Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Общеизвестно, что сегодня меняется представление об учебном процессе, как процессе передачи информации. Меняется и роль учителя. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором образовательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик, «субъект». Учитель должен организовывать и управлять учебной деятельностью ученика, ориентируясь, прежде всего на личность ребенка. Реализовать это можно, используя различные технологии адекватные поставленным задачам. Но, прежде всего, в педагогической деятельности учитель сталкивается с проблемой овладения техникой развития учебной мотивации как важнейшего фактора развития успешной личности, удовлетворения её образовательных запросов и проектирования пути к саморазвитию. Именно техника развития учебной мотивации на уроке позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность. (Как побудить ребенка учится?) Одна из актуальных проблем образования сегодня – учебная мотивация. В настоящее время у школьников наблюдается слабая мотивация к учению. Причин этого множество. Снижение мотивации определяется отсутствие интереса к изучаемому предмету, перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Что, в свою очередь, формирует мотивацию? Отвечая на возникший вопрос нужно отметить, что на формировании положительной мотивации ребенка влияет не только педагог, но и непосредственно родитель и сам ученик, т. е. работа по формированию мотивации должна быть в тандеме. Все «три » стороны процесса должны четко определить для себя, что они хотят получить на выходе, т.е. мы приходим к выводу, что движущая сила мотивации это настоящие потребности индивида. Что я могу сделать, как учитель, чтоб мотивировать детей на уроке? Во-первых, при работе с детьми необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности в соответствии с этим их можно разделить на группы: 1 Дети с высокой и средней мотивацией 2. Дети с низкой мотивацией Однако, не смотря на разный уровень мотивированной и те и другие дети нуждаются в постоянной активизации мотивационных процессов. Исходя из этого, мной на уроку используются следующие технологии, инновационные методы и формы работы - интерактивные методы обучения, развитие критического мышления, коллективный способ обучения (КСО), использование компьютерных технологии (ИКТ), личностно ориентированное обучение (ЛОО). Мотивировать ученика необходимо на всех этапах урока. 1. На этапе вызывания сходной мотивации; - «настройка на урок» - «Ассоциация» - привлекательная цель (ставится понятная, простая и привлекательная цель, выполняя которую ученик волей-неволей выполняет учебное действие, запланированное педагогом) (ср. звено-интерес или практическая значимость, старшее звено - практическая значимость) 2. На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации: - «лови ошибку» (объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки); - пресс-конференция (учитель неполно раскрывает тему, предложив обучающимся задать до раскрывающие ее вопросы); - советы учеников или неуверенный учитель (по различным вопросам и проблемам, учитель советуется с детьми); - вопрос к тексту (перед изучением темы ставится задача: составить список вопросов по теме и т.д). - с использованием ИКТ - самостоятельная подготовка темы или отдельного вопроса при помощи презентации, поиск информации в интернете. Просмотр документальных фильмов. - ученик выступает в роли учителя - парная (взаимообучающая) работа - групповая работа (+ объективность оценки учащихся) 3. На этапе завершения урока: - опрос-итог (учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока); - отсроченная отгадка (дать загадку в конце урока или течении урока, чтобы начать с нее следующее занятие). - «шкатулка вопросов» - «снежный ком» 4. На этапе предъявления домашнего задания: - «идеальное задание» (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию); - «альтернативное задание» учитель предлагает ученику 2 разно-уровневых Д/з , ученик вправе выбрать сам какое задание он выполнит - обсуждаем домашнее задание (учитель вместе с учащимися обсуждает, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен); - творческое домашнее задание; (например в 5 классе, нарисовать герб семьи, генеалогическое древо) - домашнее задание на двоих. - опережающие задания Использование всех вышеперечисленных методов и приемов «педагогических техник», дает положительный результат для побуждения к действию ученика не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, пробуждая в нем интерес к изучаемому предмету. Не менее важным итоговым элементом мотивации является похвала, одобрение учителя и своевременная оценка деятельности ученика. Однако важно чтоб «оценка» не стала побуждением к действию. «Оценка» - это не «самоцель», а лишь оценивание деятельности ребенка. И наша задача сегодня, чтоб ребенок был нацелен прежде всего на «добывание нужных ему знаний» из того множества «информационных источников» которых он имеет в своем распоряжении. В заключение отмечу, что необходимо использовать, различные педагогические техники для формирования у обучающегося положительных мотивов учения. Применение различных приёмов, методов, педагогических техник позволяет ребенку сделать учение ведущей деятельностью, приобрести личностный смысл учения, сформировать положительное отношение к себе, что является показателями положительных мотивов учебной деятельности. Работа учителя над развитием учебной мотивации обеспечивает ученику понимание изучаемого материала, успешного выполнения заданий, приводит к удовлетворению выполняемой работы, поддерживает желание переживать успех на уроке и быть успешным в учении. Нужно помнить, что каждый ученик глубоко индивидуален и сложен. Также и сложно найти педагогические техники, мотивирующие учеников на учебную деятельность. Когда-то Святой Августин сказал: «Человек – это великая глубина… Легче посчитать волосы на его голове, чем чувства, мысли и наклонности его сердца». Список используемой литературы 1. Бутылина, Е. В. «Факторы, влияющие на качество образования» / Е.В. Бутылина // Завуч, –2005. №7. С. 17-21. 2. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – Москва: Просвещение, 1972. – 95 с. 3. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники. – Москва: Вита-Пресс, 2006. – 112 с. | |
Просмотров: 2469 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|