Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Обучение и воспитание одаренных детей.
Обучение и воспитание одаренных детей.
Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг,
хорошо наполненный.
М. Монтень
Что такое «одаренность»? Одаренность – это индивидуальная особенность ребенка, природно обусловленная, глубоко укорененная…
С точки зрения профессора А.И. Доровского, одаренность – это своеобразное сочетание способностей у человека. Единство, которое они составляют в своем взаимодействии, приводит к высоким достижениям.
Одаренный ребенок – это ребенок , который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Произнося «детская одаренность», мы уже тем самым подчеркиваем, что способность к мышлению, творчеству, обучению предстает перед нами уже не как исключительность, а как потенциал.
Дар имеется у каждого, но проявляется в разной степени.
Каких детей считать одаренными?
Традиционно детей, значительно опережающих своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующих выдающиеся специальные способности, например, технические, музыкальные, художественные, математические, называют одаренными.
Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность».
Одаренность - открытие в себе духовной жизни и способность творчески, то есть самостоятельно и выразительно проявить свой внутренний мир
Талант – дар легко, быстро и ярко выражать то, что проносится через внутренний мир человека. (И.А.Ильин)
В XXI веке общество переосмысливает социальный заказ школе, изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель, которая раньше определялась как формирование всесторонне и гармонично развитой личности сейчас видится в том, чтобы воспитать личность творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, умеющую неординарно мыслить, готовую участвовать во всех преобразованиях нашей страны.
Именно нам необходимы такие люди, которые мыслят не так, как все, умеют искать верные пути решения предложенных задач, находить выход из любой проблемной ситуации.
Поэтому учителя, работающие в начальной школе, просто обязаны выявлять одаренных детей еще в 1 классе, работать с ними, их родителями, развивать индивидуальные способности. Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются. Таких детей нельзя не заметить! Однако, беседуя с учителями, узнаёшь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы. Такого быть не должно!
Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме средней общеобразовательной программы, чаще всего ничего им предложить не может.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует
активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика. Так как же обучать и воспитывать одаренных детей?
Развитие системы работы с одаренными детьми - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации системы образования. Учителю необходимо так организовать свою деятельность и деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся. Приоритетной целью обучения одарённых детей является создание условий для развития личности, поэтому нельзя забывать и о широкой общеобразовательной подготовке, которая обуславливает целостность миропонимания ребенком.
Конечно, очень важно говорить о содержании образования, которое должно соответствовать поставленным целям. Здесь можно говорить о четырех основных подходах в работе с одаренными детьми : ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы можно реализовывать на уроках и не только, при организации работы в малых группах, в работе учащегося с наставником, в работе в НОУ, на дополнительных занятиях, различных факультативах по предмету. Занятия по свободному выбору в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию и индивидуализацию обучения, предполагающую применение различных методов работы. Это помогает учесть различные потребности одаренных детей. Из суммы качеств, необходимых современному выпускнику, можно выделить особо важное качество – творческую активность. Способность к творчеству является наиболее ёмким качеством человека, так как включает в себя и умение самостоятельно познавать и обучаться, и обладание критическим мышлением, и высокий уровень коммуникабельности и толерантности, и хорошие навыки экспериментальной работы, и умение грамотно ставить цели и достигать их. Творческому развитию способствует организация исследовательской работы учащихся. В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.
Условия школы позволяют обучать и воспитывать одаренных детей путем создания условий для развития и реализации их интеллектуального потенциала. Это дает возможность не потерять одаренного ребенка, так как такие дети стремятся перейти в лицеи, гимназии. Каждая школа, заинтересованная в таких учениках, должна создать все условия, чтобы ребенок, обучающийся в ней, особенно одаренный, не покинул ее стены. Для этого необходимо формировать позитивное отношение к ученикам с ярко выраженной мотивацией к учебно-познавательной деятельности и воспитывать убеждение в ценности образования на современном этапе развития нашего общества.
Для продуктивного развития одаренных детей мы должны создать все благоприятные условия для полноценного воспитания и образования детей с повышенными интеллектуальными возможностями; повысить эффективность работы с одаренными детьми путем использования современных образовательных технологий в преподавании учебных дисциплин и дополнительного образования; организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей.
Чтобы реализовать выше изложенное, необходимо использовать следующие способы стимулирования одаренных детей и их родителей. А именно: стремиться награждать грамотами и ценными подарками; помещать фотографии одаренных на стенде в фойе школы под названием « Наша гордость»; направлять Благодарственные письма родителям учащихся, занявшим призовые места в олимпиадах, конкурсах, выставках;
проводить ежегодно общешкольные линейки «Гордость нашей школы»;
создавать странички на сайте школы «Одаренные дети».
Нельзя забывать, что и методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
Из многих форм работы по развитию интеллектуальной одаренности следует выделить предметные олимпиады, различные международные конкурсы, республиканские. Они дают воз¬можность в духе азартного соревнования блеснуть эрудицией, смекалкой при решении трудных и за¬бавных задач, которые подбрасывает нам русский язык.
Конечно же, первым звеном на пу¬ти к успеху является урок. По¬этому главная задача учителя – делать уроки увлекательными, инте¬ресными для детей, каждый раз заставлять их удивляться, совершать все новые открытия. Вводя в обязательный программный материал занимательные во¬просы, задания, упражнения, обучая и одновременно играя, можно достиг¬нуть положительных результатов и подготовить ступеньку для следующего шага. Заинтересованному ребенку будет мало материала урока, ему захочется продвинуться дальше в процессе познания. И вот здесь важно не проглядеть, заметить интерес, поддержать его, дать старт к дальнейшему творчеству.
Ученики среднего звена охотно принимают участие в рабо¬те литературных и языковых кружков, сочиняют стихи, разгадывают ребусы, шарады, рисуют иллюстрации к литератур¬ным произведениям, инсценируют их. Важно все это умело организовать, развить, поддержать и, конечно же, в процессе этой работы определить, кто же из ребят имеет способности к более глубокой и целенаправленной работе с языковым материалом, из кого может вырасти настоящий «олимпиец». Для каждого такого ребенка необходимо разработать индивидуальный план работы. Дифференцированный подход необходим и оправдан, потому что нет детей, которые абсолютно одина¬ково ориентируются во всех разделах языка, а что касается устных высказы¬ваний или написания отзыва, то здесь практически всегда сталкиваешься с трудностями, так как большинство детей затрудняется в определении худо¬жественных приемов, умении проанализировать текст многопланово и сис¬тематично.
Одаренных детей обязательно надо вовлечь в работу факультативов, в различные виды внеклассной работы (интеллектуальное шоу, турниры знатоков, литературные салоны и т.д.), чтобы они свое участие в олимпиаде воспринимали как логическое продолжение своей многосторонней деятельности в области языка и литературы, а не как что-то скучное, обяза¬тельное и неинтересное.
В процессе подготовки к олимпиаде, а также и к другим конкурсам необходимы методы, которые за¬ставляют ученика прилагать много усилий для самостоятельного поиска нужной информации: проблемный, исследовательский, аналитический, ин¬формационный. Ребенок получает задания, разнообразные по своей сложности. Надо привести ученика к мысли, что работа должна носить систематический характер, а не представ¬лять собой отрывочные и бессистемные знания. Ученик учится сопоставлять, анализировать, обобщать, кон¬кретизировать, получать выводы, проверять их, пользоваться справочной ли¬тературой, а ваше время еще и интернетом. Для учеников одной из лучших форм учебной деятельности является игровая, а именно:

- поиск общего;
- исключение лишнего;
- поиск по заданному признаку;
- поиск соединительных звеньев;
- поиск способа применения;
- выражение мысли другими словами;
- поиск причин.

Предлагая одаренному ребенку задания, нужно помнить следующее. Вопросы на «эрудицию», без сомнения, полезны, так как способствуют развитию интуиции и умению делать выводы, пользуясь ассоциативным мышлением. Но важнее вопросы на знания закономерностей, лежащих в основе этого материала. Иначе оцениваться будет что угодно – объем памяти ученика, его начитанность – только не главное: практическое владение материалом, способность применять знания в конкретной ситуации.
Этот момент следует учитывать всегда, какую бы форму работы ни выбрал педагог. Стоит к тому же, помня об особенностях одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо использовать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: Интернет, дистанционное и интерактивное обучение, проектные технологии, критическое мышление.
Но немалую роль играет наставник, основная задача которого помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации.
Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности одаренных детей

Главное в системе работы с одаренными детьми — личностное развитие ученика, реализация ребенка на максимальном для него уровне. Обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп изучения программного материала, осознанное обучение, преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями.
Способность может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и учеников должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функции не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации, какие существуют подходы к организации учебно-воспитательного процесса для одаренного ребенка?
Во-первых, на помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о деятельности.
Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как исследовательская деятельность, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции
Проектное обучение — это «путь замысла или способ планирования». Поэтому учителю важно развивать способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.
Реализация исследовательского метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В классе создается исследовательская мастерская, в которой ученики из моно- предметной области переходят в смежные интегрированные образовательные области, что позволяет предметнику осуществлять межпредметную интеграцию (история и литература, ИЗО и литература, страноведение и литература и т.д.), а также организовывать научные общества и проводить апробацию исследовательской работы и в форме воспитательных мероприятий, как классные часы, общешкольные интеллектуальные конкурсы, спектакли, издание газет.
СХЕМА ПРОЕКТА И ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА ВЫГЛЯДЯТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

 МОЯ(НАША)МИССИЯ–ДЕВИЗ,СИМВОЛ,ЭМБЛЕМА,ВЫСКАЗЫВАНИЕ
 ТЕМА ПРОЕКТА – АВТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
 ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
 МОИ ЦЕЛИ
 ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ДАННЫХ ПРОЕКТА – ЗНАКОВАЯ,
 ГРАФИЧЕСКАЯ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫВОДЫ
 РЕЦЕНЗИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
КАЖДЫЙ ЭТАП РАБОТЫ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СВОЙ КОНКРЕТНЫЙ ПРОДУКТ. А ЭТО:ПОРТФОЛИО, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ПРОДУКТ,ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМА.
Формами продуктов проектной деятельности могут быть:

 Web-сайт
 Бизнес-план
 Видеофильм
 Видеоклип
 Выставка
 Газета
 Журнал
 Модель
 Законопроект
 Игра
 Мультимедийный проект


Проекты также могут быть монопредметные, текущие, межпредметные, итоговые, надпредметные.
Предполагается, что организация проектной деятельности воспитывает у учащихся исследовательские компетенции (под которыми понимается готовность к разрешению проблем, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию), позволяющие лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности. Метод проектов в образовательных областях «Литература», «Зарубежная литература», «Стилистика» выступает с одной стороны как педагогическая технология, а с другой как организация деятельности учащихся по методу исследовательского проектирования.
Важно не само по себе использование ИКТ. Важно, чтобы на уроке присутствовали необходимые элементы содержания (целенаправленное обучение наблюдению и сбору данных). Например, использование компьютерных словарей на уроках русского языка и литературы может повысить эффективность урока. Мультимедийный проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом для подготовки выступлений учителей и учащихся. С помощью проектора урок становится не только более наглядным, но и насыщенным. Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса.
Система образовательного процесса включает в себя проблемное обучение, широкое использование метода проектов, активное включение ИКТ в учебную деятельность, позволяет перейти от языковой компетентности учащегося к его духовной культуре, социальной адаптации, самоопределению и самореализации, готовности к профессиональной деятельности
Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь учителя в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.
Используемая литература:
Е.Щебланова. Психологическая диагностика одаренности школьников. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004
Н.Шумакова. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004
Н.Шумакова, Н.Авдеева. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2006
А.Савенков. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Окся (2014-01-14) | Автор: Оксана E
Просмотров: 1279 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru