Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Эссе «Результат воспитательного процесса». Бектурганова Айнур Айтмухамбетовна КГУ «Экономическая школа-лицей» город Риддер Восточно-Казахстанская область Воспитание – великое дело: им решается участь человека В.Г.Белинский. Если исходить из того, что школа – учреждение, где ведётся учебная и воспитательная работа, то стоит задаться вопросом, что важнее: обучение или воспитание? С одной стороны, необходимо дать учащимся максимум знаний по основам наук, которые пригодятся им в реализации собственной жизненной программы, то есть будут востребованы в будущей профессиональной деятельности, а также расширят кругозор, позволят ориентироваться во многих областях жизни. Важно ли это? Безусловно, важно. Но представим себе подкованного знаниями, уверенного в себе молодого человека, способного сделать карьеру, показать, на что он способен, но совершенно беспринципного, бездушного. Кому он принесет пользу в будущем, кроме себя самого? Он может многого добиться, показать себя очень знающим специалистом, но кому, кроме него самого, это принесет радость? Современная действительность диктует суровые правила: нужно уметь продвигаться вперёд, доказывать свою профессиональную состоятельность, быть способным выжить в конкурентной борьбе. Трудно спорить с тем, что этому надо учить. Но учить нужно и многому другому: толерантности, умению жить в социуме, решать не только свои, но и общие проблемы, стремлению быть нужным людям, своей стране, всем, кто нуждается в помощи и защите. Вот здесь-то и выступает вперёд институт школьного воспитания. Учитель, какой бы предмет он ни преподавал, является, прежде всего, воспитателем. Он, как никто другой, имеет доступ к душе ребёнка, к его внутреннему миру и может на него воздействовать. Именно эту возможность нужно использовать на все сто процентов. Не секрет, что легче учить, чем впоследствии переучивать. Этот постулат справедлив и в сфере воспитания. Закладывать основы того,что именуется лучшими человеческими качествами, нужно с самого первого дня появления ребёнка в школе, с годами же совершенствовать то, что представляет собой «работу души». Ещё поэт Николай Заболоцкий сказал: «Душа обязана трудиться...» Как раз этот труд – самый сложный, и в силах воспитателя этому научить. Чтобы научить чему-то, воспитателю нужно поставить перед собой задачи. Исходя из большого опыта преподавательской деятельности, семилетнего – на должности заместителя директора по воспитательной работе, согласна, что такими задачами являются: -формирование свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности; -воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности; -формирование добросовестного, творческого отношения к трудовой деятельности; -формирование коммуникативной культуры, социальной культуры. Достижение выполнения данных задач должно вести к единой воспитательной цели: воспитанию поликультурной личности с развитым экономическим мышлением, навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации. Если по выходе из стен школы выпускник обладает перечисленными достоинствами, то цель достигнута. Чего конкретно мы ждём от выпускников нашего учебного заведения? Они должны иметь потребности в духовно-нравственном, гражданско-патриотическом образе жизни; навыки общения на казахском, русском и иностранном языках. Они должны уметь строить социальные отношения посредством взаимодействия с различными фактами социализации и подчинение нормам социальной жизни, пользоваться новыми информационными технологиями для самоопределения и профессионального роста в условиях рыночных отношений. Они должны владеть системой представлений о себе, собственной личности и личности другого человека как ценности, культурой общения, навыками самопознания и саморазвития, уметь планировать свое поведение в соответствии с моральными нормами. Владеть основами правовых знаний, иметь навыки правомерного поведения, владеть основами экономических знаний, участвовать в экономических преобразованиях, проводимых в РК; владеть знаниями о комплексе стереотипов полоролевого поведения, полоролевых ожиданий. Они должны осознавать моральную ответственность за состояние окружающей среды и необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности; осознавать здоровье как ценность, иметь потребность вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Перечисленные воспитательные задачи реализуются следующими путями: 1.Путём изучения и осознания Закона Республики Казахстан «Об образовании», Закона Республики Казахстан «О государственной и молодёжной политике», Закону РК «О правах ребёнка в Республике Казахстан», « Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, «Программы воспитания города Риддер». 2.Путём реализации принятых и освоенных в КГУ «Экономическая школа-лицей» программ: -программы воспитания общечеловеческих ценностей; -программы формирования гендерной культуры; -Программы формирования ЗОЖ; -программы формирования патриотического сознания, гражданственности; -программы экологического воспитания; -программы экономического просвещения и воспитания; -программы эстетического воспитания; -программы по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и СПИДа; -программы по этнопедагогике; -программы «Семья и школа». В соответствии с перечисленными программами каждым педагогом школы планируются и проводятся воспитательные мероприятия. При этом воспитательные задачи классных руководителей варьируются по мере взросления членов классного коллектива и изменения межличностных отношений детей, их приоритетных интересов. Для успешного претворения в жизнь непрерывного процесса воспитания сложившегося коллектива учащихся каждым классным руководителем совместно с детьми определяется уровень воспитанности каждого ребёнка с целью выявления положительных результатов воспитательного процесса и трудностей в работе. Результаты диагностики уровня воспитанности и диктуют задачи на новый учебный год. Целиком и полностью разделяю слова великого русского педагога и просветителя Константина Дмитриевича Ушинского, которые в полной мере определили суть процесса воспитания: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юноши, был хорошего качества». | |
Просмотров: 882 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|