имени Земля» Команды получают по три таблички – указателя цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос ведущие дают три варианта ответа. По сигналу ведущих команды поднимают табличку с номером ответа. Вопросы: • Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет: 1.Пластмасса (правильный ответ) 2.Стекло 3.Металл • Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители: 1.Москвы 2.Лондона 3.Нью-Йорка • Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей: 1.Производство упаковочных материалов 2.Переработка мусора 3.Призводство автомобилей. • Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо: 1.Рассортировать 2.Собрать в одном месте 3.Раскрошить • Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо: 1.Компостировать 2.Сжечь при специальных условиях 3.Переплавить • Первоочередная забота при выборе места свалки: 1.Защита поверхности земли и грунтовых вод 2.Ограждение свалки 3.укомплектоавние соответствующей техникой • Появление «партизанских» свалок влечет за собой: 1.Загрязнение почвы 2.Уродство ландшафта 3.Изменение климатических условий • Вредные выбросы оказывают влияние: 1.Только на те территории, где появилось загрязнение 2.На близлежащие регионы 3.Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет» • Самая страшная добавка к воде: 1.Бытовой мусор 2.Пестициды 3.Минеральные удобрения. • Какую страну называют «мусорным ящиком» Европы: 1.Британию 2.Россию 3.Польшу • Больше половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится на: 1.На тяжелую промышленность 2.На легкую промышленность 3.На сельское хозяйство • Какие из радиационных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду: 1.Газы 2.Жидкости 3.Твердые вещества • Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду: 1.Их захоронение. 2.Разработка правовых механизмов регулирования процессов. 3.Рециркуляция (вторичное перерабатывание отходов) • Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют: 1.Загрязнением 2.Экологическим кризисом 3.Интродукцией • Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает: 1.Теплоэнергетика 2.Нефте-газопереработка 3.Автотранспорт • Бутылка или бака из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения: 1.10 лет 2.50 лет 3.100 лет • Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за: 1.1-2 года 2.5-8 лет 3.20 и более лет • Прежде чем выкидывать жестяные банки их необходимо: 1. Вымыть 2.Смять 3.Вымыть и смять • Какая тара с точки зрения экологии наиболее эффективная: 1.Стеклянные бутылки 2.Пластмассовые бутылки 3.Полиэтиленовые пакеты После окончания работы жюри подсчитывает баллы. Второй тур. «Найди меня». В написанных строках «спрятаны» животные, которые пострадали от деятельности человека. Присуждается очко команде первой поднявшей табличку и правильно определившей животного. 1. Чтоб птиц бумажных ветер не гонял по свету, Куда попало, не бросай газету. 2. Зависла в небе туча – черный абажур, А в листьях дождь колышет зелени ажур. 3. Сентябрь – осени факир. Бисер и бусы в плоды превратил 4. Идет гроза. Край неба полыхнул. Да только дождь опять всех обманул. 5. Котенка мать зовет. Недавно резво прыгал. А он залег в траве. Наверное, ждет игр. 6. Как птицы с юга, тучек стаи, Струясь, плывут над лесом в мае. Третий тур. Проект «Я думаю о тебе Земля» Совместный рисунок – плакат. Раздаются три листа формата А 4 (по числу команд) склеенные по два вместе и разделенные на три части: 1-ая часть. Экология сегодня. 2-ая часть. Экологическая катастрофа. 3-я часть. Мир моей мечты. Каждая команда получает лист и набор фломастеров. По сигналу учителя команды начинают рисовать. После выполнения каждого из рисунков одной командой, лист передается следующей команде для выполнения, следующего рисунка. В результате три рисунка на листе составлены разными командами. Командам необходимо объяснить, что и почему нарисовано на совместном плакате.(3 балла ) Четвертый тур «Литературный» Выразительное чтение стихов об экологии. Оценивается авторство и красивое исполнение. (3 балла +1 за авторство) Пятый тур. «Угадай-ка» В этом туре знакомятся с наиболее распространенными отходами. Команде первой ответившей присуждается очко. Легкая, практичная К воде безразличная. По игрушкам ее знаем И кусаем и бросаем. А когда она горит Черный, вредный дым валит. (пластмасса) Производят из песка. Прозрачное, но не всегда При нагреве легко гнется, А уронишь – разобьется. (стекло) Его много на заводах. Его много в городах. Не найдешь в глухих деревнях И на скошенных лугах. Всех людей он утомляет И неврозы порождает. (шум) Когда что-то вдруг ломается. Он на свет и появляется. Может быть цветным и черным И валяться где попало. Пионерия страны Его раньше собирала. (металлолом) Очень нам знакомо это На Земле черней нет цвета. В воздухе зимой летает Снег пушистый загрязняет В городе, где есть завод (сажа) Они нас оберегают, Но природу убивают Очень любят их рекламы И, конечно наши мамы Они любят чистоту И наводят красоту. (СМС) Чтоб работали машины И не портились детали Его люди с давних пор В своих целях применяли. Если это в водоем почему- то попадет, Рыба долго жить не сможет Задохнется и замрет (машинное масло) Изобрели ее китайцы, Но ей в Китае места мало. Немного времени прошло Она весь мир завоевала. А чтоб ее производить Должны леса везде рубить (бумага) Шестой тур. «Составление синквейна об экологии» Учитывается глубина раскрытия темы и мастерство составления. (3 балла) Седьмой заключительный тур. «Если бы природа могла говорить». О чем бы она вас попросила? Вы учитесь в школе, поэтому вам трудно представить себя государственным лидером, которому под силу решать тяжелые экологические проблемы. Но вы можете представить, что природа смогла заговорить с вами. Подумайте, о чем бы вас попросила природа нашего региона? (3 балла) 4. Подводятся итоги игры. Жюри выставляет итоговые баллы. Пока жюри выставляет итоговые оценки, обсудите в командах вашу игру. Какую оценку за игру поставит себе каждый участник команды. Какую оценку за игру поставит команда каждому участнику общим советом. Хотелось бы от победившей команды услышать «кто сделал эту игру». Источник: http://авторская разработка | |
Просмотров: 1941 | Комментарии: 10 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|