Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В обучении играет важную роль особый вид интереса – интерес к познанию, или познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой ученик овладевает содержанием учебных предметов и необходимыми умениями и навыками с целью получения образования. Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Великие педагоги-классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у учащихся. Активные методы обучения максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению. В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более и менее активным, пассивным. На уроках биологии должны применяться активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. Активизировать внимание школьников помогает постановка перед ними одного или двух узловых вопросов, на которые учащиеся при закреплении материала должны дать верный ответ. При объяснении материала необходимо использовать разнообразные методы и приемы. Разнообразие методов активизирует работу учащихся, обеспечивает их устойчивое внимание на протяжении всего урока, содействует сознательному и прочному усвоению знаний. Активизирует познавательную деятельность школьников проведение опытов с живыми объектами. Надо, чтобы некоторые опыты закладывал каждый учащийся непосредственно на уроке. Активизирует внимание, интерес и мышление школьников при объяснении нового материала умелое сочетание яркого, образного рассказа с беседой и наглядными пособиями (таблицы, картины, схемы, рисунки, гербарии, коллекции, живые объекты). Активизация класса обеспечивается также в процессе самостоятельной работы школьников с учебником при усвоении нового материала и при повторении ранее изученного. При проверке знаний можно применять разнообразные методы, методические приемы и формы организации учащихся. Все это не только оживляет проверку знаний, делает ее интересной для учащихся, но, главное, помогает учителю проверить правильность и прочность знаний и приобретенных умений и навыков. Ценным методом при повторении учебного материала является фронтальная беседа, в которой принимают участие все ученики. Важным методическим приемом является работа учащихся с таблицей или схемой и подготовка по ним ответов. Очень активно работают учащиеся, когда они сами задают вопросы отвечающему. Активизация учебного процесса дает возможность основную часть самостоятельной работы учеников сосредоточить на уроке и тем самым облегчить и сократить домашние задания, устранить перегрузку. Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии. Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. На уроках в 6-7-х классах в целях активизации познавательной деятельности применяются загадки, ребусы, кроссворды, игровые моменты, т.к. стимул игры позволяет активизировать их деятельность при изучении нового материала. В старших классах используется групповой метод. В конце изучения темы проводятся семинарские занятия и тематический зачет. Но эти формы приемлемы в старших классах, и подразумевают хорошую подготовку учащихся, изучение ими рекомендованной литературы, участие в дискуссии. Проблемные вопросы, исследовательские задачи позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы. Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету. Коренное улучшение качества урока, продуманное чередование видов работы и умелое применение активизации познавательной деятельности учащихся – все это основные условия успешного решения задач, поставленных перед школой. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков. | |
Просмотров: 3529 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|