Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

Внедрение экологического и регионального компонентов на уроках биологии и химии.
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учётом природных и культурно- исторических особенностей регионов Республики Казахстан, в связи с чем одной из задач проектирования школьного образования признаётся задача разработки содержания его национально- регионального компонента.
Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания учащихся, влюблённых в родную природу, заботящихся о ней. Привлечение школьников к познанию родного края - это процесс дарования им Родины. Это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Разработка региональной составляющей содержания, во взаимосвязи с краеведческим подходом, позволяет установить связь между известными фактами из окружающей действительности и исследованным местным региональным материалом.
Природное, культурно-историческое, социально- экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет учащимся адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
На уроках биологии очень сложно в полной мере осветить все существующие экологические проблемы, так же как и на отдельно взятых уроках химии и географии. Нужно тесное взаимодействие учителей-предметников, которые будут реализовывать общие цели по созданию системы знаний, умений и навыков учащихся для бережного отношения к окружающей среде.
На заседании МО ЕНЦ мы определяем общие направления взаимодействия учителей по формированию на уроках цикла активной природосберегающей позиции школьников:
• Формирование активной природосберегающей позиции школьников через систему знаний о природе региона.
• Гармонизация содержания экологического образования на основе регионального компонента и воспитание природосберегающей позиции школьников.
• Обучение приёмам и методам природосберегающих технологий и методов применения в повседневной жизни.
Общие цели определяют специфику работы каждого предметника по внедрению региональных и экологических компонентов на своих уроках.
Такой подход позволяет изучать не только глобальные экологические проблемы, но и проводить параллель с местными экологическими проблемами.
Так, глобальная проблема опустынивания земель имеет место быть и у нас в районе. Это эрозия почвы, потеря её плодородия. Такая проблема как сужение ареала реликтового соснового бора, исчезновение реликтовых растений коснулась и нас – это сокращение численности популяции сосен вследствие пожаров и вырубки, исчезновение первоцветов из близлежащей зоны села.
Трагедией не только Казахстана, но и уже в мировом масштабе стало обмеление и засоление озера Арал. Эту мысль ясно выразил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун при посещении нашего региона во время своего визита в Казахстан в апреле 2010 года.
В этой связи можно провести параллель с нашей местной экологической проблемой – озеро Большое. По данным 2010 года протяжённость озера составляет 8 квадратных километров. Земля озера относится к государственному земельному запасу. С южной и юго-восточной стороны расположен населённый пункт село Бородулиха, с западной, северной и северо-восточной стороны к озеру примыкают леса Бородулихинского филиала государственного учреждения «Бородулихинский лесной природный резерват «Семей орманы», созданный постановлением правительства РК в 2003 году на базе лесхозов Семипалатинского региона, те земли, что относят к особо охраняемым территориям. В последние годы озеро сильно обмелело, береговая линия местами окаймлена полоской соли, наблюдается загрязнение воды химическими веществами, в связи с чем происходит резкое сокращение флоры и фауны. Резкое сокращение лесных массивов в ближайшей зоне от озера привело к сокращению уровня подземных вод, что тоже привело к спаду уровня воды в озере.
Вот почему стало необходимостью формирования у школьников активной природосберегающей позиции через систему знаний о природе региона.
Внедрение экологического и регионального компонента по биологии проводится в несколько ступеней.
Первая ступень начинается в начальной школе, где дети знакомятся с окружающим миром, осознают единство человека с природой. На этом этапе прививается у учеников любовь к животным и растениям, воспитывается чувство ответственности к ним, вводятся основные экологические понятия. Дети принимают участие в конкурсах рисунков, в предметных неделях. Особое внимание уделяется закладке основ здорового образа жизни.
Вторя ступень экологического и регионального образования, охватывает учащихся 5-9 классов, когда они уже более подробно изучают основные живые природные объекты – растения, животных, организм человека. На этом этапе учащиеся должны уметь находить связи между живыми объектами природы и окружающей средой. Правильно оценивать экологическую обстановку, устанавливать основные причины нарушения экологического равновесия. Знакомя с редкими и исчезающими растениями и животными, ученики должны правильно объяснять причину этого явления, указывать, что именно вмешательство человека привело к такому бедственному положению флору и фауну. Но и сам человек стал «мишенью» экологической атаки. У нас в Бородулихе в связи с нарушением водного баланса в озере Большое наблюдается выделение вредных и ядовитых газов. Результат этого – резкое возрастание кожных болезней, заболевание органов дыхательной системы, нервные расстройства. Учащиеся пишут рефераты, готовят сообщения, где освещают вопросы экологического состояния природы своей местности. Поэтому на этом этапе особенно важно проявить у учащихся бережное отношение к природе, особенно к природе своего края, знать его заповедные уголки, правильно определять природные объекты с нарушенным экологическим равновесием. А также решать стандартные экологические задачи.
Например, при изучении темы «Паразитические черви» в 7 классе, а также темы «Предупреждение желудочно–кишечных заболеваний» в 8 классе учащимся можно предложить следующую экологическую задачу: «Вы отдыхаете на берегу нашего озера. Заходите на ближайшую лесную лужайку и видите сочный кустик щавеля. Срываете и немедленно отправляете в рот. Идёте дальше, срываете травинку и просто жуёте её, наслаждаясь при этом свежим воздухом».
Задание: Объясните: а) какие основные правила гигиены вы нарушили, чем это может грозить и к каким последствиям может привести. б) почему щавель нельзя в данном случае назвать экологически чистым растением?
Изучая тему урока «Природные сообщества» в 9 и 11 классах, можно предложить следующую экологическую задачу: «На нашем озере Большое сделали запруду. Там стали разводить уток. Весенними паводками запруду смыло, и вся вода ушла в озеро. Через некоторое время выяснилось, что в озере погибло много рыбы».
Задание: Объясните, почему это произошло. Какие последствия ещё можно наблюдать в дальнейшем?
Основной результат этой ступени – это гармонизация содержания экологического образования и обучения природосберегающим технологиям на основе регионального компонента.
Третья ступень охватывает учащихся 10-11 классов.
Здесь особое место должно уделяться интегрированному экологическому обучению, связывая общей целью многие школьные дисциплины, которые способны более углубленно понимать основные экологические законы, обусловленные круговоротом веществ и энергии, а также процессы динамического равновесия в природе, диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность природы и общества.
Так, например, в 11 классе проводится интегрированный урок химия-биология по теме «Влияние антропогенных факторов на окружающую среду». Целью урока было перенести глобальные экологические проблемы на бытовой и личностный уровень. В ходе урока учащиеся заполняли анкеты, в которых также предлагали свои варианты решений экологических проблем.
Учащиеся старших классов более детально изучают экологическую обстановку своего села, проводят параллель с мировыми экологическими проблемами. В ходе своей работы они ведут исследовательскую деятельность, пишут рефераты, делают сообщения. Ими были изучены география, химический состав, растительный и животный мир озера Большое. По завершению работы пишутся доклады, научные проекты. Конечно, эта работа проводилась и во внеурочное время, на дополнительных занятиях.
Основной результат этой ступени – формирование активной природосберегающей позиции.
Самое главное, чтобы эта работа не была эпизодической, а укладывалась в рамки системы, то есть должна быть педагогическая технология по формирования активной природосберегающей позиции. Подобный опыт работы у нас уже есть.
Химические, экологические и природоохранные понятия тесно взаимосвязаны. Поэтому химия – предмет, на каждый урок которого можно внедрять экологический и региональный компонент, осуществляя межпредметные связи с биологией, географией, физикой, математикой. Цели, которые я реализовываю на всех этапах обучения:
1.Обеспечить понимания причин умирания озера Большое;
2. Научить определять факторы, несущие гибель окружающей среде и по мере возможности предотвращать их появление;
3. Воспитывать бережное отношение к своей малой Родине.
Например, понятие «химический элемент» позволяет описать качественный и количественный состав живой и неживой (неорганической) природы; ввести понятие «биогенные элементы», т. е. элементы, необходимые для существования живых организмов; проанализировать негативную сторону интенсивного загрязнения окружающей среды.
• Другой пример - понятие «вещество». Помимо традиционных понятий о составе, строении и свойствах вещества появляется возможность обратить внимание учащихся на некоторые важнейшие биологические функции вещества, как на уровне отдельного организма, так и на уровне экосистемы или биосферы в целом, рассказать о двойственной роли вещества в природе в зависимости от его концентрации в экосистеме (избыток или недостаток одного и того же вещества оказывает на живой организм различное воздействие). О загрязнении окружающей природной среды и источниках загрязнения, вводим новые понятия: предельно допустимые концентрации (ПДК) для вредных соединений.
Внедряя экологический и региональный компонент на уроках химии, стараюсь на конкретных примерах убедить учащихся в необходимости охраны окружающей среды; сообщить им необходимый минимум сведений об экологической обстановке Бородулихинского района. Самая главная достопримечательность села Бородулиха озеро Большое. (Слайд № 9). С древних времен озеро Большое привлекало людей своей красотой и обилием дичи. Горько – соленные воды озера не всегда были так перенасыщены солями и илом, как сейчас потому, что в него впадали паводковые воды по всему периметру и все лето текла небольшая речушка, берущая начало из родников. Все старожилы Бородулихи знают, что в озере была рыба, выводили потомство перелетные птицы: утки, гуси и дикие лебеди. Берега его окаймляли заросли камыша, да и глубина озера достигала 4-6 метров и более. Однако вследствие обмеления и загрязнения, примерно с 1964 года, исчезла рыба, а в 1978 – 1979 годах водоем покинула ондатра.
В 8 классе на уроках химии при изучении темы «Первоначальные химические понятия» говорим о веществах, которые отрицательно влияют на окружающую среду. Ставлю вопрос: какой запах, вы ощущаете в конце лета со стороны озера «Большого»? Неприятный с запахом «тухлых яиц». Как он влияет на ваше самочувствие? Ставлю проблему: Откуда этот запах, что это за вещество? Почему оно образовалось?
Называю, что это сероводород пишем реакцию:
H2 + S = H2S ↑
Сероводород – сильный нервно – токсичный яд, при вдыхании его в концентрации 1 мл/л почти мгновенно развивается отравление в результате, которого наступает смерть от остановки дыхания. При изучении темы «Вода. Растворы. Основания», «Природные воды и способы их очистки» задаю вопрос: «А много ли у нас чистой воды?» Учащиеся приходит к выводу, что нет, и что в селе Бородулиха существует экологическая проблема - это проблема Озера «Большого». Изучаем причины загрязнения озера.
1. Химикаты с полей, сносимые талыми водами.
2. Загрязнение бытовыми отходами жителями села Бородулиха.
Основными загрязнителями является: К/Х «Зайтенов» его птицефермы, откормочная площадка для скота в селе Бородулиха и Знаменка. Из-за бесхозяйственного отношения к существовавшим родникам и стокам талых и дождевых вод, питающих озеро пресной водой, понизился уровень воды, вследствие чего резко повысилась концентрация солей.
Группа ребят на факультативном занятии провела экспериментальное определение загрязненности воды на экологическую полноценность, и сделали вывод: Очень грязная вода, неблагополучная. Использование техническое с очисткой. При изучении темы «Соли» вспоминаем об озере Большом и говорим о солях, содержащихся в жесткой воде.
В результате химических анализов проб воды, почвы из озера Большое, проведенных специалистами ВКОУООС, ВКОУГСЕН установлено следующее: очень низкое содержание растворенного кислорода (2-13 мг/л), что указывает на экспериментальное высокое загрязнение водоема. Наличие сероводорода является показателем сильного загрязнения водоема органическими веществами. В ходе лабораторных исследований обнаружено многократное превышение ПДК, а для водоема содержание вредных веществ, для воды установлено последующим компонентам: по сухому остатку – в 42 раза, по нитратам – в 4 раза, по хлоридам – 34 раза, по сульфатам – 158 раз, по Mg – 69 раз, по меди – в 3 раза, по натрию в 74 раза, по калию – 7 раз, по сероводороду – в 10 раз. По результатам биотестирования, вода в озере оказывает остро токсичное действие на живые организмы. (Слайд № 10).
Озеро поглощало и очищало все, пока могло, а теперь выдохлось, исчерпало свои «резервы» и стало дышать на нас ядовитым сероводородом: «Заразили меня, отравляйтесь сами». Так мстит природа за наши необдуманные дела.
Возвращаемся к проблеме озера в 9 классе на уроке «Важнейшие соединения серы». Говорим о сероводороде его свойствах. Почему воды озера Большого имеют затхлый запах? Воды озера имеют ярко выраженный затхлый, гнилостный запах с примесью запаха сероводорода. Интенсивность запаха минимальна в мае, максимальна в сентябре. Запах воды вызывают летучие вещества, образующиеся в результате процессов жизнедеятельности водных организмов, при биохимическом разложении органических веществ в аэробных и анаэробных условиях, при химическом взаимодействии компонентов воды, а также с дождями и талыми водами, смывающими с берегов озера продукты жизнедеятельности людей и животных. (Слайды № 11-13).
При изучении темы «Жесткость воды» в 9 классе говорим, что минеральный состав воды характеризуется количеством растворенных в ней солей. По химическим факторам воды озеро Большого характеризуется, как воды с высоким солесодержанием. Содержание магния 1121-1520 мг/л в мае и 2061-2277 мг/л в сентябре. Концентрация ионов кальция от 160-176 мг/л в мае месяце до 200-223 мг/л в сентябре. Делаем вывод: такая вода является жесткой.
9 класс «Важнейшие соединения азота». Незначительное содержание минерального азота объясняется его трансформацией под воздействием микроорганизмов из аммиачной формы в нитритную, а затем в нитратную. Часть нитратного азота усваивается живыми организмами, часть выпадает в осадок в виде органических остатков. Основная масса азота нитратного накапливается в донных отложениях озера.
В 10 классе при изучении темы «Металлы побочных подгрупп». Говорим, что в водах озера Большого концентрация ионов тяжелых цветных металлов (Cu, Zn, Pb, Cd) колеблется в пределах: Cu 4,5 – 6,2 ПДК, Zn 4,5 – 5,9 ПДК, Pb 1,3-2,3 ПДК, Cd 8,0-12,0 ПДК. С увеличением водородного показателя до 9,3 концентрация цветных металлов уменьшается. Вероятнее всего цветные металлы в виде гидроокисей и карбонатов выпадают в осадок.
10 класс. «Сера. Сероводород. Сульфиды» Напоминаем об экологии нашего края. Рассматриваем процессы, происходящие в озере.
Таким образом, начиная с 8 класса, у нас на уроках химии выстраивается система формирования активной природосберегающей позиции учащихся на основе внедрения регионального и экологического компонентов. Такой подход позволяет сохранять преемственность на этапах обучения и осуществлять межпредметные связи с биологией и географией, параллельно вести внеурочную работу в этом направлении.
Технология внеурочной работы у нас уже сложилась. Есть возможность поделиться опытом.
Категория: Биология | Добавил: Акуленко (2013-02-28)
Просмотров: 3200 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru