Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учётом природных и культурно- исторических особенностей регионов Республики Казахстан, в связи с чем одной из задач проектирования школьного образования признаётся задача разработки содержания его национально- регионального компонента. Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания учащихся, влюблённых в родную природу, заботящихся о ней. Привлечение школьников к познанию родного края - это процесс дарования им Родины. Это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Разработка региональной составляющей содержания, во взаимосвязи с краеведческим подходом, позволяет установить связь между известными фактами из окружающей действительности и исследованным местным региональным материалом. Природное, культурно-историческое, социально- экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. На уроках биологии очень сложно в полной мере осветить все существующие экологические проблемы, так же как и на отдельно взятых уроках химии и географии. Нужно тесное взаимодействие учителей-предметников, которые будут реализовывать общие цели по созданию системы знаний, умений и навыков учащихся для бережного отношения к окружающей среде. На заседании МО ЕНЦ мы определяем общие направления взаимодействия учителей по формированию на уроках цикла активной природосберегающей позиции школьников: • Формирование активной природосберегающей позиции школьников через систему знаний о природе региона. • Гармонизация содержания экологического образования на основе регионального компонента и воспитание природосберегающей позиции школьников. • Обучение приёмам и методам природосберегающих технологий и методов применения в повседневной жизни. Общие цели определяют специфику работы каждого предметника по внедрению региональных и экологических компонентов на своих уроках. Такой подход позволяет изучать не только глобальные экологические проблемы, но и проводить параллель с местными экологическими проблемами. Так, глобальная проблема опустынивания земель имеет место быть и у нас в районе. Это эрозия почвы, потеря её плодородия. Такая проблема как сужение ареала реликтового соснового бора, исчезновение реликтовых растений коснулась и нас – это сокращение численности популяции сосен вследствие пожаров и вырубки, исчезновение первоцветов из близлежащей зоны села. Трагедией не только Казахстана, но и уже в мировом масштабе стало обмеление и засоление озера Арал. Эту мысль ясно выразил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун при посещении нашего региона во время своего визита в Казахстан в апреле 2010 года. В этой связи можно провести параллель с нашей местной экологической проблемой – озеро Большое. По данным 2010 года протяжённость озера составляет 8 квадратных километров. Земля озера относится к государственному земельному запасу. С южной и юго-восточной стороны расположен населённый пункт село Бородулиха, с западной, северной и северо-восточной стороны к озеру примыкают леса Бородулихинского филиала государственного учреждения «Бородулихинский лесной природный резерват «Семей орманы», созданный постановлением правительства РК в 2003 году на базе лесхозов Семипалатинского региона, те земли, что относят к особо охраняемым территориям. В последние годы озеро сильно обмелело, береговая линия местами окаймлена полоской соли, наблюдается загрязнение воды химическими веществами, в связи с чем происходит резкое сокращение флоры и фауны. Резкое сокращение лесных массивов в ближайшей зоне от озера привело к сокращению уровня подземных вод, что тоже привело к спаду уровня воды в озере. Вот почему стало необходимостью формирования у школьников активной природосберегающей позиции через систему знаний о природе региона. Внедрение экологического и регионального компонента по биологии проводится в несколько ступеней. Первая ступень начинается в начальной школе, где дети знакомятся с окружающим миром, осознают единство человека с природой. На этом этапе прививается у учеников любовь к животным и растениям, воспитывается чувство ответственности к ним, вводятся основные экологические понятия. Дети принимают участие в конкурсах рисунков, в предметных неделях. Особое внимание уделяется закладке основ здорового образа жизни. Вторя ступень экологического и регионального образования, охватывает учащихся 5-9 классов, когда они уже более подробно изучают основные живые природные объекты – растения, животных, организм человека. На этом этапе учащиеся должны уметь находить связи между живыми объектами природы и окружающей средой. Правильно оценивать экологическую обстановку, устанавливать основные причины нарушения экологического равновесия. Знакомя с редкими и исчезающими растениями и животными, ученики должны правильно объяснять причину этого явления, указывать, что именно вмешательство человека привело к такому бедственному положению флору и фауну. Но и сам человек стал «мишенью» экологической атаки. У нас в Бородулихе в связи с нарушением водного баланса в озере Большое наблюдается выделение вредных и ядовитых газов. Результат этого – резкое возрастание кожных болезней, заболевание органов дыхательной системы, нервные расстройства. Учащиеся пишут рефераты, готовят сообщения, где освещают вопросы экологического состояния природы своей местности. Поэтому на этом этапе особенно важно проявить у учащихся бережное отношение к природе, особенно к природе своего края, знать его заповедные уголки, правильно определять природные объекты с нарушенным экологическим равновесием. А также решать стандартные экологические задачи. Например, при изучении темы «Паразитические черви» в 7 классе, а также темы «Предупреждение желудочно–кишечных заболеваний» в 8 классе учащимся можно предложить следующую экологическую задачу: «Вы отдыхаете на берегу нашего озера. Заходите на ближайшую лесную лужайку и видите сочный кустик щавеля. Срываете и немедленно отправляете в рот. Идёте дальше, срываете травинку и просто жуёте её, наслаждаясь при этом свежим воздухом». Задание: Объясните: а) какие основные правила гигиены вы нарушили, чем это может грозить и к каким последствиям может привести. б) почему щавель нельзя в данном случае назвать экологически чистым растением? Изучая тему урока «Природные сообщества» в 9 и 11 классах, можно предложить следующую экологическую задачу: «На нашем озере Большое сделали запруду. Там стали разводить уток. Весенними паводками запруду смыло, и вся вода ушла в озеро. Через некоторое время выяснилось, что в озере погибло много рыбы». Задание: Объясните, почему это произошло. Какие последствия ещё можно наблюдать в дальнейшем? Основной результат этой ступени – это гармонизация содержания экологического образования и обучения природосберегающим технологиям на основе регионального компонента. Третья ступень охватывает учащихся 10-11 классов. Здесь особое место должно уделяться интегрированному экологическому обучению, связывая общей целью многие школьные дисциплины, которые способны более углубленно понимать основные экологические законы, обусловленные круговоротом веществ и энергии, а также процессы динамического равновесия в природе, диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность природы и общества. Так, например, в 11 классе проводится интегрированный урок химия-биология по теме «Влияние антропогенных факторов на окружающую среду». Целью урока было перенести глобальные экологические проблемы на бытовой и личностный уровень. В ходе урока учащиеся заполняли анкеты, в которых также предлагали свои варианты решений экологических проблем. Учащиеся старших классов более детально изучают экологическую обстановку своего села, проводят параллель с мировыми экологическими проблемами. В ходе своей работы они ведут исследовательскую деятельность, пишут рефераты, делают сообщения. Ими были изучены география, химический состав, растительный и животный мир озера Большое. По завершению работы пишутся доклады, научные проекты. Конечно, эта работа проводилась и во внеурочное время, на дополнительных занятиях. Основной результат этой ступени – формирование активной природосберегающей позиции. Самое главное, чтобы эта работа не была эпизодической, а укладывалась в рамки системы, то есть должна быть педагогическая технология по формирования активной природосберегающей позиции. Подобный опыт работы у нас уже есть. Химические, экологические и природоохранные понятия тесно взаимосвязаны. Поэтому химия – предмет, на каждый урок которого можно внедрять экологический и региональный компонент, осуществляя межпредметные связи с биологией, географией, физикой, математикой. Цели, которые я реализовываю на всех этапах обучения: 1.Обеспечить понимания причин умирания озера Большое; 2. Научить определять факторы, несущие гибель окружающей среде и по мере возможности предотвращать их появление; 3. Воспитывать бережное отношение к своей малой Родине. Например, понятие «химический элемент» позволяет описать качественный и количественный состав живой и неживой (неорганической) природы; ввести понятие «биогенные элементы», т. е. элементы, необходимые для существования живых организмов; проанализировать негативную сторону интенсивного загрязнения окружающей среды. • Другой пример - понятие «вещество». Помимо традиционных понятий о составе, строении и свойствах вещества появляется возможность обратить внимание учащихся на некоторые важнейшие биологические функции вещества, как на уровне отдельного организма, так и на уровне экосистемы или биосферы в целом, рассказать о двойственной роли вещества в природе в зависимости от его концентрации в экосистеме (избыток или недостаток одного и того же вещества оказывает на живой организм различное воздействие). О загрязнении окружающей природной среды и источниках загрязнения, вводим новые понятия: предельно допустимые концентрации (ПДК) для вредных соединений. Внедряя экологический и региональный компонент на уроках химии, стараюсь на конкретных примерах убедить учащихся в необходимости охраны окружающей среды; сообщить им необходимый минимум сведений об экологической обстановке Бородулихинского района. Самая главная достопримечательность села Бородулиха озеро Большое. (Слайд № 9). С древних времен озеро Большое привлекало людей своей красотой и обилием дичи. Горько – соленные воды озера не всегда были так перенасыщены солями и илом, как сейчас потому, что в него впадали паводковые воды по всему периметру и все лето текла небольшая речушка, берущая начало из родников. Все старожилы Бородулихи знают, что в озере была рыба, выводили потомство перелетные птицы: утки, гуси и дикие лебеди. Берега его окаймляли заросли камыша, да и глубина озера достигала 4-6 метров и более. Однако вследствие обмеления и загрязнения, примерно с 1964 года, исчезла рыба, а в 1978 – 1979 годах водоем покинула ондатра. В 8 классе на уроках химии при изучении темы «Первоначальные химические понятия» говорим о веществах, которые отрицательно влияют на окружающую среду. Ставлю вопрос: какой запах, вы ощущаете в конце лета со стороны озера «Большого»? Неприятный с запахом «тухлых яиц». Как он влияет на ваше самочувствие? Ставлю проблему: Откуда этот запах, что это за вещество? Почему оно образовалось? Называю, что это сероводород пишем реакцию: H2 + S = H2S ↑ Сероводород – сильный нервно – токсичный яд, при вдыхании его в концентрации 1 мл/л почти мгновенно развивается отравление в результате, которого наступает смерть от остановки дыхания. При изучении темы «Вода. Растворы. Основания», «Природные воды и способы их очистки» задаю вопрос: «А много ли у нас чистой воды?» Учащиеся приходит к выводу, что нет, и что в селе Бородулиха существует экологическая проблема - это проблема Озера «Большого». Изучаем причины загрязнения озера. 1. Химикаты с полей, сносимые талыми водами. 2. Загрязнение бытовыми отходами жителями села Бородулиха. Основными загрязнителями является: К/Х «Зайтенов» его птицефермы, откормочная площадка для скота в селе Бородулиха и Знаменка. Из-за бесхозяйственного отношения к существовавшим родникам и стокам талых и дождевых вод, питающих озеро пресной водой, понизился уровень воды, вследствие чего резко повысилась концентрация солей. Группа ребят на факультативном занятии провела экспериментальное определение загрязненности воды на экологическую полноценность, и сделали вывод: Очень грязная вода, неблагополучная. Использование техническое с очисткой. При изучении темы «Соли» вспоминаем об озере Большом и говорим о солях, содержащихся в жесткой воде. В результате химических анализов проб воды, почвы из озера Большое, проведенных специалистами ВКОУООС, ВКОУГСЕН установлено следующее: очень низкое содержание растворенного кислорода (2-13 мг/л), что указывает на экспериментальное высокое загрязнение водоема. Наличие сероводорода является показателем сильного загрязнения водоема органическими веществами. В ходе лабораторных исследований обнаружено многократное превышение ПДК, а для водоема содержание вредных веществ, для воды установлено последующим компонентам: по сухому остатку – в 42 раза, по нитратам – в 4 раза, по хлоридам – 34 раза, по сульфатам – 158 раз, по Mg – 69 раз, по меди – в 3 раза, по натрию в 74 раза, по калию – 7 раз, по сероводороду – в 10 раз. По результатам биотестирования, вода в озере оказывает остро токсичное действие на живые организмы. (Слайд № 10). Озеро поглощало и очищало все, пока могло, а теперь выдохлось, исчерпало свои «резервы» и стало дышать на нас ядовитым сероводородом: «Заразили меня, отравляйтесь сами». Так мстит природа за наши необдуманные дела. Возвращаемся к проблеме озера в 9 классе на уроке «Важнейшие соединения серы». Говорим о сероводороде его свойствах. Почему воды озера Большого имеют затхлый запах? Воды озера имеют ярко выраженный затхлый, гнилостный запах с примесью запаха сероводорода. Интенсивность запаха минимальна в мае, максимальна в сентябре. Запах воды вызывают летучие вещества, образующиеся в результате процессов жизнедеятельности водных организмов, при биохимическом разложении органических веществ в аэробных и анаэробных условиях, при химическом взаимодействии компонентов воды, а также с дождями и талыми водами, смывающими с берегов озера продукты жизнедеятельности людей и животных. (Слайды № 11-13). При изучении темы «Жесткость воды» в 9 классе говорим, что минеральный состав воды характеризуется количеством растворенных в ней солей. По химическим факторам воды озеро Большого характеризуется, как воды с высоким солесодержанием. Содержание магния 1121-1520 мг/л в мае и 2061-2277 мг/л в сентябре. Концентрация ионов кальция от 160-176 мг/л в мае месяце до 200-223 мг/л в сентябре. Делаем вывод: такая вода является жесткой. 9 класс «Важнейшие соединения азота». Незначительное содержание минерального азота объясняется его трансформацией под воздействием микроорганизмов из аммиачной формы в нитритную, а затем в нитратную. Часть нитратного азота усваивается живыми организмами, часть выпадает в осадок в виде органических остатков. Основная масса азота нитратного накапливается в донных отложениях озера. В 10 классе при изучении темы «Металлы побочных подгрупп». Говорим, что в водах озера Большого концентрация ионов тяжелых цветных металлов (Cu, Zn, Pb, Cd) колеблется в пределах: Cu 4,5 – 6,2 ПДК, Zn 4,5 – 5,9 ПДК, Pb 1,3-2,3 ПДК, Cd 8,0-12,0 ПДК. С увеличением водородного показателя до 9,3 концентрация цветных металлов уменьшается. Вероятнее всего цветные металлы в виде гидроокисей и карбонатов выпадают в осадок. 10 класс. «Сера. Сероводород. Сульфиды» Напоминаем об экологии нашего края. Рассматриваем процессы, происходящие в озере. Таким образом, начиная с 8 класса, у нас на уроках химии выстраивается система формирования активной природосберегающей позиции учащихся на основе внедрения регионального и экологического компонентов. Такой подход позволяет сохранять преемственность на этапах обучения и осуществлять межпредметные связи с биологией и географией, параллельно вести внеурочную работу в этом направлении. Технология внеурочной работы у нас уже сложилась. Есть возможность поделиться опытом. | |
Просмотров: 3200 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|