Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Биология

разработка урока по генетики "Наследственные заболевания человека"
9 класс

Тема: «Наследственные заболевания человека».

Цель: выяснить причины и разнообразие наследственных заболеваний, меры профилактики их возникновения и возможность лечения; методы изучения наследственности.

Задачи:
Образ. – создать условия для формирования понятий о наследственных заболеваниях, их характерных особенностей; причины возникновения, меры профилактики и возможности лечения; ознакомиться с методами изучения наследственности.
Разв.- умение работать в группе; работа с раздаточным материалом, выявление по тексту необходимой информации; умение работать с дополнительной литературой, создание и защита презентаций (слайдов); развивать способности анализировать полученную информацию.
Восп.- показать роль мутаций и появление мутаций у человека, формировать толерантное отношение к людям, которые имеют наследственные заболевания.

Тип урока: урок – практикум

Метод: интерактивные методы работы – интерактивные упражнения и задания, работа в группах

Наглядное пособие: презентация (показ слайдов), аппликации, схемы, раздаточный дидактический материал.

План урока:
I. Побуждения. Мотивация деятельности учащихся (введение в тему). Составление мини текста по опорным терминам. Время 3-5 минут.
II. Осмысление. Изучение нового материала:
- работа в группах по интерактивным заданиям (составление кариотипа организма, генетические карты; изучение морфо-физиологических особенностей наследственных заболеваний, заполнение таблицы по инструктивной карте)- 13-15 мин.
- выступление учащихся по опережающему домашнему заданию, сообщение учащихся- 3-4 мин.
III. Рефлексия: - работа по индивидуальным карточкам – 3 мин.
- работа по тестам – 7-9 мин.
IV. Подведение итогов, выставление оценок.

I. Побуждение. Мотивация деятельности учащихся (введение в тему):
Задание: Даны опорные слова, необходимо составить мини рассказ. 3-5 минут, зачитать работы.
(организм, факторы, изменения, мутации, ДНК, заболевания, клетка). Заслушать варианты ответов учащихся. Обратить внимание на единую мысль в текстах, перейти в теме урока.

II. Осмысление. Изучение нового материала:

Действительно, вы правы, главное, что прозвучало в ваших мини рассказах, что многие факторы вызывают изменения в молекуле ДНК (мутации), что приводит к возникновению разных заболеваний. Сегодня на уроке мы будет говорить о наследственных заболеваниях человека.
Тема – слайд 1 «Наследственные заболевания человека».

Эпиграф – слайд 2 « Быть хорошо рождённым – право каждого человека »
Л.Н.Толстой

? Что такое «наследственные заболевания»? (ответ)
? Что такое «врождённые болезни»? (ответ)
? Как вы думаете, что одно и тоже или нет? (ответ)
Нередко ошибочно термины «наследственная болезнь» и «врожденная болезнь» употребляются как синонимы, однако врожденными болезнями называют те заболевания, которые имеются уже при рождении ребенка и могут быть обусловлены как наследственными, так и экзогенными факторами.
? Как вы думаете, что является главной причиной наследственных заболеваний?

Наследственные заболевания – заболевания человека, обусловленные хромосомными и генными мутациями. – слайд 3
? Что такое мутации?
? Что такое генные мутации?
? Что такое хромосомные мутации?
? Что такое геномные мутации?

Сегодня на уроке, мы познакомимся с примерами наследственных заболеваний человека, обратим внимание на их особенности, и выясните, к какому виду мутаций относятся они.
Работа в группах:
Ребята, сейчас вы будете работать в группах, вы, не просто ученики, а будете медико-генетические консультантами. Давайте посмотрим в глоссарии, что такое медико-генетическое консультирование.

Медико-генетическое консультирование — вид медицинской помощи населению, направленной на профилактику наследственных болезней. Оказывается в медико-генетических консультациях и специализированных научно-исследовательских медицинских институтах. Основными задачами М.-г.к. являются: определение прогноза в отношении будущего потомства в семьях.
Вам предстоит работать с людьми, которые обращаются в центр «Планирование семьи» с целью предупреждения появления в семье больных детей. Ваша задача в каждом конкретном случае внимательно проанализировать риск появления больного потомства и отразить результат в своём заключении.
Вам выдан конверт, в котором содержится информация о генотипе не рождённого ещё ребёнка, вам необходимо установить, есть ли вероятность рождения ребёнка с наследственным заболеванием.
Откройте конверт, там набор хромосом, разложите их по порядку, согласно набору хромосом человека (учитываю последовательность цветов в радуге).
? Давайте, вспомним: сколько всего хромосом имеет здоровый генотип человека? (46)
? Сколько пар хромосом имеет человек? (23 пары гомологичных хромосом)
Вам необходимо данные пары хромосом разложить попарно от 1 до 23 пары, согласно цветам радуги……(однотонные, с 1 полоской, с 2 полосками, с 3 полосками). Разложив, обратите внимание на ту пару хромосом (аутосом или половых хромосом) где есть изменения, определите данное заболевание. Вам дана таблица, заполнить её и переработать текст «Наследственные заболевания».

Работа в группах.

Группа № 1. Слайд 4

Синдро́м Да́уна (трисомия по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии (мутаций), при которой чаще всего кариотип (генотип) представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (ХХХ). Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году.
Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт: «плоское лицо», плоский затылок, короткая широкая шея, плоская переносица лица, короткий нос,глаза маленькие округлые, приподняты уголки глаз. Полость рта немного меньше, чем у здоровых людей, а вот сам язычок, напротив, больше, поэтому они имеют привычку постоянно высовывать язык, при этом рот всегда приоткрытый. Люди с синдромом Дауна имеют отставания в психо-физическом развитии, но при специальном обучении можно добиться не плохих результатов.
Частота рождений детей с синдромом Дауна 1 на 800 или 1000.
Точная причина этого неизвестна, но, по-видимому, она как-то связана с возрастом яйцеклеток матери. При помощи цитогенетического метода можно установить синдром Дауна, даже ещё при эмбриональном развитии.

Группа № 2.

Гемофилия - наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови. Гемофилия появляется из-за изменения одного гена в половой Х хромосоме. Данное заболевание передаётся через рецессивный признак половой Х хромосомы. Носителем гена данного заболевания является женщина, а болеют только мужчины (генотип мужчин страдающих гемофилией - ХhУ). Поэтому, данное заболевание сцеплено с полом.
При этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы, как спонтанные, так и в результате травмы или хирургического вмешательства. При гемофилии резко возрастает опасность гибели пациента от кровоизлияния в мозг и другие, жизненно важные органы, даже при незначительной травме. Больные с тяжёлой формой гемофилии подвергаются инвалидизации, т.е. становятся инвалидами.
Частота рождений людей с гемофилией 1 на 30.000 человек мужского населения. При помощи изучения родословной, можно установить многие наследственные заболевания, в том числе и гемофилию.

Смотрите учебник стр. 202 рис. 84 Наследование гемофилии прямыми потомками королевы Виктории.

Группа № 3.

Синдром Клайнфельтера — генетическое заболевание, которым страдают только мужчины. В генотипе мужчин в половой хромосоме ХУ присоединяется лишняя Х хромосома, поэтому генотип половых хромосом у мужчин ХХУ, т.е. генотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46 хромосом.
У людей с данным синдромом отставания в физиологическом развитии (недоразвитость половых желёз, чаще бесплодие), умственная отсталость, мужчины имеют очень высокий рост, не пропорциональное туловище, длинные руки и ноги.
Частота рождений людей с синдромом Клайнфельтера 1 на 1.000 человек мужского населения.
При помощи цитогенетического метода можно установить синдром Клайнфельтера.
Причина возникновения данного синдрома, это неравномерное распределение половых хромосом в ходе развития гамет.

Группа № 4.
Болезнь Шершевского -Тернера – генетическое заболевание, которым страдают только женщины. В генотипе женщин в половой хромосоме отсутствует одна Х хромосома, вместо двух ХХ хромосом, т.е. генотип представлен 45 хромосомами вместо нормальных 46 хромосом.
У людей с данным синдромом наблюдается замедленность полового созревания, что порождает бесплодность, женщины, имеют низкий рост, умственная отсталость, низкая способность к труду.
Частота рождений людей с болезнью 4 на 1.000 человек женского населения.
Причина возникновения данного синдрома, это неравномерное распределение половых хромосом в ходе развития гамет.

Инструкция к работе:
1. Разложите хромосомы генотипа данного организма, установите, где произошли изменения в генотипе человека (аппликация генотипа наследственного заболевания).
2. Определить, где в какой паре хромосом есть изменения, укажите в таблице.
3. Установите название наследственного заболевания, согласно изменениям в генотипе.
4. Определить, к какому виду мутаций относится данное заболевание.
5. Отличительные морфо-физиологические признаки.
6. Обратите внимание на частоту рождаемости с таким заболеванием.
7. Метод изучение данного наследственного заболевания (суть метода прочитать по учебнику стр. 202 п.44).

Данные внести в таблицу.
Таблица:

Название наследственного заболевания –

Изменения в генотипе
(определить, где в какой паре хромосом есть изменения) Вид мутации данное заболевание Признаки заболевания Частота рождаемости с данным наследственным заболеванием среди населения Метод генетики (при помощи которого можно изучать наследственное заболевание)



Выступление учащихся с групп, ответы по вопросам, данные занести в таблицу. (генотипы вывешиваются на доску). Работа на 5-7 минут, защита на 1-1,5 мин..

Физ минутка - Упражнение для глаз « Фигуры».
Нарисовать глазами квадрат, круг, треугольник, овал, ромб по часовой стрелке, а затем - против
часовой стрелки. Посмотрите на кончик носа, на самый дальним предмет класса. Посмотреть в
правый верхний угол класса, закрыть глаза на сек 5 и открыть глаза.

Выступление учениц с опережающее Д/з: презентация наследственных заболеваний (показ слайдов) – Мироненко Н., Тыныбекова М.- СЛАЙДЫ 3-4 мин.

Вопросы группам: обобщение материала
На уроке вы ознакомились со многими наследственными заболеваниями, убедились, что все они разные, имеют свои характерные особенности, и каждое из этих наследственных заболеваний можно определить и изучить использую определённый метод в генетики.
? Какие используются методы, при помощи которых можно изучать наследственные заболевания? (генеалогический, цитогенетический и близнецовый) – показ слайда 5, 6.
Смотрите стр. 203 п. 44 рис. 85, 86.
? Как вы думаете, чем обусловлены возникновения наследственных заболеваний? (мутациями)
? Что такое мутации? (изменения)
? По причине чего возникают мутации?
Задание: в каждой группе лежит по 2 стрелки, необходимо на них написать причины (факторы), которые вызывают мутации (вывесить на доску). 2-3 мин.
Показ слайда 6 - факторы, вызывающие мутации. Сравнить с работой групп, обсудить.

Факторы риска возникновения наследственных заболеваний слайд 7
1 Физические факторы (различные виды излучения: ультрафиолетовое излучение, ренгеновское (флюрограмма), радиоактивное; УЗИ (ультрозвуковое излучение), бытовая техника, компьютор, сотовые телефоны и др.)
2 Химические факторы (соли тяжёлых Ме (свинец, ртуть), формальдегиды, красители, гербициды, наркотики, алкоголь, никотин, некоторые лекарственные препараты и др.)
3 Биологические факторы (вирусы оспы, ветряной оспы, эпидемического паротита, гриппа, кори, гепатита и др.)

? Почему необходимо изучать наследственные заболевания по биологии? (ответы учащихся)
(тема актуальная, важно знать для того, чтобы предостеречь себя, своё потомство от возможных заболеваний. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицине, а на 75% зависит? Как вы думаете от чего? (зависит от образа жизни).
? В чём заключаются профилактические меры?

Профилактика: слайд 8.
1 Медико-генетическое консультирование при беременности в возрасте 35 лет и старше,
наличии наследственных болезней в родословной.
2 Исключение родственных браков.

Рефлексия: - работа по индивидуальным карточкам.
У каждого карточка с индивидуальными вопросами, ВАМ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ НА КАЖДЫЙ ВОПРОС, ответы записывайте в ячейки рядом. Время 3-4 минуты.
Давайте попробуем проверить, что у вас получилось, вам необходимо обратить внимание на буквы которые стоят у вас в ячейках серого цвета, если соединить все буквы, то получится фраза «Я МОЛОДЕЦ». Если данная фраза у вас получилась, это говорит о том, что вы справились с заданием, молодцы. (задания по индивидуальным карточкам).

Карточка № 1.
1. Главная часть эукариотической клетки __ __ __ __
2. Действие солей тяжёлых Ме (свинеца, ртути), формальдегиды, красители может вызвать в живом организме __ __ __ __ __ __ __
3. В состав, каких структур клетки входит молекула ДНК __ __ __ __ __ __ __ __
4. Как называется человека, который лишён пигментации __ __ __ __ __ __ __ __
5. Группа генов, полученная от родителей называется __ __ __ __ __ __ __
6. Если происходят увеличение Х хромосомы в 21 паре хромосом, то это синдром __ __ __ __ __
7. Наука, изучающая наследственность организма __ __ __ __ __ __ __ __
8. Название женской гаметы __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Карточка № 2.
1. Какая структура клетки содержит хромосомы __ __ __ __
2. Как называется пигмент, входящий в состав кожи, волос __ __ __ __ __ __ __
3. Как называются нитевидные структуры, в которых храниться наследственная информация
__ __ __ __ __ __ __ __ __
4. Свойство организмов, сохранять и передавать признаки из поколения в поколение
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
5. Внешнее проявление генотипа это __ __ __ __ __ __ __
6. Как называются признаки, которые проявляются у организма это
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
7. Наименьший участок хромосом __ __ __
8. Название половой клетки женского организма __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Карточка № 3.
1. Женская гамета __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
2. Действие ультрафиолетовых, рентгеновских, радиоактивных лучей может вызвать в организме __ __ __ __ __ __ __
3. У здорового человека в генотипе 46 __ __ __ __ __ __ __ __
4. Наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови
__ __ __ __ __ __ __ __ __
5. Округлое тельце клетки __ __ __ __
6. Если генотип пишут заглавной латинской буквой, например А, то это указывает на то, что данный признак __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
7. Внешнее проявление генотипа у организма это __ __ __ __ __ __ __
8. Какой метод генетики позволяет изучать рождение двойняшек, близнецов
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Карточка № 4.
1. Как называется женская половая клетка __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
2. Как называются изменения в генетическом материале организма __ __ __ __ __ __ __
3. Как называется наследственное заболевание, связанное с преждевременным старением организма __ __ __ __ __ __ __ __
4. Если рождается 2, 3 ребёнка одного пола (мальчики или девочки), то их называют
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __
5. Внешнее проявление генотипа это __ __ __ __ __ __ __
6. В генетике существуют альтернативные признаки: рецессивный и
__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
7. Наименьший участок хромосом __ __ __
8. Жидкая часть клетки __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Проверка знаний: А для оценивания вас, вам необходимо выполнить тестовое задание. 5-7 минут.
Проверочная работа: тест по генетике.

Заключение: ребята, сегодня на уроке вы побывали в роли медиков – генетиков. Конечно, медико-генетическое консультирование - это сложный процесс, и вы увидели лишь малую его часть. Мне хочется, чтобы вы знали, что данное консультирование предупреждает рождение больных детей в 3-5% семей, обратившихся по поводу прогноза здоровья будущего ребёнка. Наследственных заболеваний очень много, постоянно учёные открывают всё новые и новые. Однако мы видим, что огромные шаги по защите наследственности человека или её «улучшению» уже сделаны. Но генетики продолжают работать. И современные медицинские генетики дают в руки не только медицине, но и всему обществу оружие для избавления от накопленной в предыдущих поколениях наследственной патологии и предотвращения наследственной угрозы от факторов окружающей среды.
С точки зрения генетики несчастливыми семьями считаются те, в которых есть дети с наследственными болезнями.
И в конце урока я хотела бы вернуться к словам эпиграфа, которые звучал в начале урока «Быть хорошо рождённым – право каждого человека» Л.Н.Толстой.
И самое главное вы должны помнить, что среди нас в нашем обществе есть такие люди, и мы должны толерантно (терпимо) относиться к ним, они тоже имеют право на жизнь.

Спасибо за урок. Будьте здоровы!!!
Категория: Биология | Добавил: бабочка (2013-02-28)
Просмотров: 4603 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 3:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru