Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности Каждый учитель должен строить работу исходя из образовательных и воспитательных задач своего предмета. Для географии наиболее значимыми являются следующие задачи: 1. Формирование и развитие логического мышления, речи и воображения учащихся. 2. Развитие познавательного интереса к предмету. 3. Формирование практических навыков работы с картами, контурами. 4. Воспитание патриотизма, любви к своей родине. Для успешного выполнения всех этих задач, а также других, более конкретных для каждого урока, нужно использовать как традиционные технологии, так и современные. Но внедряя в практику современные методики и формы работы, мы, тем не менее, сталкиваемся с той, же учебной перегрузкой. Почему это происходит? Чтобы разобраться в существе этих учебных проблем и найти пути решения, необходимо вернуться к вопросам теории. Мы знаем, что оптимальной нагрузкой считается обычно такая, при которой ученики достаточно глубоко и прочно овладевают учебным материалом без превышения норм времени на домашнюю работу и полностью восстанавливают свою работоспособность за время, отведенное на сон и отдых. Но такая характеристика недостаточно полна. Здесь упущен существенный момент – она оптимальна тогда, когда способствует развитию ученика и формированию его личности. Практика показывает, что учащиеся тратят на подготовку домашнего задания гораздо больше времени, чем предусмотрено возрастными гигиеническими нормами. А это приводит к сокращению досуга, переутомлению, ухудшению здоровья, падению успеваемости, снижению интереса к учению и познанию. Поэтому очень важно выяснить, что вызывает учебную перегрузку и низкие результаты при выполнении заданий. Несформированность учебных умений и навыков, малоэффективные способы учебной деятельности, низкий уровень познавательного интереса вследствие всего этого и возникает неумения самостоятельно анализировать нестандартные задачи, поверхностное усвоение новой информации. Снижает интеллектуальное развитие учащихся монотонность и однообразие изучаемого материала. Нам порой трудно признаться себе, что наши уроки бывают неинтересными, хотя это очевидно. Обучение должно вести за собой развитие, но иногда развитие делает скачок, а обучение отстает от него. Тогда процесс обучения не обеспечивает познавательную мотивацию и воспринимается как психологическое переживание. В каждом классе есть учащиеся с повышенным уровнем тревожности, хотя она не всегда связана с реальной успеваемостью, а объясняется противоречием между высоким уровнем притязания на успех и реальными силами , т.е. неадекватной самооценкой. Следовательно, необходимо развивать не только интеллектуальные умения учащихся, но ориентировать их на поиск причин своих успехов и неудач. Для решения столь сложной задачи необходимо прийти к пониманию единства сторон психического развития. Интеллектуальные навыки не самоцель, их оптимальное развитие предполагает обязательное формирование познавательной мотивации адекватной самооценки. Кроме того, необходимой составляющей процесса обучения является эмоциональное состояние учащихся на уроках. При больших учебных нагрузках учителю трудно создавать и поддерживать высокий эмоциональный настрой. И здесь большую услугу оказывает подбор наглядности: рисунков, схем, таблиц и конечно мультимедийных презентаций. Важнейший источник активности ученика в учебном процессе – его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса означает пробуждения внимания. Что же способствует возникновению интереса, это, прежде всего: 1. Оптимальное сочетание известного и неизвестного. Много нового – трудно, мало нового – скучно. Новое должно дополнять или противоречить старому. При злоупотреблении новизной и занимательностью также притупляет внимание. 2. Определенный дефицит информации. Он должен восполняться ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте. 3. Нестандартный вопрос, задача, проблема. Известно, что работа мысли часто начинается с постановки вопроса, проблемы. Начало познания – удивление. Нельзя сохранять внимание учеников, держа класс в напряжении весь урок. Это невозможно, да и не нужно. Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратный результат. Смена видов деятельности, разноплановые задания и особые приемы позволяют снять напряжение при выполнении проверочных контрольных работ и получить высокие результаты Обязательное условие устойчивости внимания – чередование напряжения и расслабления. Помогает в работе интеллектуальная разминка: творческие задания, загадки, демонстрация опытов, эксперимент, несложные упражнения. Они, как правило, облегчают переход к более сложным заданиям. И здесь хорошо помогают разноуровневые тестовые задания и рисунки учебников. Внимание ученика необычайно подвижно, его невозможно остановить или задержать. Сохранить внимание можно, только перемещая в русле определенной познавательной деятельности. Неоценимую роль играет стремление учителя к стилистическому разнообразию при объяснении материала, использование синонимов, афоризмов. Ведь повтор одних и тех же фраз, выражений притупляет внимание и затрудняет восприятие речи. Заметно влияет на состояние внимания темп и режим работы. Энергичный темп мобилизует сильных учеников и тянет вперед средних, слабых, а медлительным он непосилен и выключает их из работы. Вот почему медлительные требуют особого внимания, диагностики и индивидуального подхода. Любой урок должен начинаться с определения его целей и задач. Это организует движение внимания в нужном русле, помогает ученику связать отдельные этапы работы в единое целое, пройти путь от понимания учебной задачи до ее решения. Если ученику ясна логика урока, он легко переходит от одного вида работы к другому. Для повышения эффективности усвоения и закрепления материала можно использовать следующие приемы: - ввести новые данные, примеры, иллюстрации; - преобразовать учебную задачу, вычертить схему, диаграмму, таблицу, карту; - использовать соревновательскую или игровую ситуацию; - привлечь к оценке и к оценке и контролю ответов самих учеников. Ученику необходимо приобрести знания, умения и навыки, освоить способы деятельности, но для этого учитель должен развивать у него мотивы учения, потребность в поставленном самообразовании. Изменяется роль учителя в учебном процессе. В его функции входит создание условий для возникновения деятельности учащихся. А это значит, надо организовать и управлять познавательной деятельностью учащихся, контролировать и оценивать ее результаты, приучать их к самоконтролю. Активная самостоятельная работа влияет на осознание и прочность запоминания материала. Способы обучения мышления в основном сводятся к следующему: - учащимся заранее сообщаются правила, алгоритмы, характеризующие отношения между предметами, явлениями, а они сами делают выводы, формулируют принципы (этот способ наиболее эффективен для усвоения понятий); -учащиеся сами обнаруживают отношения между предметами или явлениями, путем направляемых учителем раздумий над полученными результатами ( с их помощью лучше запоминается материал); - учащихся учат находить признаки, позволяющие самостоятельно выявить искомые отношения между предметами и явлениями. На практике необходимо сочетать все указанные способы, отдавая предпочтения тем, которые способствуют творчески мыслить наиболее эффективным в формировании мотиваций . | |
Просмотров: 4390 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|