Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учётом природных и культурно- исторических особенностей регионов Республики Казахстан, в связи с чем одной из задач проектирования школьного образования признаётся задача разработки содержания его национально- регионального компонента. Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания учащихся, влюблённых в родную природу, заботящихся о ней. Привлечение школьников к познанию родного края - это процесс дарования им Родины. Это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Разработка региональной составляющей содержания, во взаимосвязи с краеведческим подходом, позволяет установить связь между известными фактами из окружающей действительности и исследованным местным региональным материалом. Природное, культурно- историческое, социально- экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. На уроках биологии очень сложно в полной мере осветить все существующие экологические проблемы. Введённый как вариативная часть предмет экологии в восьмом классе позволяет изучить не только общенациональные экологические проблемы, но и провести параллель с местными региональными экологическими проблемами. Так, глобальная проблема опустынивания земель имеет место быть и у нас в районе. Это эрозия почвы, потеря её плодородия. Такая проблема как сужение ареала реликтового соснового бора, исчезновение реликтовых растений коснулась и нас – это сокращение численности популяции сосен вследствие пожаров и вырубки, исчезновение первоцветов из близлежащей зоны села. Трагедией не только Казахстана, но и уже в мировом масштабе стало обмеление и засоление озера Арал. Эту мысль ясно выразил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун при посещении нашего региона во время своего визита в Казахстан в апреле 2010 года. В этой связи можно провести параллель с нашей местной экологической проблемой – озеро Большое. В последние годы озеро сильно обмелело, береговая линия местами окаймлена полоской соли, наблюдается загрязнение воды химическими веществами, в связи с чем происходит резкое сокращение флоры и фауны. Резкое сокращение лесных массивов в ближайшей зоне от озера привело к сокращению уровня подземных вод, что тоже привело к спаду уровня воды в озере. Вот почему стало необходимостью формирования у школьников активной природосберегающей позиции через систему знаний о природе региона. Это явилось одной из целей моей работы. Кроме этого целями работы стали: гармонизация содержания экологического образования на основе местного материала и воспитания природосберегающей позиции учащихся; учить школьников приёмам и методам коллективных способов обучения и совместной творческой деятельности. Технологию по изучению и исследованию местного регионального компонента – озеро Большое разделила на три этапа. Первым этапом является теоретическое обоснование проблемы. Главным на этом этапе является ознакомление учащихся с теоретическими аспектами проблем. Рассказывая об экологических проблемах Арала, причинах их возникновения и путях их решения необходимо подвести школьников к мысли о том: - «Существует ли подобная ситуация и проблема у нас в селе? В чём она заключается? Что стало основной причиной этой трагедии? Есть ли пути решения этих экологических проблем? Можем ли мы вместе внести конкретный вклад в их решение?». Здесь начинается анализ факторов, влияющих на возникновение глобальных экологических проблем и проблем на региональном уровне. Арал хоть и является экологической проблемой мирового масштаба, но находится далеко и осуществить какую- либо помощь учащиеся не в силах, а вот озеро находится в нашем родном селе, выявить причины его обмеления и загрязнения, а также внести какую- либо посильную помощь учащиеся в состоянии. Поэтому логично на этом этапе дать школьникам задание – сбор дополнительной информации по озеру Арал и проекции его проблем на озеро Большое. Учащиеся используют литературу, справочники, энциклопедии и на теоретическом уровне, на примере Арала определяют будущее направление работы, пытаясь найти ответы на поставленные выше вопросы. Итогом этой познавательной деятельности учащихся становятся коллективное обсуждение проблемы за круглым столом, где озвучиваются проблемы не только Арала, но и озера Большое. Следующим этапом работы является самостоятельная проблемно – поисковая деятельность учащихся. Школьники разбиваются на поисковые группы и самостоятельно начинают учебно - поисковую творческую деятельность. Это сбор информации у старожилов села. В селе проживают люди, которые ещё помнят озеро полноценным водоёмом, где водилась рыба, в зарослях камыша обитала ондатра, а весной озеро заселяли перелётные птицы – гуси, лебеди. Другие группы собирают информацию в лесхозе о состоянии лесных массивов, сельском акимате, работают в архивах районной газеты, архивах библиотек. Учащиеся собирают всю имеющуюся информацию об озере. Итогом их проведённой работы служит оформление и выпуск стенгазет, плакатов, буклетов, проводятся открытые классные часы, где учащиеся освещают информацию, полученную в результате сборов. Завершающим шагом этого этапа служит проведение мозгового штурма по выдвижению идей о путях решения сложившейся экологической проблемы. Роль педагога на этом этапе – консультации, корректировка деятельности групп. Педагог является и психологом, так как приходится корректировать взаимоотношения детей и внутри групп. Как консультант я должна научить школьников приёмам и методам коллективной деятельности. Обязательно нужно научить детей рационально распределять обязанности внутри групп, учитывая индивидуальные способности детей. В итоге я получаю работоспособные творческие группы школьников, которые в результате своей деятельности привлекают к проблемам озера Большое и местное население и местные исполнительные власти. Завершающий этап работы – это практическая работа по реализации выдвинутых идей. Здесь уже начинается конкретная деятельность учащихся по решению данной экологической проблемы. Школьники принимают участие в сельских сходах, где оформляют выставки и предоставляют всю собранную информацию об озере Большое. Совместно с комхозом составляют графики по очистке объектов ученическими бригадами. Школьникам под силу такой вид деятельности как сбор мусора у близлежащей береговой линии, расчистка существующих источников и ключей. Результаты своей работы учащиеся обобщают в выпущенных стенгазетах, оформленных слайдах, пишут рефераты, статьи в местную газету. Такая совместная деятельность школьников и местного населения формирует у учащихся осознанную активную позицию по созданию благоприятной окружающей среды. Происходит активизация и местного населения в решении этой экологической проблемы региона. Ведь если эта проблема задела детские сердца, взрослые обязательно обратят на это внимание. Так в прибрежной зоне озера Большое решением сельского акимата запрещены свалки бытового мусора. На побережье установлены определённые места для отдыха населения. Во время массовых гнездовий перелетных птиц периодически проводятся рейды по контролю. Ну и, наконец, решается эта проблема через использование возможностей местных ресурсов: расчистка ключей, береговой линии, перемещение свалок с мест водосбора озера. Такая работа не требует больших бюджетных затрат. Большая часть работы выполняется на субботниках, где совместно заняты и школьники, и рабочие, и служащие села. Учащиеся также исследуют и обозначают места гнездовий птиц, наносят на карту ручьи и ключи, питающие озеро, что впоследствии приносит пользу работникам охотничьих хозяйств и лесхозу. Таким образом, педагогическая технология «Формирование активной природосберегающей позиции школьников через систему знаний о природе региона» позволяет одновременно решить две задачи: дать не только знания о проблемах Арала и региональных экологических, но и через деятельный подход в коллективных творческих делах воспитать природосберегающую позицию, которая в последствии станет активной гражданской позицией патриота своей Родины. Учащиеся, анализируя подлинные причины экологического кризиса, убеждаются в том, что главное противоречие не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью в природе. Поэтому основная задача сегодня – достижение экологической грамотности всего населения страны, и, прежде всего наших детей. Обобщая свой опыт работы, прихожу к выводу, что как у каждой технологии, у педагогической также определяется свой алгоритм деятельности учителя и учащегося. 1. Я должна выбрать такие экологические проблемы, через которые смогу достичь главные цели – формирование активной природосберегающей позиции через систему знаний о природе, то есть, это должны быть такие проблемы, которые касаются непосредственно учащихся. 2. Подтверждением этой позиции служит второй шаг. Глобальная экологическая проблема должна проецироваться на местную региональную. 3. На третьей ступени я должна начать гармонизацию обучения и воспитания, составляющих технологию. Реализация обучающих целей одновременно идёт с реализацией воспитательного аспекта, более того, они тесно переплетены. 4. На четвёртом этапе педагог тщательно обдумывает и определяет наиболее оптимальные формы совместной деятельности школы, администрации села, населения (это участие в сходах, комиссиях, районной газете). 5. На пятой ступени педагог выступает в качестве корректора поэтапного планирования конкретных действий и составления перечня мероприятий. (Здесь необходимо заранее обговаривать и планировать определённые мероприятия с администрацией школы, комхозом, сельским акиматом). 6. Шестая ступень – конкретная деятельность учащихся, позволяющая на практике обучить детей коммуникативным навыкам, приёмам и методам коллективной творческой деятельности. 7. Последняя ступень – реализация принятых решений через коллективное творческое дело – это всё то, о чём было выше сказано. | |
Просмотров: 784 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|