Главная » Статьи » В помощь учителю » Думаем, размышляем, спорим |
Эссе «КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к процессу обучения. Новые условия образовательной деятельности – обновление содержания образования, изменение запросов и потребностей учащихся и их родителей к качеству знаний, усложнение научного уровня информации и способов и форм её потребления, предъявляет особые требования к тем умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся. Задача школы сегодня- воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности обучения –развитие коммуникативных навыков. Международной комиссией по образованию, сформулированы « четыре столпа», на которых основано современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Поэтому нам учителям и ученикам нужно жить по этим канонам, по этим «столпам». Необходимо добиваться, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора являлся организатором познавательной деятельности ученика. Каждый учитель на практике сталкивается с множеством проблем и трудностей, и для решения их постоянно совершенствуются через самообразование. Я тоже, как и любой другой преподаватель, стремлюсь улучшить процесс обучения. Именно поэтому я не задумываясь, стала слушателем курсов повышения квалификации 2-го уровня. Обучаясь на курсах, я открыла для себя много нового и интересного, особенно часто стала задумываться – а правильно ли я преподаю? Интересно ли моим ученикам? После проведения серии последовательных уроков и небольшого опыта я пришла к твёрдому убеждению. Что внедрение семи модулей полностью отвечает моим поискам. Особенно заинтересовал меня модуль «Новые подходы в обучении». Возможно, поэтому я определилась с темой исследования « Как групповая форма работы способствует повышению мотивации на уроках биологии», которая перекликается и с моей методической темой: « Коллективный способ обучения как средство повышения эффективности урока биологи». Изучив модуль « Новые подходы в обучении» и посмотрев, как её умело организовывал тренер на занятиях я с первых же дней поняла, что мне нужно попробовать всё это у себя на уроках, а так же на коучинг – занятиях с коллегами. Я записывала, вникала, « пропускала всё через себя», старалась изучить дополнительную информацию об организации групповой работы, о её эффективности. Приступая к практике в школе, я более детально рассмотрела новые подходы в обучении, пересмотрела все методы и приёмы критического мышления, которые смогу использовать на своих уроках и занятиях с педагогами. Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более « симметричным», чем взаимодействие в форме беседы « учитель- ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий. ( Руководство для учителя, стр. 183). Особенно интересно было понаблюдать, как в новой ситуации поведут себя слабые ученики, учащиеся, которые имеют минимальным уровнем знаний, на уроках отвлекается, невнимательный, несистематически выполняет задания по предмету. Мне хотелось пронаблюдать, смогут ли такие ученики, а они есть в каждом классе, включиться в работу, помогут ли мои наблюдения им поднять мотивацию к учению. При постановке цели обучения очень важно ориентироваться на то, чему ученики научатся к концу каждого урока. В этой связи передо мной вставали и встают вопросы: -Какими знаниями должны обладать ученики? - Какие ключевые идеи они должны понять на уроке? - Какие вопросы должны быть исследованы и проанализированы на уроке учениками? Поэтому важно продумать, какие приёмы критического мышления использовать для раскрытия темы, какие задания нужно приготовить для работы в группах На каждом уроке я стараюсь использовать различные формы деления на группы. Задания для групп подбираю как дифференцированно, так и индивидуально. Я отметила для себя. Что учащиеся работая в группе, чувствуют себя полноправными участниками учебного процесса. Наблюдая за детьми, я вижу, как они обсуждают задания, как внимательно слушают когда говорит кто-то из них, если не согласны, то спорят, доказывают своё мнение. Я заметила, что ребята стремятся всех включить в работу, реально оценить вклад каждого в общую оценку группы. Анализируя свои уроки, посещая уроки коллег-уровневиков, организуя коучинги, я убедилась в том, что групповая работа повышает как учебную. Так и познавательную мотивацию участников учебного процесса. Я увидела, что изменения, внесённые в мою практику, смогли помочь детям, они перестали бояться выступать, повысилась мотивация к обучению. Ребята с удовольствием работают в группе : читают текст, делают рисунки, записывают термины с учебника, особенно ученики 7 класса любят оставлять кластеры и т. д . Но за отведенное время они не успевают усвоить весь материал текста. Я предполагаю, что у них не сформированы навыки выделения главного в тексте, анализа, сравнения и т. д. Соответсвенно при защите проекта дети затрудняются последовательно, локаничо и исчепывающе изложить материал. Также причиной затруднения является недостаточное развитие речи . Поэтому я должна продолжить работу по поиску более эффективных методов и приемов формирования монологической речи, развивать способности учащихся быстро прочитать текст и понять его. Главные условия работы в группе- взаимопономание между членами группы, умение разрешать конфликты. Вести грамотный. Культурный диалог. Теперь я знаю, что могу помочь и другим. Особенно с большой ответственностью необходимо продумывать коучинг-занятия для коллег. Это особенно строгие судьи и помощники, они очень остро реагируют на ошибки и просчёты. Поэтому необходимо постоянно совершенствоваться, быть компетентной по любому вопросу. Но тем и интереснее работать дальше, идти намеченным курсом. Новые подходы используем при организации педагогических форумов: планёрок, педсоветов, семинаров. В процессе исследования я поняла, что мне очень многому ещё нужно учиться, постоянно работать надо, изучать дополнительную литературу, консультироваться с тренером, с коллегой, прошедшей курсы первого уровня. « Учитель должен располагать достаточным объёмом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в личностном становлении. Принимая во внимание важность индивилдуализации обучения и формирования у учащихся метосознания- навыков обучения тому, как обучаться» ( Руководство для учителя, стр 145.) Для себя я сделала вывод, что проводить уроки по старым традициям мне не интересно, просто наверное, действительно, как говорил наш тренер Тушинская Ольга Юрьевна, что в нашем сознании что-то перевернётся после прохождения трёхуровневых курсов, и мы не сможем работать как раньше, традиционно. А ещё, я всегда вспоминаю фразу, которая стала моим путеводителем профессиональной деятельности: " Меняется мир, меняемся мы". | |
Просмотров: 1615 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|