Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Почему современные дети не любят читать? Не раз доводилось слышать мнение: «Современные дети книг не читают». Действительно, в нашей жизни все больше времени занимают телевизор, компьютерные игры и Интернет. Появилась опасная тенденция падения интереса детей к книге вообще и к сказкам в частности. Эта проблема волнует не только взрослых, но и детей Долгое время народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время играют книги, журналы, телевидение, интернет. Но чем быстрее век технологий движется вперёд, тем меньше наши современники используют народную мудрость для воспитания подрастающего поколения. Чем взрослее становятся ребята, тем реже они обращаются к сказкам. Детям проще посмотреть на диске мультфильм, чем идти в библиотеку или книжный магазин и покупать сборник сказок. Мне стало очень интересно узнать, как взрослые и дети относятся к сказкам, насколько популярны в настоящее время у современных детей народные сказки, в какой форме предпочитают знакомиться со сказкой и нужны ли народные сказки современным детям. Я предполагаю, если с раннего возраста ребенку мама или бабушка, а может, папа будут читать книжки, рассказывать сказки, то любовь и интерес к литературе останутся на всю жизнь. Так почему же современные дети не читают книг? Задумавшись над этим вопросом, я решила провести исследование и подключила к этой работе пятиклассников. Во-первых, потому что в программу 5 класса входит изучение сказок, а во-вторых, дети этого возраста любознательны и с удовольствием занимаются всякого рода исследовательской работой. В начале работы мы изучила определение понятия «сказка». Самым точным мне показалось определение из энциклопедического словаря: «Сказка – один из жанров фольклора; эпическое, преимущественно прозаическое произведение о животных, или волшебного, авантюрного, или бытового характера. Отличается от других видов художественного эпоса и мифов тем, что и сказочник, и слушатели воспринимают её, прежде всего, как вымысел, игру фантазии». Сказки бывают разные: волшебные повествования об удивительных приключениях героя; истории о животных, в которые волшебным образом звери разговаривают человеческим языком и живут жизнью настоящих людей; а бывают короткие сказки о ленивых, глупых и упрямых людях. Кажется, что сказка – это выдумка и фантазия. На самом деле в ней заключена глубокая народная мудрость, представление о добре и зле, справедливости, зависти, дружбе и, конечно, любви. На примере чужого поступка можно научиться многому. На втором этапе исследования мы провела анкетирование среди учащихся 4-5-х классов. В анкетировании приняли участие 36 школьников. В анкете задавались вопросы, которые нас интересовали больше всего: какие сказки знают учащиеся, кто рассказывает им сказки, читают ли сказки дома, что они больше предпочитают: народную сказку или современный мультфильм. И выяснилось, что 76% опрошенных детей предпочитают просмотреть сказку в мультипликационном, анимационном, 3D и других форматах. Причем, среди пятиклассников таких детей больше. Любимыми героями названы мультяшные даже у читающих детей. Интересно, что на вопрос, читают ли вам сказки дома взрослые, дети единогласно ответили: «Нет» Также было проведено анкетирование среди родителей этих учащихся. Вопросы были следующего содержания: читали ли Вам в детстве сказки, читаете ли Вы сказки своему ребенку, в каком возрасте полезны детям народные сказки, зачем нужны народные сказки, можно ли заменить чтение компьютером или телевизором. Это исследование показало, что старшее поколение предпочитают печатную книжку всем современным ее оппонентам, хотя и аудиокниги, и хорошие мультфильмы тоже вызывают интерес. Некоторые молодые родители считают, что включить компьютер ребенку очень удобно, можно заниматься своими делами. В ходе работы над проектом был проведен эксперимент. Суть эксперимента в следующем; детям были предложены на выбор пригласительные билеты. 3) На литературный вечер «Путешествие по сказкам», где основной целью было чтение и обсуждение сказки (три сказки о Мертвой царевне). 4) На поездку в кинотеатр им. Ш. Айманова на 3D фильм, основной целью которой был просмотр, используя современные технологии. Результат эксперимента выглядит следующим образом: 91% детей выбрали пригласительный билет в кинотеатр. Дети выбирают уже придуманных кем-то героев, события, картины. Это оказалось легче, чем вообразить самому. Почему? В чем причина? Помню, что в детстве в моей семье были традицией семейные чтения. Это было здорово, любовь к книге родители привили и мне, и моим брату и сестре, мы и сейчас, став взрослыми, с удовольствием читаем. Но сейчас такой традиции нет, это не модно. Также не во всех семьях любят почитать малышам сказку перед сном. А еще книги стали очень дорогими. Позволить себе купить хорошую книгу могут немногие, особенно с красочными иллюстрациями и на качественной бумаге. А вот компьютерную игру или мультфильм можно скачать в интернете или посмотреть по телевизору, это есть у всех. Я считаю, что с этими проблемами можно справиться. В первую очередь предлагаю пропагандировать среди родителей важность сказки в воспитании детей. Сказки формируют такие качества характера, как доброта. отзывчивость, порядочность, взаимопомощь, сострадание, учит различать добро и зло. Важно повысить значимость книги в жизни детей через различные мероприятия в школе и других внешкольных учреждениях. А также сделать книгу доступной каждому. Рямбова Валентина Николаевна, учитель КГУ «СШ им. Ю. Гагарина» | |
Просмотров: 792 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|