Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология |
9 класс Тема: «Наследственные заболевания человека». Цель: выяснить причины и разнообразие наследственных заболеваний, меры профилактики их возникновения и возможность лечения; методы изучения наследственности. Задачи: Образ. – создать условия для формирования понятий о наследственных заболеваниях, их характерных особенностей; причины возникновения, меры профилактики и возможности лечения; ознакомиться с методами изучения наследственности. Разв.- умение работать в группе; работа с раздаточным материалом, выявление по тексту необходимой информации; умение работать с дополнительной литературой, создание и защита презентаций (слайдов); развивать способности анализировать полученную информацию. Восп.- показать роль мутаций и появление мутаций у человека, формировать толерантное отношение к людям, которые имеют наследственные заболевания. Тип урока: урок – практикум Метод: интерактивные методы работы – интерактивные упражнения и задания, работа в группах Наглядное пособие: презентация (показ слайдов), аппликации, схемы, раздаточный дидактический материал. План урока: I. Побуждения. Мотивация деятельности учащихся (введение в тему). Составление мини текста по опорным терминам. Время 3-5 минут. II. Осмысление. Изучение нового материала: - работа в группах по интерактивным заданиям (составление кариотипа организма, генетические карты; изучение морфо-физиологических особенностей наследственных заболеваний, заполнение таблицы по инструктивной карте)- 13-15 мин. - выступление учащихся по опережающему домашнему заданию, сообщение учащихся- 3-4 мин. III. Рефлексия: - работа по индивидуальным карточкам – 3 мин. - работа по тестам – 7-9 мин. IV. Подведение итогов, выставление оценок. I. Побуждение. Мотивация деятельности учащихся (введение в тему): Задание: Даны опорные слова, необходимо составить мини рассказ. 3-5 минут, зачитать работы. (организм, факторы, изменения, мутации, ДНК, заболевания, клетка). Заслушать варианты ответов учащихся. Обратить внимание на единую мысль в текстах, перейти в теме урока. II. Осмысление. Изучение нового материала: Действительно, вы правы, главное, что прозвучало в ваших мини рассказах, что многие факторы вызывают изменения в молекуле ДНК (мутации), что приводит к возникновению разных заболеваний. Сегодня на уроке мы будет говорить о наследственных заболеваниях человека. Тема – слайд 1 «Наследственные заболевания человека». Эпиграф – слайд 2 « Быть хорошо рождённым – право каждого человека » Л.Н.Толстой ? Что такое «наследственные заболевания»? (ответ) ? Что такое «врождённые болезни»? (ответ) ? Как вы думаете, что одно и тоже или нет? (ответ) Нередко ошибочно термины «наследственная болезнь» и «врожденная болезнь» употребляются как синонимы, однако врожденными болезнями называют те заболевания, которые имеются уже при рождении ребенка и могут быть обусловлены как наследственными, так и экзогенными факторами. ? Как вы думаете, что является главной причиной наследственных заболеваний? Наследственные заболевания – заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями. – слайд 3 ? Что такое мутации? ? Что такое генные мутации? ? Что такое хромосомные мутации? ? Что такое геномные мутации? Сегодня на уроке, мы познакомимся с примерами наследственных заболеваний человека, обратим внимание на их особенности, и выясните, к какому виду мутаций относятся они. Работа в группах: Ребята, сейчас вы будете работать в группах, вы, не просто ученики, а будете медико-генетические консультантами. Давайте посмотрим в глоссарии, что такое медико-генетическое консультирование. Медико-генетическое консультирование — вид медицинской помощи населению, направленной на профилактику наследственных болезней. Оказывается в медико-генетических консультациях и специализированных научно-исследовательских медицинских институтах. Основными задачами М.-г.к. являются: определение прогноза в отношении будущего потомства в семьях. Вам предстоит работать с людьми, которые обращаются в центр «Планирование семьи» с целью предупреждения появления в семье больных детей. Ваша задача в каждом конкретном случае внимательно проанализировать риск появления больного потомства и отразить результат в своём заключении. Вам выдан конверт, в котором содержится информация о генотипе не рождённого ещё ребёнка, вам необходимо установить, есть ли вероятность рождения ребёнка с наследственным заболеванием. Откройте конверт, там набор хромосом, разложите их по порядку, согласно набору хромосом человека (учитываю последовательность цветов в радуге). ? Давайте, вспомним: сколько всего хромосом имеет здоровый генотип человека? (46) ? Сколько пар хромосом имеет человек? (23 пары гомологичных хромосом) Вам необходимо данные пары хромосом разложить попарно от 1 до 23 пары, согласно цветам радуги……(однотонные, с 1 полоской, с 2 полосками, с 3 полосками). Разложив, обратите внимание на ту пару хромосом (аутосом или половых хромосом) где есть изменения, определите данное заболевание. Вам дана таблица, заполнить её и переработать текст «Наследственные заболевания». Работа в группах. Группа № 1. Слайд 4 Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии (мутаций), при которой чаще всего кариотип (генотип) представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (ХХХ). Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт: «плоское лицо», плоский затылок, короткая широкая шея, плоская переносица лица, короткий нос,глаза маленькие округлые, приподняты уголки глаз. Полость рта немного меньше, чем у здоровых людей, а вот сам язычок, напротив, больше, поэтому они имеют привычку постоянно высовывать язык, при этом рот всегда приоткрытый. Люди с синдромом Дауна имеют отставания в психо-физическом развитии, но при специальном обучении можно добиться не плохих результатов. Частота рождений детей с синдромом Дауна 1 на 800 или 1000. Точная причина этого неизвестна, но, по-видимому, она как-то связана с возрастом яйцеклеток матери. При помощи цитогенетического метода можно установить синдром Дауна, даже ещё при эмбриональном развитии. Группа № 2. Гемофилия - наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови. Гемофилия появляется из-за изменения одного гена в половой Х хромосоме. Данное заболевание передаётся через рецессивный признак половой Х хромосомы. Носителем гена данного заболевания является женщина, а болеют только мужчины (генотип мужчин страдающих гемофилией - ХhУ). Поэтому, данное заболевание сцеплено с полом. При этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства. При гемофилии резко возрастает опасность гибели пациента от кровоизлияния в мозг и другие, жизненно важные органы, даже при незначительной травме. Больные с тяжёлой формой гемофилии подвергаются инвалидизации, т.е. становятся инвалидами. Частота рождений людей с гемофилией 1 на 30.000 человек мужского населения. При помощи изучения родословной, можно установить многие наследственные заболевания, в том числе и гемофилию. Смотрите учебник стр. 202 рис. 84 Наследование гемофилии прямыми потомками королевы Виктории. Группа № 3. Синдром Клайнфельтера — генетическое заболевание, которым страдают только мужчины. В генотипе мужчин в половой хромосоме ХУ присоединяется лишняя Х хромосома, поэтому генотип половых хромосом у мужчин ХХУ, т.е. генотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46 хромосом. У людей с данным синдромом отставания в физиологическом развитии (недоразвитость половых желёз, чаще бесплодие), умственная отсталость, мужчины имеют очень высокий рост, не пропорциональное туловище, длинные руки и ноги. Частота рождений людей с синдромом Клайнфельтера 1 на 1.000 человек мужского населения. При помощи цитогенетического метода можно установить синдром Клайнфельтера. Причина возникновения данного синдрома, это неравномерное распределение половых хромосом в ходе развития гамет. Группа № 4. Болезнь Шершевского -Тернера – генетическое заболевание, которым страдают только женщины. В генотипе женщин в половой хромосоме отсутствует одна Х хромосома, вместо двух ХХ хромосом, т.е. генотип представлен 45 хромосомами вместо нормальных 46 хромосом. У людей с данным синдромом наблюдается замедленность полового созревания, что порождает бесплодность, женщины, имеют низкий рост, умственная отсталость, низкая способность к труду. Частота рождений людей с болезнью 4 на 1.000 человек женского населения. Причина возникновения данного синдрома, это неравномерное распределение половых хромосом в ходе развития гамет. Инструкция к работе: 1. Разложите хромосомы генотипа данного организма, установите, где произошли изменения в генотипе человека (аппликация генотипа наследственного заболевания). 2. Определить, где в какой паре хромосом есть изменения, укажите в таблице. 3. Установите название наследственного заболевания, согласно изменениям в генотипе. 4. Определить, к какому виду мутаций относится данное заболевание. 5. Отличительные морфо-физиологические признаки. 6. Обратите внимание на частоту рождаемости с таким заболеванием. 7. Метод изучение данного наследственного заболевания (суть метода прочитать по учебнику стр. 202 п.44). Данные внести в таблицу. Таблица: Название наследственного заболевания – Изменения в генотипе (определить, где в какой паре хромосом есть изменения) Вид мутации данное заболевание Признаки заболевания Частота рождаемости с данным наследственным заболеванием среди населения Метод генетики (при помощи которого можно изучать наследственное заболевание) Выступление учащихся с групп, ответы по вопросам, данные занести в таблицу. (генотипы вывешиваются на доску). Работа на 5-7 минут, защита на 1-1,5 мин.. Физ минутка - Упражнение для глаз « Фигуры». Нарисовать глазами квадрат, круг, треугольник, овал, ромб по часовой стрелке, а затем - против часовой стрелки. Посмотрите на кончик носа, на самый дальним предмет класса. Посмотреть в правый верхний угол класса, закрыть глаза на сек 5 и открыть глаза. Выступление учениц с опережающее Д/з: презентация наследственных заболеваний (показ слайдов) – Мироненко Н., Тыныбекова М.- СЛАЙДЫ 3-4 мин. Вопросы группам: обобщение материала На уроке вы ознакомились со многими наследственными заболеваниями, убедились, что все они разные, имеют свои характерные особенности, и каждое из этих наследственных заболеваний можно определить и изучить использую определённый метод в генетики. ? Какие используются методы, при помощи которых можно изучать наследственные заболевания? (генеалогический, цитогенетический и близнецовый) – показ слайда 5, 6. Смотрите стр. 203 п. 44 рис. 85, 86. ? Как вы думаете, чем обусловлены возникновения наследственных заболеваний? (мутациями) ? Что такое мутации? (изменения) ? По причине чего возникают мутации? Задание: в каждой группе лежит по 2 стрелки, необходимо на них написать причины (факторы), которые вызывают мутации (вывесить на доску). 2-3 мин. Показ слайда 6 - факторы, вызывающие мутации. Сравнить с работой групп, обсудить. Факторы риска возникновения наследственных заболеваний слайд 7 1 Физические факторы (различные виды излучения: ультрафиолетовое излучение, ренгеновское (флюрограмма), радиоактивное; УЗИ (ультрозвуковое излучение), бытовая техника, компьютор, сотовые телефоны и др.) 2 Химические факторы (соли тяжёлых Ме (свинец, ртуть), формальдегиды, красители, гербициды, наркотики, алкоголь, никотин, некоторые лекарственные препараты и др.) 3 Биологические факторы (вирусы оспы, ветряной оспы, эпидемического паротита, гриппа, кори, гепатита и др.) ? Почему необходимо изучать наследственные заболевания по биологии? (ответы учащихся) (тема актуальная, важно знать для того, чтобы предостеречь себя, своё потомство от возможных заболеваний. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицине, а на 75% зависит? Как вы думаете от чего? (зависит от образа жизни). ? В чём заключаются профилактические меры? Профилактика: слайд 8. 1 Медико-генетическое консультирование при беременности в возрасте 35 лет и старше, наличии наследственных болезней в родословной. 2 Исключение родственных браков. Рефлексия: - работа по индивидуальным карточкам. У каждого карточка с индивидуальными вопросами, ВАМ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС, ответы записывайте в ячейки рядом. Время 3-4 минуты. Давайте попробуем проверить, что у вас получилось, вам необходимо обратить внимание на буквы которые стоят у вас в ячейках серого цвета, если соединить все буквы, то получится фраза «Я МОЛОДЕЦ». Если данная фраза у вас получилась, это говорит о том, что вы справились с заданием, молодцы. (задания по индивидуальным карточкам). Карточка № 1. 1. Главная часть эукариотической клетки __ __ __ __ 2. Действие солей тяжёлых Ме (свинеца, ртути), формальдегиды, красители может вызвать в живом организме __ __ __ __ __ __ __ 3. В состав, каких структур клетки входит молекула ДНК __ __ __ __ __ __ __ __ 4. Как называется человека, который лишён пигментации __ __ __ __ __ __ __ __ 5. Группа генов, полученная от родителей называется __ __ __ __ __ __ __ 6. Если происходят увеличение Х хромосомы в 21 паре хромосом, то это синдром __ __ __ __ __ 7. Наука, изучающая наследственность организма __ __ __ __ __ __ __ __ 8. Название женской гаметы __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Карточка № 2. 1. Какая структура клетки содержит хромосомы __ __ __ __ 2. Как называется пигмент, входящий в состав кожи, волос __ __ __ __ __ __ __ 3. Как называются нитевидные структуры, в которых храниться наследственная информация __ __ __ __ __ __ __ __ __ 4. Свойство организмов, сохранять и передавать признаки из поколения в поколение __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 5. Внешнее проявление генотипа это __ __ __ __ __ __ __ 6. Как называются признаки, которые проявляются у организма это __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 7. Наименьший участок хромосом __ __ __ 8. Название половой клетки женского организма __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Карточка № 3. 1. Женская гамета __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 2. Действие ультрафиолетовых, рентгеновских, радиоактивных лучей может вызвать в организме __ __ __ __ __ __ __ 3. У здорового человека в генотипе 46 __ __ __ __ __ __ __ __ 4. Наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови __ __ __ __ __ __ __ __ __ 5. Округлое тельце клетки __ __ __ __ 6. Если генотип пишут заглавной латинской буквой, например А, то это указывает на то, что данный признак __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 7. Внешнее проявление генотипа у организма это __ __ __ __ __ __ __ 8. Какой метод генетики позволяет изучать рождение двойняшек, близнецов __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Карточка № 4. 1. Как называется женская половая клетка __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 2. Как называются изменения в генетическом материале организма __ __ __ __ __ __ __ 3. Как называется наследственное заболевание, связанное с преждевременным старением организма __ __ __ __ __ __ __ __ 4. Если рождается 2, 3 ребёнка одного пола (мальчики или девочки), то их называют __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 5. Внешнее проявление генотипа это __ __ __ __ __ __ __ 6. В генетике существуют альтернативные признаки: рецессивный и __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 7. Наименьший участок хромосом __ __ __ 8. Жидкая часть клетки __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ Проверка знаний: А для оценивания вас, вам необходимо выполнить тестовое задание. 5-7 минут. Проверочная работа: тест по генетике. Заключение: ребята, сегодня на уроке вы побывали в роли медиков – генетиков. Конечно, медико-генетическое консультирование - это сложный процесс, и вы увидели лишь малую его часть. Мне хочется, чтобы вы знали, что данное консультирование предупреждает рождение больных детей в 3-5% семей, обратившихся по поводу прогноза здоровья будущего ребёнка. Наследственных заболеваний очень много, постоянно учёные открывают всё новые и новые. Однако мы видим, что огромные шаги по защите наследственности человека или её «улучшению» уже сделаны. Но генетики продолжают работать. И современные медицинские генетики дают в руки не только медицине, но и всему обществу оружие для избавления от накопленной в предыдущих поколениях наследственной патологии и предотвращения наследственной угрозы от факторов окружающей среды. С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями. И в конце урока я хотела бы вернуться к словам эпиграфа, которые звучал в начале урока «Быть хорошо рождённым – право каждого человека» Л.Н.Толстой. И самое главное вы должны помнить, что среди нас в нашем обществе есть такие люди, и мы должны толерантно (терпимо) относиться к ним, они тоже имеют право на жизнь. Спасибо за урок. Будьте здоровы!!! | |
Просмотров: 4603 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|