Камышанов А.И.- учитель ССШ№2 гор. Актобе Ежедневно мы слышим о пострадавших людях при пожарах, землетрясениях, цунами, урагане и других стихийных бедствиях. Один только пожар в Перми унес жизни 150 человек, более 70 пострадавших до сих пор остаются в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Перми. Трагедия вновь поставила вопрос о сохранении человеческой жизни там, где это возможно. Учить этому надо с детства. А кто должет этому учить? Многие привыкли думать, что ОБЖ учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь часть тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. К примеру, не включать по пять-шесть электроприборов в розетку, если в доме старая проводка, не рассчитанная на такое напряжение. За счет все увеличивающегося числа благ цивилизации, которыми теперь окружены люди, опасностей становится только больше. Как ведется предмет ОБЖ в школах, является ли он обязательным? К сожалению, не везде и не всегда. Учителя начальных классов и классные руководители объясняют основы ОБЖ на классных часах. Это в корне неправильно. В старшей школе курс ОБЖ ведется для мальчиков и девочек по разным разделам. Первые изучают основы военной подготовки, которые, на мой взгляд, стали необходимы в связи с сокращением службы в армии до одного года. Ребята изучают уставы вооруженных сил РК, порядок прохождения воинской службы, военную форму, знаки отличия. Девушкам преподаются углубленные основы медицинских знаний (первая помощь при травмах, ранениях и отравлениях), им рассказывают о репродуктивном здоровье женщины и факторах, на него влияющих, о том, как здоровье родителей влияет на здоровье ребенка. ОБЖ - такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. Если на уроке ошибется учитель географии, математики, максимум, что может случиться – школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде. А из-за недоработки учителя ОБЖ жизнь ребенка может оказаться в опасности. Конечно, существуют методические рекомендации, но нельзя недооценивать и роль педагога, который своим примером должен учить детей вести здоровый образ жизни и не попадать в опасные ситуации. Необходимо проводить и практические занятия, которые являются неотъемлемой частью курса. На них дети должны отрабатывать поведение во время экстремальных ситуаций. Но сейчас в редкой школе проводятся общие учения по эвакуации, в то время как в соответствии с законом о гражданской обороне они должны проводиться несколько раз в год, что уж говорить о практических занятиях на ОБЖ. А ведь именно навыки, усвоенные еще в детстве, могут когда-нибудь спасти жизнь. Жертв в ночном клубе в Перми было бы меньше, если бы людей научили в школе: самое опасное при пожаре – угарный газ, который поднимается вверх, оставляя внизу слой чистого воздуха. Уверен, практические занятия, во время которых дети должны выбраться из класса на четвереньках, как и следует при пожаре, навсегда им запомнятся и мгновенно подскажут в опасной ситуации, что делать. Мы говорим, что главная ценность- жизнь человека, тем более ребенка, но на уроки ОБЖ часов недостаточно выделяется. Необходимо сделать его обязательным предметом с первого по одиннадцатый класс. Ведь формирование культуры безопасности – это длительный процесс, требующий системного подхода. В сочетании с практическими занятиями это привьет детям культуру заботы о безопасности, то есть переходить дорогу на зеленый свет надо не потому, что рядом стоит милиционер, а потому что это опасно для жизни, у человека должно быть сформировано такое убеждение. Да и сам предмет, если преподавать его должным образом, очень интересен. Приглашаю к разговору на эту тему.
|