Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:
• усвоением максимального объема знаний;
• максимальной творческой активностью;
• широким спектром практических навыков и умений.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Прежде всего, это зависит от статусности и традиций образовательного учреждения. Однако можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1) Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Особенность ИКТ заключается в их универсальности: они являются инструментом, который применяется во всех отраслях знаний (гуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической). Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. [1]
2) Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников [2]
Применение данной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, а также класса, параллели и школы в целом.
3) Личностно-ориентированные технологии.
В личностно-ориентированных технологиях центром всей школьной образовательной системы является личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не просто субъект, а субъект приоритетный. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их потребностями и возможностями.
4) Мониторинг интеллектуального развития.
Данная технология включает анализ и диагностику качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5) Воспитательные технологии.
Воспитательные технологии являются неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности. Например, участие в культурно-массовых мероприятиях, центрах детского творчества, театре.
6) Дидактические технологии.
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приёмы, так и новые. Например, самостоятельная работа с помощью учебной книги, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, групповые, дифференцированные способы обучения – система «малых групп» и др. Чаще всего в практике применяются различные комбинации этих приёмов.
7) Технология проектной деятельности.
Данная образовательная технология нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у детей специальных умений и навыков.
8) Технология использования игровых методов.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре¬зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
9) Технология уровневой дифференциации.
Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. При использовании этой технологии повышается уровень мотивации учении; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.
10) Коллективная система обучения (КСО).
Способ обучения, содержащий четыре организационные формы, где четвертая (пары сменного состава) является ведущей, называется коллективным способом обучения. Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя, дают возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствуют проявлению и развитию способностей каждого ребенка.
11) Здоровьесберегающие технологии.
12) Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Типы технологии: здоровьесберегающие (профилактические прививки); оздоровительные (физическая подготовка, гимнастика); технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла); воспитание культуры здоровья (занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.). [3]
Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения современных технологий в процессе обучения. В результате применения современных педагогических технологий возросло качество обучения, познавательный интерес, социальная активность, количество социально-значимых проектов. Мониторинг выявил положительную динамику формирования информационных, коммуникативных, рефлексивных умений.

Библиографический список
1. Захарова И. Г., Информацинные технологии в образовании, М., 2005, с. 22
2. Захарова И. Г. Информационные технологии обучения и развитие учебных навыков / И. Г. Захарова // Открытое образование. 2002. №1. С. 24-30.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, М 1998. - 256 с.
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Tosik72 (2014-06-19) | Автор: Савчук Антонина Алефтиновна
Просмотров: 826 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru