Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Нашим детям жить в большом Мире! В последнее время мировое пространство стало таким близким и постижимым… Ведущую роль здесь сыграло развитие новейших технических средств коммуникации: Интернет, сотовая связь, телевидение. И как следствие возникла необходимость формирования у детей понимания своего места в мире и интереса к тому, что в нем происходит. Глобальное Гражданство предполагает умение общаться и принимать на себя ответственность за происходящее в мире. Для меня Глобальное Гражданство означает то, что прямо напротив моего ученика, на противоположной стороне планеты Земля стоит такой же мальчик, как и он. Они оба смеются над смешным и плачут над грустным. Они хотят узнать друг о друге и стремятся к общению. Они открыты к общению и взаимопониманию. У них общие ценности: человечность, доброжелательность. Мальчики открыты к поиску точек соприкосновения и решения проблем. Мальчики хотят узнать об особенностях жизни, культуры и традиций друг друга. Узнавая друг друга, они находят общее и различное в том, что их окружает. Так возникает взаимосвязь, и проявляются вопросы друг к другу. Только в процессе общения возникают отношения между моим учеником и мальчиком с другой стороны планеты. Это для меня и есть проявление Глобального Гражданства. Наш первый разговор с детьми о Глобальном Гражданстве начался с вопроса «Что такое Глобальное Гражданство?» И, без особых раздумий мои ученики ответили «Это понимание разных проблем, за которые отвечает каждый живущий на нашей планете». Разумеется, такой ответ возник не спонтанно. В соответствии с философией школы, мы много делаем для того, чтобы наши выпускники стали настоящими Гражданами Мира. Мы говорим о простых вещах и стремимся формировать в ребятах открытый интерес к происходящему в мире. Примером может служить неформальная беседа о погоде, в которой всегда есть место для упоминания о глобальном потеплении. Эта тема важна для всех, независимо от места проживания и жизненного опыта. И мы начинаем говорить о погоде, о климате и его изменениях в пределах той информации, которой владеют мои ученики. Постепенно мы подойдем к проблеме глобального потепления, о которой много говорят сегодня в мире. Второй мой шаг: я продолжаю беседу с моими учениками, следующим вопросами «Кто может повлиять на сохранение здорового климата нашей планеты?», «Что можешь сделать ты?» И очень надеюсь на простые ответы, которые вполне могут стать основой акции по сохранению климата с участием детей из разных стран. И я получаю ответ, на который рассчитываю- нужно начать с себя. Мои ученики отлично понимают, что соблюдение чистоты вокруг себя – реальный шаг к сохранению экологической среды на всей планете. Вовлечение детей в решение проблем человечества требует свободного и открытого мышления. Я фантазирую и понимаю, что имею возможность, присоединяясь к программе изучения любого из школьных предметов, обращать внимание учеников на глобальные проблемы в самых разнообразных направлениях жизни человеческого общества. И у меня возникает вопрос: на что направить внимание моих учеников в первую очередь? Важно научиться выбирать самые главные проблемы для Глобального Гражданства. Самая объединяющая тема – экология. Мы учимся сохранять то, что окружает нас. Мои ученики твердо усвоили истину: от твоего личного отношения к загрязнению окружающей среды зависит будущее всей планеты. Примером может послужить маленький эпизод из наших будней. Вокруг школьного стадиона много лет растет декоративный кустарник, и футбольный мяч частенько закатывается именно в него… Ребятам приходится испытывать большие неудобства, доставая мяч. Так в школе встал вопрос о вырубке кустов вокруг стадиона. Это предложение было озвучено и большинство детей предложили альтернативные решения. Кусты мы сохранили, и дети получили урок понимания возможности влиять на решении вопросов сохранения зеленых насаждений. Сегодня это было на территории школы, а завтра они объединятся с теми, кто борется за сохранение природы в любой точке земного шара. И мы шагнули за пределы школы – мы приняли участие в посадке деревьев на территории театрального сквера у театра им. М. Ауэзова! Акцию организовало общественное движение «Posadiderevo.KZ». Ученики нашей школы купили 64 дерева. Это были средства родителей, нас поддержавших и средства детей, которые разбивали свои копилки и сдавали деньги на приобретение деревьев. Сегодня мы с гордостью смотрим на подросшие деревца лип и катальп, прижившихся в чудесном сквере. Есть еще одна тема, которая волнует неравнодушных людей. Это тема взаимной поддержки в трудные моменты катастроф. В дни, когда Япония переживала страшные дни после землетрясения и цунами, наши ученики провели небольшую акцию по поддержке японских детей. Ребята провели в классах обсуждение этой трагедии и написали письма со словами сочувствия в адрес пострадавших ровесников Японии. Это делалось в полной уверенности в том, что детям на другом краю планеты станет немного легче в это тяжелое время. Что формирует Глобального Гражданина? Из профиля студента я ставлю на первое место открытость. Затем следуют информированность и креативность. Научить общаться и принимать на себя ответственность вполне возможно в детском возрасте Мои ученики отлично понимают – сегодня много общего у людей разных культур. Международный день Земли, который по решению ЮНЕСКО проводится 22 апреля, в нашей школе стал настоящим фестивалем культур народов Мира. В рамках Дня междисциплинарного исследования мы знакомим детей с различными традициями людей, представляющих народы мира. Мой класс решил познакомиться поближе с традициями и культурой соседнего народа – узбеков. На математике мы создавали традиционные узбекские головные уборы – тюбетейки. Используя чертежи, мы сделали из бумаги разноцветные тюбетейки и вышли в них на парад Народов Мира. На уроке литературы дети анализировали тексты узбекских пословиц и поговорок о дружбе. Урок казахского языка показал близость языков тюркской языковой группы. На уроке кулинарии прошел мастер-класс по заварке чая по традиционным правилам узбеков. И завершился этот день участием моих учеников в красивом узбекском танце. Все, что мы узнали в этот день, значительно приблизило нас к народу, живущему в соседней стране. В исследовании приняли участие 10 классов МША и каждый класс познакомился традициями того народа, который был выбран детьми. Сегодня так неспокойно в мире… И наша задача вызвать активность наших учеников в решении проблем мирового развития, особенно в тех сферах, где правительства неспособны или не желают принимать необходимые решения. Учитель должен подходить к вовлечению учеников в процесс международного сотрудничества убедительно, но без лишнего пафоса. И тогда Глобально Гражданство станет неотъемлемой частью личности ученика. Нашим детям жить в большом Мире! Либ Людмила Матвеевна Международная школа города Алматы,учитель драмы | |
Просмотров: 663 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|