Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим

Эссе "Коллективный способ обучения как средство повышения эффективности учебного процесса"
Эссе
«КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача-помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к процессу обучения. Новые условия образовательной деятельности – обновление содержания образования, изменение запросов и потребностей учащихся и их родителей к качеству знаний, усложнение научного уровня информации и способов и форм её потребления, предъявляет особые требования к тем умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся.
Задача школы сегодня- воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения –развитие коммуникативных навыков.
Международной комиссией по образованию, сформулированы « четыре столпа», на которых основано современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
Поэтому нам учителям и ученикам нужно жить по этим канонам, по этим
«столпам». Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора являлся организатором познавательной деятельности ученика.
Каждый учитель на практике сталкивается с множеством проблем и трудностей, и для решения их постоянно совершенствуются через самообразование. Я тоже, как и любой другой преподаватель, стремлюсь улучшить процесс обучения. Именно поэтому я не задумываясь, стала слушателем курсов повышения квалификации 2-го уровня. Обучаясь на курсах, я открыла для себя много нового и интересного, особенно часто стала задумываться – а правильно ли я преподаю? Интересно ли моим ученикам? После проведения серии последовательных уроков и небольшого опыта я пришла к твёрдому убеждению. Что внедрение семи модулей полностью отвечает моим поискам. Особенно заинтересовал меня модуль «Новые подходы в обучении». Возможно, поэтому я определилась с темой исследования « Как групповая форма работы способствует повышению мотивации на уроках биологии», которая перекликается и с моей методической темой: « Коллективный способ обучения как средство повышения эффективности урока биологи».
Изучив модуль « Новые подходы в обучении» и посмотрев, как её умело организовывал тренер на занятиях я с первых же дней поняла, что мне нужно попробовать всё это у себя на уроках, а так же на коучинг – занятиях с коллегами. Я записывала, вникала, « пропускала всё через себя», старалась изучить дополнительную информацию об организации групповой работы, о её эффективности.
Приступая к практике в школе, я более детально рассмотрела новые подходы в обучении, пересмотрела все методы и приёмы критического мышления, которые смогу использовать на своих уроках и занятиях с педагогами. Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более « симметричным», чем взаимодействие в форме беседы « учитель- ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий.
( Руководство для учителя, стр. 183).
Особенно интересно было понаблюдать, как в новой ситуации поведут себя слабые ученики, учащиеся, которые имеют минимальным уровнем знаний, на уроках отвлекается, невнимательный, несистематически выполняет задания по предмету. Мне хотелось пронаблюдать, смогут ли такие ученики, а они есть в каждом классе, включиться в работу, помогут ли мои наблюдения им поднять мотивацию к учению.
При постановке цели обучения очень важно ориентироваться на то, чему ученики научатся к концу каждого урока. В этой связи передо мной вставали и встают вопросы:
-Какими знаниями должны обладать ученики?
- Какие ключевые идеи они должны понять на уроке?
- Какие вопросы должны быть исследованы и проанализированы на уроке учениками?
Поэтому важно продумать, какие приёмы критического мышления использовать для раскрытия темы, какие задания нужно приготовить для работы в группах
На каждом уроке я стараюсь использовать различные формы деления на группы. Задания для групп подбираю как дифференцированно, так и индивидуально.
Я отметила для себя. Что учащиеся работая в группе, чувствуют себя полноправными участниками учебного процесса. Наблюдая за детьми, я вижу, как они обсуждают задания, как внимательно слушают когда говорит кто-то из них, если не согласны, то спорят, доказывают своё мнение. Я заметила, что ребята стремятся всех включить в работу, реально оценить вклад каждого в общую оценку группы.
Анализируя свои уроки, посещая уроки коллег-уровневиков, организуя коучинги, я убедилась в том, что групповая работа повышает как учебную. Так и познавательную мотивацию участников учебного процесса.
Я увидела, что изменения, внесённые в мою практику, смогли помочь детям, они перестали бояться выступать, повысилась мотивация к обучению. Ребята с удовольствием работают в группе : читают текст, делают рисунки, записывают термины с учебника, особенно ученики 7 класса любят оставлять кластеры и т. д . Но за отведенное время они не успевают усвоить весь материал текста. Я предполагаю, что у них не сформированы навыки выделения главного в тексте, анализа, сравнения и т. д. Соответсвенно при защите проекта дети затрудняются последовательно, локаничо и исчепывающе изложить материал. Также причиной затруднения является недостаточное развитие речи . Поэтому я должна продолжить работу по поиску более эффективных методов и приемов формирования монологической речи, развивать способности учащихся быстро прочитать текст и понять его.
Главные условия работы в группе- взаимопономание между членами группы, умение разрешать конфликты. Вести грамотный. Культурный диалог.
Теперь я знаю, что могу помочь и другим. Особенно с большой ответственностью необходимо продумывать коучинг-занятия для коллег. Это особенно строгие судьи и помощники, они очень остро реагируют на ошибки и просчёты. Поэтому необходимо постоянно совершенствоваться, быть компетентной по любому вопросу. Но тем и интереснее работать дальше, идти намеченным курсом. Новые подходы используем при организации педагогических форумов: планёрок, педсоветов, семинаров. В процессе исследования я поняла, что мне очень многому ещё нужно учиться, постоянно работать надо, изучать дополнительную литературу, консультироваться с тренером, с коллегой, прошедшей курсы первого уровня.
« Учитель должен располагать достаточным объёмом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в личностном становлении. Принимая во внимание важность индивилдуализации обучения и формирования у учащихся метосознания- навыков обучения тому, как обучаться» ( Руководство для учителя, стр 145.)
Для себя я сделала вывод, что проводить уроки по старым традициям мне не интересно, просто наверное, действительно, как говорил наш тренер Тушинская Ольга Юрьевна, что в нашем сознании что-то перевернётся после прохождения трёхуровневых курсов, и мы не сможем работать как раньше, традиционно. А ещё, я всегда вспоминаю фразу, которая стала моим путеводителем профессиональной деятельности: " Меняется мир, меняемся мы".
Категория: Думаем, размышляем, спорим | Добавил: Лена8958 (2016-01-28) | Автор: Елена Михайловна E
Просмотров: 1615 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru