Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Отчёт по одному уроку, запланированной серии последовательных уроков. Познание мира 2 класс Урок - основная форма организации учебного процесса. Как только я вернулась с курсов, групповая форма работы стала моим основным инструментом на всех уроках, потому как она позволяет добиться лучшего усвоения материала на основе ведения диалога внутри группы, саморегуляции, способствует повышению мотивации к обучению, а, главное, получению учащимися прочных знаний, повышает познавательный интерес. На практике в школе мне необходимо было провести серию последовательных уроков познания мира с интеграцией семи модулей Программы. При планировании урока по теме «Дружба народов», я опиралась на основную идею: внедрение новых подходов в свою практику преподавания. На начальных этапах разработки урока я посчитала важным решить следующие вопросы: чему и каким образом я хочу научить своих учеников. Исходя из этого, я выделила для себя цели: 1. Через приёмы критического мышления определить представления детей о дружбе, о том, каким должен быть настоящий друг, разработать правила дружбы . 2. Способствовать успешному протеканию процесса саморегуляции учащихся.Через диалог развивать устную речь учащихся. 3. Содействовать созданию коллаборативной среды, формированию сплоченного коллектива. Воспитывать толерантность. В моём втором «Б» классе 16 человек, 3 мальчика и 13 девочек. Класс очень подвижный, активный, по успеваемости – хороший. В классе шесть отличников, четыре хорошиста, шестеро учащихся с низкой мотивацией к обучению. На этапе вызова урока познания мира во 2 классе по теме «Дружба народов» я в игровой форме ознакомила учащихся с формами и методами работы на данном занятии. На уроке я постаралась использовать новую технологию: учащиеся были распределены в группы по четыре человека. Деление на группы происходило в форме игры «Атомы и молекулы», в которую мы неоднократно играли с ребятами на переменках. В каждой из образовавшихся групп были собраны учащиеся с разным уровнем мотивации к обучению. Без сомнения, групповая работа на начальном этапе внедрялась с трудом. Особенно неохотно соглашались дети с высокой мотивацией к обучению, которые привыкли работать больше самостоятельно и не делились своими знаниями с ребятами. Не все дети соглашались работать в той или иной группе, мотивируя своими личными симпатиями либо антипатиями. Но посредством бесед, игр, тренингов, мы смогли довольно быстро преодолеть этот барьер. Три фазы: вызов, осмысление, рефлексия - по теории критического мышления составляют структуру урока. Задания к уроку я подбирала с учётом возрастных особенностей детей 8-9 лет. Учитывая то, что ИКТ – это инструмент, помогающий в преподавании, позволяющий облегчить объяснение и обеспечивающий понимание учащимися научных понятий, я обеспечила его сопровождением презентацией по теме. ИКТ на уроках усиливали положительную мотивацию обучения, активизировали познавательную деятельность учащихся, вследствие этого все уроки познания мира я стремилась сопровождать презентациями, которые включали информацию о новом материале, физминутки, тесты, критерии оценивания. Все это успешно способствовало разрядке высокой эмоциональной напряженности и активизации учебного процесса, что очень ценно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности, длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, также помогало повысить мотивацию обучения. Многие образы окружающего мира, включенные в программу, младшему школьнику вследствие небольшого жизненного опыта, незнакомы. А при помощи ИКТ я имею возможность преподнести обширный иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. При подготовке к урокам, я интегрировала в каждый урок модуль «Управление и лидерство в обучении»: на всех уроках присутствовали коллеги с целью изучения идей программы, консультирования по интересующим вопросам, наблюдения за работой групп и отдельных учащихся, оказывали помощь при видеосъёмке, использовании интерактивного оборудования. Это – учитель начальных классов, учитель географии, которые уже прошли курсы третьего базового уровня. Также присутствовали представители из администрации школы, учителя, преподающие предметы разных циклов. Для создания коллаборативной среды и позитивного настроя на дальнейшую работу с учащимися был проведён тренинг, направленный,на сплочение, взаимодействие: объединиться в пары, в четвёрки, образовать круг – шанырак – символ единства. На начальном этапе групповая работа внедрялась с трудом. Не все дети соглашались работать в той или иной группе, мотивируя своими личными симпатиями либо антипатиями. Но в итоге почти все, даже очень замкнутые и застенчивые ребята, преодолев психологический барьер, легко переходили из группы в группу. Стадия вызова очень важна, потому что именно от этого этапа зависит настрой учащихся на весь урок. На этой стадии я стараюсь побудить ребят к активной мыслительной и познавательной деятельности. По мнению учёных-дидактов Дьюи и Блума учащимся необходимо давать возможность самим определить тему урока и поставить цель обучения, способствующую формированию необходимого внутреннего мотива к процессу учения. В связи с этим на стадии вызова я предложила учащимся разломить пучок связанных спичек. Пожелавший выполнить задание Куликов Евгений не смог справиться с поставленной задачей, но, когда я развязала пучок и предложила разломать спичинки по одной, то мальчик сделал это легко и без труда. Я задала классу вопрос: «Почему я попросила вас об этом?»Многие ребята быстро раскрыли смысл выполненных Куликовым Евгением действий: когда мы дружны, то нас никто не победит, а в одиночку – тяжело устоять перед трудностями. Ученица Глоба Анастасия вспомнила легенду «Единство сыновей», о которой мы говорили на классном часе еще в первом классе. На слайде высветилось слово АУРБДЖ - это зашифрованная тема урока. На вопрос: о чём мы будем сегодня говорить на уроке? - дети ответили легко, так как работа с анаграммами проводилась ранее на уроках русского языка, литературного чтения и познания мира. -Что такое дружба? Ответы учащихся были очень разнообразны и интересны. Некоторые из них даже вызвали споры. Например, Драбанова София на этот вопрос высказала мысль о том, что дружбой могут быть связаны только очень близкие люди. На что Глоба Анастасия путём приведения аргументов постаралась доказать, что дружат люди не только близкие, но и разные по возрасту, полу, национальности. Одним из её доводов было то, что людей могут связывать какие-то общие увлечения, интерес. Общение через увлечение может перерасти в крепкую дружбу. Так у неё сложилась дружба с новыми знакомыми из Германии. Прозвучали мысли о дружбе между людьми и животными: собакой, кошкой, лошадью. В 1993году американский педагог – новатор Джон Дьюи пришел к мнению: «научить человека мыслить» - главная задача системы образования. Критическое мышление предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений. (Руководство для учителя, стр.154) Поэтому на стадии осмысления я решила применить технологию критического мышления. Согласно теории диалогического обучения Александера (2004) традиционные формы общения в классе, когда к мнению учеников прислушивались с недостаточным вниманием, не могут содействовать активному вовлечению детей в диалог, дискутирование, аргументацию. В связи с этим я предложила детям на уроке после прочтения стихотворения в парах обсудить строчки этого стихотворения и высказать своё мнение по поводу дружбы. -Так что же такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе? Может быть, подсказку у доски? Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Учащиеся с высоким уровнем мышления обратились к словарям с целью найти значение слова «дружба», однако вследствие того, что навыки работы со словарём у ребят второго класса развиты еще слабо, они начали обсуждение в парах, с какими мыслями из этого стихотворения можно согласиться, а какие утверждения необходимо исключить. Дети стали высказывать свои мнения. Диалог получился интересным, аргументированным, однако не все учащиеся приняли участие в нём. Более замкнутые, тихие дети: Адамбаева Динара, Шулега Виктория - чаще исполняли роль слушателя, нежели собеседника. Наиболее активные ребята: Митаева Элина, Куликов Евгений, Митаева Аминат, Варвянская Виктория, Глоба Анастасия старались донести свое мысли до всех одноклассников, но диалог с классом получился недостаточно удачным, потому что каждый ребенок старался высказать всем свое мнение, при этом, не прислушиваясь к мнению других ребят. К тому же они еще не овладели навыком комментирования, обсуждения. Более удачно сложился диалог в формате : ученик – ученик. После обсуждения в парах и заслушивания ответов, мы приступили к выполнению кластера «Правила дружбы». По окончании работы группы выделили спикеров, которые презентовали свои кластеры. Спикерами групп, чаще всего выступали учащиеся с высоким и средним уровнем мышления. Исключением был гиперактивный, с неустойчивым вниманием ученик Чопов Михаил, который не мог усидеть на месте, совершенно не хотел работать в группе и создал свой личный кластер. При этом сначала презентовать свою работу он хотел только учителю, но ребятам удалось его убедить, что его кластер им так же интересен, как и работы групп. Таким образом, диалоговое обучение помогло раскрыть способности не только сильных и средних, но и слабых учащихся По окончании презентаций, дети приступили к обсуждению в группах, о возможных изменениях, дополнениях в свои кластеры. Использование новой стратегии принесло первые успехи: каждый ученик (даже слабо мотивированные и замкнутые дети)оказались вовлечёнными в процесс обсуждения, диалог проходил в непринуждённой обстановке, ребята имели возможность делать высказывания, исходя из своего личного жизненного опыта, кроме того они учились правильно вести диалог, то есть не только слушать, не перебивая, но и говорить. Трудности вызвало у учащихся неумение формировать вопросы. Неплохо справились с этой задачей Куликов Женя, Митаева Элина, Митаева Аминат, Скопец Настя. Для меня, как учителя, очень ценным в итоге использования парной беседы с партнёрами явилось то, что я больше узнала своих детей: о чём они думают, что их волнует, какие качества они ценят в дружбе между людьми . Во время урока меня приятно удивила очень спокойная и тихая девочка Адамбаева Динара, которая обычно отмалчивается, но видимо, обсуждение в парах подтолкнуло ее рассказать о своей дружбе с девочками, живущими с ней по соседству. После первого парного обсуждения вопроса: «Что такое дружба?», - акцент учащиеся почему-то делали на негативных качествах: каким не должен быть друг, что может испортить отношения между друзьями или вообще разрушить дружбу. Но после повторного обсуждения и выполнения кластеров, они все же выделили главные, положительные качества дружбы. При этом ответы детей чаще всего были не односложные, а включающие комментарии, рассуждения, факты из жизни. Следующее задание, являющееся одним из приёмов развития критического мышления -«Круги по воде», выполняя которое, учащиеся должны были подобрать слова на все буквы слова «Дружба». По окончании выполнения задания дети объясняли, почему они выбрали именно эти слова. Все ответы дети восприняли с одобрением, лишь слово «богатый» вызвало споры. Поразил ответ Глоба Анастасии, которая защищая слово «богатый» пояснила, что человек может быть богатым душой. Валеологическая пауза «Подари подарок» (необходимо было при помощи языка жестов и мимики, подарить подарок другу и с благодарностью принять подарок от друга), прошла очень оживленно, все дети приняли активное участие в игре. Ребята бурно обсуждали, что и как будут дарить. Распределяли роли. По окончании разминки дети в группах делились впечатлениями, чей же подарок был интересным и как его можно было представить по -другому. Проведение игры способствовало созданию коллаборативной среды, где каждый ребёнок смог почувствовать себя нужным, интересным другим, частицей целого коллектива. После проведения игры учащиеся также продолжили работу в группах. Необходимо было выполнить задание: собрать на рабочих листах «рассыпанные» пословицы. Такая работа неоднократно проводилась на уроках литературного чтения, поэтому учащиеся довольно быстро справились с заданием и смогли объяснить значение пословиц, при этом приводили примеры из жизни. На вопросы: -А что вы знаете о дружбе народов? Могут ли дружить люди разных национальностей? Каким образом люди могут выразить свои дружеские отношения? Что помогает сближению, единству народов? Ребята высказали различные мнения по этим вопросам. Очень важно то, что они старались доказать необходимость для всех народов жить в дружбе, помогать друг другу в беде, доверять. Тогда, по их мнению, плохим людям нигде не удастся развязать войну. На стадии рефлексии учащиеся должны были заполнить таблицу, опираясь на презентацию и раздаточный материал. Но так как в классе и в группах оказались дети разных национальностей, некоторым из них захотелось заполнить таблицу по своей нации. Так ребята узнали друг от друга о национальных блюдах чеченского народа, немецкого и украинского. Работа также была предложена в парах, сильные учащиеся находили нужную информацию, анализировали, обсуждали с партнёром, а слабые учащиеся заносили в таблицу. Сомнения и разногласия у учащихся возникли при заполнении последней и предпоследней графы, но во время взаимопроверки всё – таки пришли к единому мнению. По окончании работы ребята провели взаимопроверку таблиц и взаимооценивание в оценочных листах. Самооценивание я предложила им провести при помощи закрашивания фигурок голубя – символа дружбы и единства в три цвета: красный-«отлично», синий –«хорошо», зелёный -«надо постараться» ).Двое учащихся оценили свою работу на уроке как удовлетворительную, остальные – на «отлично». Настроение, которое осталось у детей после проведенного урока, они смогли выразить при помощи смайликов. У всех учащихся было хорошее настроение на уроке-смайлики смеялись. Домашнее задание было предложено в нескольких вариантах на выбор. - Нарисовать рисунок на тему «Дружба» - Исследовать свой класс на национальный состав -«Как сделать наш класс самым дружным» -подготовь 5-6 предложений- советов. Урок цели достиг и прошёл, судя по отзывам присутствующих коллег и проведённой рефлексии, успешно. После самоанализа и анализа данного урока коллеги дали положительную оценку уроку, отметили активность класса, ответственное отношение учащихся к выполнению заданий, вовлечённость в работу всех учащихся. На данном уроке трудности возникли при работе с одарёнными детьми, т.к. задания для них были малопродуктивны (они выступали в роли консультантов) и требовали более сильного вызова. На следующих уроках я предусмотрю дифференцированные задания, чтобы вовлечь всех ребят в работу. Таким образом, в проведённом уроке я смогла внедрить все семь модулей Программы и добиться, чтобы каждый ученик смог проявить себя. Группы работали в тесном сотрудничестве, присутствовала взаимопомощь, поддержка, класс стал более активным. Развитие саморегуляции способствовало обучению учащихся планировать свою деятельность не только в учебе, но и в повседневной жизни. Достижению поставленных на уроке целей способствовало: -использование ИКТ; - использование заданий, направленных на развитие критического мышления; - учётом возрастных особенностей детей при подборе заданий; - проявление лидерских качеств сильных учащихся; -использование групповой формы работы; - создание коллаборативной среды. Использованная литература: «Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 | |
Просмотров: 1591 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|